• Категория: Автодело и автотранспорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 67 %

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА


Специальность: 23.01.03 Автомеханик

Тема: Техническое обслуживание и ремонт двигателя автомобиля
ВАЗ-2109

Содержание

Введение 4
1 Основная часть 7
1.1 Назначение двигателя автомобиля. Техническая характеристика 7
1.2 Устройство и работа двигателя автомобиля 8
1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки 11
2 Техническое обслуживание и ремонт двигателя автомобиля 16
2.1 Виды ТО, периодичность воздействия 16
2.2 Перечень работ по видам ТО 17
3 Карта технологического процесса 20
3.1 Карта технологического процесса на замену головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109 20
4 Охрана труда 22
4.1 Техника безопасности при выполнении работ по замене головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109 22
4.2 Обеспечение требований санитарных норм на рабочем месте 22
4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте 23
4.4 Оказание первой доврачебной помощи при производственной травме 25
Заключение 27
Приложение А Карта технологического процесса 28
Приложение Б Конструктивная схема двигателя автомобиля 30
Литература 32

Введение

Появление первого отечественного серийного переднеприводника веха в истории Волжского автомобильного завода и всего советского автопрома. Символично, что начало производства ВАЗ-2108 совпало со знаменательной датой, отмечавшейся в ноябре 1984 года, 60-летием автомобильной промышленности СССР. А двумя годами позже с главного конвейера ВАЗа сошла опытно-промышленная партия из 159 автомобилей ВАЗ-2109 пятидверных хэтчбеков на базе «восьмерки».
На протяжении десятилетий все серийные легковые автомобили в СССР выпускались именно с таким кузовом. Более практичные универсалы, производившиеся небольшими партиями, поступили в свободную продажу только в конце 60-х годов и оставались страшным дефицитом. Появление на внешнем рынке нового автомобиля, созданного с учетом мировых тенденций, должно было упрочить экспортные позиции ВАЗа. В Минавтопроме пыл тольяттинских инженеров несколько охладили, посчитав невозможным профинансировать постановку на конвейер всех трех моделей. Реально было высвободить лишь одну нитку заводского конвейера для сборки двух унифицированных модификаций. «Счастливчиками» оказались хэтчбеки, имевшие максимальное количество общих кузовных деталей, В качестве базового варианта была выбрана более дешевая трехдверная модель, а спустя два года к ней присоединилась пятидверная. Седан ВАЗ-21099 удалось запустить в серию лишь в конце 1990 года. Впрочем, эта задержка в какой-то мере оказалась на руку заводу: если бы седан появился одновременно с хэтчбеками, он непременно составил бы им конкуренцию. Ажиотажный спрос на ВАЗ-21099 — лишнее тому подтверждение. Общий вид автомобиля ВАЗ-2109 представлен в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 - Общий вид автомобиля ВАЗ-2109

На ВАЗ-2109 ширину передних дверей уменьшили с 1264 до 1025 мм, за счет чего дизайнерам удалось вписать в боковину кузова задние двери шириной 885 мм. В дизайне «девятки» еще угадывалась стремительность линий, однако «спортивность» ушла на второй план, уступив место практичности. По сравнению с «восьмеркой» ВАЗ-2109 немного потяжелел с 900 до 915 кг. К моменту запуска в серию ВАЗ-2109 у заводчан появилась возможность внести корместо для дефлекторов вытяжной вентиляции. На ВАЗ-2109 ранних лет выпуска небольшие решетки были расположены в нижнем углу неподвижных окон боковин. С1991 года от наружных дефлекторов отказались ради унификации хэтчбека с седаном ВАЗ-21099. Боковые окна седана были меньше, поэтому вентиляционные решетки разместили в торцах задних дверей. Это же решение применили и на ВАЗ-2109, а отказ от наружных решеток позволил чуть увеличить размер окон.
В 1988 году ВАЗ-2109 занял лидирующие позиции в семействе, обойдя «Восьмерку» по количеству Выпущенных автомобилей.
За счет новых деталей и систем повысилась безопасность автомобиля. В стандартную комплектацию ВАЗ-2109 вошли задний стеклоочиститель и стеклоомыватель, а объем бачка омывающей жидкости увеличился вдвое. На всех «девятках» был установлен гидрокорректор фар, часть машин комплектовалась щеточным фароочистителем. «Похудевшая» центральная стойка кузова заставила конструкторов искать новое.



