• Категория: Экономика
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2017

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы финансовой политики государства 6
1.1. Понятие и значение финансовой политики 6
1.2. Особенности формирования финансовой политики государства 10
2. Условия и специфика реализации финансовой политики государства 15
2.1. Экономическое равновесие как основное условие финансовой политики 15
2.2. Ресурсная база реализации финансовой политики 21
2.3. Оптимизация эффективности финансовой политики 26
2.4. Особенности развития современной финансовой политики государства 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

ВВЕДЕНИЕ

Состояние финансовой системы страны, ее возможности в обеспечении экономического роста являются пря¬мым отражением финансовой политики, проводимой государством. Данное положение говорит о том, что финансовая политика - это категория, состоя¬ние которой определяется такими критериями, как разумность, целесообраз¬ность, эффективность. Соблюдение этих критериев при проведении государ¬ством финансовой политики означает, что она научно обоснована.
Однако проводившаяся в период трансформации российской экономики в рыночные отношения финансовая политика, с точки зрения отечественных производителей и потребителей, не отвечала критериям разумности. Главной причиной является официальное признание ведущей роли основных конвертируемых валют в обменных операциях как внутри страны, так и во внешнеэкономических взаимоотношениях отечественных субъектов хозяйствования. На этом основании финансовая политика российского государства и на современном этапе ее развития не является разумной.
С точки зрения развития отечественной экономики, ведение финансовой политики, базирующейся на денежной системе, главным мерилом которой является иностранная валюта, представляется нецелесообразным, поскольку непонятно, стремится ли российское правительство развивать собственную экономику или обогащает государство-хозяина этой конвертируе¬мой валюты, развивая его финансовую систему, а соответственно, и экономику.
Реализация в Российской Федерации по сегодняшний день финансовой политики, в основе которой лежит либеральная модель, показывает, что она за все время существования современного российского государства не разви-вала отечественную экономику, а тормозила ее развитие. Ярким примером является отсутствие в стране, при достаточно больших финансовых возможностях государства, развитой производственной сферы экономики. Это стало причиной отсталости финансовых институтов (банковской системы, бюд¬жетной системы, налоговой системы, финансового рынка), хотя они созданы и действуют в стране. В этой связи можно сказать, что современная россий¬ская финансовая политика, а соответственно, и финансовая система являются неэффективными.
Кроме того, что российская финансовая политика не соответствует ука-занным критериям, а это свидетельствует о наличии в ней системных и методологических недостатков, она не лишена и организационно-экономических недостатков. Во-первых, финансовая политика рассматривается как деятель¬ность государства, направленная на распоряжение финансовыми ресурсами страны и осуществляемая путем применения заранее установленных форм и методов распределения и перераспределения этих ресурсов между потреби¬телями в обществе.
Теоретические методологические основы формирования финансовой политики государства были заложены классиками экономической науки К. Марксом, А. Смитом, а также другими видными зарубежных представителями экономической науки, такими, как Е. Доммар, Н. Калдор, Г. Кассел, Д. М. Кейнс, Д. Лукас, Э. Лундберг, Р. Солоу, М. Фридман, Р. Харрод, Й. Шумпетер, Д. Юм.
В России изучением финансовой политики занимались в XIX и XX вв. ученые-экономисты, представители отечественной финансовой школы В. А. Базаров, А.И. Буковецкий, М.Г. Вронский, A.A. Исаев, Н. С. Мордвинов, А. Л. Ордин-Нащокин, М.М. Сперанский, A.A. Тривус, М. И. Туган- Барановский, Н.И. Тургенев, Л Н. Яснопольский.
Теоретико-методолгические основы финансовой концепции современ-ной России освещаются в трудах отечественных ученых, таких, как Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Д.С. Львов, В.И. Маевский, Н.Я. Петраков, В.К. Сенчагов, Б.Н. Кузык, Г.С. Поспелов, Н.П. Федоренко, Ю.В. Яковец.
Целью работы является теоретико-методологическое обоснование формиро¬вания концепции финансовой политики в Российской Федерации.
Поставленная цель определила необходимость решения ряда проблемно-ориентированных задач:
Предметом исследования являются закономерно¬сти, определяющие развитие политико-экономических и организационно- экономических отношений, возникающих в процессе формирования и реали¬зации финансовой политики государства.
Объект исследования является финансовая политика российского государства.
Методы исследования. В ходе исследования, в за¬висимости от характера решаемых задач и последовательности их решения согласно логике исследования диссертационной проблемы, а также с позиций системности исследования, использованы следующие методы научного исследования: системный подход,
Теоретико-методологической основой исследования являют¬ся фундаментальные разработки отечественных и зарубежных экономистов, концепции и теории развития финансовой поддержки региональной экономики.
