• Категория: Физическая культура и спорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021

ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный период - это именно тот период, когда у ребенка закладываются основы физического развития. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в подвижных играх. Играть для дошкольника - это значит, двигаться, действовать, развиваться.
Анализ показателей физического развития и двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в последние годы говорит нам о серьезных изменениях. В исследованиях Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко и В.И. Усакова мы видим, что треть детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень физического развития. Данные исследователи видят причину этого в современном образе жизни [3].
Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова и А.И. Федоров отмечают общую тенденцию в дошкольных учреждениях - это снижение двигательной активности детей, отсюда следует потеря в развитии и здоровье [30].
Проблема развития и совершенствования физического развития дошкольников остается актуальной, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования область «Физическое развитие» имеет следующую цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физкультурой и гармоничное физическое развитие. Задачи поставлены следующие: развитие физических качеств, овладение основными движениями, совершенствование двигательной активности [41].
В настоящее время в детских садах проводится работа по улучшению двигательной активности дошкольников и решению задач, связанных с образовательной областью: физическое развитие.
Физическое развитие в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на занятиях по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь немаловажна роль игры. [10].
Объект исследования:
Предмет исследования: Влияние двигательной активности на физическое развитие и двигательную подготовленность детей дошкольного возраста
Цель: Определить влияние двигательной активности на физическое развитие и двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Провести контрольные срезы уровней двигательной активности, физического развития и двигательной подготовленности дошкольников.
3. Проанализировать взаимосвязь двигательной активности, физического развития и двигательной подготовленность детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Исходя из результатов анализа научно-методической литературы мы предполагаем, что существует зависимость двигательной активности, физического развития и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Физическая культура как основа двигательной подготовленности дошкольников
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущим сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство‒время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуализации ребенка.
В современной отечественной и зарубежной литературе существует множество трудов посвященных исследованиям проблем дошкольного возраста. Одни ученые [7, 8] рассматривают детей дошкольного возраста с позиций воспитания и организации предметного обучения. Другие уделяют большее внимание формированию физических качеств, формированию основ здоровья ребенка [16, 25, 39]. Другие [15, 17, 24] рассматривая формирование комплекса жизненно необходимых качеств в целом, говорят о гармоническом развитии личности дошкольника. Несмотря на всю палитру направлений научного познания проблем дошкольного возраста, все они в конечном итоге объединяются в общем объекте педагогической деятельности – ребенке.
Вычленение дошкольной педагогики как отдельной отрасли произошло в XVII – XVIII веках, с открытием первых дошкольных учреждений. В Европе, в том числе и России, такие учреждения первоначально предназначались для детей сирот. Позже были учреждены благотворительные учреждения в помощь семьям неимущих слоев общества. Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей.
1840 году немецкий педагог Ф. Фребель основал дошкольное учреждение и дал ему название «Детский сад». Новым для того времени было не только название но и назначение – обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили широкое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия.
Сегодня нет ни одной страны мира, где бы не осознавалось особое значение первых лет жизни для становления его личности в последующие годы [17]. И эта идея стала ключевой при построении системы образования человека.
Изменения в социально – экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью преобразования образовательной системы по следующим направлениям:
• на обновление звеньев всей системы от дошкольного учреждения до университетов;
• совершенствование содержания, методов и средств учебно– воспитательной работы;
• улучшение подготовки и повышения педагогических кадров.
Данные направления в Российской федерации нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992, 2000), в «Концепции дошкольного воспитания».
Не вдаваясь в подробный анализ данных документов следует сказать, что для нашей страны приняты такие принципы и идеи преобразований в системе образования человека:
• принцип гуманности и приоритета человека во всех звеньях отрасли;
• с переходом от тоталитарного режима правления в стране возникла необходимость демократизации образования;
• принцип непрерывности образования, заключающийся в образовании человека в течении всей его жизни, начинаясь его рождением и заканчиваясь смертью;
• перевод образовательного процесса на принципы педагогики сотрудничества [29].
