• Категория: Филология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2008
  • Оригинальность: 80 %

Введение 3
Глава I. Поэтическая лингвистика М.И. Цветаевой
1.1. Содержательная сущность ведущих понятий 6
1.2. Изучение фонетических средств в лингвопоэтике 14
1.3. Поэтическая лингвистика М.И. Цветаевой 25
Г лава II. Фонетические средства в поэзии М.И. Цветаевой
2.1. Звуковая картина мира в поэзии М.И. Цветаевой 35
2.2. Паронимическая аттракция в поэзии М.И. Цветаевой 45
2.3. Анализ звукописи стихотворения М.И. Цветаевой «Душа» 61
Заключение 66
Список использованной литературы 69

Введение
Марина Ивановна Цветаева - самобытная и яркая звезда русской поэзии Она, как смерч, ворвалась в поэзию начала XX века и необузданной, кипучей силой вылилась в яркие неповторимые ритмы, звуки, порывы. Действительно, стихия русской речи была Цветаевой целиком подвластна. Поэзия М.И. Цветаевой обнаружила перед читателем чудо языка, чудо его возможностей. Многие глубинные свойства русского языка остались бы скрытыми, если бы не воплотились с высокой степенью поэтического мастерства в стихах М. Цветаевой. Она чувствовала себя оправданной перед «судом слова»: «Но если есть Страшный суд слова - на нём я чиста». [12,
П]
Поэтические открытия М. Цветаевой соответствуют тенденциям эпохи. В то же время Цветаева принадлежит к тем, кто участвовал в создании этой эпохи и, выйдя за её пределы, стал достоянием будущих времён. Не случайно Б. Пастернак, восхищённый поэтической силой М.И. Цветаевой, в письме к ней 1926 года заметил:
Послушай стихи с того света Им будем читать только мы - Как авторы Вед и Заветов И пира во время чумы. [16, 13]
Свой дар Цветаева воплощает через индивидуальность поэтического языка своих произведений. Поэтический язык М.И. Цветаевой невероятно богат и оригинален. Его можно сравнить с бьющим эмоциями фонтаном, со стихией, которая полностью захватывает и поглощает. Такой эффект достигается при помощи различных фонетических явлений, которые в поэтическом тексте играют большую роль.
Изучение особенностей использования фонетических средств в лингвопоэтике М.И. Цветаевой является целью данной дипломной работы.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что лингвистический анализ поэтического текста как научная дисциплина оформился сравнительно недавно и требует более подробного рассмотрения. Изучение особенностей использования фонетических средств в лингвопоэтике необходимо т.к. фонетический знак как единица языка, речи и текста до сих пор остаётся загадкой в плане своего содержания, которое часто обусловлено не только и не столько акустической, физической и артикуляционной спецификой звука (фонемы), сколько факторами и причинами иного порядка.
Реализация намеченной цели требует решения ряда задач:
1) раскрыть содержательную сущность таких понятий как лингвистика, поэтика, лингвопоэтика, поэтический язык;
2) изучить по научной литературе вопрос об использовании фонетических средств в лингвопоэтике;
3) охарактеризовать особенности поэтического языка М.И. Цветаевой;
4) выявить основные черты её лингвопоэтики;
5) исследовать приёмы звуковой организации произведений М.И. Цветаевой;
6) определить функционально-смысловую и функционально-¬стилистическую роль фонетических средств в лингвопоэтике М.И. Цветаевой;
7) рассмотреть явления паронимической аттракции в поэтическом языке М. Цветаевой;
8) проанализировать звукопись одного из стихотворений М.И. Цветаевой.
Материалом исследования данной работы послужили стихотворения и поэмы М.И. Цветаевой из следующих источников:
1) Цветаева М.И. Собрание сочинений. В 7 томах. - Москва. - ТЕРРА; Книжная лавка. - РТР. - 1997 г.
2)Цветаева М.И. Сочинения. - Москва. - Вече. - 2000 г.
Цель и задачи исследования определили структуру работы и ведущие методы, к числу которых относится описание, анализ и интерпретация.

Заключение
Данная дипломная работа посвящена творчеству М.И. Цветаевой, а именно изучению особенностей использования фонетических средств в её лингвопоэтике.
