• Категория: Автодело и автотранспорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 65 %

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Специальность: 23.01.03 «Автомеханик»
Тема: Техническое обслуживание и ремонт системы смазки автомобиля ВАЗ-2115

Содержание

Введение 4
1 Основная часть 6
1.1 Назначение системы смазки двигателя. Техническая характеристика 6
1.2 Устройство и работа системы смазки двигателя 10
1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки 12
2 Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя 14
2.1 Виды ТО, периодичность воздействия 14
2.2 Перечень работ по видам ТО 16
3 Карта технологического процесса 19
3.1 Карта технологического процесса на замену масла в двигателе автомобиля ВАЗ-2115 19
4 Охрана труда 21
4.1 Техника безопасности при выполнении работ по замене масла в двигателе автомобиля ВАЗ-2115 21
4.2 Обеспечение требований санитарных норм на рабочем месте 23
4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте 27
4.4 Оказание первой доврачебной помощи при производственной травме 33
Заключение 42
Приложение А Карта технологического процесса 43
Приложение Б Конструктивная схема системы смазки двигателя ВАЗ-2115 45
Литература 47
Введение

ВАЗ-2115 стал первенцем из линейки под условным названием «Самара-2», после семейства Спутник/Самара, который стал самой измененной моделью этого семейства. Данный факт модернизации подтверждается тем, что у ВАЗ-2115 существенно была изменена задняя часть кузова автомобиля. А именно крышка багажника, световые приборы. На автомобилях ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114 подобных преобразований не последовало. ВАЗ-2115 представляет собой рестайлинговую модель ВАЗ-21099. От предшественника новая модель отличается скругленной формой капота и передних крыльев, крышкой багажника, новой передней и задней оптикой, бамперами, окрашенными в цвет кузова, спойлером багажника с дополнительным стоп-сигналом, обтекателями порогов, молдингами дверей, а также новым салоном и модернизированным электрооборудованием.
Первое время «родственные» автомобили ВАЗ-21099 и ВАЗ-2115 выпускались на заводе параллельно. Пока в 2004 году пятнадцатая модель полностью не заменила собой ВАЗ-21099. Общий вид автомобиля ВАЗ-2115 представлен в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1- Общий вид автомобиля ВАЗ 2115
Было также усовершенствовано электрооборудование. Теперь в комплектацию автомобиля входят: электростекло подъёмники передних дверей, а также противотуманные фары и подогрев сидений (только на «люксовых» модификациях). На всех вариантах исполнения предусмотрена бортовая система контроля, позволяющая следить за состоянием исправной работы ламп, уровнем масла, износом тормозных колодок, и уровнем охлаждающей и омывающей жидкостей, прямо с места водителя.
В 2008 году ВАЗ-2115 подвергся косметическим изменениям во внешнем облике, дабы чуть ближе соответствовать критериям современной автомобильной моде. Так, например, старый широкий молдинг на дверях автомобиля, окрашиваемый с завода в серый цвет, уступил место новым, узким молдингам в цвет кузова (называемыми в народе «евро-молдинг»), которые тем не менее смотрятся не очень гармонично, учитывая неизменный дизайн бамперов. А полосы на переднем и заднем бампере стали с завода окрашиваться в цвет кузова, что, по мнению меньшинства, визуально улучшило экстерьер машины, а, по мнению эстетов, гораздо ухудшило и опреснило весь вид автомобиля.

1 Основная часть

1.1 Назначение системы смазки двигателя. Техническая характеристика

Смазочной называется система, обеспечивающая подачу масла к трущимся деталям двигателя.
Система смазки двигателя внутреннего сгорания служит для уменьшения трения и изнашивания деталей двигателя, для охлаждения и коррозионной защиты трущихся деталей и удаления с их поверхностей продуктов изнашивания. В двигателях автомобилей применяется комбинированная система смазки различных типов. Типы смазочных систем, классифицированных по различным признакам, представлены в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2– Типы смазочных систем, классифицированных по различным признакам

Комбинированной называется система смазки, осуществляющая смазывание деталей двигателя под давлением и разбрызгиванием. Давление создается масляным насосом, а разбрызгивают масло коленчатый вал и другие быстровращающиеся детали двигателя.
Под давлением смазываются наиболее нагруженные трущиеся детали двигателей – коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала, подшипники вала привода масляного насоса и др.
Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, детали газораспределительного механизма, его цепного или шестеренного привода и другие детали двигателей. В двигателях со смазочной системой без масляного радиатора охлаждение масла, которое нагревается в процессе работы, происходит в основном в масляном поддоне.
При наличии в смазочной системе масляного радиатора охлаждение масла осуществляется и в масляном поддоне, и в масляном радиаторе, которые включается в работу при длительном движении автомобиля с высокими скоростями и при эксплуатации автомобиля летом.
В смазочной системе с открытой вентиляцией картера двигателя картерные газы, состоящие из горючей смеси и продуктов сгорания, удаляются в окружающую среду.
При закрытой вентиляции картера двигателя картерные газы принудительно удаляются в цилиндры двигателя на догорание, что предотвращает попадание газов в салон кузова легкового автомобиля и уменьшает выброс ядовитых веществ в окружающую среду.
В соответствии с рисунком 3 представлена смазочная система двигателя легкового автомобиля ВАЗ-2115.
Смазочная система комбинированная, без масляного радиатора и с закрытой вентиляцией картера двигателя.
Смазочная система включает в себя масляный поддон, масляный насос с редукционным клапаном и маслоприемником, масляный фильтр, маслопроводы (каналы в головке и блоке цилиндров, коленчатом и распределительном валах), заливную горловину и указатель уровня масла.

