• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 9
1.1. Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного
образования на федеральном уровне 9
1.2. Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного
образования на региональном и муниципальном уровнях 13
1.3. Нормативно-правовая регламентация деятельности муниципального
учреждения дополнительного образования детей 20
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Система дополнительного образования: сущность, структура 24
2.2. Вопросы управления учреждением в системе дополнительного
образования 34
2.3. Особенности управления и функционирования муниципального
учреждения дополнительного образования 42
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МКОУ ДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. КУШВА: АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 52
3.1. Общая характеристика МКОУ ДОД «Дом детского творчества»
г. Кушва и кадрового состава 52
3.2. Анализ организации и управления деятельностью учреждения 64
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации
деятельности МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Кушва 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 109

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокуль-турные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоя-щие перед ним задачи. По мере развития обще¬ства происходит развитие сферы образования и форми¬рование различных институ¬тов общественно-государ¬ст-венного воспитания подра¬стающего поколения. К социальным институ¬там вос-питания в нашей стране относится сложивша¬яся в практике и получившая на-учное подкрепление систе¬ма внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в сис-тему дополнительного образования детей.
Эта система проектирова¬лась и формировалась в прак¬тике как система педагоги¬чески организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной уче¬бы время. Прежде всего речь идет о созданных для детей, подро-стков и юношества вне¬школьных учреждениях во всем их видовом разнообра¬зии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о дет-ских и юношеских общественных объединениях и организаци¬ях, о воспита-тельной работе школ и других образователь¬ных учреждений, а также об учреж-дениях социально-пе¬дагогической работы с деть¬ми и семьей.
В ряду новых явлений оте¬чественной сферы образова¬ния, порожденных демокра¬тическими реформами, одним из наиболее значимых с пол¬ным основа-нием можно счи¬тать дополнительное образо¬вание детей. Сегодня допол¬ни-тельное образование детей по праву рассматривается как важнейшая состав-ляющая об¬разовательного пространства, сложившегося в современном россий-ском обществе.
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов дет-ства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и разви-тия. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребите-лями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует ре-шению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно спо-собно влиять на качество жизни, так как приобщает детей и подростков к здо-ровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования спо-собствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профи-лактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что спо-собствует повышению качества городской среды. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система дополнительного образования детей спо-собна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. В Российской Федерации 16 % общей чис-ленности населения – дети. В силу этого эта сфера требует постоянного внима-ния и поддержки со стороны общества и государства.
Проблемам регионально¬го и муниципального до¬полнительного образова¬ния занимались А.К. Бруднов, В.П. Голованов, Л.В. Голуб, В.А. Горский, И.Н. Иваненко, М.Б. Коваль, Ю.С. Константинов, Г.Н. Попова, В.М. Филиппов, Н.И. Фуникова и др.
Данная дипломная работа посвящена теме организации и управления дея-тельностью муниципального учреждения в системе дополнительного образова-ния на территории городского округа.
Актуальность выбранной темы определяется повышенным вниманием к системе дополнительного образования детей и необходимостью разрешения возникших проблем в организации и управлении деятельностью учреждений указанной системы.
Объектом исследования в дипломной работе является МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Кушва.
В качестве предмета исследования выступает процесс управления дея-тельностью муниципального учреждения в системе дополнительного образова-ния.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать осо-бенности и разработать перспективы в управлении деятельностью муниципаль-ного учреждения в системе дополнительного образования городского округа.
Задачи дипломной работы могут быть сформулированы следующим об-разом:
- провести контент-анализ теоретической и нормативно-правовой литера-туры по теме дипломной работы;
- рассмотреть сущность и структуру системы дополнительного образова-ния, вопросы управления учреждением в системе дополнительного образования детей;
- проанализировать особенности управления и функционирования муни-ципального учреждения дополнительного образования;
- изучить особенности нормативно-правового регулирование системы дополнительного образования на государственном, региональном и муниципальном уровнях;
- провести анализ организации и управления деятельностью МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Кушва;
- выявить проблемы в деятельности учреждения и разработать рекомен-дации по их устранению.
В качестве методологической базы были использованы контент – анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, анализ документации уч-реждения, беседа, анкетирование, табличные и графические методы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Имеются приложения и библиографический список.
Материалы дипломной работы могут быть использованы студентами и преподавателями вузов в качестве информационного материала, а также работ-никами учреждений сферы дополнительного образования детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов дет-ства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и разви-тия. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребите-лями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Актуальность исследования управления деятельно-стью муниципального учреждения дополнительного образования определяется повышенным вниманием к системе дополнительного образования детей и не-обходимостью разрешения возникших проблем в организации и управлении деятельностью учреждений указанной системы.
Объектом исследования в дипломной работе является МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Кушва.
В качестве предмета исследования выступает процесс организации и управления деятельностью муниципального учреждения в системе дополни-тельного образования городского округа.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать осо-бенности и разработать рекомендации по совершенствованию управления дея-тельностью муниципального учреждения в системе дополнительного образова-ния городского округа.
