• Категория: Делопроизводство
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 36 %

Оглавление
Введение 3
Глава 1.Правоприменительные акты: общая характеристика 5
1.1. Понятие и сущность правоприменительных актов 5
1.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам 10
Глава 2. Классификация правоприменительных актов. 13
2.1. Виды правоприменительных актов 13
2.2. Структура правоприменительного акта 16
Глава 3. Отраслевые особенности правоприменительных актов 18
3.1. Практика применения закона и подзаконных актов 18
3.2. Роль судов в правоприменительной практике 21
3.3. Правоприменительная практика в трудовом праве 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Введение

Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые нужно использовать в процессе правового регулирования мер государственно-правового характера, что обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права. Роль и место правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии.
Главная цель правоприменительной деятельности - содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.
Эффективность системы права Российской Федерации неразрывно связана с проблемой оценки качества нормативных правовых актов и их дальнейшим совершенствованием. Путем оценки эффективности нормативного правового акта определяется степень урегулированности соответствующих общественных отношений, выявляются пробелы, коллизии и противоречия как между нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы, так и между актами разных уровней. Это обеспечивает научно обоснованный подход к выбору направлений совершенствования законодательства и в конечном счете - внутреннюю согласованность системы права в целом. Именно поэтому вопросы, связанные с правоприменением являются актуальными.
Целями данной работы является исследование и анализ научной литературы, нормативных правовых документов и практического материала, отражающих вопросы и проблемы .
Задачами, которые ставит перед собой автор, являются:
1. Изучить понятие и сущность правоприменительных актов.
2. Обозначить требования, предъявляемые к правоприменительным актам.
3. Определить классификацию правоприменительных актов.
4. Исследовать отраслевые особенности правоприменительных актов на основе анализа законодательства РФ.
5. Исследовать практику применения законов и подзаконных актов.
Однако стоит отметить, что в научной литературе обозначенные выше вопросы не нашли должной разработки и внимания. В качестве авторов, которые занимаются правовыми проблемами правоприменительных актов и в ряде работ освещают указанную тему, можно назвать кандидата юридических наук, Н.И. Матузова, М.И. Абдулаева, также доктора юридических наук А.В. Мелехина.

Заключение
Цель работы достигнута, все задачи, стоящие перед автором выполнены. Первой задачей, стоящей перед автором, было изучение понятия и сущности правоприменительных актов.
Автором выявлены специфические черты правоприменительных актов. Акт применения исходит от компетентных органов; носит конкретно-индивидуальный характер; имеет определенную установленную законом форму; является властным и обязательным для исполнения; не содержит в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не является источником и формой права; выступает в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения; исчерпывается однократным применением; обеспечивается государственным принуждением. Из нескольких определений автор сформулировал понятие правоприменительного акта как индивидуально определенное решение компетентного органа или должностного лица, выраженное в официальной форме, имеющий ряд специфических черт.
Следующей задачей, стоящей перед автором было обозначить требования, предъявляемые к правоприменительным актам. Учеными - юристами сформирован ряд требований, предъявляемые к правоприменительным актам, на основании которых должны формулироваться правоприменительные акты: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость.
Следующей задачей было определить классификацию. Автором был проведен анализ различных классификаций, изучены подходы к классификации М.И. Адбулаева и Н.И. Матузова.
И, пожалуй, самой важной задачей, стоявшей перед автором, было исследование отраслевых особенностей правоприменительных актов на основе анализа законодательства РФ. Рассмотрено понятие «правовой мониторинг» как методически обоснованную комплексную систематическую деятельность уполномоченных субъектов по наблюдению, анализу, оценке качества правовых норм и практики их применения на предмет достижения заложенных в них целей и планируемых результатов правового регулирования общественных отношений, а также по прогнозированию путей совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, неизбежно ведет к произволу и в конечном итоге - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
В процессе правоприменительной деятельности постоянно происходит толкование права, любая правовая норма, прежде чем найдет свою реализацию в рамках каких-либо общественных отношений, должна быть уяснена, истолкована правоприменителем. Некоторые ученые-юристы выделяют в отдельную тему правоприменительные акты Конституционного Суда РФ. Правовая позиция, содержащаяся в постановлении, относится не только к рассмотренному нормативному положению, но и к определенной правовой ситуации, т.е. группе общественных отношений. В качестве специальной разновидности правовой позиции нередко рассматривается интерпретация судом общих принципов права, суть которых состоит в том, что они фактически отражают особого рода правотворчество федерального органа конституционного контроля. Также автором были рассмотрены правоприменительные акты на примере трудового права. Описаны ситуации о возложении государственным органом по надзору и контролю обязанности по устранению нарушений трудовых прав работников, защиты трудовых прав работников.
Исходя из проведенного анализа правоприменительных норм, автор приходит к выводу, что данная тема изучена недостаточно полно и необходима дальнейшая проработка данных вопросов в научной литературе и, как следствие, совершенствование нормативной базы.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. – Екатеринбург: Уралюриздат, 2002.
2. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ // «Российская газета», N 138 - 139, 23.07.1994, «Собрание законодательства РФ», 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
4. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июня 2009 г. N 37-ЗАО "О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе" // Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. 2009. N 4.

Учебники и монографии
1. Абдулаев М.И. «Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений» "Магистр-Пресс", 2004 с. 152
2. Березовская Е.В. «Правотолкование и индивидуальное правовое регулирование»: Дис. канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 82.
3. Васьковский Е. «Руководство к толкованию и применению законов». М.: Городец, 1997. С. 21.
4. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Конституция РФ и развитие законодательства в современный период. Т. 1. М., 2003.
5. Жужгов И.В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. С. 48.
6. Законность в Российской Федерации. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008. С. 130.
7. Котов О.Ю. Влияние решений Конституционного Суда Российской Федерации на гражданское судопроизводство. М., 2002.
8. Межрегиональный практический семинар "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах РФ: опыт и пути совершенствования". М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Московская городская Дума, 2005. С. 24.
9. Мелехин А.В. «Теория государства и права: учебник». Изд. «Маркет ДС», 2007.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права: учебник». Изд. «Юристъ»,2004.
11. Павликов С.Г. Становление и развитие судов субъектов Российской Федерации. М., 2006;
12. Пиголкин А.С. «Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗОВ». ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003.
13. Поляков А.В. «Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода». СПб., 2004. С. 812.
14. Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Саратов, 2003. С. 207
15. Черданцев А.Ф. «Толкование советского права». Свердловск, 1972.

Статьи из журналов и газет

1. Алексеев А.Н. «К вопросу о понятии и сущности правового мониторинга», "Юридический мир", 2009, N 11
2. Дворников Н.Л. «Системность права как основа системного способа толкования норм права» // «Российский судья», 2006, N 12.
3. Егоров А.В. Сравнительно-правовой метод и установление содержания иностранного права // Журнал российского права. 2005. N 8.
4. Нерсесянц В.С. «Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов)» // Судебная практика как источник права. М.: ИГП РАН, 1997. С. 38.
5. Толмачева Н.Н. О некоторых проблемах обеспечения эффективности законодательного регулирования экономических преобразований // Журнал российского права. 2006. N 10. С 83 - 84.



Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.