1 Основная часть

1.1 Назначение двигателя автомобиля. Техническая характеристика

Двигатель - это агрегат, который трансформирует энергию сгорания рабочей смеси в крутящий момент.
По конструкции все автомобильные двигатели внутреннего сгорания можно разделить на поршневые и роторные. В поршневых двигателях расширяющиеся при сгорании топлива газы приводят в движение поршень, возвратно-поступательное движение которого преобразуется во вращение коленчатого вала. В зависимости от способа воспламенения такие двигатели можно разделить на две группы: с воспламенением от искры (бензиновые) и с воспламенением от сжатия (дизели). В роторных двигателях расширяющиеся газы воздействуют на вращающуюся деталь — ротор. Роторные двигатели подразделяются на газотурбинные и роторно-поршневые. Наибольшее применение на автомобилях получили поршневые ДВС
Для комплектования различных модификаций автомобиля
ВАЗ-2109 разработано семейство двигателей, которое включает в себя три унифицированных двигателя рабочим объемом 1100, 1300 и 1500 см2 одинаковой конструкции. Этот ряд различных по мощности двигателей получается путем сочетания трех блоков цилиндров (различающихся по высоте и диаметру цилиндров) с двумя головками цилиндров (с разными объемами камер сгорания), а также применением двух типоразмеров поршней (диаметром 76 и 82 мм) и двух коленчатых валов (соответствующих ходу поршня 60,6 и 71 мм).
Улучшение экономичности двигателей достигнуто усовершенствованием формы камеры сгорания, повышением степени сжатия до 9,9, подбором оптимальных регулировок систем питания и зажигания и снижением механических потерь в двигателе в целом.
Двигатели для обеспечения установки поперек автомобиля выполнены максимально сжатыми по длине. Мало места занимает встроенный в блок цилиндров насос охлаждающей жидкости. Компактен узел крепления маховика, облегчены поршни, уменьшены размеры ряда других элементов двигателя. В результате снижена его масса.

1.2 Устройство газораспределительного механизма

Газораспределительный механизм состоит из:
- распределительного вала;
- привода клапанов;
- привода распределительного вала;
- впускных и выпускных клапанов;
- пружин клапана.
Распределительный вал — предназначен для своевременного открытия клапана и подачи топливной смеси, или выпуска отработавшей смеси. Основная деталь газораспределительного механизма (ГРМ), служащего для синхронизации впуска или выпуска и тактов работы двигателя.
Привод клапанов – предназначены для передачи силы распределительного вала на клапан.
Привода распределительного вала— резиновый замкнутый ремень или цепь, предназначенный для синхронизации коленчатого и распределительного валов двигателя


Клапаны - обеспечивают соединение цилиндра с трубопровода ми впускной и выпускной систем в процессе газообмена в соответствии с принятыми фазами газораспределения, герметизацию камеры сгорания в процессе сжатия и расширения. Клапан состоит из головки и стержня. Головка клапана обеспечивает герметизацию канала при закрытом клапане, а стержень является направляющим элементом при движении клапана. Они подвергаются воздействию высоких температур и динамических нагрузок.
Клапанная пружина предназначена для замыкания кинематической связи системы. Схема ГРМ автомобиля ВАЗ-2109 представлена в соответствии с рисунком 2.


