• Категория: Финансы предприятий
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 62 %

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8
1.1 Понятие казенных учреждений и их место в государственном секторе экономики 8
1.2 Источники финансирования и направления расходования бюджетных средств казенных учреждений 18
1.3 Бюджетный процесс казенных учреждений 33
2 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО РМЭ» 38
2.1 Общая характеристика учреждения 38
2.2 Финансово-экономический анализ деятельности учреждения 50
2.3 Анализ источников финансирования и расходования средств учреждения 67
3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО РМЭ» 85
3.1 Оптимизация расходования бюджетных средств 85
3.2 Расчет эффективности проекта оптимизации расходования бюджетных средств 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 117


ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства.
Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Согласно Бюджетному Кодексу бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Поэтому как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений и им присуща денежная форма и основные функции финансов.
В процессе осуществления своих функций бюджет выполняет перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства, контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств – расходы бюджета.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Сами по себе расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. При этом расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Сложность оптимизации расходования бюджетных средств государственных учреждений обусловлена тем, что структура бюджетных доходов и расходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы данной работы и ее актуальность.
Оптимизация расходования бюджетных средств необходима постоянно, так как результатом постоянного и серьезного недофинансирования бюджетной сферы становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты работников и уменьшение из-за этого числа квалифицированного персонала. Все это ведет к снижению качества работы государственных учреждений. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.
Таким образом, актуальность прохождения практики, изучение и анализ источников финансирования и расходования бюджетных средств, а также поиск путей их оптимизации в деятельности бюджетного (казенного) учреждения очевидна. Целью практики является изучение общей характеристики казенного учреждения, проведение анализа деятельности учреждения, источников финансирования и направлений расходования средств. Задачами работы являются:
 изучение теоретических основ финансового обеспечения деятельности казенных учреждений;
 рассмотрение деятельности казенного учреждения;
 проведение анализа основных показателей деятельности учреждения.
Объектом исследования является финансовая деятельность учреждения. Предмет исследования – доходы и расходы казенного учреждения. База исследования Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл» (ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РМЭ»).
В ходе работы изучена нормативно-правовая база деятельности казенных учреждений, рассмотрен порядок отражения в бухгалтерских формах отчетности основных показателей исполнения бюджета бюджетной организации и проведен их анализ за 2014-2016 гг.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы теоретического исследования: анализ литературы и научных публикаций по проблеме исследования: обобщение, сравнение, статистические методы обработки данных; эмпирического исследования: включенное и опосредованное наблюдение, изучение опыта и его результатов (анкетирование, оценка), ситуационный анализ, проектирование.
Источниками информации служила нормативно-справочная информация, представленная в периодических и научных изданиях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учредителем ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РМЭ» является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл».
ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РМЭ» предназначен для оперативного управления силами и средствами подразделений при спасении людей и имущества при пожарах, организации и осуществлении тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Финансирование деятельности ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РМЭ» осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством Российской Федерации.
Балансовая стоимость основных средств в 2015г. составляет 22045 тыс.руб., в 2016 г. 19839 тыс.руб. Остаточная стоимость в 2015 г. составляет 9102 тыс.руб., в 2016 г. 6575 тыс.руб. Как видно, в 2015 г. стоимость основных средств увеличивается, а в 2016 г. снижается. Остаток по материальным запасам в 2015 г. составляет 405 тыс.руб., в 2016 г. 332 тыс.руб. Актив баланса на конец отчетного периода равен 7056 тыс.руб., что ниже уровня предыдущего года на 2787 тыс.руб. Остаточная стоимость основных средств в 2015 г. становится больше на 3166 тыс.руб. в 2014 г., а в 2016 г. меньше на 2527 тыс.руб. Это говорит о том, что на некоторые приобретенные основные средства амортизация начисляется сразу 100%. В 2015 г. она увеличивается на 1970 тыс.руб. за счет приобретения новой техники, в 2016 г. также растет на 321 тыс.руб. Остаток материальных запасов каждый год колеблется, хотя в 2015 г. он несколько увеличился на 121 тыс.руб., а в 2016 г. снизился на 73 тыс.руб.
Финансовые активы учреждения увеличиваются в 2015 г. на 219 тыс.руб. и снижаются в 2016 г. на 187 тыс.руб. Стоимость их в 2016 г. составила 149 тыс.руб., в их состав входят денежные средства учреждения, расчеты по доходам, авансам и прочие расчеты. Расчеты по выданным авансам по сравнению с 2014 г. в 2015 г. снизились на 12 тыс.руб. и в 2016 г. на 10 тыс.руб. Это снизило общую дебиторскую задолженность. Также снижаются показатели по всем расчетам в 2016 г., что и обусловила снижение общего итога финансовых активов.
