• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 40 %

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 6
1.1. Теоретические основы приватизации государственного имущества 6
1.2. Нормативно-правовые основы приватизации государственного имущества 18
1.3 Зарубежный опыт аренды государственного имущества. 31
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РМЭ 42
2.1. Характеристика деятельности Министерства государственного имущества Республики Марий Эл 42
2.2. Оценка эффективности приватизации государственного имущества Республики Марий Эл 52
2.3. Проблемы в области аренды государственного имущества Республики Марий Эл 71
2.4. Проект модели эффективного управления приватизацией госимущества РМЭ 82
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99


ВВЕДЕНИЕ

Государственный сектор играет огромную роль в экономике России. Он охватывает объекты, составляющие основу богатст¬ва страны и служит естественной базой для развития всего на¬родного хозяйства. Хотя в настоящее время государство непосредственно управляет небольшим количеством предприятий, связанных с обороной, естественными монополиями и некоторыми другими направле¬ниями. Большинство предприятий приватизированы, пре¬образованы в акционерные общества, во многих из которых государство оставляет контрольный пакет акций. В массовом производстве, в естественных, ресурсных монополиях, металлургии, химической промышлен¬ности государственные предприятия предпочтительнее и не уступают частным по критериям эффективности.
Не смотря на это, присутствует необходимость реформирования социально-экономической системы страны в территориальном аспекте с целью создания динамичной, технологически развитой экономики, основанной на эффективном управлении государственной собственностью, обеспечивающей поступление доходов в бюджеты всех уровней. На современном этапе именно приватизация государственной собственности главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить ряд теоретических и практических направлений, требующих первоочередного рассмотрения. В их числе можно назвать такие как: совершенствование приватизационного процесса; использование теоретических разработок в практике управления государственной собственностью на региональном уровне и организация контроля за ее использованием в регионе. Недостаточная разработанность указанных проблем предопределила цель и задачи исследования. Особенности механизма управления приватизацией государственной собственности рассмотрены в данной работе.
Объект исследования – эффективность управления приватизацией государственного имущества.
Предмет исследования – методы приватизации, возникающие в процессе управления государственным имуществом Республики Марий Эл.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является разработка теоретических и практических мер по совершенствованию механизма приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Республики Марий Эл, в целях повышения эффективности управления государственной собственностью. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
1. Сформулировать понятие приватизации государственного муниципального имущества, выявить и раскрыть ее сущность и определить роль в современных мировых условиях.
2. Определить правовую основу приватизации государственного имущества в Российской Федерации и Республики Марий Эл, проанализировать зарубежное право.
3. Рассмотреть современное состояние и перспективы развития процесса приватизации госимущества в России.
4. Дать характеристику деятельности Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.
5. Оценить состояние эффективности управления приватизацией государственного имущества Республики Марий Эл.
6. Выявить проблемы в области приватизации государственного имущества Республики Марий Эл.
7. Разработать направления повышения эффективности управления приватизацией государственного имущества Республики Марий Эл.
Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, базирующиеся на исторически сложившейся теории управления государственной собственностью, а также на ее основных положениях, которые были разработаны учеными-экономистами в последнее время.
Методология исследования базируется на диалектическом познании: системном подходе; методах сравнительного анализа, экспертных оценок.
Информационной базой для практического решения поставленных задач послужили материалы статистической отчетности Министерства государственного имущества РМЭ за период 2013-2015 гг., инструктивные и методические материалы.
Реализация основных результатов исследования дает возможность объективно оценивать эффективность принимаемых в настоящее время управленческих решений в использовании госсобственности РМЭ, определять их негативные стороны и разрабатывать конкретные предложения по повышению эффективности механизма управления приватизацией государственной собственности.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Постановлением Правительства РМЭ от 01.11.2002 г. №329 «Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл» Министерство государственного имущества РМЭ является уполномоченным органом исполнительной власти РМЭ по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности РМЭ.
В своей деятельности Мингосимущества РМЭ руководствуется законодательством РФ, РМЭ и иными нормативно-правовыми актами в области управления и распоряжения государственной собственностью. Мингосимущество подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в этой области, разрабатывает или участвует в разработке нормативно-правовых актов по данным вопросам.