Рассматривая образование как сложную систему, включающую в себя множество подсистем, следует определить место дошкольного образования в данной системе.
Дошкольное образование представляет собой ряд целенаправленных мероприятий имеющих целью воспитание, обучение и развитие ребенка. С этих позиций она едина в целях всей системы образования и представляет собой компонент непрерывной системы образования человека.
Особенной и тем самым наиболее значимым дошкольное образование делает объект ее деятельности – дети дошкольного возраста. На данном этапе жизни человека закладываются основы его дальнейшей жизнедеятельности, его активности, мышления, социальности и т.п.
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении является вторым этапом в системе непрерывного образования человека. Закладывая основы знаний и умений, необходимых в жизнедеятельности человека, дошкольное образование является этапом в подготовке к базовому этапу в системе непрерывного образования человека – к общеобразовательной школе, где происходит дальнейшее развитие личности.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.
По этому поводу С. А. Козлова и Т. А. Куликова отмечают следующее: «Охрана здоровья детей его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослых укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.д.» [17].
Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья, ребенка разные авторы формулируют задачи физического воспитания по разному.
Таблица 1. Задачи физического воспитания дошкольников
Ю.К Бабанский В.И Логинова Г.В Хухлаева
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
2. Формирование двигательных навыков и умений.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
5. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
7. Привитие организаторских навыков. 1. Охрана и укрепление здоровья.
2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов им функций организма
3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости.
1.Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
2.Группа воспитательных задач: формирование нравственно – физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно- гигиенических качеств.
3.Группа образовательных задач: формирование представлений о своем организме, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их содержание меняется в зависимости от возраста. Основной их целью является сохранение здоровья, привитие основ знаний по жизненно важным группам и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.
Одной из основных задач физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Успешное решение этой важной задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей основным видам движений.
К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Некоторые из них (ходьба, бег) являются способами передвижения, другие применяются в естественных условиях (прыжки через канавку, перелезание через поваленное дерево в лесу).
Основные движения благотворно влияют на всестороннее физическое развитие ребенка: укрепляют мышцы, способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а также воспитанию физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, глазомер, сила, выносливость и др.). В связи с этим основные движения занимают большое место в системе физического воспитания дошкольного возраста: они включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, прогулку, входят в подвижные игры и другие формы работы с детьми [8, 16, 34, 39].
Однако успешное формирование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста невозможно без учета особенностей физического развития их организма. Особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их физиологического, психического развития мы рассмотрим в следующей главе.

1.1 Особенности физического развития дошкольников
Дошкольный возраст - это период жизни ребенка 3-7 лет. А.Н. Леонтьев говорил, что этот период жизни ребенка является самым важных в таких формированиях, как становление личности и развития физических качеств. Такого же мнения был Ж.К.Холодов, замечая, что именно в дошкольном возрасте развиваются и формируются важные функции организма [16].В старшем дошкольном возрасте идет активный пик развития физических способностей детей.
Физическое развитие очень важный показатель здоровой нации. Необходимо заботиться о нем с детства, прививать любовь к физкультурным занятиям с дошкольного возраста.
В литературных источниках мы встречаем множество определении понятия «физическое развитие». Определим ключевое слово: развитие. Такие ученые, как А.В. Коротаев, А.С. Малков, Д.А. Халтурин понятие развитие рассматривают как изменение материальных и духовных объектов с целью их улучшения [13, с.38]. Более развернутое определение у А.А. Реан, он развитие представляет как процесс необратимых изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и иных изменений у человека [16,с. 56].
В статье 64 закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образование в дошкольной организации ориентировано на развитие физических качеств, укрепление и сохранение здоровья. В 41 статье мы видим, что говорится о привитии навыков здорового образа жизни и создание условий для физической активности детей [38]
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены основные положения в образовательной области «Физическое развитие»: приобретение опыта детьми в разных видах деятельности: двигательной (выполнение упражнений на развитие физических качеств), правильном выполнении основных видов движений, формирование представлений о видах спорта и знание подвижных игр, развитие волевых качеств, освоение норм и правил здорового образа жизни [39].
