• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 7
1.1. Современное состояние сферы образования РФ 7
1.2. Особенности муниципального управления образованием 15
1.3. Правовые основы функционирования системы дошкольного
образования в РФ 21
1.4. Реализация политики в сфере образования в муниципальном
образовании 31
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУШВИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 42
2.1. Характеристика системы дошкольного образования Кушвинского
городского округа 42
2.2. Анализ организации деятельности дошкольных образовательных
учреждений Кушвинского городского округа 51
2.3. Особенности управления деятельностью системы дошкольных
образовательных учреждений Кушвинского городского округа 61
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ ГРУПП
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА 72
3.1. Анализ проблемной ситуации и причин ее возникновения 72
3.2. Разработка целевой структуры проекта и мобилизация ресурсов 77
3.3. Реализация проекта 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
РЕФЕРАТ

Потребность муниципального управления развитием образования как системы приводит к необходимости смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во многих муници-пальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления образо-ванием, соответствующие муниципальной системе.
Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих про-блем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием.
Цель дипломной работы - анализ состояния муниципального управления дошкольным образованием в Кушвинском городском округе и разработка ре-комендаций по его совершенствованию.
Объект исследования: система дошкольного образования Кушвинского городского округа.
Предмет исследования: процесс управления развитием муниципальной системы дошкольного образования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио¬графического списка и приложений.
В дипломной работе содержится 105 страниц текста, 9 рисунков, 28 таб¬лиц, 8 приложений.







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный этап модернизации сис-темы российского образования в качестве основных приоритетов провозглаша-ет его доступность, качество и эффективность. Реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений сис-темы управления. Перенос значительного объема полномочий в сфере образо-вания на уровень местного самоуправления связан с формированием и реорга-низацией деятельности соответствующих институтов - муниципальных органов управления образованием. Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособлен-ность. Муниципальные органы управления образованием не входят с систему региональных, т.е. государственных органов, а являются структурной единицей органов исполнительной власти местного самоуправления. Создание эффек-тивного механизма управления системой образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.
Практика формирования новой системы управления дошкольным образо-ванием вызывает необходимость разработки научных основ оптимизации этой деятельности. Особое значение имеет разработка научных основ процесса управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определение его целей и задач, функций и полномочий. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разно-направленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности городского сообщества. Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость муниципальной дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамич-ной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках еди-ного пространства управленческой деятельности.
Решение задачи эффективного управления развитием дошкольного обра-зования на муниципальном уровне требует создания рационального алгоритма организации управления дошкольным образованием, выделения функций орга-на управления и построения на их основе прогностической модели. Представ-ляется необходимым определить критерии оценки, позволяющие измерить эф-фективность деятельности органа управления и внести в будущем необходимые коррективы.
Степень научной разработанности проблемы. На современном этапе имеются методологические и теоретические предпосылки решения проблемы управления развитием системы дошкольного образования на муниципальном уровне. Вопросы социального управления раскрыты в работах Г. В. Атаманчу-ка, В. Г. Афанасьева, М. Вебера, Д. М. Гришиани, С. О.Доннела, К. Кернса, Г. Кунца, Ф. Тэйлора, А. Файола и др.
Большой вклад в решение проблемы демократизации регионального уровня управления образованием внесли исследования И. М. Бадаян, Г. Г. Габ-дуллина, Г. А. Дороховой, А. Г. Липко, К. М. Миско, В. А. Некрасова, В. В. Не-стерова, И. И. Проданова, Л. Д. Рогозиной, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова.
Теоретические и практические вопросы управления дошкольными учре-ждениями отражены в работах Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, Е. Ю. Дему-ровой, М.А. Ковардаковой, И.И. Кобитиной, Т.П. Колодяжной, Т.C. Комаровой, О.А. Малышевой, А.И. Остроуховой, Н.А. Палиевой, Л. В. Поздняк, В. Попова, С.В. Савиновой, Р.Б. Стеркиной и др.
Цель дипломной работы - анализ состояния муниципального управления дошкольным образованием в Кушвинском городском округе и разработка ре-комендаций по его совершенствованию.
Цель работы определила ее задачи:
- охарактеризовать современное состояние сферы образования РФ и правовые основы функционирования системы дошкольного образования в РФ;
- выявить особенности муниципального управления образованием;
- изучить порядок реализации политики в сфере образования в муниципальном образовании;
- провести анализ организации и управления системой дошкольного об-разования в Кушвинском городском округе;
- разработать проект по организации коррекционных занятий для детей – инвалидов на базе групп.
Объект исследования: система дошкольного образования Кушвинского городского округа.