1 - вал; 2, 4 - каналы; 3 -заливная горловина; 5 - лампа; 6 - датчик давления масла; 7 - магистраль; 8 – масленый щуп; 9 - фильтр; 10 - насос; 11 - маслоприемник; 12 – поддон

Рисунок 3– Смазочная система двигателя легкового автомобиля ВАЗ-2115

Масло заливают в поддон 12 через горловину 3 и его количество контролируют масленым щупом 8, конец которого находится в масляной ванне. При работе двигателя масло забирается из поддона насосом 10 через маслоприемник 11 и по приемному каналу в блоке цилиндров подается в фильтр 9, который включен в главную масляную магистраль 7 последовательно. Из фильтра масло через главную магистраль и канал в блоке цилиндров под давлением поступает соответственно к коренным подшипникам коленчатого вала и переднему подшипнику вала 1 привода масляного насоса, а также к заднему подшипнику по центральному каналу вала.
Максимальное давление масла, создаваемое насосом, ограничивается редукционным клапаном, установленным в масляном насосе.
При засорении фильтра масло поступает в главную масляную магистраль, минуя фильтр, через перепускной клапан, который установлен в фильтре. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала подается к шатунным подшипникам и от них через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается на стенки цилиндров.
Поршневые кольца и поршневые пальцы смазываются маслом, снимаемым со стенок цилиндров, и масляным туманом, находящимся внутри двигателя. К центральному опорному подшипнику распределительного вала масло из фильтра под давлением поступает через главную магистраль 7, канал 4 и канавку в опоре в центральный канал 2 распределительного вала и из него к другим опорным подшипникам и кулачкам вала.
Звездочка и цепь привода распределительного вала смазываются маслом, вытекающим из переднего опорного подшипника вала. Стержни клапанов, направляющие втулки и другие детали клапанов смазываются маслом, разбрызгиваемым механизмами двигателя при их работе. Отработавшее масло стекает в поддон картера двигателя. Давление масла в смазочной системе контролируется контрольной лампой 5, датчик 6 которой установлен на блоке цилиндров двигателя.

1.2 Устройство и работа системы смазки двигателя

Принцип работы всех смазочных систем одинаков. Масло из поддона или масляного бака отсасывается насосом через маслозаборник и нагнетается в главную масляную магистраль. Роль главной магистрали могут выполнять продольные каналы в блок-картере, откуда масло по поперечным сверлениям подводится к подшипникам коленчатого и распределительного валов и другим точкам.
Масло, вытекающее из коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала, а также снимаемое маслосъемными кольцами с зеркала цилиндров, подхватывается кривошипами и противовесами коленчатого вала и разбрызгивается в картере, создавая масляный туман, который, оседая, смазывает зеркало цилиндров, кулачки, зубчатые колеса распределительного вала и поршневые пальцы. В некоторых конструкциях капельки масла, оседая, самотеком поступают к толкателям. Масляный туман проникает также в зазор между стержнем клапана и его направляющей втулкой.
Некоторые детали (оси коромысел, узел осевой фиксации распределительного вала, распределительные зубчатые колеса) могут смазываться путем пульсирующей подачи масла. Прерывистость смазывания этих узлов осуществляется посредством золотникового устройства, образуемого лысками и канавками на опорных шейках распределительного вала.
В сетке маслозаборника масло проходит первичную фильтрацию, а после насоса — вторичную.
Часть масла проходит в масляный радиатор и, охлаждаясь, стекает в масляный картер двигателя по шлангу.
Так как давление в главной масляной магистрали должно поддерживаться в определенных значениях (оно не должно меняться в зависимости от температуры масла и частоты вращения коленчатого вала двигателя), то в системе устанавливают редукционный клапан, который при критическом давлении открывается и возвращает часть масла во впускную полость насоса.
Предохранительный клапан установлен последовательно в магистраль радиатора и отключает его, если при малой частоте вращения коленчатого вала давление в смазочной системе падает ниже допустимого; этим достигается увеличение поступления масла в магистраль к подшипникам коленчатого и распределительного валов. В смазочной системе, показанной на рис. 3, перепускной клапан 6 радиатора установлен параллельно. При засорении радиатора или пуске холодного двигателя, когда вязкость масла велика, клапан перепускает масло мимо радиатора, что ускоряет прогрев двигателя.
Давление масла в главной масляной магистрали контролируется манометром. Иногда для контроля температуры масла используют термометр.
Кроме основного контура циркуляции масла, могут быть предусмотрены следующие параллельные контуры:
- неполнопоточного (параллельного) фильтра тонкой очистки;
- смазочной системы воздушного компрессора пневмосистемы автомобиля.
Основными элементами смазочных систем являются масляный насос, редукционные клапаны, масляные фильтры и масляный радиатор.
К смазочной системе относится и устройство для вентиляции картерного пространства.