Работа по физическому развитию детей дошкольного возраста планируется исходя из возрастных характеристик и реализуется в различных видах деятельности: музыкальной, игровой и двигательной.
В рамках физическое развитие рассматривается два понятия: физическое воспитание и физические качества.
Физическое воспитание (определение Ж.К. Холодова) - это один из видов воспитания, где первоочередная задача отводится обучению движениям, развитию физических качеств, формирование специальных физкультурных знаний и осознанное применение в физкультурных занятиях [41].
Физические качества - это совокупность психических и биологических свойств человека, которые показывают его физическую подготовленность для осуществления двигательной деятельности.
Уровень развития физических качеств показывает нам, как у ребенка развит общий уровень физической подготовленности. К физическим качествам относятся: быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость.
Быстрота - это умение человека быстро передвигаться в минимальный заданный отрезок времени [9, с.230].
Развитие быстроты происходит в процессе обучения ребенка основным движениям. Сила и подвижность нервных процессов - это основа физического качества быстроты. Они совершенствуются под влиянием подвижных игр и занятий физическими упражнениями, где определенный сигнал или игровая ситуация подталкивают ребенка изменить скорость движения. Работа над быстротой подразумевает увеличение скорости и частоты простых движений, формирование двигательной реакции [10,с.168].
Быстроту можно развиваться в таких упражнениях: на скорость (кто первый добежит до финиша), с ускорением (ходьба в разном темпе), с изменением темпа (медленный и быстрый бег), в подвижных играх («Ловишка»).
Скоростно - силовые упражнения развивают быстроту, а это метание и прыжки (с места, с разбега, в длину, в высоту), упражнения со скакалкой, мячом, эстафеты с бегом.
В дошкольном возрасте народные подвижные игры имеют преимущество перед стандартными упражнениями на быстроту. Для развития данного качества можно использовать такие игры, как «Лапта», «Палочка - выручалочка», «Хлоп, хлоп - убегай», которые включают в себя быстрое перемещение, определенные движения по команде воспитателя. В процессе игры целый комплекс упражнений, разной направленности и интенсивности.
Сила - это способность преодоления внешнего сопротивления за счет мышечных усилий. Развитие силы придает ускорение массе тела, например, при метании, броске мяча [41].
В большей степени от того, как развита сила, зависит развитие остальных физических качеств. В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие организма, в том числе нервных процессов и мышечной массы. Все чаще мы встречаемся с тем, что у старшего дошкольника слабые мышцы, неустойчивая нервная система, вялый тонус мышц. Поэтому на развитие силы направлены игры и упражнения, укрепляющие мышечную массу и регулирующие интенсивность нервных процессов.
Для развития силы прекрасно подойдут народные подвижные игры. Примеры таких игр: «Перетягивание каната», «Выгони мяч», их можно использовать после игр на развитие ловкости и быстроты, когда организм ребенка подготовлен к силовым нагрузкам.
Ловкость - умение быстро изменить двигательную деятельность и способность овладевать новыми двигательными навыками, быстро реагировать на изменившуюся ситуацию[18; с.22]. Понятие ловкость включает в себя: осознанность при выполнении движений, быстрота реакции на сигнал и координация движений. В дошкольном возрасте имеются хорошие предпосылки для развития ловкости, так как дети данного возраста легко и с интересом познают все новое. Развитие ловкости в этот период идет очень интенсивно. Она практически не наследуется от родителей и поэтому ее необходимо тренировать, вырабатывать в ребенке на занятиях по физической культуре и в подвижных играх [18; с.22].
Развитие ловкости происходит благодаря гимнастическим и акробатическим упражнениям, а также при работе с мячом: передача, ловля, перебрасывание. Подвижные и спортивные игры, где необходимо быстро переходить от одного действия к другому в изменяющейся обстановке, способствуют развитию ловкости. Примеры игр: «Гори ясно» и «Третий лишний». [12; с.29].
