• Категория: Гостиничное дело
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2015
  • Оригинальность: 80 %

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Анализ рынка туристских услуг 5
1.1 Анализ рынка туристских услуг России 5
1.2 Анализ рынка туристских услуг Санкт-Петербурга 16
Глава 2. Теоретические основы развития сферы услуг в условиях рыночной экономики 22
2.1. Развитие и регулирование сферы услуг в современной экономике 22
2.2. Принципы формирования информационно-аналитической поддержки управленческих решений в мониторинге рынка туристских услуг 34
Глава 3. Организационно-методический механизм формирования системы мониторинга рынка туристских услуг 40
3.1. Методы сбора и анализа информации в системе мониторинга рынка услуг 40
3.2. Мониторинг - инструмент управления развитием рынка туристских услуг в территориально-локализованной системе 49
3.3 Методика построения и организации мониторинговой системы сферы туризма 56
Заключение 71
Список литературных источников 76
Приложения 79


Введение
Актуальность разработки теоретических и методических основ мониторинга социально-экономических процессов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях обусловлена потребностями модернизации системы государственного стратегического планирования, а также практической значимостью своевременной оценки и предотвращения кризисных явлений на всех уровнях экономики.
Работа по мониторингу социально-экономического развития в регионах с целью достижения целевых показателей ведется на государственном уровне. С целью повышения ее результативности, концентрации информационно-технологических ресурсов, обеспечения широкого привлечения профессиональных сообществ к оценке оперативных данных мониторинга и выработке прогнозов в субъектах РФ создаются ситуационные центры, взаимодействие которых в перспективе обеспечит создание единой распределенной системы региональных ситуационных центров.
Необходимость решения методических вопросов по организации и ведению мониторинга экономических процессов в индустрии гостеприимства, обоснование возможностей и условий использования результатов мониторинга в практической работе определяет актуальность и своевременность настоящего научного проекта.
Индустрия туризма является одной из ведущих отраслей сферы услуг. Доходы от международного туризма уступают только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автотранспорта. По данным ВТО на долю международного туризма приходится 8% общего объёма мирового экспорта и 30-35% торговли мировыми услугами.
Туризм, как составляющая сферы услуг, имеет свою специфику, типологию и функции, которые позволяют определить его как специфическую сферу общественного воспроизводства. Туристская услуга носит комплексный характер, который определяется как территориальными особенностями удовлетворения потребностей в туризме (отдыхе, путешествии, целевой поездке), так и механизмами формирования спроса и предложения на туристский продукт в регионе.
Развитие сферы услуг и ее влияние на экономику в целом во взаимодействии с другими секторами экономики, а также в ее воздействии на качество жизни населения страны, экономических районов и областей характеризуется целостной системой показателей, которые используются статистической наукой для осуществления широкого спектра международных сопоставлений в данной сфере: показателей производства, финансовых результатов, числа предприятий, используемых в них фондов, численности работников, удовлетворения потребностей населения и общества в услугах. В связи с этим возникает потребность в развитии действенных инструментов управления развитием сферы услуг.
Процессы разработки механизмов и моделей управления сферой туризма требуют развития технологий управления, корреспондирующих с главной целью развития территории. Для управления в этом контексте важным является развитие мониторинговой компоненты, предусматривающей выработку необходимых решений, направленных на придание экономическим процессам позитивной динамики.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению содержания и особенностей управления экономикой туризма, важные аспекты формирования и методического обеспечения системы управления туризмом требуют дополнительного изучения.
Остаётся недостаточно изученным в теоретическом и методическом аспектах значение мониторингового воздействия на элементы туристской сферы.
Цель настоящей работы: Определение особенностей мониторинга экономических процессов в индустрии гостеприимства.
