• Категория: Автоматизация управления
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 77 %

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 6

1.1 Технико-экономическая характеристика МОУ ДОД «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска. 6

1.2 Постановка задачи. 13

1.3 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования. 22

Выводы по главе 1. 26

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ.. 27

2.1 Разработка концепции новой АС.. 27

2.2. Обоснование проектных решений по видам обеспечения АС «ProfNavigator». 36

2.3 Разработка системной архитектуры.. 40

Выводы по главе 2. 44

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ.. 45

3.1 Информационной обеспечение автоматизированной системы ProfNavigator 45

3.2 Программное и технологическое обеспечение АС ProfNavigator 50

3.3 Проведение мероприятий по сопровождению и конфигурационному управлению АС ProfNavigator 54

Выводы по главе 3. 59

ГЛАВА 4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ И СОПРОВОЖДЕНИЕ АС «PROFNAVIGATOR». 60

4.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности. 60

4.2. Расчет показателей экономической эффективности проекта. 66

Выводы по главе 4. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 75

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества — важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема. Профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Подростку приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, то есть сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, и главное — свои способности и склонности. [16]

Существующие сегодня программы профориентации подростков, как правило, ориентированы на расширение представлений подростков о мире профессий, о собственных склонностях и интересах. По сути, данными программами у подростка формируется система дополнительных, но неадекватных представлений.

Подход, который предлагается к решению проблемы: профориентация не как узкоспециализированная область психологического знания и образования, а как средство социализации подрастающего поколения путем формирования у него способности к профессиональному самоопределению, к целеполаганию, анализу ситуации на рынке труда. Считаем целесообразным автоматизировать некоторые процессы профориентационной деятельности с целью повышения ее эффективности.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы – «Разработка автоматизированной системы «Профориентация подростков» в МОУ ДОД «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска».

Объектом исследования является деятельность отдела профессионального самоопределения муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска (далее ЦДТ).

Предметом исследования служит процесс профессионального самоопределения подростков.

Цель дипломной работы – разработать автоматизированную информационную систему по профессиональному самоопределению подростков. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) провести предпроектное обследование предметной области (отдел профессионального самоопределения ЦДТ);

2) на основе проведенного анализа выявить «узкие места» и принять управленческое решение по их устранению;

3) разработать техническое задание на разработку АС по профессиональному самоопределению подростков в ЦДТ ОР г. Магнитогорска;

4) разработать АС по профессиональному самоопределению подростков в ЦДТ ОР г. Магнитогорска, провести опытно-промышленную эксплуатацию;

5) дать технико-экономическое обоснование разработки АС по профессиональному самоопределению подростков в ЦДТ ОР г. Магнитогорска.

При анализе существующей проблемы используется следующая технико-методологическая основа: структурный подход к анализу и проектированию; методика системного проектирования; CASE-средство (AllFusion Process Modeler BPwin 4.1); методика расчета абсолютной эффективности реализации проекта.

На защиту выносится:

Техническое задание на разработку автоматизированной системы «ProfNavigator».
Автоматизированная система «ProfNavigator» по профессиональному самоопределению подростков.
Апробация проекта:

Семинар-практикум для школ города «Профессиональное самоопределение старшеклассников», г.Магнитогорск.
Образовательный практикум «Трасса – 2011» при поддержке Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе — 1 место среди социальных проектов.
Публикация в Городской научно-практической конференции «Студент и Наука 2011», г.Магнитогорск.
Участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений, расположенных на территории Челябинской области.
Выводы по главе 4

В данной главе была описана методика определения социально-экономической эффективности изложенная в приложении 9 к «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы». В соответствии с данной методикой на основе экспертной оценки проекта , был рассчитан уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации проекта, который составил 92,5%, что в свою очередь говорит о высокой социальной значимости проекта.

Разработка новой автоматизированной системы будет осуществляться в течение 97 дней. Затраты на разработку АС составят 36 068руб.

По статистике, более 70% российских выпускников работают не по специальности. Что означает о значительных потерях финансовых средств государства. Реализация проекта ProfNavigator, позволит уменьшить число таких выпускников на уровне города Магнитогорска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлась разработка автоматизированной системы по профессиональному самоопределению подростков для ЦДТ ОР г. Магнитогорска.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) проведено предпроектное обследование предметной области (лаборатория профессионального самоопределения ЦДТ);

2) на основе проведенного анализа были выявлены «узкие места», сформулированы цели и задачи по их устранению и принято управленческое решение – разработать АС;

3) создано техническое задание на разработку АС по профессиональному самоопределению подростков в ЦДТ ОР г. Магнитогорска;

4) разработано АС по профессиональному самоопределению подростков в ЦДТ ОР г. Магнитогорска, проведена опытно-промышленная эксплуатация, в рамках которой учтены и исправлены все недостатки и разработанную АС рекомендовали к внедрению и эксплуатации;

5) рассчитана социально-экономическая эффективность разработанной АС по профессиональному самоопределению подростков в ЦДТ, дано технико-экономическое обоснование разработки АС.