В качестве информационно-документальной и эмпирической базы исследования выступают законодательные и нормативные акты, данные феде-ральной службы государственной статистики, а также результаты исследова-ния автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация в Российской Федерации по сегодняшний день финансовой политики, в основе которой лежит либеральная модель, показывает, что она за все время существования современного российского государства не развивала отечественную экономику, а тормозила ее развитие. Ярким примером является отсутствие в стране, при достаточно больших финансовых возможностях гос¬ударства, развитой производственной сферы экономики. Это стало причиной отсталости финансовых институтов (банковской системы, бюджетной систе¬мы, налоговой системы, финансового рынка), хотя они созданы и действуют в стране. В этой связи можно сказать, что современная российская финансовая политика, а соответственно и финансовая система является неэффективной.
Кроме того, что, российская финансовая политика не соответствует ука-занным критериям, что свидетельствует о наличии в ней системных и методо-логических недостатков, она не лишена и организационно-экономических не-достатков.
Во-первых, финансовая политика рассматривается как деятельность гос¬ударства, направленная на распоряжение финансовыми ресурсами страны, осуществляемая путем применения заранее установленных форм и методов распределения и перераспределения этих ресурсов между потребителями в обществе. При этом финансовая политика не направлена на достижение ко-нечного результата их применения - роста экономики, повышения благососто¬яния населения и повышения финансовой независимости страны.
Во-вторых, проводимая государством политика децентрализации фи-нансовых средств и передача их в распоряжение региональным властям не привело к желаемым результатам. В ряде регионов просто перестали работать (производить материальные блага), посадив часть населения на социальные пенсии и пособия, выделяемые федеральным центром, а большая часть (в ос¬новном трудоспособная часть населения) вынуждена заниматься малым биз¬несом (в основном торгово-посреднической деятельностью). Более того, без¬адресное выделение средств в распоряжение дотационных субъектов, способ¬ствовало развитию во властных структурах ряда субъектов коррупции и взя¬точничества.
В-третьих, финансовые институты, призванные проводить в жизнь фи-нансовую политику государства, находятся в состоянии неразвитости. В опре-деленной степени неразвитость, например банковской, или же налоговой си-стемы стали факторами, препятствующими развитие экономики страны. Кро-ме того, такой важный институт, как финансовый рынок, в Российской Феде-рации до сих пор не получил своего развития. Это означает, что в Российской Федерации подавляющая часть финансовых проблем как на федеральном, так и на региональном уровне все еще решаются путем бюджетного финансиро-вания.
Наличие этих недостатков в финансовой политике российского государ-ства требует дальнейшего исследования проблем, связанных с ее формирова-нием.
Вместе с тем, еще остаются проблемы формирования эффективной кон-цепции финансовой политики в Российской Федерации, решение которых требует научного обоснования и системного исследования. Недостаточная степень разработанности проблемы обосновывает необходимость ее теорети-ческого, методологического развития, что предопределило цель, задачи и структуру работы.
Краткое заключение о результатах исследования приведено далее.
Финансовая политика не может существовать в отрыве от процесса по-литико-экономического, социального развития общества. Поэтому при оценке финансовой политики государства должны учесть множество параметров, определяющих ее роль в достижении экономического роста общества.
Существование этих параметров предопределяет категориальную суть понятия «финансовая политика», раскрывающаяся только при рассмотрении всего комплекса отношений, возникающих в процессе ее воздействия на все сферы общественной жизни.
В ходе исследования данного вопроса составлена классификация отно-шений, возникающих в связи с реализацией государством финансовой поли-тики. В основе классификации лежит группировка этих отношений на отно-шения прямого и обратного воздействия на государственную финансовую по-литику.
Поэтому, финансовую политику государства нужно рассмотреть с пози-ции складывающихся при этом отношений между государством и другими субъектами финансовых отношений на протяжении всего процесса формиро-вания и реализации этой политики. Таким образом, финансовую политику рассматриваем как экономическую категорию, представляющую собой систе-му отношений, характер и направление действия которых определяется как на этапе формирования этой политики, так и в процессе реализации на практике.
Данное определение позволяет взглянуть на финансовую политику не как на заранее определенную систему государством мер и мероприятий, име-ющую консервативный характер, а как на систему реального финансового воздействия на, происходящие в обществе процессы.
Проведенное исследование становления финансовой политики и финан-совой системы государства позволило выделение следующих предпосылок возникновения финансов как объекта государственной политики:
Первой предпосылкой выделено возникновение самого государства.
Второй предпосылкой определено становление налогов в качестве объ-екта государственного управления страной.
Третьей предпосылкой стало возникновение необходимости ведения учета государственного хозяйства.

Для того чтобы финансовая система обеспечила экономический рост необходимо провести соответствующую финансовую политику. Известно, что в Российской Федерации финансовая система еще не стала таковой, по¬этому, проводимая государством финансовая политика соответствует имею¬щейся в стране финансовой системе.
