• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 46 %

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.1. Теоретические основы аренды государственного имущества 5
1.2. Нормативно-правовые основы аренды государственного имущества 10
1.3. Зарубежный опыт аренды государственного имущества 24
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 32
2.1. Характеристика деятельности Министерства государственного имущества Республики Марий Эл 32
2.2. Оценка эффективности аренды государственного имущества Республики Марий Эл 42
2.3. Проблемы в области аренды государственного имущества Республики Марий Эл 61
2.4. Проект модели эффективного управления арендой госимущества РМЭ 67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития, в условиях возрастающей роли регионов и муниципальных образований в социально-экономическом развитии территории, на региональные и местные органы власти возлагается дополнительная ответственность за эффективное использование своей собственности. Государство и муниципалитеты, сохранив значительную собственность и еще большую социальную нагрузку, обязаны поддерживать воспроизводственный процесс, мобилизовав все внутренние источники. К таким источникам получения устойчивых доходов для обеспечения воспроизводственного процесса относятся и арендные отношения, разграничивающие права владения, управления, права собственности и хозяйствования. Это и определяет актуальность темы.
С экономической точки зрения, аренда представляет форму реализации отношений собственности, адекватной рыночным отношениями. При этом происходит разграничение в классическом случае, в процессе собственности на объекты собственности, принадлежащие арендодателю, и на объекты хозяйствования, принадлежащие арендатору. Это разграничение по субъектам присвоения и определяет их трудовую мотивацию.
Практическая реализация потенциальных возможностей аренды объектов государственной и муниципальной собственности, повышение экономической эффективности такой аренды, измеряемой поступлением денежных средств в бюджет, требуют совершенствования управления арендными процессами, в том числе возникающими в ходе аренды отношениями между арендаторами и арендодателями. Для этого необходимо повсеместно использовать в управлении арендой научные методы и подходы, анализировать накопленный, пока еще небогатый опыт.
Объект исследования – процессы, формы и модели управления государственным имуществом.
Предмет исследования - арендные отношения, возникающие в процессе управления государственным имуществом Республики Марий Эл.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является разработка теоретических и практических мер по совершенствованию механизма аренды собственности Республики Марий Эл в целях повышения эффективности управления государственной собственностью. В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать понятие аренды государственного муниципального имущества, выявить и раскрыть ее сущность и определить роль в современных мировых условиях.
2. Определить правовую основу отношений аренды в Российской Федерации и Республики Марий Эл, проанализировать зарубежное право.
3. Рассмотреть современное состояние и перспективы развития арендных отношений в России.
4. Дать характеристику деятельности Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.
5. Оценить состояние эффективности аренды государственного имущества Республики Марий Эл.
6. Выявить проблемы в области аренды государственного имущества Республики Марий Эл.
7. Разработать направления повышения эффективности управления арендой государственного имущества Республики Марий Эл.
В ходе исследования был задействован ряд источников, в числе которых нормативно – правовые акты Российской Федерации, Республики Марий Эл, акты Министерства государственного имущества и статистические данные.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Постановлением Правительства РМЭ от 01.11.2002 г. №329 «Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл» Министерство государственного имущества РМЭ является уполномоченным органом исполнительной власти РМЭ по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности РМЭ.
В своей деятельности Мингосимущества РМЭ руководствуется законодательством РФ, РМЭ и иными нормативно-правовыми актами в области управления и распоряжения государственной собственностью. Мингосимущество подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в этой области, разрабатывает или участвует в разработке нормативно-правовых актов по данным вопросам.
Объектами аренды являются: земельные участки, предприятия и прочее имущество комплексов, здания, сооружения, части зданий, нежилые помещения, транспортные средства и другие вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования.
На практике Мингосимуществом РМЭ заключались договора аренды на все вышеописанные объекты. Основные способы предоставления следующие: - с торгов (в соответствии со ст.17.1 Закона «О защите конкуренции»; - без торгов.
С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Арендная плата для такой категории арендаторов устанавливается по рыночной стоимости или, если договор заключается по результатам торгов, то по цене сложившейся по результатам таких торгов.
По данным отчетов Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, представленных в таблице 1, видно, что число арендных договоров по состоянию на конец 2015 г. снизилось. Так в 2013 г. количество договоров аренды составляло 97, а в 2015 г. только 75. Это свидетельствует о том, что заинтересованность в аренде государственного имущества снизилась. Снижается и арендуемая площадь.
