• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 9
1.1. Социальная политика государства: сущность и основные
положения 9
1.2. Оказание первичной медико-санитарной помощи населению как
направление социальной защиты 15
1.3. Организация медицинского обслуживания населения в
муниципальном образовании 23
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 31
2.1. Федеральное законодательство, регулирующее медицинское
обслуживание населения 31
2.2. Особенности правового регламентирования медицинского
обслуживания населения в Свердловской области 39
2.3. Муниципальное законодательство, регулирующее медицинское
обслуживание населения 44
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КУШВИНСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА 51
3.1. Характеристика системы здравоохранения и Государственного
бюджетного учреждения здрвоохранения «Центральная городская
больница» 51
3.2. Организация медицинского обслуживания взрослого
населения в ГБУЗ «ЦГБ» города Кушва 61
3.3. Рекомендации по совершенствованию медицинского
обслуживания населения ГБУЗ «ЦГБ» города Кушва 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
























РЕФЕРАТ

Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализа-цию важнейшего социального принципа – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечеб-но-профилактической помощи.
Актуальность совершенствования организации медицинского обслужива-ния населения сохраняется и сейчас, когда здоровье нации и мероприятия по его поддержанию признаны одним из приоритетных национальных проектов.
Дипломная работа посвящена теме организации медицинского обслужи-вания населения.
Цель работы – анализ системы медицинского обслуживания населения Кушвинского городского округа и разработка рекомендации по ее совершенст-вованию.
Предмет исследования – система организации медицинского обслужива-ния населения Кушвинского городского округа.
Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение здраво-охранения «Центральная городская больница» города Кушва.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, библио-графический список, приложения.
Дипломная работа содержит 111 страниц текста, 3 рисунка, 23 таблицы, 7 приложений.






ВВЕДЕНИЕ

Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализа-цию важнейшего социального принципа – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечеб-но-профилактической помощи.
Современный этап развития отечественной системы здравоохранения знаменуется, прежде всего, ее реформированием, главной движущей силой ко-торого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее дея-тельности.
В ходе проводимой реформы, современная система здравоохранения пе-реживает значительные организационно-правовые и содержательные преобра-зования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направ-ленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслужи-вания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного ме-дицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, разви-вается частный сектор здравоохранения.
Несмотря на это, функционирование системы здравоохранения сталкива-ется с определенными трудностями: снижением качества медицинской помощи населению; увеличением числа заболеваний социально опасного характера; ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения; недостаточным финансированием отрасли и декларатив-ным характером Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Их наличие обусловлено утратой комплекс-ного подхода к охране здоровья, деформированием системы медицинской про-филактики, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой экономики в отрасли. Кроме того, на состояние системы здравоохранения оказывает влия-ние отсутствие четкой и последовательной, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом отношении государственной поли-тики в области охраны здоровья граждан, в то время как от правильно опреде-ленных направлений здравоохранительной политики и результатов работы ор-ганов государственного управления зависит эффективность системы здраво-охранения в целом, а, следовательно, здоровье всего многонационального на-рода России. Правовое обеспечение отстает от развития общественных отно-шений, складывающихся в области здравоохранения. Более того, несовершен-ное законодательство в ряде случаев сдерживает позитивные процессы в рас-сматриваемой отрасли.
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому система управления здравоохранением но-сит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.
Муниципальная система здравоохранения включает в себя располагаю-щиеся на территории муниципального образования лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиеся в муниципальной, государственной или частной собственности, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения. Главная цель муниципальной системы здравоохранения - удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов.
К вопросам совершенствования деятельности учреждений здравоохране-ния неоднократно обращались зарубежные и отечественные специалисты. Так, практическую значимость в решении поставленной задачи имеют работы И.Г.Лавровой, Ю.П. Лисицына, В.С.Лучкевича, С.А.Мартынчика, В.А. Миняе-ва, М.Б.Худякова, В.К. Юрьева и др. Тем не менее проблема совершенствова-ния организации медицинского обслуживания населения продолжает оставать-ся актуальной.
Дипломная работа посвящена теме «Особенности системы медицинского обслуживания населения».
Цель работы – анализ системы медицинского обслуживания населения Кушвинского городского округа и разработка рекомендации по ее совершенст-вованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- характеристика системы медицинских услуг в сфере здравоохранения;
- анализ понятия, сущности и особенностей организации первичной ме-дико-санитарной помощи;
- исследование особенностей организации медицинского обслуживания населения в муниципальном образовании;
- анализ нормативно-правовой базы медицинского обслуживания населе-ния;
- характеристика системы здравоохранения Кушвинского городского округа в рамках деятельности ГБУЗ «ЦГБ» по организации медицинского обслуживания населения;
- выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию медицинского обслуживания населения ГБУЗ «ЦГБ».
Предмет исследования – система организации медицинского обслужива-ния населения Кушвинского городского округа.
Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение здраво-охранения «Центральная городская больница» города Кушва.
Методы исследования – изучение научной и нормативно-правовой лите-ратуры, анализ, сравнение, опрос, табличные и экономические методы.
Структура дипломной работы обусловлена ее целью и задачами и вклю-чает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложе-ния. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлена структура работы. Первая глава является теоретической и рассматривает теоре-тические аспекты медицинского обслуживания населения. Вторая глава содер-жит анализ нормативно-правовой базы организации медицинского обслужива-ния населения. В третьей главе представлен анализ деятельности ГБУЗ «Цен-тральная городская больница» по организации медицинского обслуживания населения и рекомендации по его совершенствованию. В заключении представ-лены обобщающие выводы по работе.





















1. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1.1. Социальная политика государства: сущность и основные
положения

Социально-экономические преобразования в России в большей степени отражаются на состоянии социальной сферы, которая является важнейшим ин-дикатором степени экономического и политического развития общества. В по-следнее время на фоне процессов развивающегося мирового кризиса стабили-зация ситуации в данной сфере становится одним из приоритетных направле-ний внутренней политики нашего государства, что выражается в социальной политике государства.
В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государ-ственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом – отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Однако, на наш взгляд, указанные интерпретации искусственно су-жают сферу социальной политики, так как приводят на практике к свертыванию социальных функций и социальной ответственности государства, что в свою очередь создает проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - соци-альное государство, политика которого направлена на создание условий, обес-печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека , а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.
Концентрация усилий государственных органов, реализующих социаль-ную политику, только на поддержании минимального уровня социальных благ и защите социальноуязвимой части населения, выводит основную часть обще-ства из поля зрения социальной деятельности государства. То есть государство снимает с себя ответственность в целом за протекание социальных процессов в своем обществе, за распределение социальной справедливости, за формирова-ние социальных отношений между его членами, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. Такое пони-мание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов го-сударственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.
Принципиально иной подход к раскрытию сущности социальной полити-ки, трактующий ее в широком контексте, позволяет рассматривать социальную политику, как систему целенаправленных действий государства по регулирова-нию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жиз-ни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны. В широком смысле со-циальная политика также понимается и как система определенных взаимоот-ношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоя-ми общества, ядром которых выступают, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом.
В рамках данного подхода специалисты обозначают, что социальная по-литика:
- является одним из направлений государственной политики;
- определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;
- формируется в контексте социальной структуры общества;
- представляет собой государственную социальную доктрину или кон-цепцию социального развития страны;
- неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социаль-ной политики);
- состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;
- разделяется на декларируемую и реальную, при этом декларируемая по-литика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы групп, правящих общест-вом .
Изучение подходов к пониманию социальной политики позволяет целе-сообразно и логично рассматривать ее через деятельность государства, направ-ленную на регулирование, стабилизацию и развитие социальных отношений в обществе и определять сущность социальной политики через специфику соци-альных отношений, то есть тех отношений, которые она и призвана регулиро-вать.
Таким образом, социальная политика – это система мер (действий, меро-приятий), осуществляемая ее субъектами (органами государственного управле-ния, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленная на формирование социальной стратегии государст-ва в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, по-вышения уровня и качества их жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализа-цию важнейшего социального принципа – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечеб-но-профилактической помощи.
В ходе анализа теоретических аспектов организации медицинского об-служивания населения, было акцентировано внимание на следующих основных моментах:
- Здравоохранение является сферой деятельности государства по обеспе-чению прав граждан на жизнь и здоровье, которая рассматривается как одна из приоритетных в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.
- В последнее время в связи с повышением благосостояния людей и раз-витием новых технологий наблюдается рост количества оказываемых медицин-ских услуг. Медицинская услуга – это совокупность необходимых, доста-точных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий меди-цинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).
- Первичная медико-санитарная помощь в большинстве стран осуществ-ляется в системе амбулаторно-кабинетной практики, где ведется прием боль-ных врачом (группой врачей).
В ходе анализа правовых аспектов организации медицинского обслужи-вания населения, было выявлено, что на территории муниципального района первичная медико-санитарная помощь реализуется в моделях организации ме-дицинской помощи, имеющих определенную структуру – амбулаторно - поли-клинических, больничных учреждениях, станциях скорой помощи. Особую роль в совершенствовании деятельности учреждения здравоохранения играет национальный проект «Здоровье».
Сфера здравоохранения является одной из основных сфер жизнедеятель-ности Кушвинского городского округа. Система здравоохранения городского округа включает всего два учреждения здравоохранения, основным из которых является ГБУЗ «Центральная городская больница».
Организационная структура ГБУЗ «ЦГБ» г. Кушва имеет линейно - функ-циональную форму. Одним из структурных подразделений больницы является поликлиническое отделение.
В ГБУЗ «ЦГБ» ведется работа по медицинскому обслуживанию населе-ния: проводится мониторинг заболеваний и их причин, ведется работа с разны-ми группами пациентов (ветеранами, инвалидами и др.), организована деятель-ность аптеки по обеспечению пациентов лекарственными средствами.
Многие мероприятия, реализуемые ГБУЗ «ЦГБ», проводятся в рамках национального проекта «Здоровье». В 2011 году средства на реализацию на-ционального проекта «Здоровье» были выделены средства в размере 43810,7 тыс. рублей.
Проводится вакцинация населения против гепатита В, краснухи, гриппа. Осуществляется скрининг на ВИЧ/СПИД на территории муниципального об-разования. Беременные женщины обеспечиваются родовыми сертификатами. Проводится диспансеризация по дополнительным программам.
Мероприятия, реализованные в рамках национального проекта «Здоро-вье», позволили повысить качество медицинского обслуживания населения го-рода.
В поликлиническом отделении городской больницы работают специали-сты разного профиля, что позволяет оказывать населению медицинские услуги по лечению разнохарактерных заболеваний.
В целом необходимо отметить, что деятельность поликлинического отде-ления ГБУЗ «ЦГБ» востребовано жителями города и удовлетворяет их потреб-ности в получении качественных медицинских услуг. В то же время можно от-метить наличие проблемных ситуаций в деятельности поликлинического отде-ления больницы. Одной из таких ситуаций является невозможность оказания косметологических услуг населению.
Для разрешения возникшей ситуации в дипломной работе разработан проект по открытию косметологического кабинета на базе поликлинического отделения.
Для реализации проекта потребуется 788 837,5 рублей.
Реализуемый проект не будет иметь экономического эффекта. Это связа-но с тем, что косметологические услуги будут оказываться населению бесплат-но.
От проекта ожидается социальный эффект. После реализации проекта ме-дицинские работники смогут:
- расширить спектр медицинских услуг, оказываемых населению;
- повысить качество предоставляемых медицинских услуг;
- сформировать положительный имидж учреждения.
Пациенты поликлинического отделения, в свою очередь, смогут:
- сэкономить время на прохождение косметологических процедур;
- сэкономить деньги, отказавшись от поездок в медицинские учреждения других населенных пунктов;
- получить своевременную помощь в сфере косметологии.
Результатом реализации проекта будет повышение качества предостав-ляемых медицинских услуг в связи с расширением их перечня.
Таким образом, мониторинг проекта позволяет доказать целесообразность его реализации.