В 2015 г. увеличивается сумма расчетов по принятым обязательствам на 2007 тыс.руб., но при этом выросла сумма расчетов по платежам в бюджеты на 182 тыс.руб. Рост суммы прочих кредиторов составил 8 тыс.руб. В конечном итоге обязательства учреждения увеличились на 2198 тыс.руб. за счет увеличения расчетов по принятым обязательствам. В 2016 г. сумма расчетов по принятым обязательствам снижается на 2047 тыс.руб. и составляет 49 тыс.руб., но при этом снизилась сумма расчетов по платежам в бюджеты на 157 тыс.руб., она составляет 677 тыс.руб. Рост суммы прочих кредиторов составил 10 тыс.руб. и составляет в 2016 г. 18 тыс.руб. Обязательства учреждения снизились на 2195 тыс.руб. В итоге они составили 744 тыс.руб.
В 2015 г. образовалась кредиторская задолженность, она составила 8 тыс.руб. В 2016 г. аналогично к 2015 г. также наблюдается рост кредиторской задолженности на 10 тыс.руб. В 2016 г. она составляет 18 тыс.руб. Причиной возникновения кредиторской задолженности может служить несвоевременное финансирование на выплаты различным кредиторам.
В течение 2014-2016 гг. происходит увеличение финансового результата учреждения в 2015 г. на 1309 тыс.руб. и снижение данного показателя в 2016 г. на 592 тыс.руб. Следовательно, деятельность организации становится более эффективной в 2015 г., а в 2016 г. финансирование ее из бюджета снизилось.
При этом в течение 2014-2015 гг. происходит снижение убытков от операционной деятельности учреждения в 2015 г. на 11167 тыс.руб. и увеличение данного показателя в 2015 г. на 2673 тыс.руб. Это в основном связано с такой же динамикой расходов учреждения. В расходах наибольшие суммы занимают расходы по оплате труда и начисления. Как видно, финансирование учреждения из бюджета на эти расходы снизилось в 2015 г. и увеличилось на 2046 тыс.руб. в 2016 г.
В течение анализируемого периода произошло снижение финансирования на обеспечение пожарной безопасности в 2015 г. на 8866 тыс.руб., в 2016 г. финансирование увеличивается на 4886 тыс.руб. и составляет 55931 тыс.руб. по уточненной смете. Аналогично изменяются и расходы на обеспечение деятельности учреждения, в 2016 г. их сумма составила 55259 тыс.руб.
Наибольшая часть финансирования приходится денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания. Хотя в 2015 г. сумма финансирования на эти расходы снижается на 4996 тыс.руб., то в 2016 г. она увеличивается на 5271 тыс.руб. и составляет 34575 тыс.руб. Это 61,8% (34575 / 55951) от общей суммы финансирования учреждения.
Также немалые средства расходуются на оплату коммунальных услуг, эксплуатационных расходов по всем видам основных средств.
Причем основная проблема для учреждения – это не новая техника, в процессе эксплуатации которой происходят частые поломки и необходим ремонт. На ремонт опять же нужно осуществлять расходы из бюджетной сметы. Устаревание техники, оборудования, изменение в обстановке требует постоянного обновления основных средств.
Однако ситуация в этом вопросе достаточно сложная. В первую очередь требуется покрыть расходы на денежное довольствие и эксплуатационные расходы, без чего невозможно функционирование ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РМЭ». Приобретение новых основных средств производится по мере возможности. Но устаревание техники подходит к опасной черте, после которой может начаться не контролированное снижение эффективности работы ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РМЭ». В учреждении в настоящий момент 21,2% техники подлежит только списанию, а общий износ составляет в 2016 г. 66,9%.
В этих случаях техника требует ремонта, а это опять непредвиденный расход бюджетных средств. Причем на такую технику увеличиваются и затраты на ГСМ. Поэтому с целью сокращения этих затрат предлагается замена автомобиля КАМАЗ-53213 АКП-30 (автоподъемник) и покупка нового автомобиля КАМАЗ-53215 АКП-30. Возможно приобрести автомобиль после 3-х лет эксплуатации, т.е. выпуска 2014 г. Его стоимость уже заметно снижается и составляет 2885720 руб.
На расходы по ремонту и ГСМ в год экономия составит 39119 руб. и 1675 руб. соответственно. Общая экономия составляет 40794 руб. в год. Автомобиль будет эксплуатироваться до 10 летнего возраста, т.е. всего 7 лет. За это время экономия составит 285488 руб.