1- шкив привода генератора (на полипчатом валу); 2 - зубчатый шкив привода распредвала (на коленвале); 3 - зубчатый ремень привода распредвала; 4 - шкив водяной помпы; 5 - натяжной ролик; 6 -эксцентриковая ось натяжного ролика; 7 - метка (усик) на задней крышке зубчатого ремня; 8 - метка на шкиве распредвала; 9 - шкив распредвала; 10 - метка опережения зажигания на 5' на передней крышке зубчатого ремня; 11 - метка опережения зажигания на О'; 12 - метка ВМТ на шкиве привода генератора; 13 - метка на крышке масляного насоса; 14 - метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала; 15 - передний корпус подшипников распределительного вала; 16 - задний корпус подшипников распредвала; 17 - эксцентрик на распределительном валу для привода топливного насоса; 18 - распределительный вал: 19 - сухари клапана; 20 - тарелка клапана; 21 - наружная пружина клапана; 22 - внутренняя пружина клапана; 23 - опорная шайба пружин; 24 - впускной клапан; 25 -направляющие втулки клапана; 26 - выпускной клапан; 27 - стопорное кольцо; 28 - маслоотражательный колпачок; 29 - толкатель клапана; 30 - регулировочная шайба; 31 - головка цилиндров; 32 - седло клапана; 33 -дистанционное кольцо.
Рисунок 2 - Схема ГРМ автомобиля ВАЗ-2109

Принцип работы газораспределительного механизма. Весь процесс газораспределения сводится к синхронному вращению коленчатого вала и распределительного вала. А так же открыванию впускных и выпускных клапанов в определенном месте положения поршней. Для точного расположения распредвала относительно коленвала используются установочные метки. Перед одеванием ремня газораспределительного механизма совмещаются и фиксируются метки. Затем одевается ремень, «освобождаются» шкивы, после чего ремень натягивается натяжным(и) роликами. При открывании клапана коромыслом происходит следующее: распредвал кулачком «наезжает» на коромысло, которое нажимает на клапан, после прохождения кулачка, клапан под действием пружины закрывается. Клапаны в этом случае располагаются v-образно. Если в двигателе применены толкатели, то распредвал находится непосредственно над толкателями, при вращении, нажимая своими кулачками на них. Преимущество такого ГРМ малые шумы, небольшая цена, ремонтопригодность. В цепном двигателе весь процесс газораспределения тот же, только при сборке механизма, цепь одевается на вал совместно со шкивом.

1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки

Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки
Причина неисправности Метод устранения
Двигатель не запускается
1. Нет топлива в карбюраторе:
а) засорены топливопроводы или фильтры карбюратора и топливного насоса; а) промойте и продуйте топливный бак, топливопроводы и фильтры;
б) неисправен топливный насос б) проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
2. Неисправна система зажигания. 2. См. главу "Система зажигания"
3. Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при первых вспышках в цилиндрах 3. Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Продолжение таблицы 1
Причина неисправности Метод устранения
1. Нарушена регулировка холостого хода двигателя 1. Отрегулируйте холостой ход
2. Подсос воздуха через поврежденную
дренажную трубку 2. Замените дренажную трубку
3. Неисправна система управления
экономайзером холостого хода карбюратора:
а) подсос воздуха через шланги, соединяющие экономайзер с впускным трубопроводом; а) проверьте шланги и их соединения, замените поврежденные шланги;

б) неисправен блок управления пневмоклапаном;
б) замените блок управления;
в) неисправен пневмоклапан; в) замените пневмоклапан;
г) поврежден микропереключатель или
нарушена его установка г) проверьте микропереключатель,
отрегулируйте его установку
4. Подсос воздуха через поврежденный
шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов 4. Замените поврежденный шланг.
5. Подсос воздуха через прокладки
в соединениях впускного трубопровода
с карбюратором или с головкой
цилиндров 5. Подтяните гайки крепления или
замените прокладки

При плавном увеличении частоты вращения двигателя
до 1600 мин-1 двигатель работает циклично
(частота вращения колеблется от 1600 до 1200 мин-1)
Поврежден микропереключатель карбюратора или нарушена его установка Отрегулируйте установку микропереключателя или замените его
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной
приемистостью
1. Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора 1. Отрегулируйте приводы дроссельных
заслонок
2. Загрязнен воздушный фильтр 2. Замените фильтрующий элемент
Стук коренных подшипников коленчатого вала