Больше всего площадей арендуется государственными и муниципальными учреждениями, и в 2015 г. сданная арендаторам этой категории площадь увеличилась по сравнению с 2014 г. на 3763,5 кв.м.
В структуре арендованных площадей наибольший удельный вес занимают площади, сдаваемые государственным муниципальным учреждениям (95,1%). Другие арендаторы арендуют только 1,5-2%. Кроме того динамика договоров аренды к 2015 г. незначительно, но снижается, больше всего договоров аренды (2,0%) заключается с прочими арендаторами, к ним относятся, например, акционерные общества, физические лица, организации, осуществляющие деятельность в сфере тепло и газоснабжения.
Основные доходы в бюджет РМЭ поступают от сдачи в аренду имущества предприятиям, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также от продажи арендаторам соответствующего имущества. В таблице 1 видно, как изменяются доходы в бюджет РМЭ от сдачи в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными казенными учреждениями Республики Марий Эл.
Сумма поступлений в бюджет от сдачи в аренду государственного имущества казны Республики Марий Эл снижается в 2014 г. на 0,79 млн.руб., в 2015 г. на 0,13 млн.руб. по отношению к предыдущему году. От сдачи в аренду государственного имущества казны Республики Марий Эл в республиканский бюджет Республики Марий Эл в 2015 г. поступило 2,26 млн.руб., что составляет 180,6% к плану года.
В течение анализируемого периода увеличиваются поступления доходов в бюджет от аренды в 2013 г. на 2299,5 тыс.руб. и снижаются в 2014 г. на 740,1 тыс.руб. В 2014 г. доходы составили 9261,6 тыс.руб. В 2015 г. доходы снова снизились на 87,2 тыс.руб. в действующих ценах. В сопоставимых ценах доходы от аренды имущества снижаются в большей степени, так заметно вырос уровень инфляции в России. При этом процент выполнения плана составил в 2014 г. 102,4%, а в 2015 г. 102,1%, что свидетельствует все же об эффективности деятельности министерства в этом направлении.
Проанализировав проблемы в области аренды государственного имущества можно выявить, статистику в области аренды государственного имущества Республики Марий Эл:
1. Низкая инвестиционная привлекательность, на базе которой организации не желают брать государственную собственность, в аренду.
2. Низкая динамика поступлений арендной платы и заключения договоров, что ведет к снижению поступлений в бюджет Республики Марий Эл.
3. Отсутствие потенциальной базы арендаторов из числа малого бизнеса.
Также не был выполнен ряд мероприятий, прямо и косвенно влияющих на процессы, связанные со сдачей госимущества в аренду.
Поэтому необходимо создание условий для перспективного прогнозирования развития земельно-имущественных отношений в Республике Марий Эл, повышение обоснованности принятия управленческий решений за счет функционального взаимодействия органов по управлению государственным и муниципальным имуществом, повышение эффективности деятельности органов по управлению государственным и муниципальным имуществом в связи с применением в работе современных программных средств.
Для более эффективной работы Министерства госимущества РМЭ следует внедрить современную систему программного обеспечения «Реестр договоров аренды», поручить ее обработку КП РМЭ «Марий Монтаж» на основе покупки программы у ООО «Пульс-про», а также подключить данный комплекс к базе данных департамента казначейства для исключения «человеческого фактора» при начислении и оплате арендных платежей и пени, включение в реестр информации об электронных адресах арендаторов, что поможет обеспечить рассылку в автоматическом режиме извещений о требуемых к перечислению в бюджет платежах.
Начало реализации данного проекта – 1-я неделя августа 2016 г.; суммарная продолжительность - 6 недель (2-я неделя сентября); закупка программы намечена на период с 3-ей недели августа, установка программы и внедрение в работу министерства – на период с 3-й недели августа по 1-ю неделю сентября. Промежуточный отчет должен быть представлен в 1-ю неделю сентября, а итоговый – во 2-ю неделю сентября. На протяжении всех 6 недель происходит администрирование и мониторинг проекта.
Итоговая сумма расходов – 193400 руб.
