• Категория: Техносферная безопасность. БЖД

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 6 1.1 Понятие безопасности жизнедеятельности в трудах ученых 6 1.2. Практические виды, формы обучения на уроках ОБЖ 14 1.3. Влияние практических методов обучения на уроки ОБЖ 20 1.4. Нормативно-правовая документация по ОБЖ 24 Выводы . 29 Глава 2. Экспериментальная работа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Здоровый образ жизни» 30 2.1 Содержание основ здорового образа жизни как социально-педагогического явления 30 2.2 Формирование здорового образа жизни учащихся в школе 32 2.3. Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ, как активного метода обучения по теме «Здоровый образ жизни» 40 2.4. Совершенствование методик и приемов в работе по основам безопасности жизнедеятельности 48 Выводы . 58 Заключение 59 Список литературы 62 Приложения 66 Введение Актуальность исследования. В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребенка стало все более очевидным. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов общеобразовательных учреждений в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Важно еще поставить дело так, чтобы сам школьник мог участвовать в укреплении своего здоровья. Нельзя заставить детей заботиться о своем здоровье, но можно воспитать, сформировать эту потребность. Призыв взрослых «беречь здоровье» для многих детей лишен мотивационной значимости: ребенок живет сегодняшним днем. Превратить абстракцию понятия «здоровье» в мотивационную основу здравоохранительного поведения - задача профессионально работающего педагога. Тогда его уроки в сочетании с другими формами работы превращаются в эмоционально-увлекательное, развивающее и самое главное, воспитывающее действо, где дискуссии чередуются с практическими заданиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждение актуальных проблем с разработкой учащимися индивидуальных программ восстановления и укрепления здоровья. Сохранение здорового образа жизни в настоящее время является важной и актуальной проблемой не только родителей, но и педагогов. Необходимо учитывать тот факт, что основы знаний о здоровом образе жизни и соответствующем поведении учащиеся получают преимущественно от учителей в период обучения в школе. Целью дипломной работы является анализ использования активных методов обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в различных возрастных группах по теме «Здоровый образ жизни». Объект исследования - процесс использования активных методов обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Здоровый образ жизни». Предмет исследования - игровая деятельность как активный метод обучения учащихся на уроках ОБЖ Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: 1. Учитывать возрастные особенности детей. 2. Основу обучения составляет игровая деятельность в качестве активного компонента. 3. Совершенствовать формы работы родителей и педагога по формированию здорового образа жизни. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". 2. Рассмотреть нормативно-правовую документацию по ОБЖ. 3. Провести формирующий эксперимент по развитию представлений о «Здоровом образе жизни» в группе младших школьников и их родителей в рамках занятий БЖД. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; моделирование учебного процесса. 2. Эмпирические: опрос, анкета, прямое и косвенное наблюдение, беседы, изучение опыта работы общеобразовательных учреждений в аспекте рассматриваемой проблемы, педагогический формирующий эксперимент, статистическая обработка результатов. Практическая значимость исследования. Предложенные механизмы, условия и оценочная база процесса формирования основ здорового образа у школьников могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Научная новизна исследования заключается в попытке установить, разработать положение о здоровье детей и составить методические рекомендации для учителей, педагогов, учащихся по формированию здорового образа жизни. Заключение Главной целью обучения предмета "Основам безопасности жизнедеятельности", является подготовка школьников к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. В процессе обучения ОБЖ формируются и совершенствуются не только знания, но и умения, теория сочетается с практикой, формируются мотивы, стремления, ценностные ориентации. Основной особенностью школьного возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот возраст характеризуется стремлением к творчеству. Программный материал по курсу ОБЖ становится более сложным и разнообразным. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей, следовательно, и специфику работы с ними. В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника на занятиях "Основы безопасности жизнедеятельности" выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения. Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, формировать цели и программы собственной самостоятельной и творческой деятельности. Проведенное в работе экспериментальное исследование показало, что учащиеся младшего школьного возраста уже обладают определенными понятиями о здоровом образе жизни. Они отлично представляют, что заниматься спортом это хорошо, что курить и употреблять алкогольные напитки и наркотики плохо. Большинство наших испытуемых стараются следить за своим здоровьем уже сегодня, сообразно своим представлениям и умениям. Однако около трети младших школьников придерживаются убеждения в том, что здоровье есть постоянное развитие всех своих способностей и ресурсов, не только физических, но и личностных. Мальчики более акцентированы на таких качествах, как физическая сила, отсутствие вредных привычек, активность, работоспособность в отличие от девушек, которые больше внимания уделяют эмоциональному комфорту, отсутствию болезней и патологий и внешнему облику. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о важности работы на занятиях БДЖ к здоровому образу жизни. Подчеркнем в заключении существенные педагогические условия реализуемости приводимой системы работы: - система работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных в области валеологии, но и компетентных в практическом отношении. - система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей. - взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями учащихся будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые: - актуальны для конкретного учреждения в соответствии со спецификой учреждения; - востребованы родителями. - основная работа по формированию здорового образа жизни ребенка- младшего школьника проводится виде игры, организуется родителями при условии оказания им своевременной методической помощи. Список литературы 1. Александрова И.Э., Шумкова Т.В. Первичная профилактика заболеваемости учащихся в работе школьной медицинской сестры. //Справочник фельдшера и акушерки.- 2002.- №2, с. 41-47. 2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 2001. 3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., ФИС, 2007. 4. Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Дашков и К, 2003. 5. Аркин Е.А. Ребенок в школьные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968. 6. Богина, Т. Л. Режим дня в школе/ Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М., 2007. 7. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 134 с. 8. Вавилова Е.Н. Развивайте у школьников силу, ловкость, выносливость М.,2001. 9. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 2003. 10. Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. - //Младший школьник, 2003, № 2, с.7-8. 11. Волошина Л.Н., Курилова Т.Н. Игры с элементами спорта для детей 7-8 лет. Программа «Играйте на здоровье». (учебно-методическое пособие) Издательство "Гном и Д", 2004, - 112 с. 12. Воронова Б.З., Белявская В.И., Маймулов В.Г., Чернякина Т.С. Факторы внутришкольной среды и здоровье школьников //Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова.- 2002.- №4, с.18-22. 13. Воронова Б.З., Степанова М.И. Охрана здоровья детей-сирот: новое санитарное законодательство. //Директор школы.- 2002.- №6.- C.43-44. 14. Глазырина Л.Д. Физическая культура. Программа и программные требования. М.: Владос. 2009. 15. Горелова Ж.Ю. Биологически активные добавки. Характеристика и перспективы использования.// Журнал “Медицинская помощь”. - 2002г.– №5 .- С. 44-46. 16. Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004. – 244 с. 17. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в школе: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. 18. Даниленко О.В., Иванов В.А., Владимирцев В.А. Шаг навстречу. // Земский вестник.-2001.- № 2. - С. 31-34. 19. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003. 20. Иванов В.Ю Значение раннего труда как возможного фактора риска для здоровья подростков.// Российский педиатрический журнал.- 2001.- № 6.- C. 41-43 21. Кучма В.Р. К 80-летию санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Из истории становления гигиены детей и подростков в России. //Информационно-аналитический вестник. - 2009 г.- №2.- C.1-2 22. Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков.// Инф.бюллетень: Здоровье и среда обитания населения. -2009.- 2/107/.- C.1-4. 23. Кучма В.Р., Степанова М.И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика // Медицина Труда и промышленная экология. - 2001.- № 8, С. 32-37. 24. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ильин А.Г., Рапопопрт И.К., Звездина И.В., Скоблина Н.А. Организационно-методическая база оздоровления детей в школе. //Информационно-аналитический вестник.- 2009 г.- № 3, C.1-3. 25. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Камерницкая Н.Д., Горелова Ж.Ю. Информационно-аналитический вестник, выпуск посвящённый 80-летию санитарно-эпидемиологической службы РФ. - 2009. – №2. – 12 C. 26. Лапонова Е.Д. Особенности умственной работоспособности и эмоционального состояния девочек, обучающихся в девичьих и смешанных класса”.// Российский педиатрический журнал.- 2001.- №6.- C.43-44. 27. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-898) 28. Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. 29. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. - Барнаул: АГИК, 1992. 30. Пискунова Л.В. Танец и здоровье. “Медико-психологическая служба в спортивных танцах. // Спортивные танцы. РГАФК.- 2001.- № 1 (17), С. 35-37. 31. Прусов П.К.(в соавторстве Сухарева Л.М., и др.) Состояние здоровья и физическая активность современных подростков. - Гигиена и санитария.- 2009.- №3.- с.52-55. 32. Степанова М.И., Воронова Б.З. О новых санитарных правилах организации отдыха детей в каникулы. // Библиотечка журнала “Вестник образования”.- 2001.- № 3.- С. 3-7. 33. Степанова М.И., Воронова Б.З. Организация отдыха детей в каникулы: новое санитарное законодательство. // Директор школы.- 2001.- № 4 (60).- С. 46-47 34. Степанова М.И., Куинджи Н.Н., Сазанюк З.И., Березина Н.О., Лашнева И.П., Поленова М.А. Обоснование оптимальной учебно-воспитательной нагрузки для дошкольников 3-4 лет. // Гигиена и санитария. - 2001.- № 1.- С. 63-65. 35. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А., Прусов П.К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гигиена и санитария.-2009.-№3. -С.52-55. 36. Текшева Л.М. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению иллюстрированных текстов в детских издания. // Гигиена и санитария. - 2001.- № 2.- С. 56-58. 37. Храмцов П.И. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников коррекционных ортопедических групп. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001.- № 5.- С. 27-29. 38. Чайкин С.В. Гигиеническая оценка новой структуры учебного года в школе. Российский педиатрический журнал.- 2001.- №6.- C.40-41.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.