Продолжение таблицы 1
Причина неисправности Метод устранения
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого
вала
Стук впускных и выпускных клапанов
Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого
другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты
вращения коленчатого вала
1. Увеличенные зазоры между рычагами
и кулачками распределительного вала 1. Отрегулируйте зазоры
2. Поломка клапанной пружины. 2. Замените пружину
3. Чрезмерный зазор между стержнем и
направляющей клапана 3. Замените изношенные детали
4. Износ кулачков распределительного
вала 4. Замените распределительный вал
и рычаги клапанов
5. Отворачивание контргайки регулировочного болта 5. Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала
выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала
1. Ослабла цепь вследствие износа 1. Натяните цепь
2. Поломка башмака натяжителя цепи
или успокоителя
3. Заедание штока плунжера натяжителя цепи
Недостаточное давление на прогретом двигателе масла на холостом ходу
Продолжение таблицы 1
Причина неисправности Метод устранения
1. Попадание под редукционный клапан
масляного насоса посторонних частиц 1. Очистите клапан от посторонних
частиц и заусенцев, промойте масляный
насос
2. Изношены шестерни масляного
насоса 2. Отремонтируйте масляный насос
3. Чрезмерный зазор между вкладыша_
ми и коренными шейками коленчатого
вала
4. Заедание редукционного клапана
давления масла
5. Применение моторного масла несоответствующей марки и качества 5. Замените масло другим, рекомендованным в разделе 1
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
Заедание редукционного клапана давления масла Замените клапан
Повышенный расход масла
1. Подтекание масла через уплотнения
двигателя 1. Подтяните крепления или замените
прокладки и сальники
2. Износ поршневых колец и поршней
или цилиндров двигателя
3. Поломка поршневых колец
4. Закоксовывание прорезей в масло съемных кольцах или в канавках поршней 4. Очистите прорези и пазы от нагара
5. Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов 5. Замените маслоотражательные колпачки
Повышенный расход топлива
1. Не полностью открыта воздушная заслонка
2. Повышенное сопротивление движения автомобиля 2. Проверьте и отрегулируйте давление
в шинах, тормозную систему, углы установки колес
3. Неправильная установка момента зажигания 3. Отрегулируйте момент зажигания
4. Неисправен вакуумный регулятор
распределителя зажигания. 4. Замените вакуумный регулятор или
распределитель зажигания.
5. Высокий уровень топлива в карбюраторе:


Продолжение таблицы 1
Причина неисправности Метод устранения
а) нарушена герметичность игольчатого
клапана или его прокладки; а) проверьте, нет ли посторонних частиц
между иглой и седлом клапана, при
необходимости замените клапан или
прокладку;
б) заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению
поплавка, негерметичность поплавка
Перегрев двигателя
1. Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора 1. Отрегулируйте натяжение ремня
2. Недостаточное количество жидкости
в системе охлаждения
2. Долейте охлаждающую жидкость в
систему охлаждения
3. Неправильная установка момента зажигания 3. Отрегулируйте момент зажигания
4. Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора 4. Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
5. Неисправен термостат
5. Замените термостат
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
1. Поврежден радиатор
1. Отремонтируйте радиатор или замените
2. Повреждение шлангов или прокладок
в соединениях трубопроводов 2. Замените поврежденные шланги или
прокладки
3. Подтекание жидкости из крана отопителя
4. Слабо затянуты хомуты шлангов
3. Замените кран
4. Подтяните хомуты
5. Подтекание жидкости через сальник
насоса охлаждающей жидкости 5. Замените сальник

2 Техническое обслуживание и ремонт двигателя автомобиля

2.1 Виды ТО, периодичность воздействия

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО);
ЕО - включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, а также работы по поддержанию надлежащего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова.
ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Периодичности ТО-1 и ТО-2 для автомобилей различных типов приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Периодичность ТО-1 и ТО-2
Тип автомобиля ТО-1 ТО-2
Легковые 4000 16000
Автобусы 3500 14000
Грузовые и автобусы на базе грузовых 3000 12000

Сезонное обслуживание - проводится два раза в год, и включает работы по подготовке состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2, с соответствующим увеличением трудоемкости.
Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов равны периодичностям их тягачей.
Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в перечень операций.

