• Категория: Экономика и управление на предприятии городского хозяйства
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2015
  • Оригинальность: 72 %

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ РФ 5
1.1. Сущность муниципальной собственности 5
1.2. Российская практика функционирования муниципальной собственности 11
1.3. Институциональная база управления муниципальной недвижимостью в РФ 14
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ В ГОРОДЕ  ИЖЕВСК 20
2.1. Состав и оценка муниципальной недвижимости 20
2.2. Основные направления деятельности Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска 27
2.3. Опыт существующей практики распоряжения муниципальной недвижимостью в г. Ижевске 31
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 37
3.1. Перспективы развития системы управления муниципальной недвижимостью 37
3.2. Направления реорганизации управления муниципальной недвижимостью 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Отчетная информация 62


ВВЕДЕНИЕ
 Муниципальная собственность и, прежде всего, муниципальное имущество, составляет социально-экономическую основу местного самоуправления. Максимальная отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов муниципального образования позволяет решать текущие задачи социально-экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования в будущем. В связи с этим эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально-экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления.

Социально-экономические преобразования в российской экономике актуализировали проблему эффективного использования муниципальной недвижимой собственности как одной из составляющих, конституирующих экономическую основу местного самоуправления, которая в свою очередь определяет качество жизни местного населения. Реформирование системы местного самоуправления привело к изменению по-прежнему недостаточно совершенных механизмов управления муниципальной недвижимостью, что обусловлено отсутствием на всех уровнях исполнительной и законодательной власти единого концептуального подхода к управлению муниципальным имуществом.
Решение задач, связанных с эффективным использованием объектов муниципальной недвижимости ‒ одна из ключевых сторон деятельности органов местного самоуправления. Недостаток финансовых ресурсов обуславливает необходимость со стороны муниципалитетов смещения акцентов в пользу других источников наполнения местных бюджетов. В этом ключе поступления от использования недвижимого имущества, закрепленного в собственности муниципалитета, могут стать значительным и стабильным источником развития. Назрела необходимость повышения эффективности использования муниципальной недвижимости в интересах социально-экономического развития муниципальных образований, направленного на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе роста доходов от недвижимости, на расширение налогооблагаемой базы, возрастание объема инвестиций в недвижимое имущество, рост ценности имущественного комплекса. С учетом вышесказанного, исследование проблемы повышения эффективности использования муниципальной недвижимости и совершенствование системы управления ею имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы исследования.
Цель работы ‒ выявить проблемы совершенствование системы управления муниципальным имуществом и выработать рекомендации.
Объектом исследования выступает институт муниципальной собственности.
Предметом исследования являются социально-экономические   отношения, возникающие в процессе управления муниципальной недвижимостью в муниципальном образовании « Город Ижевск».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задач:
-  рассмотреть сущность муниципальной собственности;
-  раскрыть современные проблемы управления муниципальным имуществом РФ;
- рассмотреть основные направления деятельности Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска;
- выявить проблемы и перспективы развития системы управления муниципальной недвижимостью.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды зарубежных и отечественных учёных в области государственно-муниципального управления, управления муниципальной недвижимой собственностью, а также программные и прогнозные разработки государственных органов РФ, научно-методическая литература, периодические издания, нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.
При решении поставленных задач применялись методы сравнительного, экспертного и системного анализа. Были использованы приемы статистической обработки информации, а также графические и табличные способы визуализации данных.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Политика государства в отношении муниципальной собственности соответствует определенной президентом и правительством страны стра­тегии в управлении имуществом, направленной на оптимизацию объема государственной и муниципальной собственности с тем, чтобы в конечном итоге у всех уровней публичной власти осталось только то имущество, ко­торое необходимо для исполнения их властных полномочий.
Необходимость стабильного функционирования местного самоуправления, финансовой самостоятельности  и  возможности оперативного решения имущественных вопросов напрямую связана с  распоряжением   муниципальной  собственностью. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться  муниципальным   имуществом  путем передачи его в аренду, в хозяйственное ведение, в оперативное  управление, в безвозмездное пользование, путем приватизации  и  совершения иных, не запрещенных законодательством, сделок.