1.3 Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки

Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Возможные неисправности, их причины и методы устранения, регулировки
Причины неисправностей Способы устранения
Давление масла превышает допустимое значение при нормальной работе двигателя (на всех режимах)
Неисправен датчик или указатель
давления масла Заменить датчик или указатель
Из-за загрязнения масла произошло заклинивание редукционного клапана Прочистить гнездо и редукционный клапан, отрегулировать клапан
Повышенное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала
Загрязнены каналы системы
Промыть каналы
В двигатель залито слишком вязкое масло Заменить масло другим в соответствии с рекомендациями изготовителя
Низкое давление масла при нормальном его расходе

Продолжение таблицы 1
Причины неисправностей Способы устранения
Низкий уровень масла в системе Долить масло
Изношен или разрегулировался редукционный клапан; под клапан попали механические частицы Отрегулировать или заменить клапан
Изношен масляный насос или поломаны зубья его шестерен Заменить насос
Недостаточное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала при повышенном расходе масла
Большой зазор между коренными и шатунными шейками и подшипниками коленчатого вала Заменить подшипники и коленчатый вал

После включения зажигания не загорается контрольная лампочка аварийного давления масла

Неисправен датчик давления масла. Включить зажигание, отсоединить провод
От датчика и подсоединить его к «массе». Если лампочка загорается - заменить датчик

Перегорела контрольная лампочка Заменить лампочку

2 Технологическое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя

2.1 Виды ТО, периодичность воздействия

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО);
ЕО - включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, а также работы по поддержанию надлежащего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова. Выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Для данного автомобиля при ТО-1 проверяют наличие подтеканий в главном и рабочем цилиндре, надежность крепления трубки и отсутствие подтеканий.
Периодичности ТО-1 и ТО-2 для автомобилей различных типов приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Периодичность ТО-1 и ТО-2
Тип автомобиля ТО-1 ТО-2
Легковые 4000 16000
Автобусы 3500 14000
Грузовые и автобусы на базе грузовых 3000 12000

Сезонное обслуживание - проводится два раза в год, и включает работы по подготовке состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2, с соответствующим увеличением трудоемкости.
Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов равны периодичностям их тягачей.
Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в перечень операций.

2.2 перечень работ по видам ТО

Виды, перечень и переодичность выполнения технического обслуживания автомобилей ВАЗ.
Техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобилей в исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.
Виды технического обслуживания
Техническое обслуживание автомобилей ВАЗ подразделяется на следующие этапы:
• техническое обслуживание в начальный период эксплуатации;
• техническое обслуживание в основной период эксплуатации.
В начальный период эксплуатации автомобиля выполняются следующие виды обслуживания:
 ежедневное обслуживание (ЕО);
 техническое обслуживание ТО-1000 (Сервис А);
 техническое обслуживание ТО-4000 (Сервис В)
 первое техническое обслуживание (ТО-1);
 второе техническое обслуживание (ТО-2).
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды:
 ежедневное обслуживание (ЕО);
 первое техническое обслуживание (ТО-1) (Сервис 1);
 второе техническое обслуживание (ТО-2) (Сервис 2);
 сезонное техническое обслуживание (СТО) (Сервис С).
Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида.
Основным назначением технического обслуживания ТО-1000 и ТО-4000 является предупреждение появления неисправностей путем выполнения профилактических крепежных, регулировочных и смазочно очистительных работ на новом автомобиле.
Учитывая, что в начальный период происходит интенсивная приработка, взаимоустановка элементов конструкций, выполнять работы в этот период необходимо с особой тщательностью.
Основным назначением первого, второго и сезонного технических обслуживаний является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.
Все виды технического обслуживания имеют индивидуальные перечни операций, т.е. ни одна операция ТО-1 не входит ни в ТО-2, ни в СТО, в свою очередь, операции ТО-2 не входят в СТО.
При проведении технического обслуживания допускается выполнение как отдельных видов ТО (ТО-1,ТО-2 или СТО), так и нескольких видов ТО одновременно (ТО-1 и ТО-2, ТО-2 и СТО, ТО-1 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО).
Периодичность технического обслуживания
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля выполняется раз в сутки перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения необходимо также проверить техническое состояние автомобиля в объеме ЕО.
В начальный период эксплуатации ТО-1000 выполняется один раз в интервале первых 500-1000 км пробега, ТО-4000 в интервале 3000-4000 км пробега.
ТО-1 - при пробеге 8000 км в интервале 7000-8000км.
ТО-2 выполняется один раз в интервале 15000-16000 км пробега. Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется в указанных интервалах независимо от категорий условий эксплуатации.
В основной период эксплуатации первое и второе технические обслуживания выполняются в зависимости от категорий условий эксплуатации.
Сезонное техническое обслуживание выполняется два раза в год: весной и осенью. Работы по подготовке к зимнему сезону входят в дополнительные осенние работы.
Основным назначением первого, второго и сезонного технических обслуживаний является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.

3 Карта технологического процесса

3.1 Карта технологического процесса замены масла в двигателе ВАЗ 2115 представлена в таблице 3.

