• Категория: Безопасность жизнедеятельности
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2020
  • Оригинальность: 72 %

Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проведения проверок 6
1.1 Проведение плановых проверок 6
1.2 Проведение внеплановых проверок 22
1.3 Права и обязанности сотрудников органов ГПН при осуществлении государственного надзора 28
Выводы по главе 34
Глава 2 Порядок фиксации нарушений требований пожарной безопасности при проведении проверок 37
2.1 Инструментальный метод 37
2.2 Метод фото фиксации 51
2.3 Метод видео фиксации 60
2.4 Процессуальное оформление видеосъемки 64
Выводы по главе 66
Глава 3 Рекомендации органам ФГПН при проведении мероприятий по контролю с применением инструментальных методов 69
3.1 Рекомендации по составлению фототаблиц при фиксации нарушений требований пожарной безопасности 69
3.2 Рекомендации органам ФГПН при проведении проверки с применением инструментальных методов 72
Выводы по главе 77
Заключение 80
Список используемых источников 86
Приложения 90



Введение
Актуальность. Охрана индивидуальной, коллективной и государственной собственности, жизни и здоровья людей, а также духовных ценностей от пожаров в современных условиях жизни нашего общества относится к числу наиболее важных социальных задач. В результате пожаров наносится существенный урон народному хозяйству, причем тяжесть их последствий становится реальным фактором, тормозящим развитие экономики. Но самое страшное - в огне гибнут люди.
Пожары представляют собой одно из разрушительных явлений, по-стоянно сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Они причиняют значительный, порой невосполнимый ущерб живой природе и обществу, его достоянию, материальным и духовным ценностям [22 c 12].
Появление новых техноло¬гий, развитие научно-технического прогресса, техники и оборудования, широкое использование легковоспламеняю¬щихся и горючих веществ и материалов, а также многие другие факторы приводят к тому, что в современной России значительно осложнена пожаро¬опасная обстановка. Сообщения средств массовой информации о количестве пожаров свидетельствуют только о негативной тенденции к возрастанию ущерба от них как жизни и здоровью людей, так и природным ресурсам и экономике страны. Ежегодно в Российской Федерации происходит более 245 тысяч пожаров, которые уносят жизни от 14 до 19 тысяч человек и приводят к травмированию более 14,5— 15 тысяч человек [23 c 41].
Вышеизложенное позволяет утверждать, что нарушения противопо-жарных требований причиняют огромный вред личности, обществу и государст¬ву, и это порождает необходимость научного исследования проблем, связан¬ных с обеспечением пожарной безопасности, в том числе порядку фиксации нарушений требований пожарной безопасности при проведении проверки.
Проверка пожарной безопасности на предприятии – один из самых распространенных видов государственного контроля. Пожарная проверка проводиться сотрудниками органа пожарного надзора с целью проверки соблюдения предпринимателем (организацией) правил пожарной безопасности на объекте защиты.
Вышеизложенными обстоятельствами и определяется актуальность, теоретическая, методологическая и практическая значимость темы настоящего дипломного исследования, а также объясняются причины ее выбора.
Объектом выпускного квалификационного исследования выступают общественные отношения в сфере пожарной безопас¬ности.
Предмет исследования - нормы российского законодательства, регламентирующие порядок фиксации нарушений требований пожарной безопасности при проведении проверки.
Цель дипломной работы заключается а разработке практических рекомендаций по усовершенствованию порядка фиксации нарушений требований пожарной безопасности при проведении проверки.
Для достижения сформулированной цели представляется необходимым решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть особенности проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения правил пожарной безопасности.
2.Раскрыть права и обязанности сотрудников органов ГПН при осуществлении государственного надзора.
3. Провести анализ порядка фиксации нарушений требований пожарной безопасности при проведении проверок.
4. Разработать рекомендации органам ФГПН при проведении мероприятий по контролю с применением инструментальных методов
Методологической основой дипломной работы является диалектический, подход к научному познанию социально-правовой действительности, позволяющей всесторонне изучить объект и предмет исследования.
В процессе исследования использовались, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, социологический, статистический и иные методы научного познания.
Теоретическую базу исследования составили:
Проблемы защиты пожарной безопасности в аспекте нормативных регламентов, изуча¬лись на основе работ А. Г. Безверхова, А. Б. Вроблевского, И.А. Конфоркина, А. П. Коротковой, Ю.Н. Коряковцева, С. Л. Никольской, Н. А. Соколова, И. М. Тяжковой, Б.С. Утевского, A. M. Шарипова, О.В. Шариповой, И. Г. Шев¬ченко и др.
Нормативную базу исследования составили нормы действующего законодательства РФ, законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие отношения в сфере пожарной безопасности.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и соответствует целям и задачам исследования.

