• Категория: Делопроизводство
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Оригинальность: 72 %

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ 8
1.1. Инструкция по делопроизводству: понятие, значения, правила составления 8
1.2. Нормативно-методическая регламентация разработки инструкции по делопроизводству 22
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУДЕБНЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ 32
2.1. Характеристика Арбитражного суда Московской области ..32
2.2. Анализ инструкций по делопроизводству районных судов, арбитражных судов с правилами делопроизводства 44
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

ВВЕДЕНИЕ
Система арбитражных судов в России функционирует с 1992 года, т.е. около 15 лет. Общая тенденция при этом такова, что количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, постоянно растет.
Рост количества рассматриваемых арбитражными судами экономических споров имеет постоянно опережает рост количественного состава судей арбитражных судов. Данная тенденция приводит к неуклонному и существенному возрастанию нагрузки на каждого арбитражного судью.
Подобная ситуация безусловно негативно сказывается на качестве и сроках рассмотрения и разрешения дел арбитражными судами. Такое положение дел неминуемо влечет угрозу увеличения реальных сроков рассмотрения конкретных дел.
Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах, разработанная и утвержденная Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 27 призвана совершенствовать организационное обеспечение судебной деятельности в условиях нового законодательства об арбитражных судах и арбитражном судопроизводстве. Однако с 2004 года она не подвергалась изменениям, вызванными веяниями современности и реального положения дел в арбитражных судах Российской Федерации.
Арбитражный суд Московской области входит в число первых двух десятков судов по количеству разрешенных арбитражных дел в Российской Федерации. В 2005 году им было разрешено 25 897 арбитражных дел, в 2010 году – 218 670 арбитражных дел. Количество разрешенных арбитражных дел возрастает из года в год, что, безусловно, свидетельствует о повышении правовой культуры общества, росте его доверия к судебной системе.
В Арбитражном суде Московской области нет своей инструкции по делопроизводству, не смотря на рекомендацию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в п. 3 Приказа от 25 марта 2004 г. № 27 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации», всем председателям арбитражных судов привести инструкции по делопроизводству в арбитражных судах в соответствие с утвержденной Инструкцией с учетом структуры, штатной численности, технической оснащенности и объема работы арбитражного суда. А вместе с тем время не стоит на месте и, соответственно, ряд положений Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах требуют корректировок.
В настоящее время в арбитражных судах России сложилась ситуация, когда единообразная система организации делопроизводства отсутствует.
Системы прохождения процессуальных документов в каждом арбитражном суде различаются. Такое положение дел сложилось исторически, достаточно произвольно в каждом суде, хотя влияющие на это факторы примерно однотипны. К ним можно отнести размер арбитражного суда, поскольку существуют «малые» арбитражные суды с незначительным составом арбитражных судей (около 20) и соответственно меньшим количеством рассматриваемых ими дел. Однако существуют и «большие» арбитражные суды с количеством арбитражных судей, превышающим 50 (например, в Арбитражном суде города Москвы их более 150) и соответственно большим числом рассматриваемых дел. Другим серьезным фактором, влияющим на формирование структуры делопроизводства в арбитражном суде, является субъективный фактор, который можно охарактеризовать как организаторские способности председателя арбитражного суда, его стремление (или отсутствие такового) наладить систему делопроизводства в целях повышения эффективности использования ресурсов аппарата суда. Данные обстоятельства привели к тому, что даже в одноуровневых и однотипных по количеству судей арбитражных судах организация документооборота, а также должностные обязанности сотрудников аппарата суда различаются.
Актуальность данной темы исследования для арбитражного судопроизводства в Российской Федерации обусловлена задачей реализации в стране уже второй целевой программы по развитию и организации деятельности судебной системы (на 2007-2011 годы), а также обусловившими ее принятие потребностями судебной практики. В то же время рассматриваемые пути совершенствования технологий в управленческих процессах, сопровождающих осуществление правосудия, далеко не безразличны для обеспечения принципиальной значимости правовых аспектов осуществления судебной власти, включая ее независимость, самостоятельность, транспарентность, а также доступность и разумные сроки судебной защиты. При написании работы была поставлена и рассмотрена весьма актуальная задача оптимизации соотношения судебных и управленческих процедур, что позволило сформулировать правовые и технологические рекомендации, основанные на широкой общей и локальной нормативной базе. Выводы, сделанные в работе, обоснованны и заслуживают практического внедрения. В то же время было бы весьма полезно продолжить разработку исследованной проблемы.