Карта технологического процесса замены масла в двигателе ВАЗ 2115 представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Карта технологического процесса замены масла в двигателе ВАЗ 2115
№ Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
1 Установить автомобиль на подъёмник и приподнять Подъёмник П1-01М

2 Открыть капот ,
Открутить пробку
маслозаливной горловины
2 Снять защиту картера, если она есть на машине Пневматический пистолет и ударная головка 13 ГОСТ 2839-80

1,5
3 Найти и подставить тару под сливную пробку вручную
0,5
4 Открутить сливную пробку Ключ на 17 ГОСТ 2838-80
1 При рабочей температуре двигателя
5 Открутить масленый фильтр Вручную.
Съемник масленого фильтра
ГОСТ 8787-68

2

Продолжение таблицы 3
№ Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
6 Взять новый фильтр и смазать резиновое кольцо маслом Вручную. Маслом 10-W40, (М8)
1
Заполнить масленый фильтр новым маслом.
7 Прикрутить масленый фильтр на место Вручную.
0,5
8 Сменить медное кольцо на сливной пробке и закрутить её. Вручную. Новое медное кольцо. Накидной ключ на 17 ГОСТ 2838-80

1,5 Сливную пробку затянуть моментом 30 Н·м чтоб не сорвать резьбу.
9 Поставить защиту картера, если она есть на машине. Пневматический пистолет и ударная головка 13 ГОСТ 2839-80

1,5


10 Опустить автомобиль. вручную
1
11 Залить масло в двигатель. вручную

2 Закрыть крышку маслозаливной горловины. И проверить уровень масла по щупу.
12 Завести на несколько минут вручную
5
13 Заглушить авто, достать щуп и проверить уровень масла вручную

0,5 Если масла меньше уровня то долить , если уровень то закрыть капот и можно в путь.

4 Охрана труда

4.1 Техника безопасности при выполнение работ по замене масла в двигателе ваз-2115.

Техника безопасности обслуживания авто
Очень часто многие даже опытные водители (что уж говорить о новичках) получают травмы при ремонте и техническом обслуживании своего транспортного средства по причине элементарного несоблюдения правил техники безопасности (ТБ). Об этих правилах мы и поговорим в нашей статье и сделаем определенные заметки.
ТБ при замене масла
Возьмем, к примеру, замену моторного масла. Для того чтобы слить отработку, нужно открутить специальную гайку, находящуюся в поддоне картера и предварительно подставить емкость для стекания жидкости. Всем известно, что при горячем двигателе сливать масло нельзя, иначе вы можете получить ожоги.
Рекомендуется при замене моторного масла надевать резиновые перчатки, так как отработанная жидкость очень вредна для человека, а при частом попадании на кожные покровы может стать причиной некоторых серьезных заболеваний, например рака кожи.
1. Рабочее место содержать в чистоте и порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать чистым песком, затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости. Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.
2. Снимаемые агрегаты тщательно очистить и оттереть, чтобы было удобно их разбирать.
3. Во время работы запрещается становиться на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины.
4. Цилиндры и поршни нельзя класть на край стола или верстака.
5. Разбирать или собирать агрегаты в подвешенном состоянии запрещается.
6. При демонтаже или монтаже упругих спиральных пружин пользуются специальными съемниками, предупреждающими вылет пружины.
Техника безопасности для слесаря ремонтника
1. При работе возможно воздействие следующих опасных производственных факторов: травмы при работе неисправным инструментом, травмирование ног при падении деталей и узлов, превышение предельно допустимой нагрузки при переноске тяжести, отравление и ожоги при использовании легковоспламеняющейся жидкости.
2. При работе слесарь ремонтник должен использовать спец. одежду.
3. В слесарно-монтажной мастерской должна быть медицинская аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи при травмах.
4. При работе в слесарно-монтажной мастерской необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать средства расположений первичных средств пожаротушения. В слесарно-монтажной мастерской должен быть огнетушитель и ящик с песком.
5. Перед началом работы необходимо одеть спец. одежду.
6. Изучить порядок выполнения и безопасность.
7. Подготовить к работе оборудование, инструменты и приспособления проверить их исправность.
8. Быть внимательным, правильно выполнять трудовые приемы.
9. Работать только исправным инструментом и приспособлением.
10. Гаечные ключи применять только в соответствии только по размеру гаек и болтов. Запрещается наращивать ключи, использовать прокладки, ударять по ключу, разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных местах.
11.Отвертки следует применять в соответствии с шириной шлица винта.
12.При разборке и сборке агрегатов узлов следует применять съемные приспособления указаны в конструкционной карте.
13.Снятые детали или узлы необходимо складывать на верстак, длинные детали валы, полуоси запрещается ставить вертикально во избежание их падения и травмирования людей.
14. Для подъема установки и снятия деталей и агрегатов массой более 15кг должны применяться подъемные приспособления. Для перемещения узлов и деталей массой более 15кг необходимо использовать тележки со стойками и упорами.
15.Во избежание отравлений и возникновения пожара запрещается применять для промывки деталей бензин.
16.При обработке деталей необходимо надежно закреплять их в тисках.

4.2 обеспечение требований санитарных норм на рабочем месте.