Гибкость - это физическое качество, которое способно выполнять движения с максимальной амплитудой и определяется биологическими способностями человека. Развитие гибкости очень важно для детей дошкольного возраста, ведь негибкий ребенок очень быстро утомляется, так как затрачивает большое количество энергии на выполнение упражнения. Гибкость нам дает свободу движений, раскрепощенность и легкость. Доказано, что развивая такое качество, как гибкость, мы параллельно с этим развиваем силу и выносливость. Развивают гибкость при помощи упражнений на развитие связок и мышц, а также с помощью игр, в частности русских народных: «Рыбак», «Картошка», «Хвостики». [26, с.262].
Выносливость - это способность организма совершать длительную работу благодаря преодолению трудностей и умению противостоять утомлению при напряжении мышц [12, с.15].
У детей дошкольного возраста уровень развития выносливости определяют по способности организма выполнять нагрузку (мышечную работу) небольшой или средней интенсивности в соответствии с физической подготовленностью. Необходимо развивать выносливость в дошкольном возрасте и этому есть ряд причин: позволяет укреплять организм ребенка, оказывает положительное воздействие на протекание физических и психических процессов, способствует гармоничному развитию; улучшает работоспособность, тем самым повышает уровень потребления кислорода, что очень важно в данный период становления умственной работы мозга и физического развития [41].
Для формирования волевых качеств, таких как упорства, целеустремленности, решительности, смелости, уверенности, огромную роль играет развитие выносливости. Благодаря выносливости дети учатся преодолевать сложности, доводить дело до конца и быть мобильными.
Выносливость зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому необходимо при развитии и совершенствовании данного качества не забывать, что уравновешенные дети имеет более высокий показатель, а возбудимые - быстрее утомляются, им труднее дается работа на выносливость. Таким образом, в развитии выносливости определяющую роль играют волевые качества, благодаря которым даже при возникающем утомлении продолжается работа мышц. У дошкольников выносливость идет на стадии формирования, поэтому им бывает трудно справляться с утомлением.
Выносливость развивается при использовании таких упражнений, где задействовано в работе большое количество групп мышц. Ходьба, бег, лазанье - все это способствует развитию выносливости и физической активности. Подбор вариантов и усложнение правил подвижных игр имеет большое значение на формирование выносливости и развития самостоятельности. Повышать выносливость необходимо планомерно, давая оптимальную физическую нагрузку, при этом учитывая особенности детского организма.
Подведя итог выше сказанному, можно отметить, что формирование физических качеств зависит как от наследственного фактора, так и от систематической и планомерной работы над развитием и совершенствованием организма дошкольника.
Таким образом, физическое развитие - это процесс, который включает развитие и укрепление психо-физического здоровья, а также двигательных способностей. В дошкольном возрасте физическое развитие детей отличается характерными особенностями на каждом возрастном этапе.
Дети старшего дошкольного возраста имеют высокую потребность в двигательной активности. Дети 5 - 7 лет способны получать удовлетворение в результате победы. Старшие дошкольники проявляют активный интерес к физкультуре, так как в этом возрасте происходит активизация двигательной деятельности, волевых качеств, ярко выражена инициатива [30].
Целый комплекс воспитательных и физкультурных мероприятий представляет оптимальное сочетание разных видов занятий по физкультуре. Занятия разные по содержанию и построению, каждое из них имеет свое специфическое назначение. Организационную и оздоровительную функцию выполняют утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, физические упражнения на прогулке и в свободной игровой деятельности детей, а также подвижные игры, различного характера. Повышают работоспособность физкультминутки и двигательная разминка, которые используются во время проведения занятия. На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые знания, умения и навыки.
Включены недели здоровья, физкультурный досуг и спортивные праздники.
Дополнительные развивающие программы развивают двигательные способности детей [30] .
Все вышеперечисленные виды занятий составляют двигательно - оздоровительный режим детей старшего дошкольного возраста и могут меняться и повторяться с разной периодичностью.
Роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников придается большое значение и по важности можно распределить в режиме дня.