Финансовая политика экономического роста должна иметь следующие основные направления: бюджетная; налоговая; денежно- кредитная; соци-альная; инвестиционная; политика международных финансов.
Важнейшими задачами бюджетной политики должны быть: инвентари-зация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования; повышение эффективности государственных расходов; повышение доходов бюджетов всех уровней государственной власти; реструктуризация государ-ственного долга.
Задачами налоговой политики являются: оптимизация налоговой нагрузки с учетом возможностей налогоплательщиков и потребности в дохо-дах государства; ужесточение налогового администрирования; реструктури-зация задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджет-ные фонды.
Важнейшими задачами денежно-кредитной политики являются: вос-становление доверия к кредитным организациям; стимулирование организо-ванных сбережений населения; регулирование курса рубля к иностранной валюте на основе паритета покупательной способности; пополнение валют¬ных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу; регулиро¬вание в сторону снижения процентных ставок; расширение денежного пред¬ложения.
Задачами инвестиционной политики являются: повышение роли бан-ковской системы как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; создание условий для организованного накопле¬ния и инвестирования сбережений населения; привлечение прямых ино¬странных инвестиций.
К задачам финансовой политики в социальной сфере относятся: разра-ботать гибкий механизм предоставления трансфертов субъектам РФ в зави-симости от выполнения ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов; разработка механизма компенсации до-ходов населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и по-этапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы; реали-зация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровне¬вой пенсионной системы с устойчивым финансированием.
К задачам международной финансовой политики должны быть отнесе-ны: создание в России мирового финансового центра; повышение курса руб¬ля по отношению к иностранным валютам.
В условиях развитых рыночных отношений наиболее эффективным ин-струментом обеспечения финансовыми средствами независимых от государ-ства хозяйствующих субъектов является финансовый рынок
Финансовый рынок является рыночным институтом, обеспечивающим взаимодействия хозяйственных структур экономики. В процессе взаимодей-ствия хозяйственных структур финансовый рынок представляет собой меха-низм, позволяющий участникам осуществлять куплю-продажу финансовых активов, таких как ценные бумаги, иностранная валюта, кредиты, депозиты, производные инструменты. Таким образом, основная задача финансового рынка как рыночного института заключается в обеспечении движения средств от тех, кто в данный момент их не использует, к тем, кто в них нуж¬дается.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012— 2014 годах. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kremlin.ni/acts/l 1779 (дата обращения: 11.09.11).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Электронный ресурс. URL: http:// www.consultant.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Электронный ресурс. URL: http:// www.consultant.ru.
4. Выступление В.В. Путин на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 8 февраля 2016 г.
5. О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Россий¬ской Федерации: ФЗ Р Ф от 13 октября 2016 г. № 174 // Российская газе¬та. 2016. 14 октября.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколко- во»: федер. закон Рос. Федерации от 28 сентября 2010 г. № 243-Ф3. Электронный ресурс. URL: http:// www.consultant.ru.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государствен¬ной научно-технической политике»: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ. Электронный ресурс. URL: http:// www.consultant.ru.
8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правитель-ства РФ от 17.11.2016 № 1662-р (ред. от 08.08.2009)// Собрание законо-дательства РФ. 2016. № 47.
9. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на пе-риод до 2015 года. Электронный ресурс. URL: http: //ric.istu.edu/statii/analitika
10. Федеральный закон от 13.12.10 № 357-Ф3 "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
11. Федеральная целевая программа «Юг России»// Собрание законодатель-ства РФ от 28.08.06 №13.
12. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально- экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 и до 2015)» Собрание законодательства РФ от 22.10.01 №43, сборник законодательства РФ от 26.06.06 №26.
13. Абалкин Л. И. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002. - 228 с.
14. Абанкина И.В. От финансирования учреждений к финансированию услуг // Школа управления образовательными учреждениями, 2011. №5;
15. Абдулгалимов А М. Проблемы налогового регулирования инвестицион-ной активности реального сектора экономики и пути их реше- ния./Сегодня и Завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. - Москва 2014. - №33, с. 83-88
16. Абдулгалимов А. М. Теория возникновения и развития налогообложе-ния/ Монография.- М.:, МГУ, Издательство «ТЕИС». 2004г. - С. 98-99
17. Абдулгалимов А. М., Арсаханова З.А. Формирование финансового потен¬циала региона/Монография.- Издательство Чеченского государственного университета, - 2014. - 172 с.
18. Абдулгалимов А.М. Организационно-экономический механизм налогового регулирования доходов предприятий: Дис.канд. экон. наук, 2015. С. 8
19. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2014.-272 с.
20. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года // Вопросы экономики. 2014. № 4.
21. Акимова E.H., Аристархова Л.И. Факторы экономического роста в Рос-сии // Вестник МГОУ: Серия «Экономика». М.: Изд-во МГОУ, 2014. - № 3. -С. 23-25.