На рабочем месте многие проводят по 8–10 часов в день. Удобное рабочее место позволяет не только избежать штрафов за пренебрежение к нормам трудового законодательства, но и добиться от сотрудника большей эффективности.
Рассмотрим, какие же требования предъявляются к современному рабочему месту.
Рабочее пространство
Основные понятия, которые характеризуют рабочее место и используются в трудовом законодательстве, даны в статье 209 Трудового кодекса.
Так, рабочее место – это оснащенное необходимыми средствами для выполнения производственного задания место, в котором сотрудник должен находиться для исполнения своих служебных обязанностей. Оно прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Под организацией рабочего места понимается его оснащение и планировка. Полное и комплектное оснащение рабочего места, а также его рациональная планировка позволяют наилучшим образом организовать процесс труда и повысить его эффективность.
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье сотрудника. Статья 46 Трудового кодекса содержит рекомендации отразить их в трудовом соглашении.
Основу системы правового регулирования условий и охраны труда составляют Конституция, Трудовой кодекс, Закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», нормативно-правовые акты субъектов РФ, различные типовые правила по охране труда, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.
Трудовое законодательство возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий труда, охране труда в своей организации. Эти требования обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст. 211 ТК). В статье 212 Трудового кодекса, а также в статье 14 Закона № 181-ФЗ приводится исчерпывающий перечень тех обязательств, которые должен выполнять работодатель. К ним относятся:
– обеспечение работников за счет работодателя специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (на вредном производстве);
– создание соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;
– проведение аттестации рабочих мест.
Санитарно-гигиенические требования
Трудовой кодекс возлагает на работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и т. п. (ст. 223) .
Для обеспечения нормальных условий деятельности человека параметры микроклимата нормируются. Нормы производственного микроклимата установлены ГОСТ 12.1.005-88 ССПТ. «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Они едины для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым микроклиматическим условиям.
Уровень температуры, влажности и скорости движения воздуха регламентируется с учетом тяжести физического труда: «легкая», «средняя» и «тяжелая» работа. Помимо этого, учитывается сезон года: холодный период года (среднесуточная температура наружного воздуха ниже +10°С) и теплый период (температура +10°С и выше).
Не меньше внимания должно быть уделено и системе вентиляции. Во-первых, необходимо обеспечить равенство объема приточного и вытяжного воздуха; потоки воздуха не должны поднимать пыль и вызывать переохлаждение работников. Во-вторых, нужно свести к минимуму и шум, исходящий от вентиляторов.
Освещение, в соответствии со «Строительными нормами и правилами» СНиП 23-05-95, должно обеспечить равномерную яркость в поле зрения, отсутствие резких теней и блескости, постоянство по времени и правильность направления светового потока. Обратите внимание, контролировать освещенность на рабочих местах и в производственных помещениях нужно не реже одного раза в год.
Кстати, затраты на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством, организация может учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК). Ведь постановление главного государственного санитарного врача от 22 апреля 2003 г. № 64, которым и предусмотрены санитарные правила и нормативы – СанПиН 2.2.4.1294-03, утверждено на основании Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Ответственность за нарушение
Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении правил и норм по охране труда, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП):
– в виде денежного штрафа в размере от 500 до 5000 рублей (ст. 5.27 КоАП);
– в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет за повторное нарушение;
– за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами (ст. 20.4 КоАП), которое чревато предупреждением или наложением административного штрафа (на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
– за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП), выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа (на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей).

4.3 Обеспечение пожарной безопасности на рабочем месте

Общие положения
В автомастерской должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожаропасного и пожароопасного участка.
Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности автомастерской возлагается на руководителя.
Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
- регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
- определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.
Для сбора использованных обдирочных материалов необходимо устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.
При аренде автомастерской арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.
Основные требования пожарной безопасности в автомастерских
В автомастерской при эксплуатации электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями, нельзя применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
Переносные электрические светильники должны быть выполнены с применением гибких электропроводок, оборудованы стеклянными колпаками, а также защищены предохранительными сетками и снабжены крючками для подвески.
При установке временных металлических печей в автомастерской и других печей заводского изготовления должны выполняться указания (инструкции) предприятий - изготовителей этих видов продукции, а также требования норм проектирования, предъявляемые к системам отопления. Расстояние от печей до стеллажей, шкафов и другого оборудования должно быть не менее 0,7 м, а от топочных отверстий - не менее 1,25 м.
При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы.
Места проведения огневых работ в автомастерской следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведро с водой). Изображение пожарного щита представлено на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пожарный щит

Переносные ацетиленовые генераторы следует устанавливать на открытых площадках. Допускается временная их работа в хорошо проветриваемых помещениях.
Ацетиленовые генераторы необходимо ограждать и размещать не ближе 10 м от мест проведения огневых работ, а также от мест забора воздуха компрессорами и вентиляторами.
В местах установки ацетиленового генератора должны быть вывешены аншлаги (плакаты): "Вход посторонним воспрещен - огнеопасно", "Не курить", "Не проходить с огнем".
Полы в помещениях автомастерской, где организованы постоянные места проведения сварочных работ, должны быть выполнены из негорючих материалов.
Соединять сварочные провода следует при помощи опрессования, сварки, пайки или специальных зажимов.
Провода, подключенные к сварочным аппаратам, распределительным щитам и другому оборудованию, а также к местам сварочных работ, должны быть надежно изолированы и в необходимых местах защищены от действия высокой температуры, механических повреждений или химических воздействий.
Составление и разбавление всех видов лаков и красок в автомастерских необходимо производить в изолированных помещениях у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках. Тара из-под лакокрасочных материалов должна быть плотно закрыта и храниться на специально отведенных площадках.
Помещения окрасочных помещений автомастерской должны быть оборудованы самостоятельной механической приточно-вытяжной вентиляцией и системами местных отсосов.
Не зависимо от типа окрасочной камеры, должны быть оборудованы автоматические установки пожаротушения.
Не разрешается производить окрасочные работы при отключенных системах вентиляции.
Пролитые на пол лакокрасочные материалы следует немедленно убирать при помощи опилок, воды и др. Мытье полов, стен и оборудования горючими растворителями не разрешается.
Помещения, в которых работают с горючими веществами и материалами, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета два огнетушителя и кошма на 100 м2 помещения.
Схема эксплуатации огнетушителя представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема эксплуатации огнетушителя

Размещение огнетушителей в автомастерских
Огнетушители следует располагать на объекте таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т.п.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также - около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара.