В долгосрочной перспективе реализация проекта принесет ряд выгод:
- повысится эффективность управления арендой государственного имущества РМЭ;
- улучшится система учета и мониторинга имущества государственной собственности Республики Марий Эл;
- повысится контроль над своевременным поступлением арендной платы в бюджеты, а также выполнения арендаторами условий договоров аренды.
Воплотив в реальность эти предложения, появится динамика по эффективности управления арендными отношениями в сфере аренды государственной собственности в Республике Марий Эл, что повлечет за собой рост экономических показателей, а тем самым повысит инвестиционную привлекательность в наш регион.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации: по состоянию на 2015 г. - М.: Эксмо,2015 -64 с. – (Актуальное законодательство)
2. Федеральное агентство в соответствии с поручениями Правительства РФ постановления от 01.01.2001 г. № 3 и от 01.01.2001 г. [Электронный ресурс]/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48723/ (Дата обращения 31.08.2015)
3. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Постановление Правительства Республики Марий Эл об учреждении Положения о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл [Электронный ресурс]/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru (Дата обращения: 25.07.2015)
4. Министерство государственного имущества Республики Марий Эл [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/mingosim/Pages/main.aspx (Дата обращения 1.09.2015)
5. Информационная система[Электронный ресурс].- Режим доступа: «Консультант+» http://www.consultant.ru (Дата обращения 2.09.2015)
6. Гражданский кодекс РФ : по состоянию на 2015 г. - М.:Эксмо,2015 -410 с. – (Актуальное законодательство)
7. Академик. Финансовый словарь. Государственная собственность [Электронный ресурс]/Академик. – Режим доступа: www.dicacademic.ru (Дата обращения: 09.09.2015)
8. Библиотекарь.Ру. Управление государственным имуществом [Электронный ресурс]/Библиотекарь.Ру – Режим доступа: www.bibliotekar.ru (Дата обращения: 09.09.2015
9. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 мая 2016 г. № 207 "Об утверждении перечня государственного имущества, находящегося в собственности Республики Марий Эл, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"
10. Приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 20 апреля 2009 г. N 1-нп «Об утверждении порядка осуществления органами исполнительной власти Республики Марий Эл полномочий собственника имущества унитарного предприятия Республики Марий Эл»
11. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 ноября 2008 г. № 320 "Об утверждении положения о порядке определения годовой арендной платы за нежилые помещения (здания, сооружения), находящиеся в государственной собственности Республики Марий Эл"
12. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 января 2009 г. № 18 "О порядке управления находящимися в государственной собственности Республики Марий Эл акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Республики Марий Эл в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")"
13. Алпатов, А.А. Права на землю и регулирование земельных отношений; учебное пособие/ А.А.Алпатов, М.: 2012. – 111с.
14. Аратский,, Д.Б. Избранные места Земельного кодекса с пояснениями первого заместителя министра имущественных отношений Д.Аратского/ Д.Б. Аратский // Российская газета, - 2015. – с. 43-45
15. Аратский, Д.Б, Законодательное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения; учебное пособие/ Д.Б.Аратский. - М.; 2016. – 322с.
16. Боголюбов, С.А, Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/ С.А. Боголюбов//Юрист, - 2014. - №43. – с.3-5
17. Боголюбов, С.А. Земельное право: Учебник/ С.А. Боголюбов, В.В.Никишин, В.В.Устюкова. - М.: 2014. – 77с.
18. Волков, Г. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»/ Г.Волков// Хозяйство и право. - 2009. - № 5. – с. 9-11
19. Комов, Н.А. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне/ Н.А.Комов, Д.Б. Аратский. – Нижний Новгород: Волго-Вятской академии государственной службы, - 2010. – 323с.
20. Концепция кадрового обеспечения АПК в условия становления и функционирования рыночной экономики// Научные труды академика кадровой и социальной политики АПК. – Выпуск №3. – М:, 2015. – с. 152-178
21. Корнеев, В. Инвестиционная политика в АПК/ В.Корнеев, Г.Кузнецов// Экономист. – 2014. - №3. – с.45-47
22. Кошкин, Л.И. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами/ Л.И.Кошкин. – М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, - 2014. – 400с.
23. Кошкин, Л.И. Управление государственной собственностью: Учебник/ Л.И. Кошкин. - М.: ЭКМОС, - 2010. – 201с.
