• Категория: Физическая культура и спорт
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и виды мотивации в педагогике и психологии 6
1.2. Проблемы отношения к занятиям физической культурой и спортом в научной литературе 14
1.3. Условия и средства для формирования мотивации к занятиям физической культурой 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Организация исследования 22
2.2 Методы исследования 23
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 24
ВЫВОДЫ 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успешность развития физической культуры и спорта в Российской Федерации во многом зависит от того, насколько активно и сознательно различные группы населения (дети дошкольного и школьного возраста, студенты, взрослые) включены в регулярные занятия физическими упражнениями, от их отношения к физической культуре и спорту как одному из обязательных компонентов здорового образа жизни.
Основой любой деятельности является мотивация, потому что именно на этом формируются интерес человека к деятельности, его деятельность, его концентрация на удовлетворении его потребностей и желаний, определение направлений жизни.
Осознанная направленность личности на занятия физической культурой и спортом является одним из основополагающих элементов формирования физической культуры человека в современном обществе. Именно она определяет поведение личности, отношение к себе и окружающим.
Исследованию отношения людей различного возраста и пола к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни посвящен целый ряд работ [11, 12]. В них отмечается, что можно выделить несколько типов отношения к занятиям физической культурой и спортом:
1) активно положительное, когда человек осознает значение занятий физической культурой и спортом и выбирает для систематических занятий вид физкультурно-спортивной деятельности, который в большей степени удовлетворяет возникшие потребности;
2) пассивно положительное, когда определенные социальные группы людей понимают ценности физической культуры и спорта для укрепления здоровья и всестороннего развития, однако они реально не включены в занятия физическими упражнениями;
3) негативное отношение, когда люди считают, что занятия физической культурой и спортом приносят больше вреда, чем пользы;
4) нейтральное, когда человек не может выразить ни положительного, ни отрицательного отношения к физической культуре и спорту, т.е. выказывает безразличие, равнодушие.
Процесс формирования положительного отношения людей к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни как свойства личности весьма сложен. Он, как правило, занимает длительный период и может проходить организованно и стихийно [13, 54].
Структура спортивной мотивации является реальной психологической проблемой, решение которой предполагает изучение взаимосвязанных элементов индивидуальной мотивационной системы, определение роли элемента определенного уровня в формировании ориентации в процессе социализации личности. В нашей стране социально-экономические изменения все чаще выдвигают новые требования для жизни и работы человека. В современных условиях актуальна проблема формирования причин и мотивов к занятиям физической культурой и спортом.
На сегодняшний день имеются фрагментарные данные о путях направленного изменения и формирования отношения подростков и молодежи к занятиям физическими упражнениями, к укреплению и сохранению своего здоровья и его самооценке. Изучению отношения людей зрелого и пожилого возраста к занятиям физической культурой и спортом и социальных условий, способствующих включению их в активные занятия физическими упражнениями, пока уделяется мало внимания.
Поэтому проблема формирования ценностно-избирательного отношения к занятиям физической культурой и спортом разных групп населения продолжает оставаться актуальной и имеющей большой научно-практический интерес. Исходя из этого, выявление отношения работников торгово-развлекательного комплекса «Столица» приобретает актуальный характер.
Объект исследования: физкультурно-спортивная деятельность сотрудников торгового центра «Столица».
Предмет исследования: отношение работников ТРК «Столица» к занятиям физической культуры и спортом.
Цель исследования: выявить отношение работников к занятиям физической культуры и спортом.
Гипотеза исследования: предполагается, что физическая культура и спорт имеют существенную значимость в жизнедеятельности работников торгового центра.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявить основные мотивы у населения побуждающие к занятиям физической культурой и спортом.
2. Определить отношение сотрудников торгово-развлекательного комплекса «Столица» к занятиям физической культуры и спортом.
3. Выявить мотивы, побуждающие сотрудников к занятиям физической культурой и спортом.
4. Подвести итоги и разработать рекомендации по повышению мотивации к занятиям физической культурой сотрудников ТРК «Столица».
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Опрос путем анкетирования.
3. Математико-статистическая обработка полученных результатов.
Научная новизна исследования определяется в попытке выявления структуры мотивов, определяющих отношение к занятиям физической культурой и спортом среди различных групп профессий.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применимы в работе по пропаганде здорового образа жизни среди лиц, работающих в различных профессиональных сферах.
Глава I АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и виды мотивации в педагогике и психологии
Впервые термин «мотивация» был использован А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины». С тех пор этот термин стал широко использоваться для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и в то же время как система мотиваторов любой деятельности, изучается в различных аспектах в различных областях знаний: в физиологии, в целом, в возрасте, в педагогической психологии, в педагогике и другие отрасли.
Мотивация - это внутренний процесс, который происходит у человека, обусловленный его потребностями, которые стимулируют действия и достижения результата [51].
Термин «мотивация» в спортивной психологии используется в широком и узком смысле. В широком смысле это означает факторы и процессы, которые заставляют людей действовать или не действовать в разных ситуациях. В более узком смысле изучение мотивов включает в себя подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных проблем они действуют с различной интенсивностью и почему они продолжают работать или предпринимать действия в течение достаточно длительного периода [32].
В российской психологии исследуется мотивация, основанная на объекте - схеме исследования объектов как части концепции личности и деятельности, разработанной в работах С. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Общие методологические положения, касающиеся потребностей как основных источников мотивации, не оспариваются. Расхождения в определении мотивации обусловлены разным пониманием исследователем мотива, его места в процессе мотивационного отражения действительности и структуры мотивации. Чаще всего обсуждается проблема соотношения психических реальностей, определяемых как необходимость, мотив и объект (цель).
Мотивация - это многоуровневое явление с вертикальной и горизонтальной системой. Эта система имеет очень гибкую сложную иерархическую структуру [42]. Иерархическая структура может меняться под влиянием изменений во внешней среде или в самой личности. В зависимости от условий и характера деятельности причины могут следовать, конфликтовать или основываться друг на друге. В своей роли элемент системы, то есть конкретная причина, представляет собой предел разделения мотивационной системы для решения конкретных задач.
Любая деятельность мотивирована определенными причинами.
Мотив - это сложная психологическая тренировка, которая является основой (самооправданием) действия, поведения и, с энергетической стороны, стимула для достижения выбранной цели [53].
Полностью осознанная причина должна дать ответ, почему (осознание необходимости), для чего или ради чего (осознание цели) и почему таким образом (рассмотрение обстоятельств) человек планирует или уже удовлетворил свою потребность.
Потребность - это состояние нехватки чего-то, что организм пытается компенсировать; это внутреннее напряжение, которое направляет деятельность на получение того, что необходимо для нормального функционирования организма и человека в целом
[44].