2.2 перечень работ по видам ТО

Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими и должны производиться в обязательном порядке в установленные сроки.
Завод устанавливает следующие виды и периодичность работ технического обслуживания:
-ежедневное техническое обслуживание (ЕО) – проводится ежедневно в два этапа: перед выездом и по возвращении с линии.
-техническое обслуживание после первых 3000 км пробега (ТО-3000) - после обкатки автобуса.
-техническое обслуживание (ТО) – через каждые 8000 км пробега.
Перед выполнением работ ТО выполнить работы ЕО в полном объёме.
Все виды технического обслуживания должны проводиться в объёме перечня основных операций технического обслуживания автобуса.
Проверить:
-комплектность и осмотром выявить наружные повреждения;
-состояние зеркал заднего вида, противосолнечной шторки, номерных знаков, пола, подножек, поручней, сидений, стекол окон и дверей салона, уплотнителей дверей и люков, замков люков кузова, замков и петель дверей;
-работу механизмов открывания дверей и работу устройства защиты от защемления дверью;
-действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации;
-действие стеклоочистителей и омывателя ветровых стёкол;
-в холодное время года, действие системы отопления и обогрева стёкол;
-проверить отсутствие засорений трубы выпуска выхлопных газов и отсутствие подтекания топлива и охлаждающей жидкости после пуска подогревателя.
-свободный ход рулевого колеса;
-осмотром крепление колес и состояние дисков;
-состояние шин (при необходимости, проверить давление воздуха в шинах и довести его до нормы);
-осмотром крепление рессор и их состояние;
-состояние и натяжение приводных ремней;
-давление воздуха в системе пневмопривода тормозов;
-исправность привода и действие стояночной тормозной системы;
-осмотром состояние гидроусилителя рулевого управления и состояние ограничителей максимальных угловповорота управляемых колес;
-осмотром герметичность гидропривода усилителя рулевого управления, пневмопривода тормозов и гидропривода механизма выключения сцепления, а также систем питания двигателя топливом и воздухом, смазки, охлаждения двигателя и отопления салона;
-работу агрегатов, узлов, систем автобуса на ходу (в том числе: действие рабочей и стояночной тормозных систем, работу рулевого управления);
-работу спидометра и других контрольно-измерительных приборов автобуса на ходу.


3 Карта технологического процесса

3.1 Карта технологического процесса на замену головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109

Карта технологического процесса на замену головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109 представлена в таблице 3.
Исполнитель - слесарь третьего разряда.
Трудоемкость - 2,1 чел. час

Таблица 3 - Карта технологического процесса на замену головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109
Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
Отвернуть гайки крепления троса газа
Ключ торцовый на 10 мм 1
Отвернуть гайки крепления клапанной крышки
Ключ торцовый на 10 мм
1 При необходимости заменить прокладку
Снять все прилегаюшие шланги к клапанной крышке
Отвертка 3 Проверить состояние шлангов
Снять клапанную крышку
Молотком с резиновым наконечником
1
Ослабить ремень генератора
Головка на 17 мм
..................................................................
1
Снять ремень ГРМ
Вручную 1
Отвернуть гайки бензинового насоса Головка на 13 мм 5