По достижении автомобилем 10 лет, его можно продать по рыночной стоимости 1500000 руб. Тогда затраты на покупку техники составят только 1385720 руб. Вырученные деньги вернутся в бюджет учреждения на покупку следующей новой техники.
В заключении следует отметить, что по данным статьям расходов соответственно снижение составит 94,9% и 96,3%. Проект принесет ощутимое сокращение расходов на ремонт техники и ГСМ, которые можно перенаправить на денежное довольствие сотрудников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Гражданский кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
3) Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
4) Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
5) Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
6) Закон Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» от 31.05.2007 г. №25-З (Принят Госсобранием РМЭ 31.05.2007) (вместе с «Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Марий Эл») // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
7) Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
8) Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. №174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
9) Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 №112н «Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
10) Приказ МЧС РФ от 18.09.2012 г. №555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
11) Инструкции по составлению и представлению годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 г. №191н// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
12) Александрова, Е.А. Бюджетная смета для казенных учреждений / Е.А. Александрова // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2014. - №11. - с.4-21.
13) Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2013. – 409 с.
14) Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Баканова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 536 с.
15) Богер, И.Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений / И.Б. Богер // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 9 (27). – С. 39-42.
16) Бороненкова, С.А. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
17) Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Л.М. Бурмистрова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
18) Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных учреждениях. Специфика учета различных хозяйственных операций у получателей бюджетных средств. Практическое пособие / Р.Н. Коршунова, А.Б. Дмитриев - М.: ООО «НИПКЦ «Восход-А», 2014. – 224 с.
19) Васильев, Ю.А. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений / Ю.А. Васильев // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. – №2. – С. 6-19.
20) Васюнина, М.Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования / М.Л. Васюнина // Финансы и кредит. – 2012. – №19. – С.48-53.
21) Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.П. Гарнов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 365 с.
22) Грищенко, Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях / Ю.И. Грищенко // Некоммерческие организации в России. – 2011. – №2 . – с2-11.
23) Донцова, Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015. – 160 с.
24) Данилов, Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Е.Н. Данилов. – М.: ООО «Интерпрессервис», 2012. – 56 с.
25) Загарова, Н.А. Отражение в учете санкционирования расходов бюджетов / Н.А. Загарова // Бухгалтерский учет. – 2015. – №13. – С.39-43.
26) Захарьин, В. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Новые правила ведения учета / В. Захарьин. - 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л. – 2014. – 335 с.
27) Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях: учебное пособие / Н.А. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 288 с.
28) Казакова Н.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация / Н.А. Казакова // Право и экономика. – 2016. - №9. – с.15-31.
29) Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: учебное пособие / Н.В. Киреева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 293 с.
30) Кнышова, Е.Н. Экономика организации: учебник / Н.Е. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
31) Колеватова, О.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / О.А. Колеватова. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2014. – 304 с.
32) Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях/ Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2014. – 248 с.
33) Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных учреждениях / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Проспект, 2016. – 464 с.
34) Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебник / Н.П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 575 с.
35) Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Смакай, В.С. Гроссу. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 528 с.
36) Малеева, Н.В. Бюджетная отчетность учреждения с 2010 года. Практическое пособие / Н.В. Малеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2011. – 176 с.
37) Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2011. – 288 с.
38) Обухова, Т. Казенные учреждения – новый тип некоммерческих организаций / Т. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – №5. – с.23-34.
39) Опальский, А.Ю. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях / А.Ю. Опальский. – М.: ИНФРА-М, 2015. – №7. –С.14-18.
40) Пласкова, Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: учебник / Н.С. Пласкова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 368 с.
41) Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А. Пожидаева. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 320 с.
42) Поляк, Г.Б. Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 735 с.
43) Рябова, М. А.Бюджетный учет и отчетность: учебное пособие / М.А. Рябова, Д.Г. Айнуллова. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 184 с.
44) Саакян, Т.В. Характерные признаки казенного учреждения / Т.В. Саакян // Бюджетный учет. – 2015. – №8. – с.13-30.
45) Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 608 с.
46) Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник / Н.А. Сафронов. – 2-е изд., с изм. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
47) Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2014. – 496 с.
48) Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 736 с.
49) Усенко, Л.Н. Бизнес-анализ деятельности организации: учебник / Л.Н. Усенко, Ю.Г. Чернышева, Л.В. Гончарова; Под ред. Л.Н. Усенко. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. – 560 с.
50) Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2016. – 363 с.
51) Чараева, М.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.В. Чараева. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с.
52) Шадрина, Г.В. Экономический анализ. Теория и практика: учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 515 с.
53) Шадрина, Г.В. Управленческий и финансовый анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Шадрина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 316 с.
54) Экономика организации (предприятия): учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. – 400 с.
55) Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 608 с.

Отчетность приложена


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.