В дипломной работе были решены следующие задачи:
- проведен контент-анализ теоретической и нормативно-правовой литера-туры по теме дипломной работы;
- рассмотрены сущность и структура системы дополнительного образова-ния, вопросы управления учреждением в системе дополнительного образования детей;
- проанализированы особенности управления и функционирования муни-ципального учреждения дополнительного образования;
- изучены особенности нормативно-правового регулирование системы дополнительного образования на государственном, региональном и муниципальном уровнях;
- проведен анализ организации и управления деятельностью МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Кушва;
- выявлены проблемы в деятельности учреждения и разработаны реко-мендации по их устранению.
В первой главе работы была рассмотрена правовая основа организации и управления деятельностью учреждений дополнительного образования РФ. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образо-вания осуществляют нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают воз-можности ее развития. Необходим закон «О дополнительном образовании», призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенно-сти семьи.
Во второй главе рассмотрены теоретические аспекты управления муниципальным учреждением дополнительного образования. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Система дополнительного образования, являясь своеобразным педагоги-ческим феноменом, обусловленным объектив¬но существующими детерми¬нантами, среди которых выделяются социологические и антропологические де-терминанты, обладает бо¬лее благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, со¬держания и условий образовательной деятельности, что возможности для фор-мирования у детей опыта выбора, ко¬торыми обладает система дополнительного образования, отли¬чаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора, о чем свидетельствует широкий спектр учреждений в системе дополнительного образования.
В России дополнительное образование детей реализуется в государствен-ных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, а также в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, в обществен-ных объединениях и т.д.; деятельность детей организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам учреждений дополнительного образования, дифференцированных по различию их потенциалов и охвату об-разовательных областей (однопрофильных или многопрофильных), в совокуп-ности составляющих сеть учреждений дополнительного образования детей.
Содержание дополнитель¬ного образования детей отражает: рекреативно-оздорови¬тельное развитие ребенка; организацию и формиро¬вание нового соци-ального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в инди-видуальном раз¬витии; персонификацию объе¬мов и темпов усвоения дополни-тельных об¬разовательных программ; уровни развития личности, выделенные в соответствии с социально-философской градацией содержания свободного вре-мени (досуговый уровень, уровень потребления готовых знаний, интеллекту-ально-поисковый и креативно-созидательный уровни), соответствует ступеням (блокам) Базисного (федерального) учебного плана государственных, муници-пальных учреждений дополнительного образования детей.
Третья глава посвящена совершенствованию процесса организации и управления деятельностью МКОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Кушва. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образова-ния детей Дом детского творчества является бюджетным, некоммерческим уч-реждением дополнительного образования, функции его учредителя выполняет в пределах делегированных полномочий управление образования Кушвинского городского округа. Основным предметом деятельности Дома детского творче-ства является реализация образовательных программ дополнительного образо-вания.
Организационная структура Дома детского творчества имеет линейно – функциональную форму. Выбор данной структуры обоснован численностью персонала и спецификой деятельности учреждения.
Общая численность работников за 2009 – 2011 годы уменьшилась на 10 человек, что связано с переходом отдельных работников из сферы образования в другие сферы деятельности.
В Доме детского творчества ежегодно занимается более трех тысяч ребят в возрасте от 5 до 17 лет по следующим направленностям деятельности: эколо-го-биологическая, социально-педагогическая, естественно-научная, физкуль-турно-оздоровительная, художественно-эстетическая, культурологическая, ту-ристко-краеведческая.
Дом детского творчества работает по графику шестидневной рабочей не-дели без выходных дней в две смены. Продолжительность академического часа составляет: 40 минут – для средних и старших классов, 30 - 35 минут – для учащихся начальных классов.
На протяжении 2009 – 2011 годов численность обучающихся в Доме дет-ского творчества уменьшалась с 3054 человек в 2006 году 2847 человек в 2008 году.
В ДДТ обучаются дети – инвалиды, сироты и опекаемые, дети из много-детных и неполных семей, дети, состоящие на учете в милиции, что свидетель-ствует о доступности услуг учреждения для детей из семей разного материаль-ного достатка и социального положения.
Обучающиеся Дома детского творчества принадлежат к разным возрас-тным группам – от 5 до 17 лет. При этом наибольшая часть детей (68,7 %) на-ходится в возрасте 6,5 – 10 лет. Меньшая часть (5,3 %) – в возрасте 14,5 - 17 лет.
В Доме детского творчества осуществляется организационно - методиче-ская деятельность в нескольких направлениях по специально разработанным планам.
В 2010 – 2011 учебном году в Доме детского творчества была организо-вана работа в следующих приоритетных направлениях: работа в рамках года семьи, работа с молодыми педагогами, работа с несовершеннолетними по осно-вам безопасности жизнедеятельности, работа гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, работа в рамках городского проекта «Молодежная инициатива». Вся работа осуществляется в Доме творчества при использовании имеющейся материально-технической базы.
Дом детского творчества эффективно работает, реализуя программу своей деятельности. В то же время можно отметить, что в деятельности учреждения существуют и определенные проблемы, большая часть из которых связана с не-достаточным финансированием его деятельности: проблема недостаточно вы-сокого уровня профессионального образования сотрудников учреждения, про-блема несовершенства материально-технической базы учреждения, проблема проведения ремонта помещений. Для решения указанных проблем необходимо увеличение объемов финансирования ДДТ, что нереально в условиях экономи-ческого кризиса и дефицита муниципальный бюджет КГО.