4.4 Оказание первой доврачебной помощи при производственной травмы.

Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при травмах на производстве
Данной инструкцией можно руководствоваться для разработки программы обучения по оказанию первой помощи.
1. Общие положения
1.1. Несоблюдение требований безопасности происходит в основном из-за незнания правил и требований нормативных и инструктивных документов, низкого уровня организации производства и производственной дисциплины, отсутствия контроля и непринятия мер дисциплинарной ответственности, безответственности и халатности работников при выполнении работы, отсутствия культуры производства работ, экономии средств на безопасность и охрану труда, отсутствия или невыполнения работниками должностных инструкций.
1.2. Несчастные случаи, как правило, сопровождаются различной тяжестью последствий. Своевременно и квалифицированно оказанная помощь может спасти пострадавшего от тяжелых последствий.
1.3. Условиями успеха при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях являются умение и быстрота действий оказывающего помощь.
1.4. Каждый работник должен уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь. Для выработки этих качеств необходимы соответствующие тренировочные упражнения, приводимые дипломированными медицинскими работниками, не менее 1–2 раз в год.
1.5. Каждая рабочая зона должна быть обеспечена табельными средствами по оказанию первой помощи, хранение которых поручается ответственному лицу.
1.6. Каждый рабочий в зависимости от характера работы и условий ее выполнения должен быть обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты и знать свойства вредных и опасных веществ, горючих и легковоспламеняющихся веществ и материалов.
1.7. Первая доврачебная неотложная помощь (далее — ПДНП) представляет собой комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников.
Основные задачи ПДНП:
1. проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего;
2. предупреждение возможных осложнений;
3. обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего.
1.8. ПДНП пострадавшему должна оказываться быстро и под руководством одного человека, так как противоречивые советы со стороны, суета, споры и растерянность ведут к потере драгоценного времени. Вместе с тем вызов врача или доставка пострадавшего в медпункт (больницу) должны быть выполнены незамедлительно.
1.9. Алгоритм действий по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавшего:
а) спасателю применить средства индивидуальной защиты (при необходимости, в зависимости от ситуации);
б) устранить причины воздействия угрожающих факторов (вывести пострадавшего из загазованной зоны, освободить его от действия электрического тока, извлечь утопающего из воды и т. д.);
в) срочно оценить состояние пострадавшего (визуально осмотреть, справиться о самочувствии, определить наличие признаков жизни);
г) позвать на помощь окружающих, а также попросить вызвать cкорую помощь;
д) придать пострадавшему безопасное для каждого конкретного случая положение;
е) принять меры по устранению опасных для жизни состояний (провести реанимационные мероприятия, остановить кровотечение и т. д.); ж) не оставлять пострадавшего без внимания, постоянно контролировать его состояние, продолжать поддерживать жизненные функции организма до прибытия медицинских работников.
1.10. Оказывающий помощь должен знать:
• основы работы в экстремальных условиях;
• признаки (симптомы) нарушений жизненно важных систем организма;
• правила, методы, приемы оказания ПДНП применительно к особенностям конкретного человека в зависимости от ситуации;
• способы транспортировки пострадавших и др.
1.11. Оказывающий помощь должен уметь:
• оценивать состояние пострадавшего, диагностировать вид, особенности поражения (травмы), определять вид необходимой первой медицинской помощи и последовательность проведения соответствующих мероприятий;
• правильно осуществлять весь комплекс экстренной реанимационной помощи, контролировать эффективность и при необходимости корректировать реанимационные мероприятия с учетом состояния пострадавшего;
• останавливать кровотечение путем наложения жгута, давящих повязок и др., а также накладывать повязки, косынки, транспортные шины при переломах костей скелета, вывихах, тяжелых ушибах;
• оказывать помощь при поражениях электрическим током, в т. ч. в экстремальных условиях (на опорах ЛЭП и пр.), при утоплениях, тепловом или солнечном ударе, острых отравлениях;
• использовать подручные средства при оказании ПДНП, а также при переносе, погрузке, транспортировке пострадавшего;
• определить необходимость вызова скорой медицинской помощи, медицинского работника, эвакуировать пострадавшего попутным (неприспособленным) транспортом, пользоваться аптечкой скорой помощи.
2. Способы оказания первой доврачебной помощи
2.1. Оказание первой помощи при поражении электротоком.
2.1.1. При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, так как тяжесть травмы зависит от его продолжительности.
2.1.2. Прикосновение к токоведущим частям, находящимся под напряжением, вызывает в большинстве случаев непроизвольное судорожное сокращение мышц и общее возбуждение, которое может привести к нарушению и даже полному прекращению деятельности органов дыхания и кровообращения. Если пострадавший держит провод руками, его пальцы так сильно сжимаются, что высвободить провод становится невозможным. Поэтому первым действием человека, оказывающего помощь, должно быть немедленное отключение той части электроустановки, которой касается пострадавший. Отключение производится с помощью выключателей, рубильника или другого отключающего аппарата, а также путем снятия или вывертывания предохранителей (пробок), разъема штепсельного соединения. Если отключить установку достаточно быстро нельзя, необходимо принять иные меры к освобождению пострадавшего от действия тока.
2.1.3. Если пострадавший находится на высоте (например, на приставной лестнице), то отключение установки при освобождении его от тока может вызвать его падение. В этом случае необходимо принять меры, предупреждающие падение пострадавшего или обеспечивающие его безопасность.