<strong> Целью дипломной работы</strong> является выявление и изучение особенностей инструкции по делопроизводству в арбитражных судах и в районных судах, проведение их сравнительного анализа, а также предложения по разработке инструкции по делопроизводству Арбитражного суда Московской области.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих основных задач
- определение понятия и значения инструкций по делопроизводству;
- изучение правил составления инструкций по делопроизводству;
- определение нормативно-правовой базы при разработке инструкции по делопроизводству;
- характеристика Арбитражного суда Московской области;
- анализ инструкции по делопроизводству в арбитражных судах;
- разработка предложений по усовершенствованию инструкции по делопроизводству в Арбитражном суде Московской области.
Объектом исследования является инструкция по делопроизводству в арбитражных судах.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства, определяющие порядок ведения делопроизводства в арбитражных судах РФ.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения); анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Результаты могут быть использованы для будущих исследований данной темы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили нормативные акты, авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
При работе над дипломом прежде всего исследовались основные нормативные акты, дающие понятие инструкции по делопроизводству, в том числе в районных и арбитражных судах, исследовались правовые акты, хотя прямо и не касающихся исследуемого вопроса, но регулирующих отдельные его моменты, поясняющие правовые коллизии.
При проведении исследования использованы знания учебных дисциплин полученных в ходе обучения в данном учебном заведении, а так же знания законодательства.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным нормативным правовым актом, комплексно регламентирующим вопросы организации работы с документами, которым руководствуются все структурные подразделения и работники организации, является Инструкция по делопроизводству.
Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации разработана на основе Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ, иных нормативных правовых актов по делопроизводству и судопроизводству, приказов Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности арбитражных судов.
В современной социально-экономической обстановке в условиях поиска оптимальных путей информатизации общества и вхождения России в мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает решение многоаспектной проблемы документационного обеспечения управления, при помощи которого процессы документирования, организации документов и документооборота приобретают нормативный, или упорядоченный, характер.
Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печатания и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов.
Правила и порядок работы с документами, предусмотренные Инструкцией, обязательны для работников суда, которые несут ответственность за соблюдение ее требований, сохранность служебных документов и разглашение содержащейся в них информации.
Время не стоит на месте и действующая инструкция требует внесения корректировок и поправок, которые необходимо учитывать Председателю Арбитражного суда Московской области при разработке инструкции суда.
В условиях постоянного роста числа рассматриваемых в судах дел и связанного с этим увеличения количества документов вопрос создания специализированных систем, позволяющих оптимизировать работу судебных органов, как никогда актуален.
В судебной системе по-прежнему существует комплекс проблем, с которыми постоянно сталкиваются сотрудники судов. В их числе:
1. Оперативность работы с делом по-прежнему зависит от того, насколько быстро сотрудник найдет на полках стеллажей бумажного архива нужный том и передаст его в руки судьи.
2. В случае выдачи документа из дела во временное служебное пользование одному сотруднику данный документ недоступен для пользования другим сотрудникам.
3. Возрастает нагрузка на работников архива, осуществляющих учет поступления, выбытия и выдачи документов во временное служебное пользование.
4. Постоянный рост числа дел приводит к тому, что свободные площади архивов неумолимо уменьшаются.
5. С ростом архивов возрастает вероятность утраты или порчи документов в экстренных случаях - затопление, пожар... Существует угроза потери документа из-за неверной расстановки на стеллажах, что при высокой востребованности документов происходит достаточно регулярно.
6. Одна из основ деятельности судей - поиск и анализ судебной практики, как и прежде, занимает продолжительное время.
