• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 55 %

Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и патологии 5
1.1 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе. 5
1.2 Об особенностях детской комбинаторики звуко-значений 12
1.3 Своеобразие грамматического изменения слов при нарушенном развитии речи 15
1.4. Усвоение грамматической структуры предложения 21
2. Проведение эксперимента 23
2.1 Цель, задачи и порядок проведения эксперимента 23
2.2 Методология проведения эксперимента 24
2.3 Работа с результатами исследования 33
Заключение 37
Библиография 39
Приложение 44

Введение
Общее недоразвитие речи – различные сложные рече¬вые расстройства, при которых у детей нарушено фор¬мирование всех компонентов речевой си-стемы, относя¬щихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наибо-лее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афа¬зии, а также ри-нолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недо-статочность словарного запа¬са грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторич¬ных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов кор¬рекции и для предупреждения возможных осложнений в школь-ном обучении.
Общеизвестно, что грамматически правильная речь - это не только по-казатель того, что ребёнок готов к обучению в школе, но и залог успешности ребёнка в овладении грамотой и чтением. В основе письменной лежит устная речь, соответственно те дети, у которых наблюдается недоразвитие фонема-тического слуха, находятся в группе потенциальных дисграфиков (расстрой-ство письма) и дислексиков (расстройство чтения).
Чем раньше начинается их коррекции, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности.
В настоящей работе рассматривается следующая проблема: формиро-вание грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Решение данной проблемы и явилось целью нашего исследования.
Предмет исследования: содержание, структура, система и технологии коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: грамматический строй речи детей старшего до-школьного возраста с общим недоразвитием речи (3-ого уровня).
Гипотеза исследования: нарушение формирования всех компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи и своеобразие психиче-ского развития в целом обуславливают недостаточную готовность их к пись-му и чтению.
Формированию грамматического строя речи у детей с общим недораз-витием будет способствовать система коррекционной работы по целенаправленному развитию психических функций, обеспечивающих процесс усвоения грамматики.
База исследования – ДОУ № 35 г. Тирасполя.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Сформировать констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
Библиография

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодо-лению стертой дизартрии. М., 2016.
3. Баряева, Л. Б. Учим детей общаться. Формирование коммуника-тивных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого разви-тия: Учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016. — 144 с.
4. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2016. — 400с.
6. Бурлакова, М. К. Коррекция сложных речевых расстройств : сборник упражнений / М. К. Бурлакова. - Москва : В. Секачев, 2016. — 362 с
7. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом... / И. В. Вачков. — М. : Генезис, 2016. — 285 с.
8. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: ACT Астрель, 2010. — 141с.
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2016. — 516с.
10. Гаркуша Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития до-школьника с нарушением речи // Логопед, 2009. № 1. С. 10–17.
11. Гербова, В. В. Коммуникация: развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. — М. : Мо-заика-Синтез, 2013. — 160 с.
12. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказы-ваний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: В. Секачев, 2012.
13. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. М., 2013.
14. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказы-ваний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. по-собие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.
15. Глухов В.П. Психолингвистика: Учебник для педагогических и гуманитарных вузов. М., 2013.
16. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке.-СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010.
17. Диалог: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования соответствует Федеральным государственным требованиям / рук. авт. коллектива О. Л. Соболева. — М. : Дрофа, 2013. — 863 с.
18. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М., 2009. — 144с.
19. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника : методиче-ское пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. — М. : Моза-ика-Синтез, 2016. — 126 с
20. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. — Екатерин-бург, 2016. — 316с.
21. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2009. — 320с.
22. Киселева В. А. Комплексное исследование детей со стертой ди-зартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. 10.Шаховской, Т. В. Волосовец. — Воронеж, 2016. С. 39–50.
23. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития : учебно -методический комплекс / Л. В. Ковригина / м-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Новосибирский гос. пед. ун-т". — Новосибирск : НГПУ, 2016. — 169 с.
24. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обу-чающихся по направлению и специальностям психологии / В. В. Лебедин-ский. — М.: Академия, 2016. — 140 с.
25. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. — М.: Просвещение, 2009. — 159с.
26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
27. Львов М. Р. Основы теории речевой деятельности. — М., 2016. — 248с.
28. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонаци-онной выразительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Поздня-кова. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 143 с
29. Лукаш, О. А. Нейропсихологические основы формирования речи у детей / О. А. Лукаш. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. — 165 с.
30. Маршак, С. Я. Стихи, песенки, загадки : стихи для дошкольного возраста / С. Я. Маршак. — М.: Планета детства, 2012. — 191 с.
31. Мастюкова Е. М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. — М., 2016. — 120с.
32. Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр [Текст] / А. В. Никитенко // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 70-75.
33. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: «Фе-никс», 2016. — 448с.
34. Приходько О. Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. — СПб, ЛГОУ, 2009. — С. 7–10.
35. Приходько, О.Г. Ранний возраст. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под ред. О. Л. Соболевой. — М. : Дрофа, 2013. — С. 28-81.
36. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи; под ред. Л.В. Лопатиной. — СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Ба-ряевой, 2009. — 415 с.
37. Пылаева, Н. М. Учимся видеть и называть: методика развития зрительно -вербальных функций у дошкольников: методическое руководство / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина. — М. : В. Секачев, 2012. — 23 с.
38. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагно-стической и коррекционной работы психолога. — М., 2009. — 216с.
39. Cеменова Л.Э. Проявление гендерной субъективности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием. Нижний Новгород, 2009.
40. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи до-школьников //Логопедия сегодня. - 2016г. - №2. - С.26-30
41. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73
42. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. — 524 c
43. Ушинский, К. Д. Воспитание человека: Избранное / К. Д. Ушин-ский. — М. : Карапуз, 2000. — 256 с.
44. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи : программно -методические рекоменда-ции / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. — 2-е изд., — М. : Дро-фа, 2010. — 189 с.
45. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием ре-чи. Воспитание и обучение. — М., «Издательство ГНОМ и Д», 2016. — 128с.
46. Халилова, Л. Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология / Л. Б. Халилова, А. С. Володина. — М. : Изд-во: Парадигма, 2013. — 152 с.
47. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие).
48. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.2 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 293 с. - (Педагогическое наследие).



Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.