Предмет исследования: процесс управления развитием муниципальной системы дошкольного образования.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения за-дач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы; аб-страгирование и конкретизация, сравнительный анализ нормативно - правовой базы органов управления дошкольным образованием, изучение локальных ак-тов и учредительных документов дошкольных образовательных учреждений; наблюдение, беседы, метод математической обработки данных, мониторинг.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности руководителей и специалистов му-ниципального уровня управления дошкольным образованием.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система образования РФ включает в себя учреждения до-школьного образования, общего образования, профессионального образования (начального, среднего и высшего) и дополнительного образования. Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укре-пления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической си-туации в Российской Федерации. На 1 января 2013 года в РФ функционирует 56679 учреждений дошкольного образования.
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.
Правовыми основами развития и функционирования дошкольного
образования в субъектах Российской Федерации являются документы, приня¬тые международными организациями (Международная Конвенция о правах ре¬бенка, Декларация прав ребенка), законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании»), Фе¬деральная программа развития образования, указы Президента РФ и поста¬новления Правительства РФ и другие нормативно-правовые документы, регла-ментирующие деятельность системы дошкольного образования.
Под муниципальным управлением образованием понимается целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов муниципального образования, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие и воспитание личности с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры.
В 2012 году муниципальная система образования Кушвинского городско-го округа включала в себя 7 школ, 19 детских садов, 4 учреждения дополни-тельного образования. Численность работающих в учреждениях образования в 2012 году составила 1 212 человек, в том числе 623 педагогических работника.
Все детские сады Кушвинского город¬ского округа являются муниципаль-ными казенными учреждениями. Среднее количество воспитанников составля-ет 125 – 135 человек, работников 54 - 56 человек, из которых педагогические работники составляют 13 – 15 человек.
Стоимость содержания одного ребёнка в месяц в 2012 году составила чуть больше 6 000 рублей, стоимость питания на один день - 60,0 рублей. Ро-дительская плата за содержание ребенка в детском саду в 2012 году составила 1200 рублей.
Прием детей в ДОУ производится по заявлению родителей и путевки Управления образования. ДОУ посещают дети с 1,5 до 7 лет. Количество групп в учреждениях колеблется от 6 до 8. Материально-техническая база ДОУ дос-таточна, но требует укрепления.
На основании интересов детей и социального заказа родителей в ДОУ организована кружковая деятельность: в детских садах работает по 6 – 9 круж-ков.
Система управления сферой образования в Кушвинском городском окру-ге включает в себя ряд звеньев. За функциониро¬вание системы образования от-вечает заместитель главы администрации по со¬циальным вопросам. В его под-чинении находится начальник Управления образования. Вве¬ренное ему учреж-дение управляет системой образования города.
Управление образования Кушвинского городского округа осуществляет полномочия по управлению в сфере образования на территории городского округа, функции по реализации государственной политики, формированию региональной политики в сфере образования и науки, нормативно-правовому регулированию в сферах образования, воспитания.
Одним из направлений деятельности Управления является реализация муниципальных целевых программ в сфере образования. В 2012 году в дошкольных образовательных учреждениях реализовывалось 3 муниципальных целевых программы, в рамках которых был произведен ремонт в 18 дошкольных образовательных учреждениях, введены дополнительные места в детских садах.
В 2012 году Управление образования провело процедуры лицензирования 15 ДОУ и аккредитации 3 ДОУ, аттестации 118 рабочих мест в 10 ДОУ.
В настоящий момент в Кушвинском городском округе сложилась слож-ная ситуация. Ее суть заключается в том, что в Кушвинском городском округе нет системы работы с детьми – инвалидами в дошкольных образовательных уч-реждениях. В Кушвинском городском округе нет специализированных детских садов для детей-инвалидов. Поэтому дети-инвалиды с легкими формами инва-лидности посещают детские сады общеразвивающего типа. Дети с тяжелыми формами инвалидности дошкольные образовательные учреждения не посеща-ют.
Чтобы исправить существующее положение, необходимо построить дет-ский сад специализированного типа для детей-инвалидов. Но это очень затра-тоемкое мероприятие. В то же время возникшую проблему можно решить час-тично другим способом. Есть возможность организовать коррекционные заня-тия для детей-инвалидов на базе групп общего развития в существующих дет-ских садах. Или хотя бы в одном детском саду (МКДОУ № 24). В дипломной работе разработан соответствующий проект.
Стратегической целью проекта является: возможность для детей - инва-лидов получить педагогическую и психологическую помощь при подготовке к школе.
Окружение проекта составляют строительная фирма, поставщик обору-дования для детского сада, местные СМИ, семьи Кушвинского городского ок-руга, воспитывающие детей – инвалидов.
Реализация проекта запланирована на лето 2013 года.
Общая стоимость проекта составляет 71 787,5 руб.
Реализация проекта позволит:
- устранить существующие недостатки в деятельности учреждений обра-зования города;
- повысить эффективность работы МКДОУ № 24;
- расширить спектр услуг, предоставляемых населению;
- вовлечь детей – инвалидов в процесс социализации.






















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова¬нием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
7. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797.