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах органи-зации местного самоуправления в Российской Федерации". М.: Ось-89, 2005.
3. Закон Свердловской области «О здравоохранении в Свердловской облас-ти» № 54 – ОЗ от 21 августа 1997 года.
4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 874 «Правила предос-тавления субсидий на дополнительную оплату амбулаторно – поли-клинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рам-ках территориальной программы обязательного медицинского страхова-ния.
5. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области № 174 от 2004 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи».
6. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области № 436 от 2000 года «О ведении медицинской документации в лечебно - профилактических учреждениях».
7. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области № 93 от 2003 года «Об отраслевой программе амбулаторно – поликлинической помощи».
8. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области № 245 от 1991 года «О нормативном потреблении этилового спирта».
9. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области № 330 от 1991 года «Хранение и использование наркотических средств».
10. Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области № 170 от 1994 года «О наличии аптечек в медицинских учреждениях для профилактики ВИЧ – инфекции».
11. Виканский О.С., НаумовА.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гарда-рики, 2002. 528 с.
12. Гаджиев Р.С. Сельский врачебный участок. М., 2008. 272 с.
13. Гаджиев Р.С. Фельдшерско-акушерский пункт. М., 2006. 256 с.
14. Герасименко В.В. Основы менеджмента. М.: ТЕИС, 2000. 376 с.
15. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2002. 412 с.
16. Глуков В.В. Основы менеджмента: Уч-справ. пособие. Спб: Специальная литература, 2002. 378 с.
17. Дымов Е.Н. Российское здравоохранение: история и современность. М., 2007. 261 с.
18. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.: Импульс, 2000. 251 с.
19. Лаврова И.Г., Майстрах К.В. Социальная гигиена и организа¬ция здраво-охранения. М., 2002. 264 с.
20. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Казань, 2002. 700 с.
21. Мартынчик С.А., Худяков М.Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. М: Междун. центр финанс.-экон. раз-вития, 2003. 357 с.
22. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич B.C. Соци¬альная медицина и организация здравоохранения. С-Пб., 2004. 443 с.
23. Ножкин Н.Н. Порядок оказания медицинской помощи населению. М., 2008. 259 с.
24. Организация медико-социальной помощи населению / Под ред. В.Н. Чер-нышева, Ю.Г. Элланского. Ростов н/Д, 2000. 181с.
25. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М., 2007. 261с.
26. Пальцев М. А. Новые направления подготовки медицинских кадров в свя-зи с реформами здравоохранения. М., 2006. 124 с.
27. Практическое руководство по социальной медицине и органи¬зация. Ч. 2 /Под ред. Г.И. Куценко, В.Н. Чернышева, Ю.Г.Элланского. Ростов н/Д, 2006. 268 с.
28. Рыбчинский А.А. Организация медицинской помощи населению. М., 2006. 214 с.
29. Сестринское дело в современных службах здраво¬охранения. М., 2005. 357 с.
30. Словарь по социальной медицине, организации здравоохра¬нения и мед. страхованию / Под ред. Ю.Г. Элланского. Ростов н/Д, 2005. 272 с.
31. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохра¬нения /Под ред. Ю.П.Лисицина. М., 2006. 698 с.
32. Стародубцев В. И. Современные проблемы здравоохранения в родильных домах. М., 2004. 82 с.
33. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. Барнаул, 2005. 364 с.
34. Тлепцеришев Р.А. Правовое обеспечение охраны здоровья на¬селения. М, 2008. 432 с.
35. Управление организацией: Учебник // Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Ру-мянцевой, Н.А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА – М, 2006. 264 с.
36. Хейфец А. С. Планирование работы главных медицинских сест¬ер и каче-ство медицинской помощи // Главная медицинская сестра. 2006. № 10, с. 15-22.
37. Хейфец А. С. Основы управленческой деятельности главных медицин-ских сестер // Главная медицинская сестра. 2006. № 6, с. 14-15.
38. Хейфец А. С. Управленческая деятельность главных медицин¬ских сестер больниц по осуществлению контроля за работой сестринского и младше-го медицинского персонала // Главная медицинская сестра. 2006. № 2. с. 7 - 9.
39. Хейфец А. С. Организация личного труда главной медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения // Главная медицинская сестра. 2006. № 18. с. 35 - 38.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.