2.1.4. При отключении электроустановки может одновременно погаснуть электрический свет. В связи с этим при отсутствии дневного освещения необходимо позаботиться об освещении от другого источника (включить аварийное освещение, аккумуляторные фонари и т. п.), учитывая взрывоопасность и пожароопасность помещения, но не задерживать отключение электроустановки и оказание помощи пострадавшему.
2.1.5. Во всех случаях оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без надлежащих мер предосторожности, так как это опасно для жизни. Оказывающий помощь должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением шага.
2.1.6. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода напряжением до 1000 В следует воспользоваться канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно также оттянуть пострадавшего за одежду (если она сухая и отстает от тела), например, за полы куртки, за воротник, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой.
2.1.7. Оттаскивая пострадавшего за ноги, человек, оказывающий помощь, не должен касаться его обуви или одежды без хорошей изоляции своих рук, так как обувь и одежда могут быть сырыми и стать проводниками электрического тока. Для изоляции рук человек, оказывающий помощь, особенно если ему необходимо коснуться тела пострадавшего, не прикрытого одеждой, должен надеть диэлектрические перчатки или обернуть руку шарфом, натянуть на руку рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего резиновый коврик или просто сухую материю. Можно также изолировать себя, встав на резиновый коврик, сухую доску и т. п.
2.1.8. При отделении пострадавшего от токоведущих частей оборудования рекомендуется действовать одной рукой, держа вторую в кармане или за спиной.
2.1.9. Когда пострадавший лежит на земле, электрический ток проходит через него в землю, и, если пострадавший судорожно сжимает в руке один токоведущий элемент, например провод, проще прервать ток, отделив пострадавшего от земли (подсунуть под него сухую доску, оттянуть за одежду или за ноги от земли веревкой), соблюдая при этом указанные выше меры предосторожности как по отношению к самому себе, так и по отношению к пострадавшему.
2.1.10. Можно также перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой или перекусить их инструментом с изолированными рукоятками (кусачками, пассатижами и др.). Можно воспользоваться и инструментом с токоизолирующими рукоятками; если на инструменте нет изоляции от действия тока, то надо обернуть рукоятки сухой материей.
2.1.11. Перерубать или перекусывать провода необходимо пофазно, т. е. каждый провод в отдельности, при этом рекомендуется по возможности стоять на сухих досках, деревянной лестнице и т. п.
2.1.12. Меры ПДНП зависят от состояния, в котором находится пострадавший после освобождения его от воздействия электрического тока.
2.1.13. Для определения этого состояния необходимо немедленно выполнить следующие мероприятия:
1. уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность;
2. проверить наличие у пострадавшего дыхания (определяется визуально по подъему грудной клетки или с помощью зеркала);
3. проверить наличие у пострадавшего пульса на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на переднее-боковой поверхности шеи;
4. выяснить состояние зрачка (узкий или широкий). Широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга.
2.1.14. Во всех случаях поражения электрическим током вызов врача обязателен, независимо от состояния пострадавшего.
2.1.15. Если пострадавший находится в сознании, но до этого был в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение (подстелить под него и накрыть его сверху чем-либо из одежды) и до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом. Запрещается позволять пострадавшему двигаться, а тем более продолжать работу, так как отсутствие тяжелых симптомов после поражения электрическим током не исключает возможности последующего ухудшения состояния пострадавшего. В случае отсутствия возможности быстро вызвать врача необходимо срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение, обеспечив для этого необходимые транспортные средства или носилки.
2.1.16. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым и дыханием и пульсом, его следует ровно и удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, давать нюхать нашатырный спирт, обрызгивать лицо водой и обеспечить полный покой. Если пострадавший плохо дышит — очень редко и судорожно (как умирающий), ему следует делать искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца.
2.1.17. При отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхания и пульса) нельзя считать его мертвым, так как смерть часто бывает лишь кажущейся. В таком состоянии пострадавший, если ему не будет немедленно оказана первая помощь в виде искусственного дыхания и наружного (непрямого) массажа сердца, действительно умрет. Искусственное дыхание следует производить непрерывно — как до, так и после прибытия врача. Вопрос о целесообразности или бесцельности дальнейшего проведения искусственного дыхания решается врачом.
2.1.18. При оказании помощи мнимоумершему дорога каждая секунда, поэтому первую помощь следует оказывать немедленно и по возможности на месте происшествия. Переносить пострадавшего в другое место следует только в тех случаях, когда ему или лицу, оказывающему помощь, продолжает угрожать опасность или оказание помощи на месте невозможно.
2.1.19. Во всех случаях констатировать смерть имеет право только врач.
2.2. Основные правила проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца
2.2.1. Оживление организма, пораженного электрическим током, может быть произведено несколькими способами. Все они основаны на проведении искусственного дыхания. Однако самым эффективным является способ изо рта в рот , проводимый одновременно с непрямым массажем рердца.
2.2.2. Искусственное дыхание следует проводить только в случае, если пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно, как бы с всхлипыванием, как умирающий), а также если дыхание пострадавшего постепенно ухудшается.
2.2.3. Начинать искусственное дыхание следует немедленно после освобождения пострадавшего от воздействия электрического тока и производить его непрерывно до достижения положительного результата или появления бесспорных признаков действительной смерти (появление трупных пятен или трупного окоченения).