Организованный двигательный режим стоит на первом месте в физическом развитии дошкольников. Особенно важно проводить на свежем воздухе утреннюю гимнастику, физкультурные упражнения и подвижные игры [30].
Но природно - климатические условия нашего северного региона приводят к тому, что прогулка зачастую сокращается или отсутствует, что создает дефицит движений. В связи с этим необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера.
Эффективным способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация детского объединения физкультурно - оздоровительной направленности. Народные подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности.
Учебные занятия по физкультуре занимают второе место и проводятся в первой половине дня три раза в неделю.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, которая дает простор для развития и проявления индивидуальных двигательных способностей. Самостоятельная деятельность является источником саморазвития и активности ребенка.
Ко всем выше перечисленным видам занятий по физической культуре особое значение отводится физкультурно - массовым мероприятиям и активному отдыху, к ним относятся эстафеты, спортивные праздники и т.д.
Таким образом, делаем вывод о том, что для полноценного физического развития старших дошкольников необходимо в комплексе проводить все виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга.
При этом следует помнить, что развитие физических качеств будет иметь положительные показатели, когда ее основные параметры (объём, интенсивность и продолжительность) соответствуют индивидуальным показателям физического развития детей, когда обеспечивается чередование напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

1.3 Особенности двигательной подготовки дошкольников на занятиях футболом
C раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч. Ребенок самостоятельно определяет, что делать с этим уникальным для него предметом. Игру с мячом можно назвать одним из важнейших воспитательных институтов, способствующий как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Большое влияние игры с мячом оказывают и на психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. B этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции и др.
Игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Упражнения с мячом при соответствующей организации их проведения и обучения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка:
• создают условия для включения в работу основных физиологических систем организма, что важно для полноценного развития детей 5-7 лет;
• развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах;
• укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, способствуют выработке хорошей осанки;
• способствуют совершенствованию двигательной реакции детей, точности воспроизведения движений во времени и пространстве.
Футбол - подвижная игра с мячом, одна из самых популярных игр в нашей стране и мире, для организации и проведения которой, необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. Обучение футболу отвечает всем требованиям психомоторного развития старших дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Разнообразие технических и тактических действий игры в футбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений детей, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в футбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья.
Применение спортивных игр и с мячом в частности, в физическом воспитании старшего дошкольника и ребенка младшего школьного возраста играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.
Подвижные игры с мячом всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Организация педагогического исследования осуществлялась в четыре этапа:
1 этап – теоретический, (январь 2021 года) – на данном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, получена информация о каждом занимающемся, подобраны методы исследования.
2 этап – практический, (февраль 2021 года) – в этот период проведено исследование взаимосвязи двигательной активности, физического развития и двигательной подготовленность детей дошкольного возраста.
3 этап – аналитический, (март – май 2021 года). Проводился анализ полученных в ходе исследования результатов. Написание выпускной квалификационной работы.
В исследовании приняли участие воспитанники МДОУ № 231 г. Ижевска Удмуртской Республики.
Всего приняло участие 15 юных футболистов в возрасте 6-7 лет.

2.2 Методы исследования
При выполнении настоящей выпускной квалификационной работы, нами были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Исследование взаимосвязи двигательной активности, физического развития и двигательной подготовленность детей дошкольного возраста.
3. Педагогический эксперимент
4. Метод математической статистики.
1. Любая научно-исследовательская работа - это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации. В ходе исследования мы изучали педагогическую литературу: учебники, учебно-методические пособия, журналы; просматривали видеозаписи тренировок из открытых источников средств массовой информации (СМИ); рукописные документы (рабочие планы конспекты тренеров); статистические документы (тестовые требования по уровню физической подготовки и функциональных особенностей футболистов этапа начальной подготовки).
2 В ходе исследования взаимосвязи двигательной активности, физического развития и двигательной подготовленность детей дошкольного возраста применялись следующие тестовые методы.
Для определения двигательной активности дошкольников использовался программный продукт Lifelog.
