• Категория: Техносферная безопасность. БЖД

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 6 1.1 Понятие безопасности жизнедеятельности в трудах ученых 6 1.2. Практические виды, формы обучения на уроках ОБЖ 14 1.3. Влияние практических методов обучения на уроки ОБЖ 19 1.4. Нормативно-правовая документация по ОБЖ 24 Выводы по главе 1. 29 Глава 2. Экспериментальная работа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Здоровый образ жизни» 31 2.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление 31 2.2 Формирование здорового образа жизни учащихся в школе 33 2.3. Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ, как активного метода обучения по теме «Здоровый образ жизни» 41 2.4. Совершенствование методик и приемов в работе по основам безопасности жизнедеятельности 49 Выводы по главе 2. 58 Заключение 60 Список литературы 63 Приложения 67 Введение Актуальность исследования. В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребенка стало все более очевидным. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов общеобразовательных учреждений в том, что необходимопринимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Важно еще поставить дело так, чтобы сам школьник мог участвовать в укреплении своего здоровья. Нельзя заставить детей заботиться о своем здоровье, но можно воспитать, сформировать эту потребность. Призыв взрослых «беречь здоровье» для многих детей лишен мотивационной значимости: ребенок живет сегодняшним днем. Превратить абстракцию понятия «здоровье» в мотивационную основу здравоохранительного поведения - задача профессионально работающего педагога. Тогда его уроки в сочетании с другими формами работы превращаются в эмоционально-увлекательное, развивающее и самое главное, воспитывающее действо, где дискуссии чередуются с практическими заданиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждение актуальных проблем с разработкой учащимися индивидуальных программ восстановления и укрепления здоровья. Сохранение здорового образа жизни в настоящее время является важной и актуальной проблемой не только родителей, но и педагогов. Целью дипломной работы является анализ использование активных методов обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в различных возрастных группах по теме «Здоровый образ жизни». В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты организации учебного процесса по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". 2. Рассмотреть нормативно-правовую документацию по ОБЖ. 3. Провести формирующий эксперимент по развитию представлений о «Здоровом образе жизни» в группе младших школьников и их родителей в рамках занятий БЖД. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; моделирование учебного процесса. 2. Эмпирические: опрос, прямое и косвенное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, изучение опыта работы общеобразовательных учреждений в аспекте рассматриваемой проблемы, педагогический формирующий эксперимент, статистическая обработка результатов. Заключение Проведя анализ литературных источников, мы выяснили, что в своей жизнедеятельности, то есть создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию. Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области "Безопасность жизнедеятельности". Структурно программы курса ОБЖ состоят из трех содержательных линий. Распределение тематики ОБЖ по ступеням образования соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях. Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы обучения ОБЖ решают задачу развития творческих способностей личности школьника. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника на занятиях "Основы безопасности жизнедеятельности" выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения. Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, формировать цели и программы собственной самостоятельной и творческой деятельности. Проведенное в работе экспериментальное исследование показало, что учащиеся младшего школьного возраста уже обладают определенными понятиями о здоровом образе жизни. Они отлично представляют, что заниматься спортом это хорошо, что курить и употреблять алкогольные напитки и наркотики плохо. Большинство наших испытуемых стараются следить за своим здоровьем уже сегодня, сообразно своим представлениям и умениям. Однако около трети младших школьников придерживаются убеждения в том, что здоровье есть постоянное развитие всех своих способностей и ресурсов, не только физических, но и личностных. Мальчики более акцентированы на таких качествах, как физическая сила, отсутствие вредных привычек, активность, работоспособность в отличие от девушек, которые больше внимания уделяют эмоциональному комфорту, отсутствию болезней и патологий и внешнему облику. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о важности работы на занятиях БДЖ к здоровому образу жизни. Подчеркнем в заключении существенные педагогические условия реализуемости приводимой системы работы: - система работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных в области валеологии, но и компетентных в практическом отношении. - система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей. - взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями учащихся будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые: - актуальны для конкретного учреждения в соответствии со спецификой учреждения; - востребованы родителями. - основная работа по формированию здорового образа жизни ребенка-дошкольника проводится виде игры, организуется родителями при условии оказания им своевременной методической помощи. Список литературы 1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 2001. 2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., ФИС, 2007. 3. Аркин Е.А. Ребенок в школьные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968. 4. Богина, Т. Л. Режим дня в школе/ Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М., 2007. 5. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 134 с. 6. Вавилова Е.Н. Развивайте у школьников силу, ловкость, выносливость М.,2001. 7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 2003. 8. Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. - //Младший школьник, 2003, № 2, с.7-8. 9. Волошина Л.Н., Курилова Т.Н. Игры с элементами спорта для детей 7-8 лет. Программа «Играйте на здоровье». (учебно-методическое пособие) Издательство "Гном и Д", 2004, - 112 с. 10. Глазырина Л.Д. Физическая культура. Программа и программные требования. М.: Владос. 2009. 11. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в школе: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. 12. Даниленко О.В., Иванов В.А., Владимирцев В.А. Шаг навстречу. // Земский вестник.-2001.- № 2. - С. 31-34. 13. Кучма В.Р., Степанова М.И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика // Медицина Труда и промышленная экология. - 2001.- № 8, С. 32-37. 14. Пискунова Л.В. Танец и здоровье. “Медико-психологическая служба в спортивных танцах. // Спортивные танцы. РГАФК.- 2001.- № 1 (17), С. 35-37. 15. Степанова М.И., Воронова Б.З. О новых санитарных правилах организации отдыха детей в каникулы. // Библиотечка журнала “Вестник образования”.- 2001.- № 3.- С. 3-7. 16. Степанова М.И., Воронова Б.З. Организация отдыха детей в каникулы: новое санитарное законодательство. // Директор школы.- 2001.- № 4 (60).- С. 46-47 17. Степанова М.И., Куинджи Н.Н., Сазанюк З.И., Березина Н.О., Лашнева И.П., Поленова М.А. Обоснование оптимальной учебно-воспитательной нагрузки для дошкольников 3-4 лет. // Гигиена и санитария. - 2001.- № 1.- С. 63-65. 18. Текшева Л.М. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению иллюстрированных текстов в детских издания. // Гигиена и санитария. - 2001.- № 2.- С. 56-58. 19. Храмцов П.И. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников коррекционных ортопедических групп. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001.- № 5.- С. 27-29. 20. Александрова И.Э., Шумкова Т.В. Первичная профилактика заболеваемости учащихся в работе школьной медицинской сестры. //Справочник фельдшера и акушерки.- 2002.- №2, с. 41-47. 21. Воронова Б.З., Белявская В.И., Маймулов В.Г., Чернякина Т.С. Факторы внутришкольной среды и здоровье школьников //Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова.- 2002.- №4, с.18-22. 22. Воронова Б.З., Степанова М.И. Охрана здоровья детей-сирот: новое санитарное законодательство. //Директор школы.- 2002.- №6.- C.43-44. 23. Горелова Ж.Ю. Биологически активные добавки. Характеристика и перспективы использования.// Журнал “Медицинская помощь”. - 2002г.– №5 .- С. 44-46. 24. Иванов В.Ю Значение раннего труда как возможного фактора риска для здоровья подростков.// Российский педиатрический журнал.- 2001.- № 6.- C. 41-43 25. Кучма В.Р. К 80-летию санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Из истории становления гигиены детей и подростков в России. //Информационно-аналитический вестник. - 2009 г.- №2.- C.1-2 26. Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков.// Инф.бюллетень: Здоровье и среда обитания населения. -2009.- 2/107/.- C.1-4. 27. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ильин А.Г., Рапопопрт И.К., Звездина И.В., Скоблина Н.А. Организационно-методическая база оздоровления детей в школе. //Информационно-аналитический вестник.- 2009 г.- № 3, C.1-3. 28. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Камерницкая Н.Д., Горелова Ж.Ю. Информационно-аналитический вестник, выпуск посвящённый 80-летию санитарно-эпидемиологической службы РФ. - 2009. – №2. – 12 C. 29. Лапонова Е.Д. Особенности умственной работоспособности и эмоционального состояния девочек, обучающихся в девичьих и смешанных класса”.// Российский педиатрический журнал.- 2001.- №6.- C.43-44. 30. Прусов П.К.(в соавторстве Сухарева Л.М., и др.) Состояние здоровья и физическая активность современных подростков. - Гигиена и санитария.- 2009.- №3.- с.52-55.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.