22. Акимова Е.Н, Чистоходов А.Ю. Государственная политика экономиче-ского роста и платежеспособный спрос. Монография. М.: Издательство МГОУ, 2016. - 185 с.
23. Аксененко A.B. Бюджетирование, ориентированное на результат: регио-нальный опыт внедрения // Финансы. 2014. -№1.
24. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2015. — 486 с.
25. Алиев Б. Х., Абдулгалимов А. М.. Теория и история налогообложения: Учеб.пособие. - М.: Вузовский учебник. 2016. - 240 с.
26. Анализ бюджетных расходов на образование и культуру в 2011-2013гг. / Федеральный портал protown.ru //Электронный ресурс. Режим доступа: http://protovra.ru/information/hide/6376.html - Дата доступа: 15.03.2012;
27. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в про-цессе оказания бюджетных услуг.// Финансы и кредит. 2010.- № 1. - с.28- 33.
28. Арсаханова З. А. Особенности формирования региональной финансо¬вой базы в Российской Федерации / Арсаханова З. А., Гюльмагомедова Г. А //Горизонты экономики.- Москва 2013, № 1 (12). - С. 70- 73
29. Арсаханова З. А. Проблемы и особенности формирования условий фи-нансового и инвестиционного обеспечения экономического роста в Рос-сии //Горизонты экономики.- Москва 2013, №7(12). - С. 43-47
30. Арсаханова З. А. Российская модель межбюджетных отношений и оцен-ка политики формирования региональных бюджетов//Научное обозре-ние, Серия 1 «Экономика и право». - Москва 2012, №1. - 0,5 п.л.
31. Арсаханова З. А. Теоретические и практические рекомендации по разви-тию налогообложение имущества физических лиц/ Абдулгалимов А. М., Арсаханова З. А. //Горизонты экономики.- Москва 2012, № 5. - 0,6
32. Арсаханова З. А. Финансовая политика государства: теория, практика/ Абдулгалимов А. М., Арсаханова З. А.// Сегодня и Завтра российской экономики.- Москва 2012, № 56. - 0,7
33. Арсаханова З. А. Финансовое обеспечение деятельности местного са-моуправления: проблемы и пути развития/Арсаханова З. А. Алимирзое- ва М. Г. //Горизонты экономики.- Москва 2013, № 1 (12). - С. 57-61
34. Арсаханова З. А., Формирование высокотехнологичной производствен-ной сферы в регионах - ключ к их социально-экономическому разви- тию/Абдулгалимов А. М., Арсаханова З. А. //Горизонты экономики.- Москва 2013, № 1(12).- С. 25- 29
35. Арсаханова З.А. Особенности недвижимости как объекта налогообло-жения // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-4. 0,55 п.л.
36. Арсаханова З.А. Особенности финансовой помощи территориальным бюджетам // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-1. - С. 324-329.
37. Арсаханова З.А., Алклычев А.М. Инновации и инвестиции: региональ-ный аспект // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - №5. С. 66-75.
38. Арсаханова З.А., Байсаева М.У. Межбюджетные отношения в Россий-ской Федерации на современном этапе // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2013. №5. - С. 3-8.
39. Арсаханова З.А., Султанов Г.С. Особенности формирования региональ-ных бюджетов субъектов СКФО // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-2. С. 309-313.
40. Архипов А. И., Погосов И. А., Караваева И. В. Финансы. -Велби Про-спект; Учебник, 2015, 632 с.
41. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Изд-во «Ось-89», 2014. - 80 с.
42. Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов. Второе издание Издательский дом ГУ ВШЭ. М., 2015.
43. Бабич A.M, Павлова JI.H. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ. 2002.
44. Баранов, С.В. Диагностика межрегиональной дифференциации/ С.В. Ба-ранов // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №6
45. Баранова И.В. Оценка эффективности использования бюджетных средств: теория и практика. Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 218 с.
46. Барулин C.B., КусмарцеваВ.С. Результативность и эффективность дол-госрочных целевых программ //Финансы. 2010. -№ 5.
47. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.//Финансы.- 1996.-№1
48. Бархатов А.П. Назарян Е.Н. Малыгина А.Н. Процедура банкротства: бухгалтерский учет. - М.: Инф.внедр. центр «Маркентинг».2009. - 132 с.
49. Баумгартен Л. Бюджетирование как основа реализации стратегии и управления ресурсами предприятия // Управление корпоративными фи-нансами. 2016, №2.
50. Белов, А.В. Инструменты и методы формирования эффективной бюд-жетной политики: автореф. на соискание ученой степени д-ра экон. наук / А.В. Белова. - СПБ, 2010.
51. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций, под ред. И.П. Мерз- лякова. - М.: Инфра-М, 2016. - 298 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.