Lifelog - это интеллектуальное приложение для ОС Android, с помощью которого можно отслеживать двигательную активность, например количество пройденных шагов и время сна.
В настоящем исследовании как тестовый был параметр количество шагов. Статистические данные определялись как среднее количество шагов в день. Интервал сбора данных – 30 дней.
Уровень физического развития детей определялся по следующим параметрам:
1. Определение жизненного объема легких. (ЖЕЛ) измеряют с помощью водяного спирометра, состоящего из наружного и внутреннего цилиндров. На передней стенке внутреннего цилиндра нанесены деления, по которым ведѐтся отсчѐт объѐма выдыхаемого воздуха (в миллилитрах). На крышке наружного цилиндра имеется отверстие с резиновой пробкой, которую открывают в том случае, когда внутренний цилиндр необходимо опустить на дно наружного. В нижней части наружного цилиндра есть кран, на который надевают резиновую трубку с мундштуком на конце. Перед исследованием уровень воды должен соответствовать нулевой отметке («0»).
Обследуемый делает максимальный вдох, задержав дыхание, плотно обхватывает ртом мундштук и выдыхает в трубку весь воздух.
Измерение проводят два-три раза и учитывают лучший показатель.
2. Сила кисти. Определяют ручным динамометром. Обследуемый старается максимально сжать пружину динамометра в вытянутой и отведѐнной под прямым углом в сторону руке. Учитывают максимальный результат (в килограммах). Для следующего определения стрелку прибора возвращают в нулевое положение.
3. Рост. Рост стоя и сидя измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку, хорошо укреплѐнную на прочной площадке, высотой до 2 м с делениями по 0,5 см. По стойке передвигается муфта с планшеткой.
3. Определение массы тела. Для взвешивания пользуются медицинскими весами. В их верхней части находятся две планки с делениями. Деления на нижней планке соответствуют десяткам килограммов (10, 20, 30 кг и т. д.), на верхней обозначены деления через каждые 50 г. Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивают детей и подростков натощак, без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину площадки весов.
4. Проба Штанге. Необходимое оборудование: секундомер, (носовой зажим). Порядок проведения обследования. Проба с задержкой дыхания на вдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.
По данным Язловецкого В.С. (1991 г.), средние величины пробы Штанге для детей 6-7 лет составляют 30с,


3. Педагогический эксперимент.
В ходе проведения занятий по футболу, проводилось тестирование на определение уровня физической подготовленности. В качестве тестовых упражнений приняты нормативы приведенные в Федеральном стандарте по виду спорта футбол для детей 6-7 лет (таблица 1.)
Таблица 1
Тест на определение двигательной подготовленности
Контрольные упражнения Возраст 5-6 лет
1. Бег на 30 м (сек.) 7,3
2. Прыжок в длину с места (см.) 109-116
3. Челночный бег 5х 6м (сек.) 14,5
4. Бег 30 м с ведением мяча, сек. 8,8

4. Методы математической статистики.
В ходе исследования были применены методы расчета средней арифметического и, корреляционный анализ. Обработку результатов производили на компьютере в пакете анализ программы MS Excel.


3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Испытуемый Бег на 30 м (сек.) Прыжок в длину с места (см.) Челночный бег 5х 6м (сек.) Бег 30 м с ведением мяча, сек.