Проблемы формирования муниципальной собственности в настоящее время возникают и в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имуще­ства, которое может находиться у них в собственности. Основным прин­ципом формирования муниципальной собственности является принцип эффективного использования имущества, обеспечивающего качественное предоставление услуг населению. При этом важно правильно определить организационно-правовые формы организаций, за которыми закрепляется муниципальное имущество.
Политика в области имущественных отношений на территории муниципального образования «Город Ижевск» реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики и действующими на территории города Ижевска муниципальными нормативными правовыми актами.  
Управление имуществом муниципального образования «Город Ижевск», составляющим казну города Ижевска, за исключением средств городского бюджета, муниципальных земель и муниципального жилого фонда, и управление имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет структурное подразделение Администрации города Ижевска – Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска.
Для проведения единой политики в области имущественных отношений на территории муниципального образования «Город Ижевск» осуществляется нормативно-правовая регламентация процессов владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися в городской собственности, путем принятия представительным органом муниципального образования нормативных правовых актов, что находится в его исключительной компетенции (часть 10  статьи 35   Федерального закона от 06.октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).       
В соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества города Ижевска на плановый период, утверждаемым Городской думой города Ижевска, проводится приватизация объектов муниципальной собственности.
Реализация Прогнозного плана приватизации муниципального имущества города Ижевска позволяет решать следующие задачи:
приведение структуры собственности муниципального образования «Город Ижевск» в соответствие с полномочиями органов местного самоуправления  муниципального образования «Город Ижевск», в том числе;
- привлечение инвестиций для дальнейшего развития производства;
- повышение эффективности менеджмента на предприятиях; 
- пополнение доходной части городского бюджета;
- финансирование дефицита бюджета  муниципального образования «Город Ижевск».
В рамках развития приоритетных направлений государственного и частного партнерства Администрацией города Ижевска на конкурсной основе заключаются договоры аренды на объекты инженерной инфраструктуры, планируется заключение  концессионных соглашений.
Так, по состоянию на 01 января 2014 года действовало 4 договора аренды на объекты инженерной инфраструктуры, в том числе 3 договора аренды на теплотехническое имущество, 1 договор – на муниципальный имущественный комплекс газоснабжения города Ижевска. Преимущество указанных отношений заключается в том, что:
- муниципальное имущество эксплуатируется специализированной организацией, имеющей многолетний опыт эксплуатации коммунальных систем;
- присутствует необходимая материальная база и профессиональные кадры;
- арендная плата за пользование муниципальным имуществом является стабильным источником пополнения бюджета города, кроме того, существует возможность использования её на  целевые мероприятия по реконструкции, модернизации объектов инженерной инфраструктуры.
Для учета муниципального имущества города Ижевска ведется Реестр муниципального имущества города Ижевска. Положение об учёте муниципального имущества города Ижевска утверждено решением Городской думы города Ижевска от 28.01.2004г. №180. По состоянию на 01 января 2014 года в Реестре муниципального имущества города Ижевска содержались сведения о 11596 объектах недвижимого имущества.
В целях повышения эффективности муниципального управления, перехода к формированию проекта бюджета муниципального образования «Город Ижевск» в программной структуре, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации утверждена муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом на 2015-2020годы».
Целью программы является эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом, обеспечение его сохранности и целевого использования.
Анализ процесса управления муниципальной собственностью на примере мероприятий, проводимых Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска, показывает, что произошли существенные изменения в управлении имущественным комплексом города, относящимся к муниципальной собственности. В результате реорганизационных мероприятий и проведенной приватизации значимая часть бывших предприятий торговли, бытового обслуживания, системы общественного питания стали частными. Но, вместе с тем, город по-прежнему отстаивает идею сохранения определенной части объектов, подлежащих приватизации, в муниципальной собственности, рассматривая сохранение муниципальной собственности на данном этапе как гарантию реализации социальных программ.
Таким образом, создание структуры управления муниципальной собственностью, способной в комплексе решать проблемные вопросы и обеспечивающей поступление дополнительных доходов в местные бюджеты путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества, является главной задачей органов власти. Ее решение не возможно без применения современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления, а также достижения оптимального сочетания полномочий, местного самоуправления и экономического обеспечения их реализации.
 
