• Категория: Техносферная безопасность. БЖД
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" 7
1.1 Общая характеристика управления образованием на современном этапе 7
1. Особенности преподавания курса ОБЖ 18
1.3 Современные проблемы преподавания курса ОБЖ 29
ГЛАВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Содержание опыта безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста по результатом констатирующего эксперимента 40
2.3 Изучение влияния разработанных педагогических условий на формирование опыта безопасного поведения 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 86

ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития образования в России, характеризующийся продолжающимися реформами и интенсивными инновационными процессами, требует сущностных изменений в управлении этой социальной сферой. Необходим не только пересмотр парадигмы управления, но и целый комплекс мер по повышению его эффективности и снижению излишней централизации.
Структурные и качественные изменения системы образования по причинам этих изменений не являют собой автономный, самовоспроизводящийся и самоуправляющий замкнутый объект.
Есть два мощных внешних фактора, предопределяющих характер и направленность, масштабы и темпы структурных изменений. Этот фактор - спрос на образовательные услуги со стороны населения в целом, как показатель потребности культурного развития, и гарантия качества профессиональных знаний, соответствующих конъюнктуре спроса на высококвалифицированных рабочих и специалистов на рынке труда. Это говорит о соответствии доминирующей структуры специализаций в системе профессионального образования структуре профиля запрашиваемых головными предприятиями страны специалистов.
Сложившаяся система органов власти в России в современных условиях, осуществляет государственное управление образованием и включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим Правительству РФ отведены функции проведения единой государственной политики в области образования на территории всей страны, определения основных направлений развития и совершенствования, как общего, так и профессионального образования.
Вместе с тем, можно констатировать, что содержание идей, положенных в основу реформирования образования в России, не вызывает сомнений - широкое внедрение в общественное сознание через образование идеологии гражданского общества, основанной на гуманистически ориентированных рыночных отношениях, что предполагает воспитание гражданина, способного совершить сознательный, адекватный личностным интересам, возможностям и общественным и государственным потребностям, выбор жизненного пути и нести в дальнейшем полную ответственность за этот выбор.
Находятся в соответствии с заявленной идеологией и перечень и содержание базовых проектов, которые предполагается осуществить в рамках проводимых реформ.
Речь идет об основанных на принципах компетентностного подхода, конкретизирующего в образовательной сфере содержание глобальных идей общественного переустройства, таких проектах, как единый государственный экзамен (ЕГЭ), новые государственные образовательные стандарты, введение в государственную образовательную систему финансово-экономической самостоятельности образовательных учреждений, право перехода образовательного учреждения в статус образовательной организации, конкретизация в различных формах идей паритетного государственно-общественного управления образовательными институтами, создание единой общенациональной системы оценки качества образования.
Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.
Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления.
Объект исследования: Муниципальная система дошкольного образования.
Предмет исследования: Современные проблемы ОБЖ и их место в школьном рексурсе.
Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование навыков безопасного поведения младших школьников, может быть эффективным при условии, если:
- разработана модель процесса формирования навыков безопасного поведения в быту у учащихся начальной школы, отражающую специфику содержания и механизмов взаимодействия школы и внешкольного образования;
- выделены направления, определены условия и механизмы реализации модели, которая формирует навыки безопасного поведения в быту у младших школьников, обеспечивающие развитие у них потребности в безопасности через здоровый образ жизни и готовности применения навыков безопасности в реальной жизни;
- определена критериально-оценочная база диагностики уровня сформированности у младших школьников навыков безопасного поведения.
Цель исследования: Разработать программу формирование навыков безопасного поведения в быту у младших школьников на основе современных методов организации образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы управления образованием в структуре механизмов государственного управления;
2. Рассмотреть проблемы преподавания курса ОБ на современном этапе;
3. Разработать структурно-содержательную модель формирования безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста: выявить принципы, определить функции и разработать содержание;
4. Провести экспериментальную работу по формированию безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста;
5. Обосновать педагогические условия формирования безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ литературных источников, мы выяснили, что в своей жизнедеятельности, то есть создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию.
Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области "Безопасность жизнедеятельности".
Структурно программы курса ОБЖ состоят из трех содержательных линий. Распределение тематики ОБЖ по ступеням образования соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях. Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы обучения ОБЖ решают задачу развития творческих способностей личности школьника.