Потребность является необходимым условием для любой деятельности, но сама потребность еще не может дать четкого направления. Нужно «найти» объект, способный его удовлетворить. Например, наличие эстетической потребности в человеке создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает, что именно человек будет делать, чтобы удовлетворить эту потребность. Вероятно, что он будет слушать музыку, или, возможно, он будет стремиться написать стихотворение, картину.
При анализе вопроса о том, почему индивид обычно находится в состоянии активности, возникновение потребностей рассматривается как источник активности, для которого эти действия выражаются, а затем проявление мотивов (как факторов, требующих определить направление деятельности или поведения). Потребность мотивирует к активности, а мотив - к целевой деятельности.
Самым широким из понятий «мотив», «мотивация» и «сфера мотивации» является последнее. Мотивационная сфера включает в себя эмоциональные и произвольные составляющие личности, опыт, потребность удовлетворять желания.
В общем психологическом контексте мотивационная сфера представляет собой сложное многофакторное явление, ряд движущих сил поведения, которые открываются для субъекта в форме интересов, целей, потребностей, побуждений и идеалов, которые, в свою очередь, непосредственно определяют деятельность человека [53].
С этого момента, мотивационная сфера понимается как ядро личности, с которой «связаны» ее характеристики, такие как ориентация, установки, ценностные ориентации, эмоции, требования, социальные ожидания, качества воли и другие социально-психологические характеристики. Под мотивационной областью личности понимается весь набор мотивационных образований, которыми обладает определенный человек: склонности (мотивы), потребности и цели, установки, модели поведения, интересы.
Мотивационная сфера личности имеет системную организацию. Именно взаимосвязь элементов и компонентов этой структуры обеспечивает ее целостность. Характеризует предмет, степень его эволюции. Мотивационная сфера представляет собой комплекс взаимодействующих мотивационных образований, упорядоченных по сложной и многомерной иерархической структуре. Его качество определяется двумя элементами (их природой, их свойствами, их количеством) и эволюционной структурой, то есть оно выражает определенные этапы развития процессов и представляет собой систему целостной самоорганизации; открытый, динамичный, определенный снаружи и изнутри.
Процесс преднамеренного формирования мотивационной сферы личности - это процесс формирования самой личности, ее интересов, привычек, установок, ориентации в целом [45]. Эта договоренность важна для нашей работы. Мотивационная сфера обладает таким свойством развития, как способность характеризовать качественное разнообразие включенных в нее мотивационных факторов.
С точки зрения уровня своего развития, мотивационная сфера имеет такие характеристики, как широта, гибкость и иерархия. Кроме того, уровень развития мотивационной сферы человека не может быть напрямую связан с количеством различных потребностей, склонностей и интересов, которые у него есть.
Мотивационная сфера как субструктура личности представляет собой не столько актуальные потребности и мотивации, сколько постоянные скрытые мотивационные образования: личностные ориентации, интересы, мотивационные установки, желания, то есть потенциальные причины [13].
Таким образом, мотивационная сфера сама по себе является скрытым образованием, в котором определенные шаблоны как временные функциональные образования появляются время от времени и постоянно заменяются. Это выражает характеристику мотивационной сферы, как ее ширина.
Гибкость мотивационной сферы представлена во многих отношениях, благодаря чему можно удовлетворить одну и ту же потребность человека, то есть количество возможных и реально существующих вариантов их удовлетворения. Гибкость описывает мобильность связей, которые существуют между различными уровнями организации мотивационной сферы: между потребностями и причинами, причинами и целями, потребностями и целями.
Анализ научной литературы показывает, что в современной психологии не существует единого подхода к определению таких понятий, как «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера личности». Это объясняется тем, что авторы придерживаются разных теоретических положений и используют эти понятия, наполняя их разным содержанием.
Тем не менее, все авторы придерживаются того же мнения, что мотивация объясняет цель, направленность и устойчивость деятельности, направленной на достижение конкретной цели.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей [13].
Внешняя мотивация - это наказание, поощрение и другие виды стимуляции, которые направляют или подавляют поведение человека [34].
Внешние мотиваторы, выступающие в качестве регуляторов поведения, считаются независимыми от внутреннего осознания личности своего поведения.
Основой внутренней мотивации являются факторы, проистекающие из внутреннего «Я» индивида, они не зависят от вознаграждений, кроме как от их собственной деятельности.
Люди участвуют в деятельности ради своего блага, а не ради внешнего вознаграждения. Такая деятельность является самоцелью, а не средством ее достижения.
Влияние внешней и внутренней мотивации на эффективность обучения происходит по-разному.
Внутренняя мотивация деятельности может длиться долго, так как нет зависимости от внешних воздействующих факторов. В свою очередь, деятельность, вызванная внешней мотивацией, прекращается, когда нет влияния внешних факторов.
При наличии внутренней мотивации человек получает удовольствие от работы, развивает интерес и повышает свою самооценку.
В процессе деятельности внешняя мотивация сопровождается возбуждением, эмоциональным напряжением и иногда желанием противостоять. Эмоциональное напряжение вызывает дезорганизацию урока, снижение внимания, ослабление контроля над ошибками, снижение общей производительности и ухудшение оперативной памяти.
Внутренняя мотивация человека характеризуется выбором более сложных задач по сравнению с внешней мотивацией деятельности и поведения людей, которые предпочитают действовать только для получения вознаграждения. Влияние внутренней мотивации оказывает положительное влияние на личность и ее когнитивные свойства, а также облегчает реализацию действий, требующих эвристического решения.
Результатом влияния внутренней мотивации является более легкое усвоение теоретического материала, успешное и эффективное обучение, а также повышение уважения и самооценки личности.
Под влиянием внешней мотивации наблюдается снижение скорости решения эвристических задач, однако задачи, требующие решения алгоритмическим методом, выполняются более эффективно. В то же время школьники предпочитают более простые задачи, чтобы получить положительную оценку.
В мотивационной сфере выделяются:
Мотивация для самореализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий из потребностей человека в наиболее полной реализации его потенциала, потребности в самореализации себя [55].
Мотивационная сфера личности - общая (интегральная) организация всех мотивирующих сил деятельности, лежащих в основе человеческого поведения, включает такие компоненты, как потребности, фактически мотивы, интересы, отношения, стереотипы, ценности и т. д. [48];
Мотивация к достижению - необходимость достижения результатов высоких спортивных результатов и удовлетворения всех других потребностей личности;
По своей направленности мотивы занятий делятся на процессуальные и результативные. Реализация процессуальных мотивов проявляется на занятиях по физическому воспитанию: потребность школьника в физической активности удовлетворяется, а сам он наслаждается самим процессом деятельности (фактор конкуренции, риск, азарт, сладость победы и т. п.). Это такая мотивация, на которую, прежде всего, что вы должны обратить внимание на уроках физкультуры [12].
Результативные мотивы нацелены на результат действия. Участвуя в занятиях физической культурой и спортом, школьники стремятся к результату, который соответствует их индивидуальным характеристикам. Достижение таких результатов возможно только при длительном и систематическом обучении. Мотивы этой группы могут быть направлены на [31]:
1) самосовершенствование (укрепление и поддержание здоровья, улучшение состава тела, коррекция фигуры, развитие физических и волевых качеств);
2) самовыражение и утверждение (готовность быть не хуже других, участие в спортивных мероприятиях и т. п.).
Следует отметить, что кроме процессуальных и результативных мотивов, имеют место быть иные подходы к классификации мотивов спортивной деятельности, которые, в свою очередь, представлены в таблице 1 [16].