Для совершенствования деятельности Дома детского творчества в ди-пломной работе представлен проект по организации Дня открытых дверей. На его реализацию потребуется и 1250 рублей.
Проведение Дня открытых дверей в МКОУ ДОД «ДДТ» позволит: по-знакомить представителей образовательного пространства с направлениями деятельности учреждения; предоставить информацию детям и подросткам о методах организации досуга в учреждении; продемонстрировать детям и под-росткам достижения обучающихся в МКОУ ДОД «ДДТ»; привлечь дополни-тельное количество детей и подростков для посещения МКОУ ДОД «ДДТ».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1-ФЗ от 10 июля 1992 г. (в редакции от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. №144-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ).
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 го-ды. – Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. №1340-р
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объе-динениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1930.
4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объе-динениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1930.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Соб-рание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
6. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 "О нацио-нальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрании за-конодательства Российской Федерации от 9 октября 2000 г., N 41, ст. 4089.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03. 1995 г. №233 (с изм. и доп. от 01.02. 2005 г.).
8. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ, 28.02.2011, N 9, ст. 1255.
9. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования // Перспективы созда-ния региональной системы непрерывного профессионального образова-ния. Оренбург, 1998.
10. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их твор-ческого развития. М., 2002. 138 с.
11. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных усло-виях // Нормативные документы образовательного учреждения. 2008. № 3. С. 17-19.
12. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. М., 2003. - № 5. - с.16-25.
13. Бруднов, А. К. Проблема качества как основная задача становления и раз-вития системы дополнительного образования детей в Российской Феде-рации // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2005. 289 с.
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. М.: Гар-дарики, 2002. 528 с.
15. Воронина, В.Б. Разноуровневость результатов структурного образова-тельного подразделения учреждения дополнительного образования // Ма-териалы научно-практической конференции. Ярославль, 2005. С. 30-31.
16. Глуков В.В. Основы менеджмента: Уч-справ. пособие. Спб: Специальная литература, 2005.
17. Голованов В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений до-полнительного образования детей. М., 2008. 267 с.
18. Горшкова Н.С. Программно-целевой подход в управлении учреждением дополнительного образования // Проблема результата и качества деятель-ности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 2007. С. 23 – 45.
19. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова К.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений сред, проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002. 412 с.
20. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студентов учреж¬дений сред. проф. об-разования. М.: ВЛАДОС, 2003. 511 с.
21. Жаркова Е.Н. Система дополнительного образования: проблемы и пути их решения. М.: Юнити, 2004. 128 с.
22. Железнова Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере до-полнительного образования. Оренбург, 2008. 245 С.
23. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы ме-неджмента: Учебное пособие для вузов / Научн. редактор А.А.Радугин. М.: Центр, 2000. 432 с.
24. Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности сис-темы дополнительного образования детей // Проблема результата и каче-ства деятельности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 1997.
25. Коваль М.Б. Современные подходы к критериям эффективности управле-ния учреждением дополнительного образования // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. Яро-славль, 2007. С. 12 – 16.
26. Концепция управления качеством образования // Вестник образования. - М., 2002. № 6-7. с. 25-48.
27. Ломакин Г.О. Дополнительное образование детей. М.: Ритм, 2005. 289 с.
28. Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мо-ниторинга и региональных стандартов в управлении. СПб., 2002. 365 с.
29. Модернизация российского образования: документы и материалы/ Ред.-сост. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 245 с.
30. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и под¬готовка кадров / Под ред. Т.Л. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 368 с.
31. Общий менеджмент / Под ред. А.К.Казанцева. М.: ИНФРА-М, 2001. 252с.
32. Осьминина А.И. Управление качеством дополнительного образования де-тей // Проблема результата и качества деятельности учреждения допол-нительного образования. Ярославль, 2007. С. 56 – 74.
33. Рындак В.Г. Взаимодействие педагогического и образовательного резуль-тата - путь к управлению их качеством // Внешкольник. Оренбург, 2007. № 5. с.33.
34. Рындак В.Г. Управление качеством образования как педагогическая про-блема // Внешкольник. Оренбург, 2008. № 1. с.6.
35. Соколов Э.В. Образование как саморазвитие личности //Проблемы обра-зования в современной социокультурной ситуации. СПб., 2006. 203 С.
36. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему. Челябинск, 2005. с.101-104.
37. Тихонов А.Н., Абрамишин А.Е. и др. Управление современным образо¬ванием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998. 497 с.
38. Тряпицына А.П. Образовательный стандарт как нормативная основа оп-ределения критериев результативности образовательного процесса // Проблемы результативности образовательной деятельности. СПб., 2007. с.13.
39. Шинкевич И.В. О некоторых современных тенденциях и проблемах раз-вития сферы внешкольного дополнительного образования детей // Вне-школьник. Ярославль, 2006. № 3. с.5-8.
40. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнитель-ного образования. М., 2007. 251 с.










Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.