В своей деятельности Мингосимущества РМЭ руководствуется законодательством РФ, РМЭ и иными нормативно-правовыми актами в области управления и распоряжения государственной собственностью. Мингосимущество подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в этой области, разрабатывает или участвует в разработке нормативно-правовых актов по данным вопросам.
Государственное имущество РМЭ состоит из:
- государственных унитарных предприятий;
- акций открытых акционерных обществ;
- земельных участков.
Доходы государства от управления государственным имуществом складываются из:
- доходов от сдачи в аренду имущества и земли;
- дивидендов по акциям ОАО;
- чистой прибыли ГУП РМЭ;
- доходов от продажу имущества;
- прочих неналоговых доходов.
Количество государственных учреждений РМЭ в 2014 г. снижается на 1 ед. и увеличивается в 2015 г. на 5 ед. Данное изменение произошло за счет роста казенных предприятий в 2015 г., количество бюджетных и автономных предприятий не изменяется в 2013-2015 гг. Их количество составило соответственно 214 и 16 предприятий. Снизилось количество ГУП РМЭ в 2015 г. на 3 ед.
В 2015 г. в реестре государственного имущества Республики Марий Эл учтено: акции 22 акционерных обществ и доля в одном обществе с ограниченной ответственностью, находящиеся в государственной собственности Республики Марий Эл, 318 государственных учреждений Республики Марий Эл, в том числе 88 казенных,
214 бюджетных и 16 автономных учреждений, 25 государственных унитарных предприятий Республики Марий Эл, в том числе 5 казенных.
В анализируемый период произошло увеличение приватизаций акций ОАО, находящихся в собственности РМЭ. Так в 2013 г. было приватизированы акции 5-ти акционерных обществ, в 2014 г. 1-го, а в 2015 г. 5 открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Республики Марий Эл. Кроме того приватизировано 80 позиций иного государственного имущества Республики Марий Эл, составляющего казну Республики Марий Эл.
В 2013-2015 гг. было приватизировано 47 объектов государственной казны РМЭ: в 2013 г. 15 объектов, в 2014 г. 19, в 2015 г. 14 объектов. Их них наибольший объем приватизации был способом продажи на торгах, так в 2015 г. было продано объектов государственной казны 11 ед., хотя их количество снизилось на 6 по сравнению с 2014 г.
В течение анализируемого периода наибольшие поступления в бюджет доходов от приватизации госимущества было в 2013 г., они составили 148,6 млн.руб. затем в 2014 г. произошло снижение доходов на 124,9 млн.руб., что в основном связано в невысокой стоимостью продаваемых объектов. В 2015 г. сумма доходов увеличилась на 19,0 млн.руб. Больше всего было приватизировано иное имущество 65,3%, а доля приватизации акционерных обществ составила в 2015 г. 29,3% от общей суммы доходов.
В ходе проведенного исследования определено, что одним из основных и наиболее эффективных инструментов оптимизации структуры госсобственности, а так же пополнения доходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл является приватизация.
Проводимая работа по приватизации госимущества РМЭ была нацелена на реализацию следующих стратегических задач:
- повышение эффективности управления и распоряжения имуществом государственной собственности Республики Марий Эл;
- выполнение прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Марий Эл на 2015 год;
- обеспечение поступления в республиканский бюджет Республики Марий Эл максимально возможных в текущей экономической ситуации доходов от использования и продажи государственного имущества
за счет применения рациональных инструментов управления.
Значительную долю доходов в бюджет в 2015 г. (34,4% от всех доходов, администрируемых Мингосимуществом РМЭ) принесли доходы от приватизации госимущества. Однако план поступлений в республиканский бюджет Республики Марий Эл средств от приватизации государственного имущества Республики Марий Эл» не выполнен. Основной причиной этого является признание торгов по продаже объектов государственного имущества казны Республики Марий Эл несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. Поэтому в первую очередь необходимо заинтересовать потенциальных покупателей теми предприятиями, которые могут реально принести прибыль инвесторам в ближайшей перспективе. В данном случае выбирается ГУП РМЭ «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка», обладающий полным комплексом оздоровительных процедур и опытом работы по оздоровлению населения РМЭ и других регионов РФ.
В долгосрочной перспективе реализация проекта принесет ряд выгод:
- повысится эффективность управления приватизацией государственного имущества РМЭ;
- улучшится эффективность государственной собственности Республики Марий Эл;
- принесет доход от продажи акций и в дальнейшем доход в виде дивидендов от части акций, находящихся в собственности государства.