В ходе работы была раскрыта содержательная сущность таких понятий как лингвистика, поэтика, лингвопоэтика, поэтический язык. Мы изучили по научной литературе вопрос об использовании фонетических средств в лингвопоэтике, охарактеризовали особенности поэтического языка М.И. Цветаевой, выявили основные черты её лингвопоэтики. Кроме этого, было проведено исследование приёмов звуковой организации произведений М.И. Цветаевой, а также определена функционально-смысловая и функционально-стилистическая роль фонетических средств в её лингвопоэтике. В ходе исследования мы рассмотрели явления паронимической аттракции в поэтическом языке М. Цветаевой и сделали анализ звукописи её стихотворения «Душа».
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1 )лингвистический анализ текста является сложным, многоаспектным, процессом, который основывается на широком и глубоком понимании, восприятии и исследовании художественного текста и в частности поэтического;
2) поэтическая речь - явление полипарадигмальное, которое может функционировать одновременно в различных сферах - невербальной, паравербальной и вербальной;
3) к основным средствам фонетического уровня, на которые следует обращать внимание при анализе лирического стихотворения, относятся звуковые повторы, анаграммирование ключевых слов, паронимическое сопоставление слов. С помощью фонетических средств языкового пространства формируются основные, базовые смыслы поэтического текста как системы. Кроме этого фонетические единицы выражают авторскую индивидуальность и особенность авторского стиля в стихотворном произведении;
4) основные черты лингвистической поэтики М.И Цветаевой таковы: её стихи, чаще всего, начинаются с заглавия, которое называет центральный, мучающий поэта образ. Первая строка - обычно вводная, а затем начинается нанизывание уточнений и ассоциаций. И, наконец, главная мысль, ради которой, по словам самой Цветаевой, и пишется стихотворение, либо обрыв в бесконечность (многоточие). Это поэтика новых смыслов, уникальных, ранее не существовавших в языке у данного слова, что часто не укладывается в рамки «здравого смысла»;
5) Цветаевой отстаивается тезис о функциональной первичности звука в поэтическом языке; звук и ритм у неё - основа стиха, а поэтическое слово в целом становится моментом перехода от бессознательного к осознанному. Марина Цветаева считает, что своим рождением звук определяет слово, слово смысл, а смысл рождает звук. На основе этого стихотворная речь, по её мнению, является целостной, не поддающейся расчленению структурой, в которой слиты воедино звук, смысл, музыка;
6) явления, связанные с различными видами семантизации формальных элементов языка - корневым повтором, этимологической регенерацией, поэтической этимологией и паронимической аттракцией, - отражают одно из важнейших свойств языка поэзии -реализацию словообразовательных возможностей языковой системы - и наглядно показывают динамический характер языковых элементов на фонетическом, морфологическом и семантическом уровнях. Динамика языковых элементов нашла такое активное отражение в поэзии Цветаевой не случайно: одним из важнейших свойств лирического субъекта её произведений является динамичность, изменчивость. Изменчивость как одна из важнейших категорий поэтики Марины Ивановны Цветаевой и как отражение языкового развития тесно связана с особенностью языковой единицы совмещать, в себе различные значения и развивать каждое из значений в разных направлениях.
7) анализ звукописи стихотворения «Душа» доказывает уникальность и самобытность поэтического дара М.И. Цветаевой. Используя различные фонетические средства, Марина Ивановна придаёт стихотворению оригинальное звучание. Именно звучание оформляет замысел поэта, помогает ему точнее выразить мысль. Таким образом, с помощью звукописи Цветаева глубоко действует на эмоции читателей и более ярко выражает основную мысль произведения.

Список используемой литературы
1. Адмони В. М.И. Цветаева и поэзия 20 века \\ Звезда. - 1992.- №10 -С.163 - 169
2. Антокольский П. Книга М. Цветаевой \\ Новый мир. - 1966 - №4 - .213-235
3. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. - Москва. - Флинта. - 2004 г.
4. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе. \\ Собр. соч. : В 7 т. - Москва. - 1997 г.
5. Болотова Н.С. Филологический анализ текста. - Томск. - 2001
6. Бродский И. О М. Цветаевой \\ Новый мир - 2005 - №3 - с. 151 -
180
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - Москва. - 1963г.
8. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений \\ Избранные работы по русскому языку. - Москва. - 1959г.
