• Категория: Арбитражное право и процесс

Содержание Введение 3 1. Сущность и значение признания и приведения в исполнение иностранных судебных актов в российском арбитражном процессе 5 1.1. Содержание признания и приведения в исполнение иностранных судебных актов 5 1.2. Сущность признания и приведения в исполнение иностранных судебных актов 8 2. Правовые условия признания и приведения в исполнение в России актов иностранных судов 14 2.1. Объекты признания и приведения в исполнение 14 2.2. Категории судебных актов, подлежащих признанию и приведению в исполнение в России 16 3. Условия признания и приведения в исполнение в России иностранных судебных решений 21 3.1. Предпосылки для признания и приведения в исполнение в России актов иностранных судов 21 3.2. Основания к отказу в признании и приведении в исполнение иностранных судебных актов 24 Заключение 30 Список использованной литературы 33 Введение В современных условиях для сохранения хозяйственных связей между компаниями из различных государств важно обеспечить признание и исполнение иностранных судебных решений по экономическим спорам. Зачастую невозможность исполнения судебного решения по спору в сфере предпринимательства блокирует определенный сектор имущественного оборота. Для предотвращения подобных неблагоприятных последствий российская организация должна иметь возможность взыскать убытки на территории иностранного государства на основе решения арбитражного суда Российской Федерации. И наоборот, решение иностранного суда должно исполняться на территории России посредством участия арбитражных судов в процедурах международной правовой помощи. К их числу относится процесс признания за иностранным решением юридической силы на территории Российской Федерации (так называемая выдача экзекватуры), а затем (при необходимости) принудительное приведение его в исполнение в РФ. Обе названные процедуры Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (далее по тексту - АПК РФ) совмещает в одном судебном производстве, проводимом в порядке, предусмотренном главой 31. Вопрос о допустимости признания и приведения в исполнение иностранных судебных актов на территории России является одним из проблемных в сфере международных отношений. В теории суды могут как признавать и приводить в исполнение все иностранные решения, так и, наоборот, не допускать признания и исполнения каких-либо иностранных решений в принципе. В то же время законодательство любого государства наделяет иностранных граждан и организации правом обращаться в национальные суды за защитой прав и охраняемых законом интересов. И вместо того чтобы испрашивать исполнения решения одного государства на территории другого, гражданам и организациям целесообразно изначально обращаться в суд того государства, в котором будет производиться реализация судебного акта. Как правило, считается, что исполнение иностранных решений является не просто вторжением, а вторжением в значительной степени в суверенитет государства, на территории которого было вынесено постановление. Суверенитет обычно определяется как обязательный признак государства, характеризующий его конституционно-правовой статус, сущность которого заключается в самостоятельности, независимости и верховенстве государственной власти при решении любых вопросов внутри страны. Общепризнано, что государственный суверенитет имеет четкие пространственные пределы действия, за которые монопольное право государства на свободное разрешение своих дел не распространяется. Взаимное признание иностранных решений по гражданским делам, повышая уровень доверия контрагентов к российским гражданам и организациям, служит целям увеличения объема международного сотрудничества, привлечения инвестиций, сохранения старых, развития существующих и установления новых межгосударственных связей. По этой причине всесторонняя разработка вопросов признания и исполнения решений иностранных судов в российском арбитражном процессе на основе российской и западноевропейской доктрины и всестороннего анализа судебной практики, выполненная через призму реализации нашим государством собственных функций, видится актуальной и своевременной. Заключение Подводя итог проведенному исследованию, можно выделить основные положения, которые должны учитываться при совершенствовании регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений, а также при решении вопроса о допустимости признания и приведения в исполнение в России конкретного акта, исходящего от органов юстиции другого суверенного государства. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов на территории России допустимо исключительно в порядке и на условиях, установленных самой Российской Федерацией. По этой причине можно говорить о том, что признание и исполнение иностранных судебных актов одного государства на территории другого, если, конечно, такое признание не было навязано извне, суверенитета страны не только не умаляет, но и практически не затрагивает. Признание и приведение в исполнение на территории России иностранных судебных постановлений обусловлено объективной необходимостью, поскольку служит целям обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, является обязанностью любого демократического правового государства. Признание иностранного судебного решения представляет собой юридический акт суверенного государства, который может быть выражен вовне не только посредством судебного санкционирования такого признания, но и иными способами, например посредством закрепления процедуры автоматического признания в законе. Основная роль в регулировании вопросов признания и приведения в исполнение в России иностранных судебных актов, несмотря на приоритет международно-правовых источников, принадлежит АПК РФ, который несет в себе всестороннее регулирование предпосылок, условий и процедур признания иностранных решений. При ответе на вопрос о соотнесении закрепленных во внутреннем законе и международном договоре оснований к отказу в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений необходимо учитывать направленность конкретного основания к отказу. Оправданным будет являться отказ в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда по такому закрепленному во внутреннем законе основанию, которое направлено на защиту публичного интереса, несмотря на отсутствие прямого закрепления такого основания к отказу в соответствующем международном договоре. В то же время нельзя признать правомерным отказ в признании иностранного решения по такому закрепленному во внутреннем законе основанию, которое направлено исключительно на защиту прав частного лица и не отражено в международном договоре. Говоря об объектах признания и приведения в исполнение, необходимо учитывать, что для признания и приведения в исполнение иностранного судебного акта в большинстве случаев не имеет значения, был