В рамках первой задачи была рассмотрена предметная область и проблема ее автоматизации. Была описана деятельность МОУ ДОД «ЦДТ ОР» в частности лаборатории «Профессиональное самоопределение», осуществляющую профориентационную деятельность. Были выявлены недостатки в деятельности лаборатории, отрицательно влияющие на эффективность учета. Предложено решение по устранению «узких» мест – автоматизация процесса профессионального самоопределения подростков. В результате проведенного анализа готовых решений было принято решение о разработке автоматизированной системы ProfNavigator по профориентации подростков.

В ходе выполнения второй задачи, была разработана концепция будущей АС – определены спецификации требований пользователей, требований к системе, выполняемым функциям. Определены проектные решения по видам обеспечения АС: организационному, информационному, программному, технологическому. Разработана системная архитектура АС. В результате был составлен документ – техническое задание на разработку АС по профориентации подростков.

При решении третьей задачи была осуществлена программная реализация решений, принятых в рамках второй задачи, была разработана АС, описано ее информационное и программное обеспечение. Разработан алгоритм сопровождения.

Решение четвертой задачи нашло отражение в определении методики расчета социально-экономической эффективности реализации проекта, выделены показатели и формулы для их расчета. Определены затраты на разработку АС. Определен уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации проекта.

Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем.
2. ГОСТ 34.201-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
3. ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
4. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.
5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств.
6. РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
7. Божко В.П. Предметно-ориентированные экономические информационные системы / В.П.Божко – М.: Финансы и статистика, 2007 – 223 с.
8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 399с.
9. Брага В.В. Автоматизированные информационные технологии в экономике/ Брага В.В. – СПб.: Питер, 1998. – 400 с.
10. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник/ Вендров А.М. – М.: Финансы и статистика, 2000
11. Гвоздева Т. Проектирование информационных систем / Т.Гвоздева – Москва: Феникс, 2008
12. Инновационные психодиагностические технологии как системный элемент организации профориентационной работы. Часть 2. – Режим доступа: http://www.teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=21
13. Ипатова Э.Р. Проектирование информационных систем /Э.Р. Ипатова, Ю.В. Ипатов. – Магнитогорск: МаГУ, 2003.
14. Ипатова Э.Р., Ипатов Ю.В. Практикум по проектированию информационных систем: Учеб. пособие.- Магнитогорск: МаГУ, 2004.-116 с.
15. Козленко Л. Проектирование информационных систем/ Козленко Л. / КомпьютерПресс. – 2001. — №9. – с.12.
16. Концепция профориентационной программы «Vivat Academia, Vivant professores!». – Режим доступа: http://gumcollege.rggu.ru/section.html?id=6166
17. Конфигурационное управление проектами разработки программного обеспечения. – Режим доступа: http://www.cmcons.com/articles/CC_CQ/konfiguratsionnoe_upravlenie_proektami_razrabotki_programmnogo_obespechenija/
18. Липаев В.В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем/ Липаев В.В. – М.: Синтег, 1999.
19. Маглинец Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам / Ю.А. Маглинец – СПб: Бином. Лаборатория знаний, 2008
20. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 / С.В. Маклаков. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002. – 224 с.
21. Маркарьян Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности Ростов н/Д, 2005г., Изд: Феникс, 554 стр.
22. Метатехнология IDEF0. Стандарт. Русская версия. – М.: Метатехнология, 1993.
23. Методы определения экономического эффекта от ИТ- проекта. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/it/section_53/article_2905
24. Определение экономической эффективности использования инноваций. – Режим доступа: http://know—how.narod.ru/ras.htm
25. Панков, Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие / Д. А. Панков, Е. А. Головкова. – М.: Новое знание, 2004. – 409 с.
26. Профессиональная ориентация (профориентация). – Режим доступа: http://www.teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=21
27. Растягаев Д.В. Информационные системы в экономике: Учебная программа. – М.: РосНОУ 2005. Режим доступа: http://miemp.ru/lib/plan/irsco=/info_tech_mark.pdf
28. Расчет экономической эффективности проекта. – Режим доступа: http://sapr.mgsu.ru/diplomn/metdipl/759.htm
29. Свободная энциклопедия. Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
30. Структурная и функциональная организация АИС и АИТ. – Режим доступа: http://www.eusi.ru/lib/titorenko_avtomatisirovannye_informazionnye_tehnologii_v/2.shtml
31. Техническое и технологическое обеспечение АИС. – Режим доступа: http://online-ane.ru/iseL3_5.php
32. Технология обработки информации. – Режим доступа: http://anechka-project.narod.ru/tehnologija_obrabotki_informacii.htm
33. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник: Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — М.: ЮНИТИ, 2005
34. Федеральный портал. «Российское образование». – Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php
35. Федотова Д. Э. CASE-технологии. Практикум / Семенов Ю. Д., Чижик К. Н. — М.: Горячая линия — Телеком, 2005, 160с.
36. Ходунова Л.Н. Программа развития на 2006-2011гг. Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Орджоникидзевского района».
37. Центр тестирования и развития. Гуманитарные науки. – Режим доступа: http://teletesting.ru
38. Чусавитина Г.Н. Практикум по информационным технологиям: учебное пособие. / Чусавитина Г.Н. – Магнитогорск: МаГУ, 2002 – 112 с.
39. Шалиев. Лекции по ИС. – Режим доступа: http://chaliev.ru/ise/lections-ise-zo.php#14
40. Яндекс – словари «Профессиональная диагностика». – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.