Таблица 1 - Классификация мотивов спортивной деятельности
По
направленности на процесс или
результат деятельности По степени устойчивости По связи с целью спортивной деятельности По месту в системе «Другие Я» По
доминирующе й установке
Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.) Ситуативные мотивы
(кратковременные , проходящие) Смыслообразующие е (прямо связанные с целью) Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения ) Мотивация
достижения
успеха
(преобладание мотивов на успех, победу)
Результативные мотивы (ожидание награды и т.п.) Устойчивые
(долговременные,
часто
многолетние) Стимулы
(побуждающие к деятельности) Групповые (патриотизм, мотивы честной соревновательной борьбы) Мотивация
избегания
неудачи

Следует отметить (табл. 1), что неразвитая проблема мотивации, отсутствие единства и ясности в определении сущности этого явления оставили след в методологических подходах к изучению мотивов. Многие авторы пытались упростить различные мотивы занятия спортом, классифицировать их по разным критериям.
Повышение эффективности физического воспитания учеников младшего школьного возраста возможно в случае разработки четкого алгоритма их привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.







1.2. Проблемы отношения к занятиям физической культурой и спортом в научной литературе
Осознанная направленность личности на занятия физической культурой и спортом является одним из основополагающих элементов формирования физической культуры в современном обществе. Именно она определяет поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность личности раскрывается не в отдельных, случайных поступках человека, а в избранной, главной сфере деятельности [7].
Вопросам направленности личности посвящено значительное количество исследований, однако проблема формирования направленности личности учащейся молодежи продолжает оставаться актуальной. В современной ситуации важным становится переосмысление содержания, методов и приемов формирования направленности личности на основе личностно-деятельностного подхода, ставящего в центр педагогических исследований анализ субъективных факторов в понимании ценностей, идеалов, смысла в различных видах деятельности. Особую тревогу вызывает наблюдаемое в практике отсутствие у большинства студентов положительной направленности на занятия физической культурой и спортом [27].
Следует отметить, что занятия по физической культуре будут тем эффективнее, чем яснее население осознает цели физической культуры и личностную ценность таких занятий. Поэтому необходим поиск таких методов организации занятий по физической культуре, способов воздействия, которые наиболее действенно могли бы обеспечить формирование положительной направленности личности на занятия физической культурой.
Анализ результатов сформированности направленности личности учащихся разных возрастных групп показал, что к старшему школьному возрасту существенно снижается число учащихся, с положительной направленностью на занятия физической культурой (до 30 %), а в вузе данный результат только стабилизируется.
Применение только традиционных методов и способов воздействия, зачастую разрозненных между собой, слабо учитывающих индивидуально-типологические особенности учащихся, являются недостаточно перспективными.
Целесообразнее использовать такую целостную систему специфических форм организации занятий и способов воздействия, которые отвечают гуманистическому принципу «побуждать, а не понуждать» и, тем самым, усиливают интерес обучающихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог. Функция таких способов воздействия должна заключаться в обеспечении перестройки мотивационной сферы, адекватно принятой ими цели деятельности, в результате чего формируется положительная направленность на нее.
Динамику направленности личности в самом общем виде можно представить следующим образом: на базе различных элементарных потребностей у человека появляются влечения.
Осознавая, влечения переходят в желания. Удовлетворение влечений, желаний связанно с проявлением воли и эмоциональными процессами. Потребности вначале проявляются как эмоциональное состояние, затем это состояние, становясь устойчивым, осознается, обобщается, становится мотивом деятельности. Одновременно потребности становятся формой проявления направленности. Удовлетворение потребностей ведет к активизации деятельности.
Установлено, что отношение человека к любой деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, во многом базируется на потребностях, мотивах, интересах, целевых установках, убеждениях, ценностях, которые лежат в ее основе [23].
Потребности общества в физической культуре есть главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения человеческой личности.
Они имеют очень широкий спектр: это и потребность в движениях, и потребность в физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей и знакомых; в различных играх, развлечениях, отдыхе, в эмоциональной разрядке; в самоутверждении, в укреплении позиции своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте [1].
Знание является базой для формирования потребности. Благодаря информации о значении какого-либо рода деятельности для человека, образуется потребность в двигательной активности. Именно поэтому существует зависимость информированности населения о воздействии физических упражнений на организм, состояние здоровья, работоспособность и их мотивацией к физическим упражнениям.
В ходе занятий физическими упражнениями приобретаются теоретические знания, и практический опыт, который расширяет кругозор занимающегося в области физической культуры и потребности в ней. Арсенал таких потребностей разнообразен: это потребность в движениях и физических нагрузках, в общении и проведении времени среди единомышленников, в эмоционально- психологической разрядке, а также в познании и в физическом совершенствовании. Приобретение и осмысление знаний помогает создать не только потребность в занятиях, но и поддерживает населения на этапе самостоятельного применения средств физической культуры, создавая адекватную самооценку и самоконтроль.
Для того чтобы повысить мотивацию населения к регулярным самостоятельным занятиям физической активностью нужно предоставить достаточный объём информации о методах и средствах физической культуры. Повысить интерес к физическим упражнениям позволит показ социальной значимости физической культуры, как для общества в целом, так и для отдельной личности.
Создание мотивации к занятиям физическими упражнениями - это не одномоментный, а многошаговый процесс, включающий в себя элементарные гигиенические знания и навыки (в детском возрасте), а также глубокие психофизиологические знания теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
Мотивационно-ценностная ориентированность студента на положительное отношение к физической культуре в различных сферах жизнедеятельности отображает сформированную потребность в ней, систему знаний и убеждений, направленных на познавательную и практическую деятельность [3].
Восполнить дефицит двигательной активности населения, содействовать более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности помогут самостоятельные занятия. Учащиеся, занимающиеся самостоятельно физической культурой, должны опираться на помощь кафедры физического воспитания. Самостоятельные занятия могут быть спланированы при участии педагогов по физической культуре и медиков. Для роста образовательного уровня в области оздоровительной культуры необходимо привлекать населения к самостоятельным занятиям вне учебного процесса.
Для того чтобы улучшить физическое развитие населения, увеличить их двигательную активность были предложены занятия оздоровительным бегом. Это один из наиболее простых и доступных всем видов самостоятельных занятий физическими упражнениями. Занятия оздоровительным бегом рекомендуются как детям, так и лицам пожилого возраста. Воздействие оздоровительного бега на человеческий организм очень велико.