ли им разрешен имущественный материально-правовой спор либо вопрос, который в большей степени носит процессуальный характер. Принципиальное значение для признания имеет лишь то условие, что с иностранным актом в стране вынесения решения связывается приобретение, изменение либо утрата стороной каких-либо прав и обязанностей. В круг объектов признания и исполнения по общему правилу входят акты, вынесенные по результатам рассмотрения дела по существу с использованием судебной процессуальной формы, судебного метода ведения процесса. Иные иностранные судебные акты, к которым относятся постановления о принятии обеспечительных мер и имеющие исполнительную силу аутентичные акты, могут быть приведены в исполнение в России только при наличии прямого указания на такую возможность в международном договоре. Оправданным является выделение двух групп правовых условий для признания и приведения в исполнение иностранных решений: позитивные условия, которые должны быть в наличии для признания иностранного решения, и негативные, установление наличия которых исключает признание иностранного решения. При этом общие позитивные условия могут быть охарактеризованы как предпосылки для признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений. Важнейшей предпосылкой для признания и приведения в исполнение актов иностранных судов в России является наличие двустороннего либо многостороннего международного договора, предусматривающего такую возможность, либо федерального закона, который прямо говорит о допустимости признания и приведения в исполнение иностранных решений в отсутствие международного договора. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов содействует реализации принципа процессуальной экономии, поскольку установить наличие правовых условий для признания суду, как правило, проще, чем рассматривать заново спор по существу. В то же время невозможность приведения в исполнение актов иностранных судов в отсутствие международного договора обуславливает необходимость повторного рассмотрения дела судом государства, где требуется исполнение, что может обернуться дополнительной нагрузкой на судебную систему. Основным фактором, определяющим допустимость признания и санкционирования исполнения иностранного акта без международного договора в России, должен выступить критерий соответствия последствий исполнения решения выполнению функций государства, определенных на основе Конституции. В Российской Федерации должен действовать такой механизм признания иностранных решений, который в отсутствие межгосударственных соглашений позволил бы воплощать в жизнь лишь такие иностранные акты, исполнение которых соответствует целям защиты прав граждан и организаций. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445. 2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012. 3. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в Нью-Йорке в 1958 г.) // Вестник ВАС РФ. - № 8. – 1993. 4. Договор о взаимном оказании правовой помощи между СССР и Иракской Республикой, подписанный в Москве 22 июня 1973 г. // Ведомости ВС СССР. - 1974. - № 19. - Ст. 293 5. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 17.01.2001 г. «О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь» // Собрание законодательства РФ. - 2003 г. - № 7. - Ст. 550. 6. Богатина Ю.Г. Оговорка о публичном порядке в международном частном праве: теоретические проблемы и современная практика // М.: Статут, 2010. - 408 с. 7. Воронцова И.В., Соловьева Т.В. Постановления Европейского суда по правам человека в гражданском процессе Российской Федерации / под ред. О.В. Исаенковой // М.: Волтерс Клувер, 2010. - 224 с. 8. Гуреев В.А. Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений: российское законодательство и европейский опыт // Современное право. - 2010. - № 4. - С. 132 - 140. 9. Давыденко Д., Муранов А. Вопросы признания и (или) приведения в исполнение иностранных решений в России // Корпоративный юрист. - 2007. - № 3. – С. 42 - 46. 10. Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы: монография // М.: Проспект, 2010. - 576 с. 11. Зайцев Р.В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / под ред. В.В. Яркова. // М.: Волтерс Клувер, 2007. - 208 с. 12. Зимненко Б.Л. К вопросу об исполнении и признании иностранных судебных и арбитражных решений при условии взаимности // Журнал российского права. – 2006. - № 8. – С. 58 – 66. 13. Ерпылева Н.Ю. Международный коммерческий арбитраж: институционно-нормативный механизм правового регулирования // Законодательство и экономика. - 2011. - № 1. - С. 38 - 58. 14. Карабельников Б.Р. Исполнение и оспаривание решений международных коммерческих арбитражей. Комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и главам 30 и 31 АПК РФ 2002 г.. 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Статут, 2008. - 606 с. 15. Конев Д.В. Особенности приостановления исполнения судебных актов по делам о выдаче экзекватуры и по делам с участием иностранных лиц в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 5. - С. 25 - 28. 16. Курочкин С.А. Государственные суды в третейском разбирательстве и международном коммерческом арбитраже // М.: Волтерс Клувер, 2008. - 296 с. 17. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: монография // М.: РАП, Волтерс Клувер, 2010. - 304 с. 18. Николюкин С.В. Международный коммерческий арбитраж // М.: Юстицинформ, 2009. - 216 с. 19. Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: более 350 актуальных вопросов: Практическое пособие / Д.Б. Абушенко, С.Л. Дегтярев, М.Л. Скуратовский и др.; под ред. В.В. Яркова, С.Л. Дегтярева // М.: Юрайт-Издат, 2005. - 284 с. 20. Проблемы международного частного права / Под ред. Н.И. Марышевой. // М., 2000. - С. 204. 21. Рожкова М.А., Елисеев Н.Г., Скворцов О.Ю. Договорное право: соглашения о подсудности, международной подсудности, примирительной процедуре, арбитражное (третейское) и мировое соглашения / под общ. ред. М.А. Рожковой. // М.: Статут, 2008. - 525 с. 22. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2010. 23. Сахнова Т.В. Иностранная государственная и негосударственная юрисдикция: проблема признания // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. - 2007. - № 6 / под ред. В.В. Яркова // СПб.: Юридическая книга, 2008. - С. 241 - 247. 24. Свирин Ю.А. Теоретические и правовые основы исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации // Налоги. - 2009. - № 36. - С. 23 - 25. 25. Соловьева Т.В. Международный договор как условие признания и исполнения иностранного судебного решения // Исполнительное право. – 2008. - № 3. – С. 18-20. 26. Юрова Н.М. Международное гражданское процессуальное право: теоретические основы имплементации норм в правовой системе Российской Федерации // М.: Волтерс Клувер, 2008. - 352 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.