Выводы по главе 3
Как показывает практика, рассмотрение дел, связанных с нарушением требований пожарной безопасности практически невозможно без использования специальных знаний специалиста и эксперта.
В ходе расследования проводится целый комплекс различного рода экспертиз и исследований: товароведческие, трассологические, строительно -технические и другие, но основной, и практически неотъемлемой, является судебная пожарно - техническая.
Необходимо отметить, что по данной категории дел у субъекта экспертно-технического сопровождения, независимо от его процессуального статуса (эксперт или специалист), неизменным остаются круг решаемых задач, техническое и методическое обеспечение деятельности.
Экспертно-технические задачи, решаемые при расследовании дел, связанных с нарушением требований пожарной безопасности могут быть сведены в три основные блока.
I. Реконструкция процесса возникновения и развития пожара.
2. Реконструкция процесса развития пожара.
3. Установление очага пожара.
4. Установление причины пожара.
II. Отработка нормативных вопросов.
2.1 отработка вопросов общего характера.
Типовая структура комплексного исследования нарушений ППБ:
- Общая характеристика объекта (анализ архитектурно -планировочных данных и концепции противопожарной защиты здания). Анализ пожарной опасности объекта.
- Генеральный план.
- Конструктивные решения и противопожарные преграды.
- Обеспечение безопасности людей.
- Эвакуационные и аварийные выходы.
- Эвакуационные пути.
- Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам.
- Пожарная опасность материалов.
- Система внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения.
- Система общеобменной вентиляции и противодымной защиты.
- Система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре.
- Автоматическая система пожарной сигнализации
- Автоматические установки пожаротушения.
- Автоматизация управления системами противопожарной защиты.
- Пожарная безопасность электроснабжения и молниезащита.
- Требования безопасности при эксплуатации в надземной и подземной автостоянке.
- Обеспечение тушения возможного пожара и проведения аварийно- спасательных работ.
- Организационно-технические мероприятия, перечень нормативных документов.
2.2 Отработка частных вопросов.
III. Отработка вопросов причинно-следственной связи.
3.1 Связь нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности с причиной пожара.
Устанавливается связь выявленных нарушений с процессом возникновения горения (пожара). Когда «благодаря нарушению» появились:
1) горючий материал (утечка газа, пары розлитой ЛВЖ, горючие материалы в мете проведения сварки и т.д.);
2) окислитель (химическое самовозгорание);
3) источник тепла, достаточный для зажигания горючего материала (например сварка) или пожароопасного процесса (например самовозгорание);
4) условия их взаимодействия.
Исследование заключается в теоретическом обосновании связи нарушения с одним из условий возникновения пожара либо ее отсутствия.
3.2. Связь нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности с развитием пожара.
Нарушение способствовало:
- увеличению площади развития пожара;
- увеличению скорости распространения огня;
- возможности развития огня через преграды.
На эти параметры могут влиять:
- свойства и количество используемых веществ и материалов;
- особенности тепломассопереноса на пожаре (передача тепла: кондукция, конвекция, излучение);
- состояние конструкций (конструктивных элементов), в частности речь идет о противопожарных преградах.
В этой связи немаловажным является вопрос проведения инструментальных исследований и технического обеспечения расследования.
Оценку работоспособности и эффективности систем противопожарной защиты, определение различных пожароопасных характеристик веществ и материалов, исследование огнезащитных покрытий и составов невозможно провести без использования специальных инструментальных методов и технических средств. Классификация данных методов приведена ниже на схеме.