Итак, процесс передачи государственного имущества в частную собственность через акционирование ГУП и последующую продажу акций состоит из нескольких этапов и может затянуться на годы. Однако новый правовой режим имущества, ранее принадлежащего государству, предоставляет новому собственнику возможность более эффективного его использования, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации: по состоянию на 2015 г. - М.: Эксмо,2015 -64 с. – (Актуальное законодательство)
2. Гражданский кодекс РФ : по состоянию на 2015 г. - М.:Эксмо,2015 -410 с. – (Актуальное законодательство)
3. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О приватизации государственного и муниципального имущества» http://www.consultant.ru/documеnt/cons_doc_LAW_153962/
4. Закон Республики Марий Эл от 17 июня 2002 года N 13-З «О приватизации государственного имущества Республики Марий Эл»
5. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 марта 2015 г. № 143 «Об информационном обеспечении приватизации государственного имущества Республики Марий Эл»
6. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 ноября 2011 г. № 365 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»
7. Постановление Правительства Ресепублики Марий Эл от 12 июля 2006г. № 159 «Об утверждении Порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Марий Эл и Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Республики Марий Эл»
8. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 сентября 2012 г. № 341 «Об управлении находящимися в государственной собственности Республики Марий Эл долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации»
9. Приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 20 апреля 2009 г. N 1-нп «Об утверждении порядка осуществления органами исполнительной власти Республики Марий Эл полномочий собственника имущества унитарного предприятия Республики Марий Эл»
10. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2010 г. № 861-р «Об информационном обеспечении приватизации государственного имущества Республики Марий Эл и продажи находящихся в собственности Республики Марий Эл земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»
11. «План (программа) приватизации государственного имущества Республики Марий Эл на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 сентября 2013 г. №285
12. Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Республики Марий Эл на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от б октября 2015 г. № 533
13. Распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 N 1111-р Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149035/
14. Подпрограмма «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации»государственной программы РФ «Управление федеральным имуществом». Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. http://ca.rosim.ru
15. Министерство государственного имущества Республики Марий Эл [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/mingosim/Pages/main.aspx (Дата обращения 1.09.2015)
16. Информационная система[Электронный ресурс].- Режим доступа: «Консультант+» http://www.consultant.ru (Дата обращения 2.09.2015)
17. Академик. Финансовый словарь. Государственная собственность [Электронный ресурс]/Академик. – Режим доступа: www.dicacademic.ru (Дата обращения: 09.09.2015)
18. Библиотекарь.Ру. Управление государственным имуществом [Электронный ресурс]/Библиотекарь.Ру – Режим доступа: www.bibliotekar.ru (Дата обращения: 09.09.2015
19. Алпатов, А.А. Права на землю и регулирование земельных отношений; учебное пособие/ А.А.Алпатов, М.: 2012. – 111с.
20. Аратский, Д.Б. Избранные места Земельного кодекса с пояснениями первого заместителя министра имущественных отношений Д.Аратского/ Д.Б. Аратский // Российская газета, - 2015. – с. 43-45
21. Аратский, Д.Б, Законодательное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения; учебное пособие/ Д.Б.Аратский. - М.; 2016. – 322с.
22. Боголюбов, С.А, Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/ С.А. Боголюбов//Юрист, - 2014. - №43. – с.3-5
23. Боголюбов, С.А. Земельное право: Учебник/ С.А. Боголюбов, В.В.Никишин, В.В.Устюкова. - М.: 2014. – 77с.
24. Волков, Г. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»/ Г.Волков// Хозяйство и право. - 2009. - № 5. – с. 9-11
25. Комов, Н.А. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне/ Н.А.Комов, Д.Б. Аратский. – Нижний Новгород: Волго-Вятской академии государственной службы, - 2010. – 323с.
26. Концепция кадрового обеспечения АПК в условия становления и функционирования рыночной экономики// Научные труды академика кадровой и социальной политики АПК. – Выпуск №3. – М:, 2015. – с. 152-178
27. Корнеев, В. Инвестиционная политика в АПК/ В.Корнеев, Г.Кузнецов// Экономист. – 2014. - №3. – с.45-47
28. Кошкин, Л.И. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами/ Л.И.Кошкин. – М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, - 2014. – 400с.
