• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 60 %

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...….7
1.1.Понятие и сущность коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе……………………………………………………....7
1.2.Роль лингвистических игр в процессе развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………13
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….…21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста….22
2.1.Исследование исходного уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………………......................22
2.2.Дидактический материал по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..31
2.3.Результаты контрольного эксперимента ……………………….…...….....37
Выводы по 2 главе …………..………………………………………...…….…..42
Заключение……………………..……….………………………………….…….43
Литература………..………………..……………………………..……..….…...45
Приложения ……………………………………………………….…………….50
Введение

Изменение системы дошкольного образования, определяемое ФГОС ДО, требует в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности дошкольников с развитыми предпосылками универсальных учебных действий, подготовленных к дальнейшему обучению в школе. Уже с раннего возраста дети начинают общаться и говорить. В момент поступления в школу у них обычно уже имеется целый ряд коммуникативных и речевых компетенций. Традиционно, большое внимание в психологии и педагогике уделяется развитию речи и общению, а также коммуникативно-речевой стороне детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день, у большинства детей, поступая в школу, обнаруживаются ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать в одиночку, не обращая внимания на партнера, не учитывая мнение окружающих и не владея азбукой коммуникации. Это предрасполагает к тому, чтобы педагог искал наиболее эффективные средства для развития коммуникативных умений.
В содержании предлагаемой концепции под коммуникативными умениями понимается смысловой аспект общения и социального взаимодействия детей, начиная с установления контактов, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных отношений [27].
Факторами развития коммуникативных умений старших дошкольников являются:
• необходимость в ускоренном совершенствовании образовательного пространства для оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей;
• необходимость сохранности единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы;
• возрастание требований к коммуникационному взаимодействию, толерантности членов поликультурного общества.
Все это предъявляет повышенные требования к подготовке детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.
В связи с этим, работа, которая направлена на развитие коммуникативных умений, особенно актуальна на этапе дошкольного образования.
Следовательно, для успешного развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста необходима целенаправленная и организованная работа.
Цель исследования: выявить и описать возможности лингвистических игр для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: лингвистические игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: лингвистические игры будут являться эффективным средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, если:
 подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями;
 учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
 основным условием использования игр являются их повторяемость и усложнение.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
 раскрыть сущность понятий «коммуникативные умения», «лингвистическая игра»;
 описать и подобрать методики развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
 разработать дидактический материал по формированию коммуникативных умений при помощи лингвистических игр у детей старшего дошкольного возраста;
 экспериментально проверить эффективность методов и средств диагностики коммуникативных умений;
 систематизировать и обобщить результаты исследования.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории о единстве сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; взаимосвязи обучения и развития Л.С. Выготского; внутреннего строения деятельности А.Н. Леонтьева; общедидактические положения о развитии коммуникативных умений Л.С. Выготского, А.Е. Дмитриева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, теоретические разработки в области педагогических технологий В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.
Теоретическая база исследования опирается на основы формирования коммуникативных умений дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, и др.
Методы исследования:
 теоретические (изучение педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение);
 эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, эксперимент);
 математические (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Теоритическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Заключение