1.3. Условия и средства для формирования мотивации к занятиям физической культурой
Физкультурно-спортивная среда играет значительную роль в данном процессе, так как содействует улучшению качества жизни, долголетию, формированию мотивации к здоровому образу жизни через двигательную активность [4].
Большое количество населения имеет неудовлетворительную физическую подготовленность, отрицательное отношение к занятиям двигательной активностью. Также у них отсутствуют потребности к занятиям спортом, стремления и желания повысить физический статус, нет физкультурной грамотности [41].
Обычные люди недостаточно разбираются в целях и задачах физического образования, спорта, двигательной реабилитации. В связи с этим вопрос о том, как мотивировать регулярно заботиться о своем здоровье, заинтересовать их самостоятельно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни, становится крайне важным. Следует, с одной стороны, заложить базовые понятия физической культуры еще с ранних лет в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физическими упражнениями, с другой стороны необходимо улучшать двигательные качества и физическую подготовленность.
Чтобы сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой необходимо создать следующие психолого-педагогические условия:
1. Достижение максимального соответствия между структурой физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной среде и направленностью, содержательностью процесса профессионализации. Необходимо выявить взаимосвязь физического воспитания с профессиональной ориентацией сотрудника. Ориентировать на ценностное понимание занятий физическими упражнениями как одного из способов эффективного исполнения социальных и профессиональных обязанностей.
2. Для того чтобы удовлетворить потребности занимающихся физическими упражнениями требуется поощрение физической активности, в обычной жизни и свободное время; требуется поддержка практических мер с помощью социальных опросов, оценок и научных исследований [19]. Социальные опросы дадут возможность выявить причины, не позволяющие молодежи активно заниматься физическими упражнениями. Здесь учитываются социальный, мотивационный, половой, материальный, и временной аспекты. Именно эти направления создают полноценную физкультурно-спортивную среду [16].
Оздоровительный бег включил в себя эти аспекты, так как это один из более доступных видов упражнений, не требующий сложного обучения, инструментария и оборудования. Он представляет собой действенное средство укрепления здоровья — в нем доступны равномерные, просто регулируемые по интенсивности и объему тренировочные нагрузки. Недостаток двигательной активности, успешно восполняется благодаря самостоятельным занятиям физической культурой. Такие занятия способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.
Планирование самостоятельных занятий и подбор физических упражнений направлены на достижение единой цели - сохранения их здоровья, поддержания уровня физической и умственной работоспособности.
Потребность в двигательной активности есть база физиологических, социально-экономических и культурных ценностей. Реализация потребности в движении сделает возможным нормальный рост и жизнедеятельность организма занимающегося и будет содействовать привлечению его к регулярным занятиям физической культурой в быт и в производственной деятельности [2].
3. Для формирования мотивации, а также укрепления и сохранения здоровья необходимо применение различных форм спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной работы в рамках предприятия, где работает сотрудник.
Примеры таких форм: утренняя гигиеническая гимнастика, физические упражнения в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями во внерабочее время, занятия в оздоровительных группах, спортивных секциях и клубах, работа студенческих спортивно - оздоровительных лагерей, оздоровительный и спортивный туризм и прочее.
Многообразие форм физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий, условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов занимающихся всё это привлекает людей к физической культуре. Доступность данных мероприятий становится возможна за счёт подбора упражнений, элементов видов спорта или вида спорта в целом, дистанций определенной сложности, веса используемых снарядов, количества выполняемых упражнений.
Массовые физкультурно-спортивные мероприятия в зависимости от направленности делятся на агитационно-пропагандистские, учебно- тренировочные и спортивные соревнования.
Цель агитационно-пропагандистских мероприятий - привлечение населения к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение уровня их физкультурных знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований, конкурсов, и открытых соревнований, в которых могут принять участие все желающие.
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся с занимающимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их цель - повысить эффективность занятий, их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности населения.
К такому виду относятся соревнования по упрощенным правилам, подвижные игры, состязания на дорожке здоровья и др.
Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в соответствии с правилами соревнований. Их цель - достижение наивысших спортивных результатов. К участию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортивных секциях, а также лица при условии необходимой физической и технической подготовленности [24].
Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузах и на производстве.
4. Условием физкультурно-спортивной среды являются доступные общественные места и спортивная инфраструктура, создание равных возможностей для физически активного образа жизни, учитывая потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья [2]. Также необходимо формировать физкультурно-спортивную среду для различных социальных групп, учитывая половые особенности..
5. Применение психологических и педагогических воздействий и ситуаций, базирующихся на разумном педагогическом взаимодействии учащихся и педагога на теоретических и практических занятиях, научно- методических семинарах и конференциях, стимулирует населения переосмыслить прежнее мотивационное отношение к занятиям физической культурой [15]. Предлагается проведение таких мероприятий как:
Организация таких мероприятий, должна способствовать повышению мотивации к занятиям физической культурой. Увеличив арсенал знаний о физкультурно-оздоровительной деятельности, ее ценностного значения для личности и общества ожидается переключение мотивации с традиционной административной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности на её оздоровительные, воспитательные, образовательные и профессионально-развивающие возможности.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Исследование проходило в период с 2016 по 2021 год и включало три этапа.
1. На первом этапе в ходе научной работы были проанализированы имеющиеся литературные источники, которые касаются здоровья, поведения, отношение к физической культуре и спорту населения.
Данные, полученные из литературных источников, были использованы для анализа, обобщения и сравнения.
2. С целью определения уровня здоровья и поведения, а также с целью выявления отношения работников торгового центра к занятиям физической культуры и спортом нами был проведен анкетный опрос. Анкетный опрос был проведен в апреле 2016 года. Было опрошено 92 работников торгового центра «Столица», в возрасте от 18 до 52 лет. Все респонденты ответили на однотипные вопросы анкеты (приложение 1).
3. На третьем этапе (2021 год) проводилась обработка полученных в ходе исследования результатов и написание выпускной квалификационной работы.
Таким образом, комплекс использованных методов позволяет выявить отношение работников торгово-развлекательного комплекса «Столица» к физической культуре и спорту.








2.2 Методы исследования
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Опрос работников торгового центра «Столица» путем анкетирования, с целью выяснения их отношения к занятиям физической культурой.
Ранжирование опрашиваемых производилось последующим признакам: определялся пол, определялась профессиональная сфера, в которой работает собеседник (электроника, одежда и обувь, продукты питания, спорттовары).
В анкету входит 33 вопроса. В итоге проведенного анкетирования, результаты были сгруппированы по признакам, указанным выше. Произведена обработка первичных данных и результаты внесены в выпускную квалификационную работу.
3. Математико-статистическая обработка полученных результатов.
Полученные в ходе заочного анкетирования результаты сводились в табличные протокола и по ним рассчитывались средние групповые показатели.









Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе исследовательской работы нами был проведен анкетный опрос. В результате мы выявили у работников торгово-развлекательного комплекса «Столица» отношение к физической культуре и спорту.
С целью всестороннего рассмотрения проблемы были подвергнуты социологическому опросу четыре группы респондентов:
1) отделы торгового центра, торгующие электроникой;
2) одеждой и обувью;
3) продукты и питание;
4) спорттовары.
Такое распределение позволило узнать мнения по предлагаемым вопросам разных по полу и возрасту респондентов. Все группы респондентов ответили на однотипные вопросы (приложение 1).
Состояние здоровья ныне живущих и будущих поколений – это абсолютная и непреходящая ценность, находящаяся на самой высокой ступени иерархической лестницы жизненных ценностей общества. Здоровье влияет на все стороны жизни общества, передается от поколения к поколению, а также реализуется в конкретных условиях среды.
Известный способ исследования физического здоровья состоит в том, чтобы просто спросить респондента о том, как он оценивает свое собственное здоровье. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эти данные содержат вполне ценную информацию.
На вопрос – Как вы оцениваете свое здоровье? – работникам предлагалось выбрать один вариант ответе из трёх (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Как видно из таблицы 1, процент работников с хорошим здоровьем в отделах продукты и питание - 70,7%, потом, одежда и обувь – 67,9%, электроника – 63,5%, спорттовары – 58,1%.
Удовлетворительно себя чувствуют 4,3% опрошенных с отделов электроники, 4% - одежда и обувь, продукты и питание и спорттовары – 1,9% и 1,4% соответственно.
С отличным состоянием здоровья больше у торгующих спорттоварами. Показатели следующие: электроника – 32,2%, одежда и обувь – 28,1%, продукты и питание – 27,4%, а спорттовары – 40,5%.
Из приведённой таблицы видно, что в спорттоварах отлично и хорошо чувствуют себя большинство нежели в остальных группах.
Таблица 1 - Оценка своего здоровья у работников ТРК «Столица», (%)
Состояние здоровья Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
Отлично 32,2 28,1 27,4 40,5
Хорошо 63,5 67,9 70,7 58,1
Удовлетворительно 4,3 4 1,9 1,4

На вопрос – Занимаетесь ли вы закаливанием? – респондентам предлагалось выбрать один из двух (да, нет).
Таблица 2 - Закаливание у работников ТРК «Столица», (%)
Закаливание Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
да 6,6 2 - 16
нет 93,4 98 100 84

100% опрошенных сотрудников группы Продукты питания не закаливаются. 98% сотрудников группы Одежда и обувь тоже не закаливаются. 6,6% опрошенных сотрудников группы Спорттовары делают закаливаются.
На вопрос – Вы делаете по утрам зарядку? – на выбор были три варианта ответа (да, нет, иногда).