9. Вишнякова О. В. Паронимия как языковое явление \\ Вопросы языкознания. - 1981. - №2 - с.5 - 15
10. Гаспаров М.Л. Славянский стих: Стиховедение. Лингвистика. Поэтика. - Москва. - 1996 г.
11. Григорьев В.П. Паронимическая аттракция в русской поэзии 20 века \\ Сб. докладов и сообщений Лингвистического об-ва Калининградского гос. ун-та. - Калинин. - 1975 г.
12. Духанина М. «Нецелованый крест» (О. М. Цветаевой) \\ Новый мир. — 2005 - №3 — с. 157 -166
13. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. - Москва. - Академия. - 2001 г.
14. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Ленинград. - 1975 г.
15. Иванов Г.В. М. И. Цветаева. Сочинения. - Москва. - Вече. - 2000г.
16. Иваск Ю. Цветаева \\ Звезда. - 1992. - №3 - с.73 - 82
17. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. - Москва. - Наука. - 2004 г.
18. Клинг О. Поэтический стиль М. Цветаевой и приёмы символизма: Притяжение и отталкивание \\ Вопросы литературы. - 1992. - №3 - с.74 - 93
19. Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой \\ Звезда. - 1986. - №10-с.401 -422
20. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - Москва. - 1970 г.
21. Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного произведения. - Москва. — 1989 г.
22. Магомедова Д. М. Филологический анализ стихотворения. - Москва. - Наука. - 2004 г.
23. Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. \\ Уч. пособие для студентов пединститутов. — Москва. - Просвещение. — 1984г.
24. Маслова Г.В Филологический анализ поэтического текста. - Москва. - 2000 г.
25. Минералова И.Г. О стиле М. Цветаевой \\ Литература в школе. - 2003. - №9 - с.7 - 11
26. Михайлов И. «Опыты М. Цветаевой» \\ Звезда. - 1967. - №7 - с.203 -212
27. Муравьёва И. «Мне нет места в современности...» \\ Аврора. - 1992.-№9-10-с.17-25
28. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - Москва. - Академия. - 2003 г.
29. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - Москва. - 1982 г.
30. Павловский А. М. Цветаева \\ Литература в школе. - 1992. - №3 -с.32-41
31. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой...» / Литературная музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой \\ Литература в школе. - 1991. - №3 - с. 107 - 125
32. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. - Москва. - 1986 г.
33. Потебня А.А. Мысль и язык. \\ Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. \ Под ред. В.Г. Нерознака. - Москва. - 1997 г. - с.24 - 31
34. Потебня А. А. Теоретическая поэтика: учебное пособие для студентов. - Москва. - 2003 г.
35. Пурин А. Такая Цветаева \\ Звезда. - 1992. - №10 - с. 169 - 173
36. Ревзина О. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике М. Цветаевой. - Москва. - ИЦ - Гарант. - 1995 г.
37. Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика: Проблемы и методы. - Москва. - 1977 г.
38. Руссова С. Из уцелевших осколков (Об исследованиях жизни и творчества М. Цветаевой) \\ Вопросы литературы. - 2003. - №5 - с.317 - 329
39. Реформатский Л.Л. Лингвистика и поэтика. - Москва. - 1987 г.
40. Саакянц А. , Мнухина Л. Цветаева М. Собрание сочинений. В 7 томах. - Москва. - ТЕРРА; Книжная лавка. - РТР. - 1997 г.
41. Светозарова Н.Д. Интонация и тип текста. - СПб. - 2000 г.
42. Северская О.И. Паронимическая аттракция в поэтическом языке М. Цветаевой \\ Проблема структурной лингвистики. - Москва. - 1988 г. - 42 -54
43. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. - Москва. - 1988 г.
44. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - Москва. - 2003 г.
45. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - Москва. - 1965 г.
46. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - Москва. - 1979 г.
47. Хализев В.Е. Теория литературы. - Москва. - 1999 г.
48. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: русское стихосложение. - Москва. - 2003 г.
49. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. - Москва. - 1987 г.
50. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - Ленинград. - 1990 г.
51. Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ. - СПб. - 1999 г.
52. Шерр Б. Формальные методы в лингвистической поэтике. - Москва. - 2001 г.
53. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Ленинград. - 1969 г. Якобсон Р. Работа по поэтике. — Москва. - 1987 г.
54. Эсалнек А. Основы литературоведения: анализ художественного произведения. — Москва. — 2001 г.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.