В психолого-педагогической литературе встречаются различные трактовки понятия «коммуникативные умения», их объединяет практическая направленность и указание на те, или иные, компоненты общения. Коммуникативные умения рассматривают, как сложные, включающие в себя следующие компоненты: владение вербальными и невербальными средствами общения, умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения.
Коммуникативные умения нашли свое отражение в идеях отечественных и зарубежных ученых, таких как А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова, Л.А. Дубина и др.
При использовании лингвистических игр с детьми старшего дошкольного возраста, происходит становление культуры речи детей и общения: формируется чёткость произношения (орфоэпическая культура); правильность постановки ударения в словах, грамотность, ясность и умение правильно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими(грамматическая правильность речи); развивается диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируется интонационная выразительность речи; предпосылки письменной речи; происходит стимуляция речевой активности ребёнка в целом.
С целью определения эффективности использования лингвистических игр в развитии коммуникативных умений старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование.
В ходе экспериментальной работы выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента у детей уровень развития коммуникативных умений отражает средний показатель.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан комплекс лингвистических игр для детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. После проведения экспериментальной работы уровень развития коммуникативных умений детей контрольной группы повысился незначительно, а детей у экспериментальной группы наблюдается значительное повышение уровня развития коммуникативных умений.
По результатам исследования можно сказать, что дети научились устанавливать контакт со сверстниками, сопереживать, уступать и сотрудничать друг с другом, отвечать поставленные вопросы, задавать вопросы в ходе диалога, своевременно вступать в диалог и завершать его. Кроме того, адекватно передавать и воспринимать информацию.
Таким образом, разработанный нами дидактический материал является эффективным средством развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, поставленная нами цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. —М.: Изд. центр "Академия", 1997. – 132 с.
3. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики: [Краткий очерк] / Ю.Д.Апресян. – М. : Просвещение, 1966 . – 302с. : схемы. – (Вопросы советского языкознания) . - Библиогр.:с.283-301 .
4. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей. – 2-е издание., испр. и дополн. – М.,2008. – 128 с.
5. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. 1998. № 6, с.86 - 89.
6. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 6-13.
7. Богуш А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста: Метод.пособие / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. — Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2003. — 251 с.
8. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. С. 200-508.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 570 с.
11. Галигузова, JI.H. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 154с.
13. Доронова Т. О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. 2007. № 8, с. 18-31.
14. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2014. – 64 с.
15. Ельцова О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольное воспитание. 2009. № 12, с. 21-24.
16. Калмыкова Л.А. Детская речь как многомерный феномен / Л.А. Калмыкова // Проблемы онтолингвистики – 2009. – СПб: Златоуст, 2009. – С. 25 – 28.
17. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2 -7 лет: метод.пособие для воспитателей /О.А.Карабанова, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева. М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
18. Каравасилиади С.К. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников // Наша сеть: социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/04/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-doshkolnikov
19. Клюева, Н. В. Учим детей общению [текст]: пособие для работников ДОУ / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
20. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 237 с.
21. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 161-164.
22. КомароваТ. С. , И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011. – 400 с.
23. Королева Г.Р. Учим общаться / Г.Р. Королева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 2. – С. 52-56.
24. Крутий Е. Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и речевого общения детей младшего дошкольного возраста. — http://www.kzdeti.com/
25. Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009 .-№3. - с.34.
26. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина; ред. А. Г. Рузская; Рос. акад. образования (РАО), МПСИ. – 2-е изд. – М. : Изд-во МПСИ, 2001 . – 384 с
27. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе [текст]: дис. . канд. пед. наук / М.Г. Маркина. Одесса, 1991.-179 с.
28. Меркулова О.Н. Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию // Ребенок в детском саду. 2012. № 2, с.9-10.
29. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник. М., 2005. – 350 с.
30. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры / Л.Р. Мунирова. - М.: Наука, 2013. - 205 с.
31. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -292с.
32. Паршутин И.А. «Исследуем детские межличностные отношения» журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения 2014 №9.
33. Ремизова Г. Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч. - 2001. - N 4. -С. 17-21.
34. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 2006
35. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
36. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников.–М.: ВЛАДОС,2005.– 184 с
37. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников.–М.: ВЛАДОС,2005.– с.97
38. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель. 2008. № 1, с. 58-65.
39. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. - 2012. - № 1. - С. 58-62.
40. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. – М., 2009
41. Сомкова О.Н. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 40.
42. СомковаО.Н. Развиваем речь детей / О.Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33.
43. Социализация человека / под ред. А.В. Мудрика. - М.: ИЦ «Академия», 2014. - 304 с.
44. Ушакова О.С.,Карпова С.Н. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
45. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Творческий Центр Сфера, 2001.
46. ФГОС ДО
47. Филиппова, Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности / Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев. - Пермь: Перм. ун-т, 1992. – 264 с.
48. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 256 с.
49. Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей/ К.И. Чуковский.- М.: Педагогика,1990.- 384с.
50. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 2009
51. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2007// Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование». – 253 c.
52. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня, М 2004


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.