 
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 1. Нормативно-правовые акты
1.                Конституция РФ от 12.12.1993 (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) //РГ от 25 декабря 1993 г. N 237
2.                Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (часть вторая) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410..
3.                Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ)//СЗ РФ от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147
4.                Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( с изм. от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ)//СЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822
5.                Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  (с изм. от 4 ноября 2014 г. № 337-ФЗ)//СЗ РФ от 2 декабря 2002 г. № 48 ст. 4746
6.                Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1997. №18. Ст. 2131.
7.                Положения о порядке управления муниципальным имуществом города Ижевска и Положения об учете муниципального имущества города Ижевска от 28 января 2004 года №180  (с изм. на 26 июня 2014 года)
8.                Решение от 28 января 2004 года №180  «Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным имуществом города Ижевска и Положения об учете муниципального имущества города Ижевска» (с изм. на 26 июня 2014 года)
9.                Решение от 6 июня 2006 г. № 116 «Об учреждении функционального органа – структурного подразделения Администрации города Ижевска – Управления имущественных отношений (в ред. решений Городской думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 165, от 15.12.2011 № 231)
10.           Постановление от 25 сентября 2007 года № 575 «Об утверждении Порядка рассмотрения документов при приеме в собственность муниципального образования «Город Ижевск» имущества и закреплении его на праве хозяйственного ведения, оперативного управления  ( в ред. распоряжения Администрации г. Ижевска от 11 ноября 2010 года № 533/2)
11.           Постановление Администрации города Ижевска от 21 ноября 2014 года № 1277 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом на 2015-2020 годы»
12.           Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Ижевск» на 2015-2025 годы.
13.           Доклад Главы Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Ижевска за 2013 год и их планируемых значениях на 2014-2016 годы
2. Литература
14.       Багаутдинова Р.Г. Муниципальная собственность как основа реализации муниципальных экономических интересов // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3
15.           Беляков Э.В.Теоретические основы управления муниципальной собственностью//Инженерный вестник Дона. 2011. Т. 15. № 1. С. 248-256.
16.           Бутов В.Н. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 7 (266). С. 78-81.
17.           Варламов В.С. Критерии и факторы управления муниципальной собственностью с учетом оценки социального партнерства в стратегии развития муниципального образования//Вестник Ижевского государственного технического университета. 2007. № 2. С. 101-105.
18.           Васильченко Д.Г.  Основные направления и задачи совершенствования управления муниципальной собственностью// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 54-60.
19.           Васильченко Д.Г. Управление муниципальной собственностью: зарубежный опыт для муниципальных образований России// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 10. С. 49a-53.
20.           Динамика сложных систем - XXI век. 2011. Т. 5. № 4. С. 9-12.
21.           Евглевская Т.А., Рогова Е.Ю. Основные проблемы и перспективы управления государственной и муниципальной собственностью// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 5. С. 60-62.
22.           Зотова В.Б. Система муниципального  управления - СПб.: Питер, 2007. -354с.
23.           Калмыков В.В.  Механизм правового регулирования управления и распоряжения муниципальным имуществом//Динамика сложных систем - XXI век. 2011. Т. 5. № 4. С. 9-12.
24.           Кириллова О.С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. 2012. N 6.
25.           Колесниченко Е.А., Качалкина Е.В. Проблемы управления собственностью на муниципальном уровне// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 2 (46). С. 242-247.
26.           Королева E.H., Бахтина М.А. Территориаль­ное стратегическое планирование: теоретические аспекты и современная практика муниципальных образований: монография. - СПб., 2005.
27.             Кудильский М.Н., Шевелева И.А. Муниципальное право России: Учебник.//СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, издательство юридического факультета, 2010-190с.
28.           Лавров А.М. Основные принципы межбюджетной реформы // Муниципальная власть. 2010. № 1.
29.           Лыскова Н.А.  Совершенствование управления муниципальной собственностью как условие реализации муниципальных экономических интересов// Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 3-2. С. 213-219.
30.           Мамедов О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель.- Ростов н/Д, 1997.
31.           Муниципальное право России.  Отв. ред. Авакьян С.А. М.: Проспект 2009. - 544 с.
32.           Муниципальное право России. Под ред. Костюкова А.Н. - М.: 2012. - 687 с.
33.           Муниципальное управление имуществом в условиях разработки стратегии  Евдокимов Н.Н. Региональное развитие. 2014. Т. 2. С. 63-67.
34.           Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Март; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. С. 109..
35.           Сафуанов Р.М., Галимуллина Н.А. Оптимизируем учет муниципальной собственности. учет собственности муниципального образования// Российское предпринимательство. 2011. № 2-2. С. 22-29.
36.            Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012-289с.
37.           Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. Учебный курс (учебно-методический комплекс) // СПб.: Феникс. 2008.
38.           Шаломенцева Е. Г. Правовые основы управления и распоряжения муниципальным имуществом. монография /; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации", Владимирский фил.. Владимир, 2010.
39.           Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 8..
40.           Шаломенцева Елена Геннадьевна монография / Е. Г. Шаломенцева ; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации", Владимирский фил.. Владимир, 2010.
41.           Шаповалова В.А. Особенности управления муниципальной собственностью// Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2013. № 2 (05). С. 56-59.
42.           Шугрина Е.С.Муниципальное право Российской Федерации.  - М.: 2013. — 672 с.
43.           Экономика муниципального сектора: учебное пособие. Под ред. А.В. Пикулькина – М.: Юнити-Дана, 2012 г. 464
44.           Якушкина Т. Система управления муниципальным имуществом: разработка стратегии . Экономика муниципального сектора: учебное пособие. Под ред. А.В. Пикулькина – М.: Юнити-Дана, 2012 г. 464
Интернет источники
45.           Город Ижевск. Генеральный план. Положение о территориальном  планировании.  Авторский коллектив: Главный архитектор проекта – О.В. Красовская [электронный ресурс] http://izh.ru/izh/info/i34724.html
46.           Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ижевска на период с 2009г. до 2015г. – Ижевск, 2009г [электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/960300191  
47.           Информация по жилищному фонду УР.xls [электронный ресурс] http://www.minstroy.ru/node/1030 
48.           Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] http://www.gks.ru
49.           Официальный сайт Муниципального образования «Город Ижевск» [электронный ресурс] http://www.izh.ru/i/page-view?walias=ipriem
  
Приложение 1
Муниципальные предприятия (согласно реестра объектов муниципального имущества города Ижевска)

 


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.