Таблица 3 - Зарядка по утрам у работников ТРК «Столица», (%)
Зарядка по утрам Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
да 12,7 8,8 4,9 27,1
нет 82,8 80,8 91,9 65,5
иногда 4,5 10,4 3,2 7,4

Регулярно делают зарядку 27,1% опрошенных сотрудников отдела спорттовары. 12,7% -электроники. Сотрудники отдела Одежда и обувь 8,8% делают зарядку регулярно. Меньше всего делают зарядку сотрудники отдела Продукты питания – 4,9%
На вопрос – Успеваете ли вы позавтракать? – предлагалось выбрать один вариант ответа из трех (да, нет, иногда).
Как показывает таблица 4,
Таблица 4 - Завтраки у работников ТРК «Столица», (%)
Завтрак Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
да 63,7 66,7 68,3 71,4
нет 10,8 14,7 16,7 8,7
иногда 25,5 18,6 15 19,9

Большинство опрошенных сотрудников успевают позавтракать дома.
На вопрос – Как вы считаете правильно ли питаетесь? – предоставлялось выбрать три варианта (да, нет, иногда).
Таблица 5 - Правильное питание у работников ТРК «Столица», (%)
Правильное питание Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
да 63,7 66,7 68,3 71,4
нет 10,8 14,7 16,7 8,7
иногда 25,5 18,6 15 19,9
Большинство сотрудников ТРК «Столица» считают, что питаются правильно.
Таблица 7 - Отношение к сигаретам у работников ТРК «Столица», (%)
Отношение к сигаретам Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
Негативное 32,2 49,4 43,2 76,8
Умеренное 3,5 10,1 11,4 4
Положительное 64,3 40,5 45,4 19,2

Курение. Большинство работников торгового центра имеют соблазн к курению табака. Им известно о той опасности для здоровья, которое оказывает сигарета и возникающих последствиях. Они знают
На вопрос – Отношение к сигаретам? – предлагалось выбрать один вариант из трех (негативное, умеренное, положительное).
Алкоголь.
Данные в таблице 8 представлены об отношении работников к алкоголю.
Таблица 8 - Отношение к алкоголю у работников ТРК «Столица», (%
Отношение к алкоголю Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
Негативное 71,1 72,1 65 86
Умеренное 5,2 6,4 24,5 8,5
Положительное 23,7 21,5 10,5 5,5

Среди опрошенных сотрудников торгового центра, отношение к алкоголю отличается от вида профессии опрошенных. В целом отрицательно относятся к алкоголю большинство анкетируемых. Однако 23,7% сотрудников отдела электроники, 21,5% отдела одежды и обуви, 10,5 продуктов питания, 5,5% отделов спортивных товаров положительно относятся к алкоголю.
Уровень физической активности работников. Среди показателей, характеризующих фактический уровень физической активности работников торгового центра, следует выделить в первую очередь частоту занятий физическими упражнениями и время, затраченное на занятия физической культурой и спортом, а также приобщенность работников к различным формам организации физкультурно-спортивной деятельности. Данные самооценки посещения занятий физическими упражнениями в школе и в свободное от работы время позволяют судить об общем уровне физической активности.
На вопрос – За последние 7 дней, вы занимались физически активной деятельностью, не менее 60 мин в день? – респондентам предлагалось выбрать один вариант из восьми (0дней - 7 дней).
Как видно из таблицы 9, пропорция групп респондентов, которые совсем не занимались физически активной деятельностью
Таблица 9 - Особенности частоты занятий физически активной деятельностью за последнюю неделю, (%)
0 дней 1 день 2 дня 3 дня 4 дня 5 дней 6 дней 7 дней
Электроника х
Одежда и обувь х
Продукты и питание х
Спорттовары х

Частота занятий физической культурой оставляет желать лучшего. Сотрудники отдела электроники в среднем всего один раз в неделю физически активны. Сотрудники отдела одежды и обуви позволяют себе два раза в неделю активную физическую деятельность.
Отдел продукты питания ни разу за прошедшую неделю не могли себе позволить физическую активность. В ходе беседы выяснилось, что большинство опрошенных этой группы, свободное время стараются посвятить сну, поскольку на работе физически очень устают.
Отдел спортивных товаров три раза в неделю посещает спортивный зал.
На вопрос – Как вы оцениваете свои двигательные способности? – работникам предлагалось выбрать один вариант ответа из пяти (превосходная, хорошая, удовлетворительная, плохая, очень плохая) по отношению к той или иной двигательной способности.
Как видно из таблицы 10, хорошей силу мышц считают
Таблица 10 - Особенности двигательных способностей у работников, (%)
Двигательные способности превосходная хорошая удовлетвори-тельная плохая очень плохая
Э О и О П и П С Э О и О П и П С Э О и О П и П С Э О и О П и П С Э О и О П и П С
Сила 51 44 42 45 49 47 41 55 5 17 4
Быстрота 55 55 47 60 28 45 43 40 17 10
Выносливость 28 36 40 45 39 47 47 40 25 10 13 15 3
Гибкость 25 27 22 40 45 44 41 60 30 28 37 4
Координация 34 39 30 45 40 46 50 55 12 15 20 3