Заключение
В настоящее время усилиями противопожарных служб значительно сократилось количество пожаров. Вместе с тем органами государственного пожарного надзора проводится планомерная работа по обеспечению пожарной безопасности хозяйственных субъектов путем проведения про-верок, обучения и выдачи предписаний.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности... требований пожарной безопасности.
Органы государственного пожарного надзора (ГПН) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки органов власти, объекта защиты, территории (далее - распоряжение о проведении проверки) органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России N 141.
Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.
Административная процедура проверки, предусмотренная Административным регламентом, проводится только в форме выездной проверки.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН необходимо провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.
О проведении плановой проверки объекта защиты или гражданин, в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.
Плановая проверка проводится по месту нахождения объекта защиты, органа власти и (или) территории (земельного участка).
Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных лиц органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка.
В отношении органов власти плановые проверки проводятся в соответствии с пунктами 61 - 63, подпунктом 2 пункта 64 Административного регламента, а также с осуществлением анализа реализуемых органами власти полномочий в области пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является, пункт 47, Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности:
- исполнение которых было предписано ранее выданным пред-писанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;
- информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и дру¬гих объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- во исполнение поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением за-конов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, пункт 49 Приказа МЧС.
Сотрудники ФГПН в рамках целей и задач выполнения государственного контроля ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Дознаватели ГПН ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.
В рамках компетенции осуществляют фиксацию правонарушений, имеющимися техническими средствами и с применением утвержденных методик.
Инструментальные исследования могут проводиться:
- общенаучными физическими и физико-химическими методами.
- стандартными методами испытаний (определение пожароопасных характеристик материалов, веществ и изделий).
В заключении должна быть подробно описана методика проведения исследования (прибор, технология пробоотбора, условия съёмки , методика обработки результатов).
В заключении должны быть представлены первичные материалы (хроматограммы, спектры, фотографии шлифов, результаты параллельных измерений и др.) и дано обсуждение полученных результатов.
Визуальные и инструментальные исследования объектов, изъятых с места пожара и объектов сравнения, как правило, проводятся перед анализом материалов дела и, соответственно, отражаются в отдельном разделе исследовательской части заключения. Иная структура должна быть аргументирована в тексте заключения.
Фотосъемка места пожара и объектов, изъятых с мест пожаров, проводится в соответствии с правилами криминалистической съемки. Результаты оформляются в виде фототаблиц или приводятся в виде иллюстраций по тексту заключения, с обязательными ссылками по тексту заключения.
Желательно проведение измерительной фотосъемки с установкой при съемке соответствующих масштабов. В дальнейшем, при производстве экспертизы, такие фотографии могут быть использованы для определения тех или иных линейных параметров помещений и отдельных объектов.
Фотографии, снятые на месте пожара, желательно сопровождать планами местности (зданий, помещений), на которых указаны направления (ракурс) съемки тех или иных участков, фрагментов, деталей .
Фотографии места пожара и объектов, изъятых с мест пожаров, в экспертных заключениях выполняются в цветной печати, как наиболее информативные.
Количество и качество фотографий должно обеспечивать полноценное отражение указанных объектов и имеющихся криминалистически значимых признаков.
Ход и результаты осмотра места пожара обязательно фиксиру¬ют по правилам судебной оперативной фотографии.
При фотографировании на месте пожара используют все рас-смотренные выше методы, способы и приемы съемки.
При составлении фото таблиц необходимо соблюдать следующие правила:
а) снимки следует располагать в порядке, соответствующем последовательности описания в протоколе (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные). Нумерация снимков в таблице -сплошная, последовательная;
б) надписи под снимками должны раскрывать их содержание;
в) снимки в фото таблице должны быть взаимосвязанными, т. е. объект на детальном снимке должен быть виден или обозначен на узловом, содержание узлового снимка отражено на одном из обзорных фотоснимков и т. д. Если какие-либо важные объекты на ориентирующем или обзорном снимке недостаточно различимы, то на нем стрелками обозначаются места их расположения. Стрелки можно пронумеровать, а в надписях под фотоснимками пояснить, на что они указывают.
Видеосъемка мест происшествий, в том числе и объектов пожара, оказывается исключительно полезной, прежде всего из-за того, что дает возможность не дискретно, а непрерывно фиксировать наблюдаемое, причем в цвете. Кроме того, профессионально выполненная видеосъемка места пожара, как правило, оказывается более полезной, нежели фотосъемка, т. к. сохраняет для дальнейшего расследования больше визуальной информации.
Для того чтобы результат видеосъемки в дальнейшем мог иметь доказательственное значение, необходимо в начальных и конечных кадрах, а также при каждом перерыве в съемке запечатлеть краткую (визуальную и звуковую) информацию с указанием:
- кем, с помощью какой аппаратуры, когда, где и в связи с чем производится видеосъемка;
- кто руководит съемкой и кто участвует в следственном действии (отмечая тот факт, что все участники предупреждены о проведении видеосъемки);
- какой конкретно участок места пожара или предмет снимается;
- чем вызван перерыв в съемке;
- через какой промежуток времени съемка продолжена.
Таким образом, применение технических и инструментальных средств фиксации нарушений пожарной безопасности позволяет сформировать объективную доказательную базу для дальнейших расследований.