29. Кошкин, Л.И. Управление государственной собственностью: Учебник/ Л.И. Кошкин. - М.: ЭКМОС, - 2010. – 201с.
30. Кошкин, Л.И. Управление земельными ресурсами. Учебно-практическое пособие/ Под ред. Л.И. Кошкина. – М.: ВШПП, 2006. – 520 с.
31. Краснов, Н.И. Правовой режим земель специального назначения/ Н.И. Краснов, М: Госюриздат, - 2007. – 335с.
32. Крассов, О.И. Земельное право современной России / О.И. Крассов, М.: 2009. – 176с.
33. Крашенинников, П.В. Право собственности и иные вещные права на землю/ П.В. Крашенинников, М.: - Статус. - 2008. – 221с.
34. Коршунова, Н.А. Это надо знать// Н.А. Коршунова . – Юрист. - 2009. - №48
35. Лепке, О.Б. Организационно-экономические аспекты совершенствования земельных отношений в регионе. Автореферат/ О.Б.Лепке. – М.: 2007. – 22с.
36. Липски, С.В. Особенности современного этапа земельной реформы / С.В.Липски // Экономист. - 2008. - № 10. – с. 12-16
37. Малышева, М.В., Управление земельными ресурсами в России/ М.В.Малышева. – М.: - Статус. – 2008. – с.180
38. Медведев, А.В., Аграрная реформа АПК/ А.В.Медведев. - СПб., - 2006. – 386с.
39. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права/ И.А.Покровский М.: Статут, - 2007. – 93с.
40. Пандаков, К.Г. Аграрно-земельная реформа/ К.Г.Пандаков, А.Е.Черноморец. - М: - 2006. – 398с.
41. Попов, Д.И., Правовой режим земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения/ Д.И. Попов. – М.: - 2006. -297с.
42. Проблемы правового регулирования земельных отношений на современном этапе/ Достижения науки и техники АПК. – 2008. - №3. - С. 4-7
43. Рациональному землепользованию - надежную правовую основу/ Экономика сельского хозяйства России. – 2008. - №1. - С.22
44. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов/ АПК: экономика, управление. – 2008. - №3. - С.3-8
45. Регулирование земельных отношений и совершенствование земельного законодательства/ Достижения науки и техники АПК. – 2008. - №2. - С. 9-12
46. Экономико-правовой механизм регулирования земельных отношений/ Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - № 12. - С. 28
47. Оверчук, А.Л. Институциональные проблемы государственного управления землей и недвижимостью: пути решения (в порядке дискуссии)/ А.Л.Оверчук// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2006. - №4. – С.3-4
48. Сидоркин, Ю.И. Системный анализ в управлении земельными ресурсами/ Ю.И.Сидоркин. - М: Экономика, - 2010. – 191с.
49. Сай, С.И. Аренда земельных участков в Российской Федерации/ С.И. Сай, В.И. Киселев, Н.В. Комов.- М.: Центр земельной реформы, - 2009. – 284с.
50. Сорокин, Н.Н. Основные проблемы в земельных отношениях/ Н.Н.Сорокин. – М.: Инфра, - 2008. – 122с.
51. Сыроедов, Н.А. История земельного права/ Н.А. Сыроедов // Известия вузов. Правоведение, - 2006. - № 4. – с.4-7
52. Таныгин, Ю.А. Проблемы и развитие в АПК/ Ю.А.Таныгин - М: 2006. - №1. – с. 17-24
53. Тарасова, Л.А. Один против всех// Л.А. Тарасова, Юрист, - 2006. - №48. –с. 32-33
54. Тимофеева, Т.Г. Регулирование оборота земельных отношений/ Т.Г.Тимофеева. – М.: - 2007. – с.213
55. Таскин, Н.И. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок/ Н.И. Таскин, М: - 2008. – 451с.
56. Торопов, С.А. Формирование земельного рынка в РФ/ С.А.Торопов. – М.: Инфра. - 2015. – 333с.
57. Фридман, Дж. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости (пер. с англ.)/Дж.Фридман, Н.Ордуэй. - М: - 2009. – 112с.
58. Шебачев, И.И. Тенденции развития с/х производства в субъектах РФ/ И.И.Шебачев. – М.: - 2008. – 237с.
59. Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права/ Г.Ф.Шершеневич. - М.: Спарк, - 2016. – 234с.
60. Яновский В.В. Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Кнорус, 2013, 200 стр.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.