Анализируя таблицу 10, можно сделать заключение о том, что процент сотрудников электроники имеющих плохую координационную подготовленность составляет 3% из числа опрошенных.
Наибольшее количество плохого уровня двигательных способностей обнаружено в отделе Одежды и обуви. Это связано с тем, что сотрудники относятся к более высоким возрастным группам.
В остальных группах, опрошенные относятся свой уровень двигательных способностей к превосходному или хорошему уровню.
Очень важно знать причины, побуждающие респондентов заниматься физическими упражнениями в свободное время.
На вопрос – Какие причины побуждают тебя заниматься физическими упражнениями в свободное время? – предлагалось выбрать один вариант ответа из трех (очень важно, важно, не важно) по отношению к той или иной причине.
Как видно из таблицы 11, очень важно заниматься физическими упражнениями, чтобы иметь красивую фигуру, выглядеть привлекательнее и укреплять свое здоровье. Показатели составили соответственно
Из табличных данных можно сделать заключение о том, что первая важная причина, которая побуждает работников торгового центра «Столица» заниматься физическими упражнениями, это укрепление своего здоровья.
Таблица 11 - Причины, побуждающие у работников ТРК «Столица» заниматься физическими упражнениями в свое свободное время, (%)
причины Очень важно Важно Не важно
Э О и О П и П С Э О и О П и П С Э О и О П и П С
Заниматься для развлечения 37,8 26,6 22,1 58 63,2 73,4 71,9 42
Быть способным к спорту 35,6 38,6 40 60 64,4 61,4 60 40
Побеждать 40 53,8 33,1 51 60 56,2 66,9 49
Находить новых друзей 72,2 44,4 50 35,2 26,8 55,6 50 64,8
Укрепить свое здоровье 43,3 59,6 54 85,2 56,7 41,4 46 14,8
Встречаться с друзьями 44,4 28,3 36,2 65,4 55,6 71,7 63,8 34,6
Иметь красивую фигуру 53,3 56,1 55,3 84,1 46,7 43,9 44,7 15,9
Выглядеть привлекательнее 32,2 55 54,2 88,3 67,8 45 44,8 11,7
Уметь управлять своим телом 16,7 41,7 36,1 45,2 83,3 58,3 63,9 44,8
Получать удовольствие 34,4 45,6 55 89 65,6 54,4 45 11
Контролировать свой вес 31,1 49,1 58 78,8 68,9 50,9 42 21,2
Это меня воодушевляет 16,7 24,5 24,2 65,7 83,3 75,5 34,3 16,7
Для работы 14,4 28,8 21,2 95,4 15,6 71,2 78,8 4,6
Быть как спортивная звезда 17,8 25,1 12,5 45,2 45 44,8 44 37 74,9 43,5
Среди причин, побуждающих к занятиям физическими упражнениями опрошенных сотрудников отдела электроники, к наиболее важным отнесли умение управлять своим телом и воодушевление, получаемое в ходе занятий.
В отделе одежды и обуви наиболее важными отметили укрепление здоровья и возможность иметь красивую фигуру.
В отделе продуктов питания, сотрудники к наиболее важным отнесли такие возможности, как контроль веса и получение удовольствия.
Группа спортивных товаров отличается явной профессиональной направленностью, при выборе преимуществ занятиями физическими упражнениями как для работы, выглядеть привлекательными и укрепление своего здоровья.
В целом следует отметить, что все опрошенные относят занятия физическими упражнениями как важные и очень важные.
Таблица 12 – Освоенность видов спорта, в %
Вид спорта Электроника Одежда и обувь Продукты и питание Спорттовары
Плавать 100 69 65 100
Кататься на велосипеде 100 70 100 100
Ходить на лыжах, бегать 100 100 84 100
Лазать 85 10 35 100
Не владею этими навыками

В таблице 12 мы видим, что в группе продавцов спортивных товаров, 100% сотрудников владеют всеми видами предложенных к опросу спорта.
Сотрудники группы электронных товаров в 15% случаев не умеют лазать.
69% сотрудников группы одежда и обувь умеют плавать. В группе продукты питания плавать умеют только 65% опрошенных.
Кататься на велосипеде в группе одежда и обувь умеют только 70% отпрошенных сотрудников.
Наиболее сложным для всех групп опрошенных является лазание.

Таблица 13 - Насколько перечисленные занятия в свободное время важны именно для вас?
Очень важно Важно Не важно Совсем не важно
Э О и О П и П С Э О и О П и П С Э О и О П и П С Э О и О П и П С
1. Физическая культура 32 29 34 82 68 36 39 18 35 48 27
2. Общение с друзьями 55 42 61 85 38 28,5 39 15 7 29,5
3. Загородные поездки 60 60 68 87 40 40 24 13 8
4. Общение с членами семьи 70 88 85 61 30 12 15 32 7
5. Чтение литературы 0 6 0 0 32 100 58 100
6. Просмотр развлекательных программ (по телевизору или на компьютере) 45 40,5 59 18 10 28 11 29 45 31,5 30 53
7. Прогулки на улице (велосипед, ролики, лыжи, и т.п.) 31,5 65 46 91 50,5 35 54 9 18
8. Хождение по магазинам 12 58 26 10 22 22 40 23 66 20 34 67
9. Театр, кинотеатр, музеи 12,4 18 12 21 23,5 10 28 79 64,1 72 60

В рейтинге важности выбранных занятий лидирует в группе электроников общение с членами семьи. 70% опрошенных посчитали это занятие наиболее важным.
В группе одежда и обувь наиболее важным занятием является, так же общение с членами семьи - 88%.
Группа выборки Продукты питания выбрала общение с членами семьи наиболее важным.
Работники отдела спортивных товаров выбрали в качестве наиболее важного Прогулки на улице – 91%.
К наименее интересным видам занятий для всей выборки, возможно отнести чтение книг и хождение по магазинам.
Следующий вопрос анкеты: Принимали ли вы участие в масштабных спортивных мероприятиях: кросс наций, лыжня России и т.п.? Ответы представлены в виде таблицы 14.
Таблица 14 – Принимали ли вы участие в масштабных спортивных мероприятиях: кросс наций, лыжня России и т.п.?
Группа Да Нет
Электроника 19 81
Одежда и обувь 100
Продукты и питание 100
Спорттовары 68 32

19 % сотрудников отдела Электроника принимали участие в каком-то из предложенных спортивных мероприятий.
Сотрудники групп Одежда и обувь и Продукты питания не принимали никогда в подобных соревнованиях.
Сотрудники отдела Спорттовары в 68% случаев принимали участие в тех или иных соревнованиях.
Далее представим ответы на следующий вопрос: Выполняли ли вы нормативы ГТО в Советское время или сейчас?
Таблица 15 –Выполняли ли вы нормативы ГТО в Советское время или сейчас?
Группа Да Нет
Электроника 8 92
Одежда и обувь 100
Продукты и питание 100
Спорттовары 21 79

Ответы на вопрос об участии в сдаче нормативов ГТО 21% группы спорттовары ранее или в настоящее время сдавали нормы ГТО.
8% отпрошенных из группы Электроника тоже сдавали нормы ГТО.
Остальная выборка никогда не сдавала нормы ГТО.
Следующий вопрос анкеты: Как вы считаете, хватает ли в городе спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом? Ответы представлены в виде таблицы 16.
Таблица 16 – Как вы считаете, хватает ли в городе спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом?
Группа Да Нет
Электроника 21 79
Одежда и обувь 10 90
Продукты и питание 14 86
Спорттовары 0 100

Большинство опрошенных респондентов считает, что спортивных сооружений в городе не хватает.
На вопрос: Если вы ответили «НЕТ», то каких спортивных сооружений на ваш взгляд не хватает? Большинство ответило «Не хватает бесплатных спортивных площадок». Уточняющий вопрос о видах спорта указал, что не хватает площадок для катания на роликах, велосипедах, игры в большой теннис.
На вопрос: Насколько хорошо у нас в городе дается информация о возможностях занятий физической культурой и спортом, на различных спортивных сооружениях и организациях? Большинство опрошенных ответило, что информированность оставляет желать лучшего.
Отвечая на вопрос, проводится ли в вашей организации физкультурно-спортивные мероприятия? Было выявлено что ни в одном из рассматриваемых организаций физкультурно-спортивные мероприятия не проводятся.
Руководство поощряет работников занимающихся физической культурой и спортом только в отделе Спорттовары. При том что поощрения носят не системный характер.
Таким образом, подводя итог исследованию, следует сказать, что среди опрошенных сотрудников различной профессиональной направленности, в целом наблюдается положительное отношение к физической культуре. Однако недостаточно развито понимание пользы от занятий физической культурой среди сотрудников отделов Одежда и обувь и продукты питания. В первом случае сотрудниками преимущественно являются женщины чей возраст 45 и выше, во втором случае высокий уровень физических нагрузок переносит на второй план рассмотрение занятий физическими упражнениями как восстановительными. Сотрудники данного отдела считают, что сон и малоподвижный режим более полезный в качестве восстановления.