Список используемых источников
Нормативные источники
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/86eb9da50d2bebf0f8320070bcc298ad5a93d41a/ Дата обращения (01.02.2018).
2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ Дата обращения (11.12.2017).
3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ред. от 29.07.2017 [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438 Дата обращения (11.12.2017).
5. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ ред. от 29.07.2017 [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241 Дата обращения (11.12.2017).
6. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ Дата обращения (11.12.2017).
7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ Дата обращения (11.12.2017).
8. Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»: утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 г.№ 1481 с изм. и доп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140639/e3ed19acca2dea6a17879667b9d9f8e3b1a72e96/ Дата обращения (12.01.2018).
9. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 30.12.2017) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129263/ Дата обращения (11.12.2017).
10. Постановление правительства РФ от 31 марта 2009 № 272 «О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска»
11. Постановление правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
12. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 06.10.2017) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124677/ Дата обращения (11.12.2017).
13. Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ред. от 30.09.2016)
14. "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2009 N 13915) [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87687/ Дата обращения (11.12.2017).
15. Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211005/ Дата обращения (11.12.2017).
16. Приказ МЧС России от 16 марта 2007 г. № 140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
17. Приказ МЧС России от 24.03.2017 N 132 "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 46994) [Электронный документ] http://www.consultant.ru Дата обращения 11.02.2018.
18. Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ред. от 30.09.2016)
19. Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты" (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-1-28) [Электронный документ] http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-provedenija-proverok-v-oblasti-pozharnoi/ Дата обращения 11.02.2018.
20. Информационное письмо ГУ ЭКЦ МВД России № 37/11-1676 от 24.04.2003 г.
Монографии, статьи, научные публикации
21. Матюшина А.В. Пожары и нарушения правил пожарной безопасности: Уголовно-правовой и криминологический аспекты. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 5.
22. Ищук Г. Б. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2012 году //Пожарная безопасность. 2012. №1. - С.23.
23. Ищенко Е. П., Топорков А. А. Криминалистика: учебник. Изд. 2-е, испр.и Доп. / под ред. д-ра юрид. наук, профессора Е. П. Ищенко. М., 2005.
24. Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотов В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись. - М.: Юристь, 1999. - 438 с.
25. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. - М.: Юристь, 1995.
26. Попов И. А. Расследование пожаров: Правовое регулирование. Организация и методика: Учебное пособие. - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1998. -310 с.

Практические материалы
27. Специальные инструментальные методы и средства обеспечения предварительного и экспертного исследования объектов пожарно-технической экспертизы: Учебное пособие. - М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2003.
28. Чешко И.Д. Экспертиза пожаров (объекты, методы, методики исследования). С.-Пб.: СПбИПБ МВД России, 1997. - 560 с.
29. http://info.fire-expert.spb.ru/info/mspte_(fire-expert.spb.ru).doc

Приложения
Приложение N 12 к Административному регламенту,
утвержденному приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644


Узнайте стоимость работы:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.