24. Кошкин, Л.И. Управление земельными ресурсами. Учебно-практическое пособие/ Под ред. Л.И. Кошкина. – М.: ВШПП, 2006. – 520 с.
25. Краснов, Н.И. Правовой режим земель специального назначения/ Н.И. Краснов, М: Госюриздат, - 2007. – 335с.
26. Крассов, О.И. Земельное право современной России / О.И. Крассов, М.: 2009. – 176с.
27. Крашенинников, П.В. Право собственности и иные вещные права на землю/ П.В. Крашенинников, М.: - Статус. - 2008. – 221с.
28. Коршунова, Н.А. Это надо знать// Н.А. Коршунова . – Юрист. - 2009. - №48
29. Лепке, О.Б. Организационно-экономические аспекты совершенствования земельных отношений в регионе. Автореферат/ О.Б.Лепке. – М.: 2007. – 22с.
30. Липски, С.В. Особенности современного этапа земельной реформы / С.В.Липски // Экономист. - 2008. - № 10. – с. 12-16
31. Малышева, М.В., Управление земельными ресурсами в России/ М.В.Малышева. – М.: - Статус. – 2008. – с.180
32. Медведев, А.В., Аграрная реформа АПК/ А.В.Медведев. - СПб., - 2006. – 386с.
33. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права/ И.А.Покровский М.: Статут, - 2007. – 93с.
34. Пандаков, К.Г. Аграрно-земельная реформа/ К.Г.Пандаков, А.Е.Черноморец. - М: - 2006. – 398с.
35. Попов, Д.И., Правовой режим земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения/ Д.И. Попов. – М.: - 2006. -297с.
36. Проблемы правового регулирования земельных отношений на современном этапе/ Достижения науки и техники АПК. – 2008. - №3. - С. 4-7
37. Рациональному землепользованию - надежную правовую основу/ Экономика сельского хозяйства России. – 2008. - №1. - С.22
38. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов/ АПК: экономика, управление. – 2008. - №3. - С.3-8
39. Регулирование земельных отношений и совершенствование земельного законодательства/ Достижения науки и техники АПК. – 2008. - №2. - С. 9-12
40. Экономико-правовой механизм регулирования земельных отношений/ Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - № 12. - С. 28
41. Оверчук, А.Л. Институциональные проблемы государственного управления землей и недвижимостью: пути решения (в порядке дискуссии)/ А.Л.Оверчук// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2006. - №4. – С.3-4
42. Сидоркин, Ю.И. Системный анализ в управлении земельными ресурсами/ Ю.И.Сидоркин. - М: Экономика, - 2010. – 191с.
43. Сай, С.И. Аренда земельных участков в Российской Федерации/ С.И. Сай, В.И. Киселев, Н.В. Комов.- М.: Центр земельной реформы, - 2009. – 284с.
44. Сорокин, Н.Н. Основные проблемы в земельных отношениях/ Н.Н.Сорокин. – М.: Инфра, - 2008. – 122с.
45. Сыроедов, Н.А. История земельного права/ Н.А. Сыроедов // Известия вузов. Правоведение, - 2006. - № 4. – с.4-7
46. Таныгин, Ю.А. Проблемы и развитие в АПК/ Ю.А.Таныгин - М: 2006. - №1. – с. 17-24
47. Тарасова, Л.А. Один против всех// Л.А. Тарасова, Юрист, - 2006. - №48. –с. 32-33
48. Тимофеева, Т.Г. Регулирование оборота земельных отношений/ Т.Г.Тимофеева. – М.: - 2007. – с.213
49. Таскин, Н.И. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок/ Н.И. Таскин, М: - 2008. – 451с.
50. Торопов, С.А. Формирование земельного рынка в РФ/ С.А.Торопов. – М.: Инфра. - 2015. – 333с.
51. Фридман, Дж. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости (пер. с англ.)/Дж.Фридман, Н.Ордуэй. - М: - 2010. – 112с.
52. Шебачев, И.И. Тенденции развития с/х производства в субъектах РФ/ И.И.Шебачев. – М.: - 2012. – 237с.
53. Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права/ Г.Ф.Шершеневич. - М.: Спарк, - 2016. – 234с.
54. www.consultant.ru
55. www.garant.ru


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.