• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2010
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 9
1.1. Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного
образования на федеральном уровне 9
1.2. Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного
образования на региональном и муниципальном уровнях 14
1.3. Нормативно-правовая регламентация деятельности муниципального
учреждения дополнительного образования детей 21
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ 25
2.1. История становления дополнительного образования 25
2.2. Дополнительное образование на современном этапе: особенности,
задачи и функции 34
2.3. Виды и особенности учреждений дополнительного образования РФ 40
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОУ ЦДТ «РАДУГА» И РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46
3.1. Характеристика МОУ ЦДТ «Радуга» 46
3.2. Анализ деятельности МОУ ЦДТ «Радуга» 56
3.3. Анализ эффективности деятельности МОУ ЦДТ «Радуга» 68
3.4. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
МОУ ЦДТ «Радуга» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 122
РЕФЕРАТ

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности.
Проблема развития системы дополнительного образования детей и под-ростков на современном этапе развития общества является актуальной, т.к. уч-реждения дополнительного образования способствуют социализации личности, формированию ее гражданской позиции.
Объектом исследования выступает система дополнительного образова-ния.
Предметом исследования является организация дополнительного образо-вания в МОУ ДОД « ЦДТ Радуга» поселка Баранчинский.
Цель дипломной работы - изучить организацию дополнительного образо-вания в МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» для ее совершенствования.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, за-ключение, приложения, библиографический список.
Дипломная работа содержит 126 страниц текста, 13 рисунков, 22 табли-цы, 14 приложений.








ВВЕДЕНИЕ

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значитель-ной степени определяются характеристики образовательного процесса в дан-ных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Закон об образовании РФ под-тверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».
В современных условиях учреждения дополнительного образования иг-рают уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспече-ния необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют об-щую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ве-дении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общест-венных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2009 года составило более 17 тыс., только в системе образования обуча-лось более 8,7 млн. детей (более 40 % от общего числа детей школьного возрас-та).
Проблема развития системы дополнительного образования детей и под-ростков на современном этапе развития общества является актуальной, т.к. уч-реждения дополнительного образования способствуют социализации личности, формированию ее гражданской позиции.
Проблемами дополнительного образования в нашей стране занимались многие исследователи. Так, вопросы организации деятельности учреждений дополнительного образования освещены в работах Асмолова А. Г., вопросы становления и развития системы дополнительного образования – в работах Бруднова А. К., Калиш И. В. и Панов В.И. занимались исследованием вопросов качества услуг дополнительного образования.
В Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспи-тания и обучения – государственную систему (внешкольного) дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере опреде-ляются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десяти-летия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах РФ активно развивается региональная система до-полнительного образования детей, реализуется межведомственный (межотрас-левой) подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего по-коления, созданы и продолжают развиваться системообразующие центры раз-вития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государствен-ной власти в этой области. Выполняя координирующую роль в развитии систе-мы дополнительного образования детей, они:
- осуществляют сетевое взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений дополнительного образования де-тей; обеспечивают участие детей субъектов Российской Федерации в меро-приятиях федерального и международного уровня;
- реализуют функции организационно-методических центров для образо-вательных учреждений всех типов и видов субъектов Российской Федерации; осуществляют программно-методическое обеспечение муниципальных учреж-дений дополнительного образования детей, организуют работу по переподго-товке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности, проводят экспериментальную работу;
- организуют работу с одаренными детьми от муниципального до феде-рального и международного уровней, участвуют в формировании молодежной политики, способствуют развитию «замещающей педагогики» в деятельности по предупреждению асоциальных проявлений в детской и молодежной среде.
Созданы предпосылки для институциональной перестройки дополни-тельного образования детей, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания образования, совершенствования его качества, эффек-тивности управления образовательной системой, развития международного со-трудничества по вопросам дополнительного образования детей, прежде всего на территории постсоветского пространства – со странами СНГ.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии системы дополнительно-го образования детей имеется ряд нерешенных проблем:
- усиливающийся разрыв между содержанием образования, образова-тельными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кад-рового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе (общая проблема российского образования);
- недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной право-вой базы, в том числе ведомственной, которая не в должной мере обеспечивает социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантиру-ет ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития;
- ограничение доступа детей из малообеспеченных семей к качественно-му дополнительному образованию;
- сокращение бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному "истощению". Отсутствие гарантированного финансирования системы федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельно-сти, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;
- недостаточный уровень квалификации части административно - управ-ленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образова-ния на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
В целом потенциал системы в настоящий момент используется не в пол-ной мере, что связано с устаревшей учебной и материально-технической базой учреждений; недостаточностью законодательной базы в части дополнительного образования детей, отсутствием социальных нормативов и социальных гаран-тий, обеспечивающих доступность дополнительного образования детей для всех слоев населения; недостатком программ дополнительного образования де-тей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий, работу с детьми с ограниченными возможностя-ми здоровья; неразвитостью механизмов государственно-общественного кон-троля за качеством образования; дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей; оста-точным принципом финансирования учреждений дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней.