В целом, анализ полученных результатов показал, что выявились существенные различия по основным параметрам опыта безопасного поведения в быту у детей экспериментальной и контрольной группах. Это стало возможно благодаря использованию ряда специфических педагогических условий, способствующих формированию ОБП у школьников; отбор доступного содержания правил бытовой безопасности; планирования педагогического процесса; наглядно-дидактическая оснащенность; применение игровых форм работы с детьми как коллективных, подгрупповых, так и индивидуальных, классных часов, экскурсий и бесед.
Итак сравнительный анализ эмпирических данных и метод математической статистики доказали действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования опыта безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 104.1978) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — №15. — Ст. 407.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 111993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12008 № 6-ФКЗ, от 30.12008 №7-ФКЗ, от 05.02014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». — 04.08.2014. — №31. — Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 29.12012 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 31.1201 — №53 (ч. 1). — Ст. 7598.
4. Федеральный закон от 29.12012 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 31.1201 — №53 (ч. 1). — Ст. 7598.
5. Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 111.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.1996. — № — Ст. 150.
6. Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 111.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.1996. — № — Ст. 150.
7. Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 111.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.1996. — № — Ст. 150.
8. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/39758 (дата обращения: 20.11.2017).
9. Об образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 012011 № 385-ФЗ). URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 25.09.2017).
10. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/39758 (дата обращения: 20.11.2017).
11. Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Дашков и К, 200
12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций; изд. 2-е, дополн. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.
13. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М. «Экономика», 201 163 с.
14. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография. Каз.: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. 340 с.
15. Бондалетов В.В. Роль социального образования в кадровом обеспечении молодёжных НКО. В сборнике: Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного развития России Сборник материалов XI Всероссийского социально-педагогического конгресса. 2011. С. 122-12
16. Брунер Дж. Культура образования. Москва: Просвещение, 2016. 223 с.
17. Воробьева С.В. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами/Основы управления образовательными системами. / С.В. Воробьева.- М.: Изд.центр «Академия», 2008.
18. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - 9-е изд. - М.: «Вита- Пресс», 2009.
19. Государственное управление образованием в России/ С.Н.Братановский, В.А. Юсупов: Волгогр. ин-т экономики, социологии и права. Волгоград: Изд-во Волгогр. ин-та экономики, социологии и права, 2004.
20. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 200
21. Заруба Н.А. Актуальность адаптивного подхода к подготовке специалистов в условиях социальных трансформационных процессов российского общества. /Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (29-1). - с. 109-115
22. Заруба Н.А. Инновационный менеджмент в сфере муниципального управления: проблемы и пути решения./ В сборнике: «Учим управлять и учимся управлять»/ Второй сборник научных статей. Составление и научное редактирование: Н.А. Заруба, Н.Н. Егорова. 2016. с. 7-19.
23. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Подгорный А.Н., Никифорова О.А., Заруба Н.А., Литвинова Н.А., Пономарева В.С./ Психологические и валеологические подходы к профессиональному самоопределению учащихся./ Валеология. 1997. № - с. 9-10.
24. Ковальчук О. В. Теория и практика управления инновационными процессами в муниципальной системе образования: монография. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2014 140 с.
25. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005. - 368 с.
26. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.in-n.ru.
27. Крахмалев А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С.39.
28. Лекция № 5 «Исторические аспекты развития управления» (дата обращения: 20.11.2017) http://webarhimed.ru/page-744.html
29. Литвиненко Э. В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений: монография. Москва: Прометей, 2005, 252 с.
30. Максимова В.Н. Современный образовательный менеджмент: учебное пособие. СПб: ЛГУ, 201 264 с.
31. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-898)
32. Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.
33. Радугин А. А. "Педагогика" М. 2013. 235 с.
34. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Социология образования: Единый государственный экзамен в контексте педагогической деятельности / / Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № С. 49-56.
35. Субетто А. И. Основы системологии образования: монография в 2 ч. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 251 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Список предметов, предлагаемых ребенку в 1 серии констатирующего эксперимента (для выявления знаний об источниках опасности).
Задание. Выбери предметы, приводящие к…:


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.