Задачи исследования:
- исследовать методологические основы управления процессами развития и регулирования сферы услуг в условиях рыночной экономики и на этой основе определить особенности и факторы развития туристских услуг в системе социально-экономического развития территории;
- определить сущность и принципы формирования информационно- аналитической поддержки управленческих решений в процессах регулирования рынка туристских услуг;
- разработать комплекс организационно-методического обеспечения процесса формирования территориальной системы мониторинга туристских услуг.
Объект исследования - процесс развития сферы туристских услуг.
Предмет исследования - Мониторинг экономических процессов в индустрии гостеприимства
Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные труды и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области экономических, организационных и социальных проблем развития туризма и управления данной сферой. Методологическая база исследования представлена диалектическим, системным и ситуационным подходами.

Заключение
Исследование процессов разработки механизмов и моделей управления сферой туризма в муниципальном образовании позволили сформулировать следующую совокупность выводов.
1. Под услугой предлагается понимать вид производственной деятельности по созданию материальных и не материальных ценностей, органично интегрированный в общественное воспроизводство. Воспроизводство услуг представляет собой сложный многокомпонентный процесс, протекающий в природно-биологической, технологической, экономической и социальной сферах. Исследования взаимосвязей процесса воспроизводства услуг с факторами внутренней и внешней среды требуют применения инструментария системного и ситуационного подходов, эконометрических методов, корреляционно-регрессионного анализа, а также методов исследования рынка.
2. Исследования качества процесса воспроизводства услуг связаны с проблемами идентификации всех его составляющих с определением комплексного показателя качества, в структуру которого входят ключевые детерминанты: степень доступности, репутация компании, знания, надежность, компетенция персонала, уровень коммуникации, реакция сотрудников. Важным является не только оперативное определение показателей эффективности управления производством услуг в рыночном процессе и их измерение, но и организация действенной системы мониторинга, позволяющей производить их сопоставление с целями развития территории, формирующимися трендами, показателями функционирования рынка и прогнозами. Это поможет наращиванию базы данных в качестве инструмента для совершенствования взаимодействия с потребителями с целью их удержания и реализации стратегии развития сферы услуг в муниципальном образовании.
3. Услуги локализуются и специализируются на удовлетворении социально-экономических потребностей населения непосредственно на муниципальном уровне и являются одним из основных источников средств, поступающих в муниципальный бюджет и обеспечивающих воспроизводство социальной инфраструктуры. Следовательно, наиболее целесообразно начать формирование системы мониторинга процесса воспроизводства услуг именно на муниципальном уровне. На муниципальном уровне данная система должна иметь простую структуру, способную работать при реализации функционирования отдельных блоков с возможностью постепенного усложнения и расширения. Одной из ее функций станет передача обобщенной информации на верхний (региональный) уровень управления.
4. С точки зрения экономической целесообразности при построении мониторинга наиболее важен принцип целенаправленности, т.е. определение конкретного круга экономических индикаторов, полно, но без избыточности описывающих сложившееся состояние объекта исследования и факторов, обусловливающих его развитие. Необходимо отсечь лишнюю информацию, сбор и обработка которой экономически нецелесообразна. Для выявления состава индикаторов необходимо воспользоваться принципом системности изучения объекта исследования на основе выявления существенных связей между системными элементами.
5. Старая система административного управления основывалась на технократическом подходе, основанием которого была государственная система управления народным хозяйством, а информационной основой - государственная статистика. В качестве цели прогнозирования и планирования использовалось достижение нормативов рационального потребления конкретного вида услуг.
После приватизации и перехода к рыночным методам управления данная система действует лишь частично для услуг, являющихся общественными благами и финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов (медицина, образование, культура).
Информационную основу современных систем управления должна составлять достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества с позиции комплексной оценки результатов социально-экономического развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций развития. Существующие системы информационной поддержки, ядром которых служат данные государственной статистики, настроены на дореформенную экономику, они во многих случаях бессильны в вопросах оценки новых процессов, происходящих в обществе.