ВЫВОДЫ
1. На основе анализа литературных источников выявлено что большинство исследователей указывают следующие мотивы побуждающие население заниматься ФК и С: это и потребность в движениях, и потребность в физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей и знакомых; в различных играх, развлечениях, отдыхе, в эмоциональной разрядке; в самоутверждении, в укреплении позиции своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте
Большое количество населения имеет неудовлетворительную физическую подготовленность, отрицательное отношение к занятиям двигательной активностью. Также у них отсутствуют потребности к занятиям спортом, стремления и желания повысить физический статус, нет физкультурной грамотности.
Формирование структуры мотивов, направленных на занятия физической культурой, позволят в значительной степени улучшить качество жизни, здоровье и самочувствие занимающихся.
2. Определено что большинство работников ТРК Столица положительно относится к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Однако недостаточно развито понимание пользы от занятий физической культурой среди сотрудников отделов Одежда и обувь и продукты питания. В первом случае сотрудниками преимущественно являются женщины чей возраст 45 и выше, во втором случае высокий уровень физических нагрузок переносит на второй план рассмотрение занятий физическими упражнениями как восстановительными. Сотрудники данного отдела считают, что сон и малоподвижный режим более полезный в качестве восстановления.
3. Выявлены основные мотивы побуждающие сотрудников к занятиям ФК и С: Среди причин, побуждающих к занятиям физическими упражнениями опрошенных сотрудников отдела электроники, к наиболее важным отнесли умение управлять своим телом и воодушевление, получаемое в ходе занятий.
В отделе одежды и обуви наиболее важными отметили укрепление здоровья и возможность иметь красивую фигуру.
В отделе продуктов питания, сотрудники к наиболее важным отнесли такие возможности, как контроль веса и получение удовольствия.
Группа спортивных товаров отличается явной профессиональной направленностью, при выборе преимуществ занятиями физическими упражнениями как для работы, выглядеть привлекательными и укрепление своего здоровья.



















ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие рекомендации:
1. Директорам и руководству в торговом центре рекомендуется поощрять работников занимающихся физической культурой и спортом, а также проводить физкультурно-массовые мероприятия, как и внутри отделов, так и между отделами торгового центра.
2. Руководству отделов и администрации торгово-развлекательного комплекса «Столица» проводить и увеличить количество проводимых соревнований по различным видам спорта, с целью повышения интереса и желания работников.
3. Самим работникам необходимо обратить внимание на свой режим жизни, который бы включал не только трудовые нагрузки, развлечения, отдых и сон, их последовательность и распределение на протяжении суток, но и регулярные занятия физической культурой и спортом. Рекомендуется больше времени проводить на свежем воздухе, соблюдать режим дня, исключить вредные привычки, заботиться о своем здоровье и повысить двигательную активность, с помощью занятий физической культурой и спортом.
4. Руководителям отделов, а также администрации торгового центра рекомендуется проведение широкой организационно-пропагандистской кампании здорового стиля жизни, в которой больше уделять внимание занятиям физической культуры и спортом, здоровому образу жизни, содержащие практические рекомендации и советы для самостоятельных занятий.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуализация стратегических направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года / С. Е. Бакулев, В. А. Таймазов, С. М. Ашкинази, А. Н. Кочергин, В. В. Рябчиков // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 2. - С. 3-5.
2. Акчурин Б. Г. Введение в валеологию. Уфа: АН РБ; Гилем, 2012. 408 с.
3. Акчурин Б.Г Социобиотический потенциал физической культуры и спорта в системе общественных отношений. .//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-4 (62). С. 13-15.
4. Ахиев, А. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ахиев А. В. - Барнаул, 1996. - 19 с.
5. Бобровский В. В. Государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта (1991-2000 годы): дисс. … к.и.н. Астрахань, 2005. 217 с.
6. Виноградов, П.А. Социологический мониторинг руководителей органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта / П.А. Виноградов // Теория и практика физической культуры – 2006. – №7. – С.13-14.
7. Гилазиева, С.Р. Показатели сформированности профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения / С.Р.Гилазиева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – выпуск 2(138), февраль – С. 38-43.
8. Гаврюшкин А.Н. Формирование мотивации к занятиям физической подготовки у молодежи // E-Scio. - 2019. - №6 (33). - С. 1-4.
9. Гаппаров М.М., Первова Ю.В. Влияние структуры питания и окружающей среды на неспецифическую резистентность организма детей и их физическое развитие // Вопросы питания. - 2005. - №1. – С.33-36.
10. ГТО: История комплекса и современные подходы к его развитию/Тиханова Е.И.//История и перспективы развития транспорта на севере России. 2014. № 1. С. 218-222.
11. Дубышева Л.И. Социология физической культуры [Текст] / Л.И. Дубышева // Академкнига, 2004. – С. 54–57.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 508 с.
13. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] / В.И. Ильинич // Гардарики. – 2007. – С. 14–16.
14. Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. [Электронный документ] http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (дата обращения: 24.03.2021).
15. Лотоненко А.В. Потребность в физической культуре как области деятельности. / А.В. Лотоненко Теория и практика физической культуры – 2002. – № 5. С. 23-26.
16. Лутковская О.Ю., Зимницкая Р.Э. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей школьного возраста на основе фитнес-систем // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - №2. - С. 23-26.
17. Мархотка, Т. П. Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой в соответствии с требованиями ФГОС / Т. П. Мархотка. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 39-40.
18. Матвеев С. С. Изменение социобиотического потенциала населения в условиях современного российского общества: дисс. … к. соц. н. Уфа, 2007. 149 с.
19. Основные тенденции формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта/Степанова Г.А.//Научный медицинский вестник Югры. 2012. № 1-2 (1-2). С. 257-261.
20. Пономарчук, В.А., Молчанов С.В. и др. Человек в мире физической культуры и спорта / В.А Пономарчук О-во «Знание» РСФСР, 1987.
21. Прозуменщиков М. Ю. Большой спорт и большая политика. М., 2004. 464 с.
22. Ревенко Е.М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности учащихся 10 – 11-х классов. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 41 -46.
23. Роль и значение физической культуры и спорта в экономике/Мансурова Г.И., Мансуров А.П.//Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2015. № 4 (72). С. 59-61.
24. Роль физической культуры и спорта в формировании здоровья населения: социологический анализ/ Хамидуллин Р.Ф.//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1 (38). С. 208-210
25. Саракаева С.А., Сокаев Х.М. Основные направления повышения у подростков устойчивой мотивации к здоровому образу жизни // БГЖ. 2018. №2 (23). - С. 317-320.
26. Селихова Е.Г., Алексанянц Г.Д. Особенности мотивации детей 7-10 лет к физкультурной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - №1. С. 15-23
27. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне!»//Тагильцева Ю.Р.//Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 96-99.
28. Слепченко, А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский. // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 388-390.
29. Социальный потенциал комплекса ГТО в формировании физически активного населения//Платонова Р.И., Колодезникова С.И., Халыев С.Д.//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 169-171.
30. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности/Горфти Е.А., Великанова Е.В.//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 118-121.
31. Сысоева Е.Ю. Мотивация к занятиям физической культурой посредством подготовки к сдаче нормативов ГТО // Ученые записки университета Лесгафта. - 2020. - №4 (182). - С. 428-433.
32. Титлов А.Ю., Рябченко А.О. Мотивация студентов к сдаче норм комплекса ГТО на основе занятий по физической культуре. // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 7. – С. 21 -26.
33. Уколов, А. В. Формирование спортивной мотивации у младших школьников / А. В. Уколов. // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 320-323.
34. Храмов В.В. Мотивация учебной деятельности в условиях информатизации образовательного процесса по физической культуре. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 6. – С. 31 -33.
35. Чельдиев З.Р., Дзапаров В.Х. Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства // Балканско научно обозрение. - 2019. - №3 (5). - С. 1-3.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Институт Физической Культуры и Спорта проводит исследование, с целью выявления отношения работников ТРК «Столица» к занятиям физической культурой и спортом
Предлагаем вам принять участие в анкетировании и заранее благодарим за помощь в проведении нашего исследования. Опрос анонимен, свою фамилию в анкете указывать не надо. Нам важно исключительно ваше мнение! При ответе на вопрос, вам нужно заполнить кружок или вписать ответ на строчке:
1. Ваш пол: ⃝ муж. ⃝ жен.