Продолжение таблицы 3
Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
Снять бензиновый насос Вручную,
1
Снять распределительный вал Вручную 1
Снять компенсаторы с регулировочными шайбами Вручную 2
Отвернуть болты крепления головки блока цилиндров Головка торкс на 16 мм 10
Снять головку блока цилиндров Вручную 3
Установить новую головку блока цилиндров Вручную 3 Заменить прокладку
Собрать в обратной последовательности Вороток, торкс на 16 мм
динамометрический ключ 50 Порядок затяжки аналогичен классике, также начинается из центра.
Но проводится в 4 приёма.
1. Болты затягиваются моментом 2,0 кгс*м
2. Затягиваются моментом 7,5 - 8,5 кгс*м
3. Болты доворачиваются на 90 градусов.
4. Ещё раз доворачиваются на 90 градусов.
Произвести регулировку тепловых зазоров клапанов
приспособление для регулировки
трещотка и головка на 10
длинногубцы или пинцет
отвертка крестовая
набор щупов плоских
регулировочные шайбы 30 Зазор на впускных клапанах считается номинальным при величине 0,20 (+-0,05) мм, а на выпускных 0,35 (+-0,05) мм.


4 Охрана труда

4.1 Техника безопасности при выполнение работ по замене головки блока цилиндра автомобиля ВАЗ-2109

Данные инструкции по безопасности не исчерпывающие, так как невозможно предвидеть абсолютно все опасные ситуации, которые могут возникнуть при проведении технического обслуживания автомобиля. При выполнении работ всегда руководствуйтесь здравым смыслом, будьте осмотрительны и осторожны.
1. Любые работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении.
2. Оборудование мастерской (грузоподъемные механизмы, станки, электроинструменты) должно быть специально приспособлено для выполнения ремонтных операций (например, для питания переносных осветительных приборов желательно использовать источники низкого напряжения – 36 или 12 В, а не 220 В).
3. Не курите и не пользуйтесь открытым огнем в помещении, где находятся автомобиль, горючеесмазочные материалы и т.д.
4. При работе со слесарным инструментом используйте перчатки – они защитят руки не только от грязи, но и от царапин и порезов.
5. Любые работы снизу автомобиля выполняйте в защитных очках.

4.2 Обеспечение требований санитарных норм на рабочем мест

Санитарно-бытовое обслуживание рабочих является частью комплекса мер по охране труда. Оно должно обеспечить защиту кожных и слизистых покровов человека от действия вредных производственных факторов в течение смены и прекращать их действие после ее окончания. Этими основными требованиями определяется набор и состав санитарно-бытовых помещений и устройств. Их компоновка, набор и состав зависят от принадлежности к группам производственного процесса, определенных СНиП 31-05-2003 «Общественные здания и здания административного назначения».
В соответствии с п. 5.1 СНиП 31-05-2003 помещения в зданиях административного назначения, как правило, составляют следующие основные функциональные группы:
а) кабинеты руководства;
б) рабочие помещения структурных подразделений учреждений и организаций;
в) помещения для совещаний и (или) конференц-залы;
г) помещения информационно-технического назначения, в том числе: технические библиотеки, проектные кабинеты, архивы, помещения информационно-вычислительной техники и др. в зависимости от задания на проектирование;
д) входная группа помещений, в том числе: вестибюль, аванвестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны;
е) помещения социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения для обслуживающего и эксплуатационного персонала, спортивно-оздоровительные помещения и др.

4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте

Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях.
Понятие пожарная безопасность означает состояние объекта, при котором исключается возможность пожара. В случае возникновения пожара в первую очередь необходимо предотвратить воздействие его на людей и обеспечить защиту материальных ценностей, находящихся в зоне горения или вблизи от нее.
Пожароопасными факторами являются открытый огонь, искры, повышенная температура воздуха и предметов, ядовитые продукты горения, дым, пониженная концентрация кислорода, обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок, а также взрыв.
Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях и в организациях возлагается на их руководителей. Начальники цехов, участков, заведующие складами, мастерскими и другие должностные лица обязаны соблюдать на вверенных им участках работы соответствующий противопожарный режим, обеспечить исправное содержание и постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации.
Инструкция о мерах пожарной безопасности должна висеть на видном месте. Каждый работающий на предприятии обязан четко знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, могущих привести к пожару.
Все поступающие на работу проходят инструктаж по пожарной безопасности, а в цехе знакомятся с пожарным инвентарем и его местонахождением. Загромождать и закрывать пожарные проезды и проходы к пожарному инвентарю, оборудованию и пожарным кранам запрещается. Курить в цехах и на территории предприятия категорически запрещается, так как вблизи могут находиться легко воспламеняющиеся материалы.
Каждый рабочий или служащий при пожаре или загорании обязан немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, приступить к тушению очага пожара имеющимися в цехе, на складе или рабочем месте средствами пожаротушения (огнетушителем, песком и т. п.) и вызвать к месту пожара начальника цеха, смены, участка или другое должностное лицо.