Таким образом, тема развития системы учреждений дополнительного об-разования является актуальной.
Объектом исследования выступает система дополнительного образова-ния.
Предметом исследования является организация дополнительного обра-зования в МОУ ДОД « ЦДТ Радуга» поселка Баранчинский.
Цель дипломной работы - изучить организацию дополнительного обра-зования в МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» для ее совершенствования.
Исходя из выше изложенного, сформулируем задачи:
- анализ нормативно-правового обеспечения развития системы дополни-тельного образования;
- рассмотрение теоретических аспектов развития системы дополнитель-ного образования в Российской Федерации;
- проведение анализа организации дополнительного образования и изы-скание возможностей по оптимизации деятельности МОУ ЦДТ «Радуга» по-селка Баранчинский Кушвинского городского округа.
Теоретической и методологической основой исследования послужили ра-боты отечественных и зарубежных авторов по экономической теории, регио-нальной экономике, государственному и муниципальному праву, посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и ме-тодам совершенствования их деятельности, регионального и муниципального регулирования.
При написании дипломного проекта использовалась нормативная база (Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, постановления Правительства), специальная, научная и периодическая литература, личные наблюдения, аналитическая и статистическая информация.
Дипломная работа включает введение, три главы и заключение. Прилага-ется список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов дет-ства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и разви-тия. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребите-лями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство.
Актуальность исследования управления деятельностью муниципального учреждения дополнительного образования определяется повышенным внима-нием к системе дополнительного образования детей и необходимостью разре-шения возникших проблем в организации и управлении деятельностью учреж-дений указанной системы.
Объектом исследования в дипломной работе стала система дополнитель-ного образования.
Предмет исследования в дипломной работе – организация дополнитель-ного образования в МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» поселка Баранчинский.
Цель дипломной работы заключалась в изучении организации дополни-тельного образования в МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» для ее совершенствования.
В дипломной работе были решены следующие задачи:
- анализ нормативно-правового обеспечения развития системы дополни-тельного образования;
- рассмотрение теоретических аспектов развития системы дополнитель-ного образования в Российской Федерации;
- проведение анализа организации дополнительного образования и изы-скание возможностей по оптимизации деятельности МОУ ЦДТ «Радуга» по-селка Баранчинский Кушвинского городского округа.
В первой главе работы были рассмотрены вопросы правового обеспече-ние развития системы дополнительного образования РФ. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образо-вания осуществляют нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают воз-можности ее развития. Необходим закон «О дополнительном образовании», призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенно-сти семьи.
Во второй главе рассмотрены теоретические основы развития системы дополнительного образования в РФ. Проведенный анализ позволил сделать сле-дующие выводы.
Становление дополнительного образования в России явилось результатом естественной потребности в образовании народных масс и активной позиции передовой российской интеллигенции. Учреждения, создаваемые в России для детей на протяжении своего существования претерпевали существенные изме-нения по целям, задачам, принципам, функциям, формам работы, направлениям деятельности.
Современное дополнительное образование детей в качестве системы ха-рактеризуется созданием условий (педагогических) для свободного выбора ка-ждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно - оздо-ровительная работа и массовый спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение, военно-патриотическое, социально-педагогическое, естествен-но-научное, эколого-биологическое, культурологическое.
Третья глава посвящена анализу деятельности МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» поселка Баранчинский. Проведенный анализ позволил сделать следующие вы-воды.
Центр детского творчества «Радуга» является муниципальным образова-тельным учреждением дополнительного образования детей пос. Баранчинского. Учреждение расположено по адресу Свердловская область, пос. Баранчинский, ул. Коммуны, д.47.
Обучение и воспитание в МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» ведется на русском языке. Основной формой образовательной деятельности являются занятия в творческих объединениях по интересам для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет на основе свободного выбора детей. МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» пред-лагает детям и подросткам шесть направлений организации их досуга.
МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» имеет четкую организационную структуру. Пе-дагогический коллектив учреждения достаточно профессионален, стабилен, обеспечивает реализацию прав обучающихся на качественное образование.
В МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» обучаются дети разных возрастных групп. Общая численность детей и подростков, посещающих клуб, в 2009 году со-ставляет 460 человек. Итогом образовательного процесса в области дополни-тельного образования является предъявление результатов прохождения обра-зовательных программ сообществу: проведение открытых занятий, участие в конкурсах в объединениях, выступления перед родителями, творческий отчет, областной фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала».
При организации досуга детей и подростков МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» поддерживает социальное партнерство с представителями внешней среды, в т.ч. с представителями образовательного пространства.