Заключение

В данной работе рассмотрены вопросы назначения, устройства замены масла в двигателе автомобиля ВАЗ-2115, при этом даны описания основных неисправностей и способы их устранения, перечислены виды работ при проведении ЕО, ТО1, ТО2, СО. При соблюдении требований и норм эксплуатации, обслуживании и ремонта замены масла автомобиля будет обеспечена его надёжность и безопасность.

Приложение А
(обязательное)

Карта технологического процесса

Карта технологического процесса на замену масла в двигателе автомобиля ВАЗ-2115 представлена в таблице А1.
Выполняется слесарем 4-го разряда
Трудоёмкость: 0,33 чел·час

Таблица А1 - Карта технологического процесса замены масла в двигателе ВАЗ 2115
№ Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
1 Установить автомобиль на подъёмник и приподнять Подъёмник П1-01М

2 Открыть капот ,
Открутить пробку
маслозаливной горловины
2 Снять защиту картера, если она есть на машине Пневматический пистолет и ударная головка 13 ГОСТ 2839-80

1,5
3 Найти и подставить тару под сливную пробку вручную
0,5
4 Открутить сливную пробку Ключ на 17 ГОСТ 2838-80
1 При рабочей температуре двигателя
5 Открутить масленый фильтр Вручную.
Съемник масленого фильтра
ГОСТ 8787-68

2

Продолжение таблицы 3
№ Наименования операции Набор инструментов Норма времени, мин Техническое условие и указание
6 Взять новый фильтр и смазать резиновое кольцо маслом Вручную. Маслом 10-W40, (М8)
1
Заполнить масленый фильтр новым маслом.
7 Прикрутить масленый фильтр на место Вручную.
0,5
8 Сменить медное кольцо на сливной пробке и закрутить её. Вручную. Новое медное кольцо. Накидной ключ на 17 ГОСТ 2838-80

1,5 Сливную пробку затянуть моментом 30 Н·м чтоб не сорвать резьбу.
9 Поставить защиту картера, если она есть на машине. Пневматический пистолет и ударная головка 13 ГОСТ 2839-80

1,5

10 Опустить автомобиль. вручную
1
11 Залить масло в двигатель. вручную

2 Закрыть крышку маслозаливной горловины. И проверить уровень масла по щупу.
12 Завести на несколько минут вручную
5
13 Заглушить авто, достать щуп и проверить уровень масла вручную

0,5 Если масла меньше уровня то долить , если уровень то закрыть капот и можно в путь.

Приложение Б
(справочное)

Конструктивная схема системы смазки двигателя ВАЗ-2115 представлена на рисунке Б1.

1 – канал в блоке цилиндров для подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 – канал в головке цилиндров; 3 – патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 – крышка маслоналивной горловины; 5 – патрубок вытяжного шланга; 6 – патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 7 – масляная магистраль в головке цилиндров; 8 – распределительный вал; 9 – канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 – датчик контрольной лампы давления масла; 11 – редукционный клапан; 12 – канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 – ведущая шестерня масляного насоса; 14 – ведомая шестерня масляного насоса; 15 – канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 – противодренажный клапан; 17 – фильтрующий картонный элемент; 18 – масляный картер; 19 – маслоприемник; 20 – сливная пробка; 21 – перепускной клапан; 22 – масляный фильтр; 23 – канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 – канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 – главная масляная магистраль

Рисунок Б1- Конструктивная схема системы смазки двигателя ВАЗ-2115

Литература

Используемые интернет ресурсы:
http://www.localtransport.ru/loctrans-440-1.html
http://www.drive2.ru/b/288230376151985391/
http://www.aik-kr.ru/category/pb/pb_avtomaster
http://git25.rostrud.ru/2858.shtml/xPages/entry.50378.html
http://vaztime.ru/publ/vaz_2113_2114_2115/transmissija/kak_zamenit_maslo_v_korobke_kpp_na_vaz_2114_svoimi_rukami/8-1-0-62
http://www.kasouz.ru/Spravochnaja_informacija/Tehnicheskoe_obsluzhivanie_avtomobilej_vaz-2115 _/Vidi_tehnicheskogo_obsluzhivanija
http://carspec.info/sistema-smazki
http://spokoino.ru/articles/obslugivanie_avto/texnika_bezopacnocti_obclygivaniya_avto/
http://avtomobil-1.ru/nyeispravnosti-sistemy-smazki-ih-vyyavlenie-i-ustranenie.html

Скриншот приложения А --- https://pastenow.ru/32VHU


Не нашли подходящую работу? Новая работа может быть дешевле готовой

Отправьте заявку на выполнение работы и наши авторы предложат вам свою цену. Общение с авторами напрямую. По вопросам заказа позвоните на номер: 8(800) 775–28-83.