4.4 Оказание первой доврачебной помощи на производственной травме

Организация первой помощи пострадавшим на производстве
Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях и внезапных заболеваниях - это комплекс срочных мероприятий, направленных на прекращение действия повреждающего фактора, на устранение угрозы жизни, на облегчение страданий потерпевшего и подготовку его к отправке в лечебное учреждение. Первая медицинская помощь - это простейшие медицинские действия, выполняемые в кратчайшие сроки непосредственно на месте происшествия оказавшимся в этот момент вблизи производственным персоналом, прошедшим специальную подготовку и владеющим элементарными приемами оказания медицинской помощи.
Рекомендации по оказанию доврачебной помощи пострадавшему
1. Освободить пострадавшего от воздействия на него опасного производственного фактора (электрического тока, химических веществ, воды, механического воздействия и др.) с использованием штатных или подручных средств и безопасных для себя приемов.
2. Оценить состояние пострадавшего, освободить от стесняющей дыхание одежды, при необходимости вынести пострадавшего на свежий воздух.
3. Определить характер и степень повреждения, для чего осторожно обнажить поврежденные участки, части тела и принять решение о мерах неотложной помощи.
4. Выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности - восстановить дыхание, остановить кровотечение, иммобилизовать место перелома, наложить повязки и т.д.
5. Поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинских работников.
6. Вызвать медицинских работников, готовить пострадавшего к транспортировке.
Требования к персоналу при оказании доврачебной помощи
Оказывающий помощь должен знать: основы работы в экстремальных ситуациях; основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека; правила, метода, приемы оказания первой медицинской помощи применительно к конкретной ситуации; основные способы переноски и эвакуации пострадавших.
Оказывающий помощь должен уметь: быстро и правильно оценить ситуацию: оценить состояние пострадавшего, диагностировать вид и распознать особенности травмы; определить вид необходимой первой медицинской помощи, последовательность проведения мероприятий по ее оказанию и др.

Заключение

В данной работе рассмотрены вопросы назначения, по замене головки блока цилиндра, при этом даны описания основных неисправностей и способы их устранения, перечислены виды работ при проведении ЕО, ТО1, ТО2, СО. При соблюдении требований и норм эксплуатации, обслуживании и ремонта замены масла автомобиля будет обеспечена его надёжность и безопасность.

Приложение А
(обязательное)

Карта технологического процесса на замену головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109

Карта технологического процесса на замену головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109 представлена в таблице А1.
Исполнитель - слесарь третьего разряда.
Трудоемкость - 2,1 чел. час

Таблица А1 - Карта технологического процесса на замену головки блока цилиндров автомобиля ВАЗ-2109
Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
Отвернуть гайки крепления троса газа
Ключ торцовый на 10 мм 1
Отвернуть гайки крепления клапанной крышки
Ключ торцовый на 10 мм
1 При необходимости заменить прокладку
Снять все прилегаюшие шланги к клапанной крышке
...........................................................................................
3
Снять кожух ремня ГРМ
Накидной ключ на 10 мм
5
Ослабить натяжной ролик ремня ГРМ
Рожковый 13 мм
1
Снять ремень ГРМ
Вручную 1
Отвернуть гайки бензинового насоса Головка на 13 мм 5
Продолжение таблицы А1
Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
Снять бензиновый насос Вручную,
1
Снять распределительный вал Вручную 1
Снять компенсаторы с регулировочными шайбами Вручную 2
............................................................
.......................................... Заменить прокладку
Собрать в обратной последовательности Вороток, торкс на 16 мм
динамометрический ключ 50 Порядок затяжки аналогичен классике, также начинается из центра.
Но проводится в 4 приёма.
1. Болты затягиваются моментом 2,0 кгс*м
.........................................................................
4. Ещё раз доворачиваются на 90 градусов.
Произвести регулировку тепловых зазоров клапанов
Приспособление для регулировки
трещотка и головка на 10
длинногубцы или пинцет
отвертка крестовая
набор щупов плоских
регулировочные шайбы 30 Зазор на впускных клапанах считается номинальным при величине 0,20 (+-0,05) мм, а на выпускных 0,35 (+-0,05) мм.