1 7 110 14,6 8,9
2 7 105 14 9,1
3 7,5 115 14,7 9,6
4 7,7 98 14,5 8,9
5 7,1 96 14,3 8,9
6 7,3 110 14,9 9,6
7 7,6 105 14,6 10
8 7,7 120 14,9 10,2
9 7,8 100 14,5 12
10 7 109 14,3 8,5
11 7,1 110 15 8,2
12 7,5 113 14,9 8,7
13 7,3 110 14,8 8,9
14 7,3 106 14,9 8,8
15 7,4 108 14,6 8,9
Среднее 7,4 107,7 14,6 9,3

Испытуемый Количество шагов в день Рост, см Вес, кг Сила кисти прав.,кг ЖЕЛ, л Проба Штанге, сек
1 5600 125 31 7 1120 28
2 8200 121 33 7,8 1180 34
3 4580 131 31 9 1300 31
4 4900 129 32 9,8 1350 33
5 5500 130 32 9,9 1340 30
6 6900 112 33 8,5 1380 30
7 8010 115 34 9,5 1410 30
8 3950 110 35 9,9 1348 32
9 4580 126 30 9,6 1380 36
10 5500 131 32 8,6 1380 33
11 5500 130 32 8,4 1387 34
12 5870 121 30 8,8 1450 34
13 5980 125 30 8,3 1390 36
14 6780 126 32 8,4 1400 36
15 6100 128 30 8,6 1600 35
Среднее 5863,3 124,0 31,8 8,8 1361,0 32,8


ВЫВОДЫ

Библиографический список
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 215 с.
2. Амонашвили, Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амоношвили. - М.: Просвещение, 1986. - 146 с.
3. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей / Е. Н. Вавилова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 128 с.
4. Ведерникова, Л. В. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5-7 лет, проживающих в регионах Крайнего Севера: автореф. дис. … канд. пед. наук. / Л. В. Ведерникова, 2005. - С. 8-9.
5. Викулов, А. Д. Развитие физических способностей детей. Популярное пособие для детей / А. Д. Викулов, И. М. Бутин. - Ярославль, 1996. - 176 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 289 с.
7. Гербова, В. В. Воспитание детей в детском саду / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1984. - 217 с.
8. Глазырина, Л. Д. Физическая культура дошкольникам. Старший возраст / Л. Д. Глазырина. - М.: Просвещение, 2001. - 257 с.
9. Гришин, В. Г. Малыши открывают спорт / В. Г. Гришин, Н. Ф. Осипов. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 168 с.
10. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду: изд. 3-е переработанное / под. ред. В. И. Логинова, Т. И Бабаева, Н. А Ноткина. - М.: Просвещение, 2000. - 244 с.
11. Дубовский, В. И. Биомеханика: учебное пособие для средних и высш. учеб.заведений / В. И. Дубовский, В. Н. Федорова. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 672 с.
12. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М.: Просвещение, 2015. - 143с.
13. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника - изд. 2-е. редакция / С. Н. Савушкин. - М.: Просвещение, 2011. - 303 с.
14. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Куликова Т. А. - М.: Просвещение, 2000. - 416 с.
16. Козырева, О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры. - 2-е издание / О. В. Козырева. - М.: Просвещение, 2005. - С. 36-44.
17. Медико - педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации.- М.: 1983. - 27 с.
18. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
19. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Г. Г. Петроченко. - Минск, 1982. - 106 с.
20. Попова А. А. Тренировочно-управляющий компонент предметно развивающей среды в дошкольном физкультурном образовании / А. А. Попова, О. С. Шнайдер, В. В. Мулин // Вестник бурятского государственного университета. - 2015. - № 15. - 153 с.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду / под. ред. М. А. Васильева. - изд. 2-е дополненное. - М.: Просвещение, 1987. - 193 с.
22. Рунова, М. Р. Особенности организации занятий по физической культуре журн. дошкольное воспитание / М. Р. Рунова. - № 10, 2012. - С. 56-64.
23. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей дошкольного возраста // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 2021 марта 2015 г.) / Отв. ред. Л.Г. Пащенко. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. - С. 2-4.
24. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 202 с.
25. Тизулаева, Л. Н. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л. Н. Тизулаева. – М.: Физкультура и спорт, 1988. - 52 с.
26. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1981. – 64 с.
27. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.
28. Хухлаева, Т. В. Теория и методика физического воспитания дошкольников / Т. В. Хухлаева. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 304 с.
29. Гурулева, Т. Г. Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно оздоровительных группах: монография / Т. Г. Гурулева, Е. В. Кокорина, Е. Г. Аунина. - Иркутск, 2014. - 155 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.