Среди проблем российского правосудия выделяются такие направления исследований, имеющих теоретико-прикладное значение, как современные условия реализации доступа к правосудию в условиях постоянного увеличения потока рассматриваемых арбитражными судами дел, рассмотрение и разрешение поступающих в арбитражные суды заявлений качественно и в разумные сроки, анализ форм сокращения задержек в ходе судебного производства, а также использование современных информационных технологий в процессе отправления правосудия: возможности и пределы их влияния на традиционную модель организации судопроизводства.
Любой труд, всякая социально полезная деятельность в цивилизованном обществе требуют научной организации, порядка, методически обоснованного изучения и анализа формирующейся практики. Это имеет первостепенное значение в деятельности судов в процессе продолжения судебной реформы, реализуемой в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы.
Длительность судопроизводства, разумность сроков разрешения дел являются наиболее частым предметом рассмотрения в Европейском Суде по правам человека. Практически отсутствуют страны, где бы не существовало проблем соблюдения разумных сроков судебного разбирательства. В России существование этой проблемы осложняет и значительная ее территория, недостаточное количество судейского корпуса и работников аппаратов судов, значительная удаленность ряда регионов, недостаточная компетенция ряда судей и т.д.
За период реформ уже сделаны значительные позитивные шаги в направлении решения задач, связанных с обеспечением международных стандартов отправления правосудия, предоставляющих каждому право на справедливое публичное разбирательство своего дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Вместе с тем, в условиях постоянного устойчивого роста количества поступающих в суды заявлений, проблемы преодоления несоблюдения сроков рассмотрения судом дел не преодолена, что существенно нарушает конституционное право граждан и юридических лиц на судебную защиту, гарантированное ст.46 Конституции РФ. Поскольку обычные экстенсивные методы количественного роста судейского корпуса не позволяют преодолеть негативные тенденции длительности и низкой эффективности защиты нарушенных или оспоренных прав граждан и юридических лиц, то требуется разработка иных интенсивных методов.
Система управления движением дел также является методом, который успешно используется судами ряда стран в целях оптимизации процедуры прохождения дел к определенным требованиям, основанным на различиях в их категориях. Эта система предоставляет механизм для прохождения каждого дела в те сроки и с использованием тех ресурсов судебной системы, которые действительно для этого необходимы.
Управление движением судебных дел представляет собой действенный судебный контроль за каждым конкретным делом, что обеспечивает, с одной стороны, его прохождение в установленные сроки, а, с другой стороны, возможность выявления на ранних стадиях вероятных задержек, позволяющая своевременно назначить слушание дела на более поздний срок, предотвратив отложение рассмотрения дела.
Нынешняя система движения дел в арбитражных судах малоэффективна и приводит к растрачиванию ресурсов на малозначительные дела, и недостаточному вниманию к сложным, требующим особого подхода делам. Это связано с одинаковым подходом ко всем делам в плане организации движения дела, что, как было показано, неоправданно, поэтому введение приемлемой дифференциации различных режимов движения дел является действенным средством повышения эффективности судопроизводства в судах, в том числе арбитражных.
Еще одним, связанным с предыдущим, фактором оптимизации организации судопроизводства, является разумное распределение должностных обязанностей между судьями и работниками аппарата суда. Из вспомогательного персонала суда можно выделить следующих сотрудников, имеющих отношение к процессу движения дела, от оптимальной работы которых зависит возможность освобождения судей от несвойственных им функций. Это - помощники судей, специалисты, работающие с судьями, секретари судебных заседаний, а также администраторы, должности которых вводятся в арбитражных судах.
Решение обозначенных в исследовании проблем не может быть быстрым, однако предложенные в данной работе способы их преодоления перспективны, опробованы в ряде стран и оказали положительный эффект на оптимизацию организации судопроизводства. Это дает уверенность возможности позитивных сдвигов в функционировании судебной системы России и, в частности, Арбитражного суда Московской области, на уровне международных стандартов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 30.04.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1589.
2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 52 (ч.1). - Ст. 5021.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 3. - Ст. 3012.
5. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801.
6. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6217.
7. Федеральный закон от 10 января 2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (ред. от 08.11.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 2. - Ст. 127.
8. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 2004. - № 43. - Ст. 4169.
9. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.
10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
11. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 31 июля 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.
12. Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 7. - Ст. 776.
13. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 25. - Ст. 3060.
14. Постановление Госстандарта РФ от 03 марта 2003 г. № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») // М., ИПК Издательство стандартов. - 2003 (Требования к оформлению документов).
15. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 25. - Ст. 3060.
16. Приказ ВАС РФ от 25.03.2004 № 27 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях)») // СПС «КонсультантПлюс».
17. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» (ред. от 03.12.2010) // Российская газета. - № 246. – 05 ноября 2004 (Инструкция).
18. Письмо ВАС РФ от 15 августа 2008 г. № ВАС-С02/КАУ-1305 «О заверении копий судебных актов» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Письмо ВАС РФ от 03 февраля 2003 г. № С1-7/ОУ-80 «О порядке изготовления, хранения и использования в арбитражных судах печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (гербовых печатей)» // СПС «КонсультантПлюс».
20. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. Утверждены Постановлением Минтруда России от 26 марта 2002 г. № 23 // М.: Минтруд России, - 2002.
21. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде. Утверждены Приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1 // СПС «КонсультантПлюс».
<p style="text-align:justify;">Литература
22. Арбитражный процесс: учебник / К.М. Арсланов, Д.Х. Валеев, Р.Н. Гимазов и др.; отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев // М.: Статут, 2010. - 572 с.
23. Бардаев Э.А. Кравченко В.Б. Документоведение // М.: Академия, 2010. – 304 с.
24. Быкодорова Л.В. Развитие коммерческих судов в России как прообразов современных арбитражных судов // Общество и право. - 2010. - № 1. - С. 100 - 103.
25. Делопроизводство в арбитражных судах РФ. Инструкция по делопроизводству // М.: Ось-89, 2009. – 144 с.
26. Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти: Типовая инструкция по делопроизводству // М.: Ось-89, 2008. – 96 с.
27. Колосова В.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2010.
28. Кузнецова Т.В., Кузнецов С.Л. Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии // М.: Интел-Синтез, 2005. - 399 с.
29. Марков П.А. К вопросу организации делопроизводства в арбитражном суде // Вестник Арбитражного суда города Москвы. - 2006. - № 6.
30. Настольная книга помощника судьи: Организация работы и административное судопроизводство / Д.Н. Бадмаева, Б.М. Будаев, В.А. Бухтиярова и др.; под общ. ред. Ю.П. Гармаева, А.О. Хориноева. // Иркутск: САПЭУ, 2010. - Вып. 3. - 136 с.
31. Рогожин М.Ю. Делопроизводство и документооборот в бухгалтерии // М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. – 248 с.
32. Рогожин М.Ю. Делопроизводство: Управление документацией предприятия. Документирование деятельности предприятия. Организация службы делопроизводства. Новая типовая инструкция по делопроизводству // М.: ИндексМедиа, 2006. – 240 с.
33. Рогожин Н.А. Арбитражный процесс: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. // М.: Юстицинформ, 2007. - 248 с.
34. Рожнова Л.В. Актуальные вопросы деятельности администраторов районных судов// Администратор суда. - 2006. - № 1.
35. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс, 2010.
36. Шерстюк В.М. Совершенствование арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства: АПК РФ и Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы»// Законодательство. - № 3. - март 2007.
37. Шилов А.В. О некоторых направлениях совершенствования работы помощника судьи арбитражного суда // Справочная система «Гарант».</p>
<p style="text-align:justify;">Сетевые источники
38. Арбитражный суд Московской области // http: www.asmo.arbitr.ru.
39. Статистика работы арбитражных судов // http: www.stat.pravo.ru.
40. Справка Арбитражного суда Московской области // http: www.asmo.arbitr.ru/about/about.
41. Электронное правосудие // http: www.arbitr.ru/e-justice.</p>


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.