Приложение Б
(справочное)

Конструктивная схема двигателя автомобиля

Конструктивная схема двигателя автомобиля представлена в соответствии с рисунком Б1.


1 - коленчатый вал; 2 - крышка первою коренного подшипника; 3 - шкив привода распределительного вала; 4 - шкив привода генератора; 5 - передний сальник коленчатого вала; 6 - масляный насос; 7 - шатун; 8 - передняя защитная крышка зубчатого ремня; 9 - поршень; 10 - впускной клапан; 11 - выпускной клапан; 12 - ремень привода распределительного вала; 13 - шкив распределительного вала; 14 - задняя защитная крышка зубчатого ремня; 15 - сальник распределительного вала; 16 - передний корпус подшипников распределительного вала: 17 - распределительный вал; 18 - сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 19 - крышка головки цилиндров; 20 - крышка маслоотделителя; 21 - задний корпус подшипников распределительного вала; 22 - эксцентрик привода топливного насоса; 23 - датчик-распределитель зажигания; 24 - корпус вспомогательных агрегатов; 25 - отводящий патрубок рубашки охлаждения; 26 - свеча зажигания; 27 - головка цилиндров; 28 - блок цилиндров; 29 - держатель с задним сальником коленчатого вала: 30 - маховик: 31 - кронштейн с опорой передней подвески двигателя; 32 - силовой агрегат (двигатель с коробкой передач и сцеплением); 33 - кронштейн с опорой левой подвески двигателя; 34 - кронштейн с опорой задней подвески двигателя; 35 - опора передней подвески двигателя; 36 - Кронштейн передней подвески двигателя; 37 - масляный картер; 38 - указатель уровня масла; 39 - пробка отверстия для слива масла из картера; 40 - кронштейн левой подвески двигателя; 41 - опора левой подвески двигателя; 42 - кронштейн задней подвески двигателя; 43 - опора задней подвески двигателя.
Рисунок Б1 - Конструктивная схема двигателя автомобиля

Литература


Общесоюзные нормы технологического проектирования для автомобильного транспорта ОНТП-01-91. – М.: Гипроавтотрас, 1991.
Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобильных средств. - Т.З. - М.: РООНП, 2000.
http://avtomarket.ru/catalog/ Каталог технических характеристик автомобилей
http://www.drive2.ru/l/583675/
http://www.bestreferat.ru/referat-187614.html
http://www.automan.ru/vaz/08/dvig.shtml
http://www.autoprospect.ru/vaz/2107-zhiguli/3-3-vozmozhnye-neispravnosti-dvigatelya-ikh-prichiny-i-metody-ustraneniya.html
http://www.localtransport.ru/loctrans-440-1.html
http://remont-vaz2109.ru/snyatie-golovki-i-zamena-prokladki-gbc/
http://toyotauto.net/corolla/pravila-tehniki-bezopasnosti-to.html
http://dvkuot.ru/index.php/tk/289-san
http://delta-grup.ru/bibliot/32/68.htm


Не нашли подходящую работу? Новая работа может быть дешевле готовой

Отправьте заявку на выполнение работы и наши авторы предложат вам свою цену. Общение с авторами напрямую. По вопросам заказа позвоните на номер: 8(800) 775–28-83.