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802.
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор¬ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Соб¬рание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
10. Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ "О внесении измене¬ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // Собрание законода¬тельства Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 43 ст. 5084.
11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных га¬рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без по¬печения родителей» // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. 1996. № 52. Ст. 5880; 1998. № 7. Ст. 788; 2000. № 33. Ст. 3348; 2002. № 15. Ст. 1375; 2003. № 2. Ст. 160; 2004. № 35. Ст. 3607.
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Соб¬рание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
13. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 30.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положе¬ния государственных (муниципальных) учреждений" // Собрание законо¬дательства РФ, 10.05.2010, N 19, ст. 2291.
14. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 "О нацио-наль¬ной доктрине образования в Российской Федерации" // Собра¬ние за-конодательства Российской Федерации от 9 октября 2000 г., N 41, ст. 4089.
15. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 300 "О призна¬нии утратившим силу постановления Правительства Российской Федера¬ции от 12 сентября 2008 г. N 666" // Собрании законодательства Россий¬ской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 17 ст. 1974.
16. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об ут-вер¬ждении Типового положения об образовательном учреждении для де-тей дошкольного и младшего школьного возраста" // Собрание законо¬дательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4542.
17. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 846 “О по¬рядке и условиях предоставления в 2007 году финансовой помощи из фе¬дерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содер¬жание ребенка в государственных и муниципальных образовательных уч¬реждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования” // Текст постановления официально опубли¬кован не был.
18. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 849 "О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержа¬ние ребенка в государственных и муниципальных образовательных учре¬ждениях, реализующих основную общеобразовательную программу до¬школьного образования" // Собрание законодательства Российской Феде¬рации от 1 января 2007 г. N 1 (часть II) ст. 300.
19. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утвер¬ждении Типового положения о дошкольном образовательном учрежде¬нии" (утратило силу) // Собрание законодательства Российской Федера¬ции от 29 сентября 2008 г. N 39 ст. 4432.
20. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р "О Концепции Фе¬деральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ, 28.02.2011, N 9, ст. 1255.
21. Агранович M.Л. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов. М.: Логос, 2010. 214 с.
22. Артюхов М.В. Муниципальное образование: сущность, структура, управление развитием. Кемерово: ИУУ, 2011. 185 с.
23. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ Сфера, 2011. 112 с.
24. Богословец Л.Г., Майер М.А. Управление качеством дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2009. 311 с.
25. Бочкарев В.И. Демократизация управления общим образованием в России. Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. М.: ИОО МОН РФ, 2011. 286 с.
26. Братановский С.Н. Системный анализ образовательной деятельности в России. Саратов, 2010. 222 с.
27. Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград: Альянс Югполиграфиздат, 2011. 273 с.
28. Буслов Е.В., Дащинская З.П. Особенности регулирования образовательных отношений на уровне дошкольного образования. Ежегодник российского образовательного законодательства. М.: ФЦОЗ, 2011. 359 с.
29. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М. : Айрис-пресс, 2007. 179 с.
30. Государственное управление. Основы теории и организации: междисциплинарный учебник для ВУЗов и госслужащих, проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации / под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2010. 395 с.
31. Зотов В.Б. Муниципальное управление. М.: Юнити-Дана, 2005. 248 с.
32. Ибрагимов Г.И. Качество образования: вопросы теории и технологии. Казань: Школа, 2010. 231 с.
33. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ростов на Дону, 2002. 212 с.
34. Коробецкий И.А. Управление муниципальной системой образования. М.: Аспект-Пресс, 2010. 265 с.
35. Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования. Волгоград, 2004. 152 с.
36. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. М.: ИЦ Сфера, 2011. 128 с.
37. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы. М.: АРКТИ, 2002. 178 с.
38. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования. М.: Аспект-Пресс, 2002. 321 с.
39. Пименова Л.М. Концепция развития дошкольного образовательного учреждения. М.: Аспект-Пресс, 2011. 285 с.
40. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 2011. 238 с.
41. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Просвещение, 2011. 293 с.
42. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2010. 189 с.
43. Пуденко Т.И. Программно-целевой подход в управлении муниципальными системами образования. М.: АРЕС, 2011. 124 с.
44. Пуденко Т.И. Управление устойчивым развитием муниципальной системы образования в условиях социально-экономических трансформаций: монография. М.: Граф-дизайн. 2010. 144 с.
45. Путило Н.В. Теоретико-правовые вопросы систематизации законодательства об образовании. // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2007. - С. 25.
46. Тихонов А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита пресс, 2008. 216 с.
47. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: ТЦ Сфера, 2010. 240 с.
48. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2006. 223 с.
49. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 262 с.
50. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2005. 384 с.
51. Юшина В.А. Муниципальное управление: учебник для вузов. М.: РНЦ ГМУ, 2010. 327 с.











Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.