2. Ваш возраст________ семейное положение_____________

3. Где и кем вы работаете___________________________________________________

4. Отношение к алкоголю?
⃝ негативное ⃝ умеренное ⃝ положительное

5. Отношение к сигаретам?
⃝ негативное ⃝ умеренное ⃝ положительное

6. Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь?
⃝ да ⃝ нет ⃝ иногда

7. Успеваете ли вы позавтракать?
⃝ да ⃝ нет ⃝ иногда

8. Едите ли вы перед сном?
⃝ да ⃝ никогда ⃝ иногда

9. Как вы оцениваете состояние вашего здоровья?
⃝ отлично ⃝ хорошо ⃝ удовлетворительно

10. Занимаетесь ли вы закаливанием?
⃝ да ⃝ нет

11. Вы делаете по утрам зарядку?
⃝ да ⃝ нет ⃝ иногда
12. Как вы оцениваете свои двигательные способности?
Пожалуйста, отметьте один кружок на каждой строчке.
Превосходная Хорошая Средняя Плохая Очень плохая
1. Сила мышц ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
2. Быстрота реакции ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
3. Выносливость ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
организма
4. Гибкость тела ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
5. Координация ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
движений
13. Знаете ли вы где можно заниматься физической культурой и спортом у нас в городе?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

14. Какими видами спорта, физических упражнений вы занимаетесь в свободное время? Пожалуйста, укажите в первую очередь тот вид спорта, которым вы занимаетесь регулярно, и каким видом спорта вы больше всего хотели бы заниматься
Занимаюсь регулярно Хотел бы заниматься
1 __________________________ 1 __________________________
2 __________________________ 2 __________________________
3 __________________________ 3 __________________________
4 ⃝ Физическими упражнениями 4 ⃝ Желания заниматься физическими
не занимаюсь упражнениями не имею

15. Посещаете ли вы секции, спортзалы, фитнес-клубы? Если нет, что мешает?
⃝ да ⃝ нет__________________________________________



16. За последние 7 дней, вы занимались физически активной деятельностью не менее 60 мин в день?
Учитывайте общее время всех видов активности и все дни недели.
⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
0 дней 1 2 3 4 5 6 7 дней

17. Здесь приведен перечень причин, по которым люди занимаются физическими упражнениями в свое свободное время. По каждому утверждению, пожалуйста, ответьте, насколько это важно именно для вас.
Пожалуйста, отметьте один кружок на каждой строчке.
Очень важно Важно Не важно
1. Заниматься для развлечения ⃝ ⃝ ⃝
2. Быть способным к спорту ⃝ ⃝ ⃝
3. Побеждать ⃝ ⃝ ⃝
4. Находить новых друзей ⃝ ⃝ ⃝
5. Укрепить свое здоровье ⃝ ⃝ ⃝
6. Встречаться с друзьями ⃝ ⃝ ⃝
7. Иметь красивую фигуру ⃝ ⃝ ⃝
8. Выглядеть привлекательнее ⃝ ⃝ ⃝
9. Уметь управлять своим телом ⃝ ⃝ ⃝
10. Получать удовольствие ⃝ ⃝ ⃝
11. Контролировать свой вес ⃝ ⃝ ⃝
12. Это меня воодушевляет ⃝ ⃝ ⃝
13. Для работы ⃝ ⃝ ⃝
14. Быть как спортивная звезда ⃝ ⃝ ⃝

18. Умеете ли вы?
⃝ Плавать ⃝ Кататься на велосипеде
⃝ Ходить на лыжах ⃝ Бегать
⃝ Лазать ⃝ Не владею указанными навыками


19. Насколько перечисленные занятия в свободное время важны именно для вас?
Пожалуйста, отметьте один кружок на каждой строчке.
Очень важно Важно Не знаю Не важно Совсем не важно
1. Физическая культура ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
2. Общение с друзьями ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
3. Загородные поездки ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
4. Общение с членами семьи ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
5. Чтение литературы ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
6. Просмотр развлекательных программ (по телевизору или на компьютере) ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
7. Прогулки на улице (велосипед, ролики, лыжи, и т.п.) ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
8. Хождение по магазинам ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝
9. Театр, кинотеатр, музеи ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝

20. Принимали ли вы участие в масштабных спортивных мероприятиях: кросс наций, лыжня России и т.п.? Если «ДА», то в каких?
⃝ да ________________________________ ⃝ нет

21. В каком виде спорта принимали участие последний раз?
________________________________________________________
22. Имеются ли у вас награды за спортивные успехи?
⃝ есть ⃝ много ⃝ нет

23. Ходите ли на спортивные мероприятия? Если, «ДА» - на какие?
⃝ да___________________________________________
⃝ нет

24. Выполняли ли вы нормативы ГТО в Советское время или сейчас?
⃝ да ⃝ нет

25. По вашему мнению, как влияют занятия физической культурой и спортом на демографическую ситуацию?
⃝ положительно ⃝ отрицательно ⃝ затрудняюсь ответить

26. Как вы считаете, хватает ли в городе спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом?
⃝ да ⃝ нет ⃝ затрудняюсь ответить
27. Если вы ответили «НЕТ», то каких спортивных сооружений на ваш взгляд не хватает?


28. Насколько хорошо у нас в городе дается информация о возможностях занятий физической культурой и спортом, на различных спортивных сооружениях и организациях?
0 ⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4 ⃝ 5 ⃝


29. Достаточно хорошо в нашем городе ведется пропаганда физической культурой и спортом:
1) в печати СМИ ⃝ да ⃝ нет
2) по TV ⃝ да ⃝ нет
3) по интернету ⃝ да ⃝ нет
4) по радио ⃝ да ⃝ нет

30. Проводится ли в вашей организации физкультурно-спортивные мероприятия?
⃝ да ⃝ нет

31. Поощряет ли руководство работников занимающихся физической культурой и спортом?
⃝ да ⃝ нет




Спасибо за сотрудничество и ответы!





Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.