Проведенное анкетирование выборочных обучающихся МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» показало высокую эффективность организации досуга детей и подро-стков, посещающих учреждение: дети значительную часть свободного времени проводят в учреждении, что способствует их творческому развитию. На заняти-ях они приобретают определенные (в т.ч. и социально значимые) навыки. Мо-лодежь вовлечена в конкурсы и соревнования, которые способствуют социали-зации личности.
Для совершенствования деятельности и дальнейшего развития МОУ ДОД «ЦДТ Радуга» в дипломной работе представлены рекомендации по организации новогоднего праздника для детей-инвалидов поселка Баранчинский.
Для подготовки и реализации проекта требуется месяц.
Стоимость проекта составляет 58 500 рублей.
Проведение новогоднего праздника для детей – инвалидов в поселке Ба-ранчинский позволит:
- привлечь внимание общественности к проблеме детей – инвалидов и ор-ганизации их досуга;
- создать условия для общения детей – инвалидов;
- дать почувствовать детям данной категории внимание и заботу окру-жающих;
- оказать моральную поддержку детям – инвалидам и их родителям;
- поздравить детей – инвалидов с новогодними праздниками.
Проект будет иметь социальный эффект. Суть этого эффекта будет за-ключаться в уделении внимания детям-инвалидам поселка и проблеме органи-зации их досуга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ. 12 февраля 1993г. изд. Москва
2. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г., № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 мар-та, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ от 15 января 1996 г., № 3, ст. 145.
3. Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г., № 161 – ФЗ "О государст-венных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ 2002 г., № 48, ст. 4746.
4. Федеральный Закон от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» (с изм. от 19 июня, 12 авгу-ста, 28, 29, 30 декабря 2004г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005г., 15 февраля. 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября 2006г.).
5. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования // Перспективы соз-дания региональной системы непрерывного профессионального образо-вания. Оренбург, 1998.
6. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их твор-ческого развития. М., 2002. 138 с.
7. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных усло-виях // Нормативные документы образовательного учреждения. 2008. № 3. С. 17-19.
8. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учебно- ме-тодическое пособие для руководителей детских творческих объединений. Новороссийск, 2004. 241 с.
9. Бруднов А. К. Проблема качества как основная задача становления и раз-вития системы дополнительного образования детей в Российской Феде-рации // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2005. 289 с.
10. Волохов А.В. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 2008. 265 с.
11. Голованов В.П. Аттестация педагогических кадров в учреждении допол-нительного образования детей. М., 2008. 321 с.
12. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительно-го образования. М., 2007. 269 с.
13. Голованов В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений до-полнительного образования детей. М., 2008. 267 с.
14. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополни-тельного образования детей в современных социокультурных условиях. М., 2008. 206 с.
15. Горшкова Н.С. Программно-целевой подход в управлении учреждением дополнительного образования // Проблема результата и качества деятель-ности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 2007. С. 23 – 45.
16. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией О.Е Лебедева. М., 2007. 311 с.
17. Евладова Е.Б. Логинова Л.Г. Михайлова Н.Н. Дополнительное образова-ние детей: Учеб. пособ. для студентов. М., 2008. 362 с.
18. Жаркова Е.Н. Система дополнительного образования: проблемы и пути их решения. М.: Юнити, 2004. 128 с.
19. Железнова Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере до-полнительного образования. Оренбург, 2008. 245 С.
20. Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности сис-темы дополнительного образования детей // Проблема результата и каче-ства деятельности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 1997.
21. Коваль М.Б. Современные подходы к критериям эффективности управле-ния учреждением дополнительного образования // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. Яро-славль, 2007. С. 12 – 16.
22. Концепция управления качеством образования // Вестник образования. - М., 2002. № 6-7. с. 25-48.
23. Ломакин Г.О. Дополнительное образование детей. М .: Ритм, 2005. 289 с.
24. Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Ек., 2006. 396 с.
25. Межведомственная программа развития системы дополнительного обра-зования детей до 2010 года. Утверждена Приказом Министра образования и науки российской федерации от 16 апреля 2007 года.
26. Осьминина А.И. Управление качеством дополнительного образования де-тей // Проблема результата и качества деятельности учреждения допол-нительного образования. Ярославль, 2007. С. 56 – 74.
27. Соколов Э.В. Образование как саморазвитие личности //Проблемы обра-зования в современной социокультурной ситуации. СПб., 2006. 203 С.
28. Сретаев Е.Н. Учреждения дополнительного образования. М., 2007. 269 с.
29. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнитель-ного образования детей в сфере свободного времени. М., 2006. 365 с.
30. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: иннова-ционная социально-педагогическая модель. М., 2007. 254 с.
31. Храпова К.И. Инновации в сфере дополнительного образования. М., 2005. 261 с.
32. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнитель-ного образования инновационного типа. М., 2003. 269 с.
33. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения до-полнительного образования детей. М., 2004. 367 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.