• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 60 %

Содержание
Введение......................................................................................................3
Глава I. Теоретическое исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………………….5
1.1. Понятие и сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе....................................................................................5
1.2. Элементы народного декоративно-прикладного творчества в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...10
Выводы по I главе.....................................................................................16
Глава II. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного творчества………………………………..………………………………………17
2.1. Выявление исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.............................................................17
2.2. Практическая работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного творчества.......................................................................................23
Выводы по II главе...................................................................................28
Заключение ..............................................................................................29
Литература.................................................................................................31
Приложения...............................................................................................33

Введение
Одним из действенных средств развития творческих способностей детей признано народное декоративно-прикладное творчество, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре, как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Из всего вышесказанного вытекает актуальность исследования.
Цель исследования: выявить особенности влияния народного декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народное декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что народное декоративно-прикладное творчество может являться эффективным средством развития творческих способностей дошкольников.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть специфику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов народного декоративно-прикладного творчества;
- подобрать методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами декоративно-прикладного творчества.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, беседа, наблюдение, анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования послужили труды следующих ученых: А.П. Усовой, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Л.С. Выготского, Г.В. Лубанской, Н.А. Ветлугиной и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в практике работников дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Заключение
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понятием понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т.д.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно- прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образов.
Наше исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад №21, Нижегородской обл. Ардатовского р-н, р.п. Мухтолово.
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Во время первого этапа мы определяли уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах. Проанализировав результаты мы пришли к выводу о необходимости развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе второго этапа нашего исследования нами была разработана и проведена система работы по развитию творческих способностей дошкольников с использованием народного декоративно- прикладного искусства. После чего нами был проведен третий этап исследования контрольный эксперимент, который проводился по тем же параметрам, что и констатирующий эксперимент. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, о том что, систематическое применение народного декоративно-прикладного творчества на занятиях в ДОУ помогает повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проведя эксперимент и сравнив результаты, мы сделали вывод о том, что развитие творческих способностей дошкольников будет более успешным, если систематически использовать народное декоративно-прикладное творчество в работе ДОУ, что подтверждает нашу гипотезу.

Литература
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия) /А.П. Аверьянова. - М.: Синтез, 2001.
2. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богусловская. - СПб., 2005.
3. Гаврилова В.В. Декоративное рисование / В.В. Гаврилов. - Волгоград: Учитель, 2010.
4. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация дошкольников. - Москва. МИПКРО, 2009.
5. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. -Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. - Москва. Академия, 2009.
7. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. - Москва. Просвещение, 2008.
8. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - Москва. Просвещение, 2000.
9. Жалова С. Росписи хохломы. - Москва. Детская литература, 2011.
10. Жигалова С. Росписи Хохломы.- Москва. Детская литература, 2001.
11. ЗлотниковВ. Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. - М., 2001.
12. К. Назарова Городецкие чудеса - Издательство Малыш- Ростов-на-Дону - 2008 г.
13. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - Москва. Педагогика, 2013.
14. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - Москва. Просвещение, 2005.
15. Клиенов А. П. Народные промыслы. - Москва. Белый город, 2002.
16. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс,2008.
17. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 2005.
18. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.- Москва. Мнемозина, 2005.
19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников.- Москва. Педагогическое общество России, 2005.
20. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - Москва. Феникс, 2003.
21. Корчинова О.В. Декоративно- прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов на Дону Феникс - 2002г.
22. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. - М. Просвещение, 2006г.
23. Моран А. «История декоративно- прикладного искусства». - М., 2006.
24. Н.Б Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.- М. Просвещение, 2004г.
25. Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя.- М., «Просвещение», 2006г.
26. Хвастунова Т. А. Организация предметно - развивающей среды в соответствии с современными требованиями// Воспитатель ДОУ. - 2014. - №2. - С. 28


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.