6. Система мониторинга, как носитель научно- технической, рыночной и аналитической информации, мотивирует принятие решений муниципальными образованиями по эффективному функционированию предприятий сферы туристских услуг, оказывает им содействие в аналитических исследованиях процессов деятельности, разработке стратегических вариантов развития, инновационных проектов, позволяющих повышать объемы, и сбыт услуг, а также улучшать условия жизни населения.
Основные принципы её формирования формулируются следующим образом:
- развитие системы как единой муниципальной структуры и обеспечение её поддержки со стороны всего региона;
- организация совместного финансирования системы за счёт средств регионального и местного бюджетов, отраслевых союзов и ассоциаций;
- максимальная ориентация её деятельности на запросы субъектов туристских услуг;
- открытость системы и её взаимодействие со всей инфраструктурой комплекса услуг;
- создание единого нормативно - правового, аналитического и инновационного пространства для всей системы;
- постоянное обновление и расширение информационных ресурсов;
- гибкость в работе службы и способность адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям;
- привлечение к информационной и аналитической деятельности работников научных, образовательных и других организаций сферы туристских услуг;
высокий профессионализм работников и повышение их заинтересованности и ответственности за оперативность и качество предоставляемой информации и её аналитической интерпретации.
7. К основным функциям региональной системы мониторинга следует отнести:
- организационно- методическое руководство деятельностью районных систем мониторинга;
- доведение баз данных и прикладных аналитических программ до районных структур и производителей туристских услуг;
разработка рекомендаций по повышению эффективности туристических услуг с учётом территориальных особенностей и изменений внешней среды;
- осуществление взаимосвязи со всеми субъектами туристической деятельности региона;
- издание информационных бюллетеней и листков;
- участие в разработке и реализации региональных программ устойчивого развития туристическо - рекреационных территорий;
- формирование заказов на проведение прикладных научных исследований по проблемам, возникающим в ходе оказания туристических услуг.
На муниципальном уровне система мониторинга представляется муниципальными центрами мониторинга, которые являются структурными подразделениями региональной системы мониторинга.
8. Основные функции муниципальных центров мониторинга:
- организация мониторинга развития субъектов муниципальных туристических услуг, потребностей производителей тур. услуг;
- доведение до производителей тур. услуг данных ценового мониторинга и предоставление им маркетинговых услуг;
консультирование муниципальных структур управления и производителей тур. услуг по вопросам планирования и организации услуг;
содействие инновационно - инвестиционной деятельности муниципальных субъектов тур. услуг;
- участие в реализации социальных, экономических и экологических программ района.


Список литературных источников
1. Воронцова М.Г. Менеджмент в туризме: Организационные аспекты. Диссертация на соиск. уч. степени кандидата экономич. наук. СПб.
2. Гидбут A.B., Кистанов В.В. Экономическая география и регионалистика. Учебное пособие. МГИ им. Е. Дашковой. //М., 2000.
3. Гончарова A.C. Экономическая стратегия деятельности туристской фирмы. Диссертация на соиск. уч. степени кандидата экономич. наук. / СПб. ун-т экономики и финансов, 2007.
4. Гришин В. И. Оперативный мониторинг социально- экономического развития России и субъектов РФ: структурно- логические схемы и информационное обеспечение / В. И. Гришин, А. В. Шишкин, Е. В. Зарова. - Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012.
5. Гришин В. И., Абдикеев Н. М., Колмаков И. Б., Вороно¬ва Т. А., Турлак В. А., Филиппов Д. И. Система расчета прогнозных показателей макроэкономики России // Финансовая аналитика. Про¬блемы и решения. Научно-практический и информационно- аналитический сборник. - 2010. - № 13 (37). - М. : Финансы и кре¬дит.
6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие.- М.: Нолидж, 2012.
7. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие.- М.: Нолидж, 2012 - 231 с.
8. Журкин И. Г., Шайтура С. В. Геоинформационные систе¬мы. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009.
9. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм. / Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству. — М. 2008.- 224с.
10. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме,- М.: ТОО «Луч»: Предприятие «Семигор»,2004.- 222с.
11. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Теория и практика маркетинга. / Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству. — М. 2012.-135с.
12. Кобяк М.В. Международный туризм в экономике Зап. Европы // Бюлл. иностр. коммерческой информации.-2008.- №35.-с.1, 4-5,16.
13. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2012.
14. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.
15. Программа развития ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеха¬нова» на 2012/2013 учебный год. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012.
16. Проект Федерального закона «О государственном стратеги¬ческом планировании» - URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=100202.
17. Развитие российских регионов: новые теоретические и ме-тодологические подходы / Институт проблем региональной эконо¬мики РАН; отв. ред. Е. Б. Костяновская. - СПб. : Наука, 2012.
18. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Со-временный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2012.
19. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. РИА Рейтинг. - URL: http://vid1.rian.ru/ ig/ratmgs/ratmg_regions_2012.pdf.
20. Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятель¬ности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь¬ных вложений».
21. Чеченов Ю. Проблемы правового регулирования туристской деятельности. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - №11 .- 2008.- с.ЗО.
22. Шеремет А.Д, Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. - М.: Юни-Глоб, 2002.- 75 с.
23. Широкова Г.В. Применение информационных технологий в индустрии туризма: Автореферат / СП6.ун-т.- СПб, 2008.- 22 с.
24. Щербина О.А., Сараев А.Д. Системный анализ и современные информационные технологии. Труды Крымской академии наук. - Симферополь, СОНАТ, 2012.



Приложения


Приложение 1 - Характеристика элементов блок-схемы процесса управления мониторингом сферы услуг
Элемент Характеристика входа Задачи Характеристика выхода
1. Информационный блок 1. Данные госстатистики.
2. Данные бухгалтерской и оперативной отчетности субъектов сферы тур. услуг.
3. Данные других организаций и специальных исследований. 1. Сбор и хранение информации всех видов.
2. Переработка информации и приведение её к виду, пригодному для последующего аналитического анализа.
3. Передача информации и подготовка справочных данных для комплексного анализа. 1. Система данных для аналитического анализа.
2. Данные для комплексного анализа по отдельным заявкам.
3. Текущая информация об изменении параметров внешней среды.
2. Аналитический блок 1. Система данных для аналитического анализа.
2. Данные комплексного анализа. 1. Выбор методов аналитического анализа.
2. Расчет прогнозных характеристик.
3. Расчет вариантов развития сферы тур. услуг при изменении факторов, входящих в морфологическую модель кризисной ситуации.
4. Представление вариантов развития сферы тур. услуг в условиях кризисных ситуаций. 1. Прогнозные значения факторов внешней среды.
2. Значения целевой функции сферы тур. услуг в условиях неопределенности развития ситуации.
3. Варианты траекторий развития сферы тур. услуг.
3. Блок комплексного анализа 1. Прогнозы изменения факторов внешней среды.
2. Текущая информация о факторах внутренней и внешней среды сферы тур. услуг в МО.
3. Варианты развития сферы тур. услуг, полученные на аналитической основе. 1. Анализ прогнозных значений факторов внешней среды.
2. Анализ текущей информации.
3. Экспертный анализ аналитических вариантов развития сферы тур. услуг в МО.
4. Разработка мероприятий, предложений, комплекса решений по предупреждению кризисного развития. 1. Комплекс мероприятий и решений по предупреждению развития кризисной ситуации.
2. Экспертные оценки аналитических вариантов развития сферы тур. услуг.
4. Блок разработки
формализованных
решений 1. Комплекс мероприятий и решений по развитию сферы тур. услуг в МО.
2. Экспертные оценки вариантов развития сферы тур. услуг. 1. Выбор вариантов развития сферы тур. услуг.
2. Принятие решений по предупреждению развития кризисной ситуации в сфере тур. услуг. 1. Комплекс решений по развитию сферы тур. услуг.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.