• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОНОРСТВА КРОВИ В РФ 8
1.1. История развития донорства крови 8
1.2. Государственная политика в сфере донорства в РФ 13
1.3. Особенности рекрутинга доноров крови в РФ 23
1.4. Организация, развитие и пропаганда донорства крови в Свердловской
области 34
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ДОНОРСТВА 42
2.1. Федеральное законодательство в сфере донорства 42
2.2. Правовой статус донора 50
2.3. Нормативно-правовое регулирование донорства крови в
Свердловской области 60
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ДОНОРСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД КРАСНОТУРЬИНСК» 72
3.1. Общая характеристика Государственного бюджетного Учреждения
здравоохранения «Станция переливания крови № 5»
г. Краснотурьинска» 72
3.2. Анализ реализации государственной политики в сфере донорства
крови ГБУЗ СО «СПК № 5» 80
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности ГБУЗ
СО «СПК № 5» в рамках реализации политики донорства 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 111

РЕФЕРАТ

Совершенствование специализированной медицинской помощи в первую очередь в онкологии, гематологии, кардиохирургии, травматологии, акушерст-ве и других специальностях обусловливает возрастающую потребность лечеб-ных учреждений в компонентах и препаратах крови, единственным источником которых являются доноры. В связи с этим непрерывно возрастает значение проблемы донорства.
Цель дипломной работы заключается в проведении анализа реализации государственной политики в сфере донорства в Городском округе «Красно-турьинск» и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Объектом исследования в дипломной работе выступает Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Станция пе-реливания крови № 5».
Предметом исследования в работе являются особенности реализации по-литики донорства в муниципальном образовании.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио-графического списка и приложений.
В дипломной работе содержится 123 страницы текста, 5 рисунков, 13 таб-лиц, 11 приложений.










ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование специализированной медицинской помощи в первую очередь в онкологии, гематологии, кардиохирургии, травматологии, акушерст-ве и других специальностях обусловливает возрастающую потребность лечеб-ных учреждений в компонентах и препаратах крови, единственным источником которых являются доноры. В связи с этим непрерывно возрастает значение проблемы донорства.
Проблема донорства крови и ее компонентов является одной из очень важных для государства и ключевых для отечественного здравоохранения. От ее решения зависит сама возможность и качество оказания высокотехнологич-ной медицинской помощи в мирное время и в чрезвычайных ситуациях. Имен-но поэтому эту проблему можно отнести к разряду вопросов безопасности страны.
Донорство воспитывает в человеке высокие нравственные принципы - гуманизм, доброту, отзывчивость, патриотизм, в которых так нуждается совре-менное общество.
Положительное общественное отношение и активное участие населения в донорстве соответствуют целям государства в области безопасности и социаль-ной политики - формирование здорового поколения, физически и духовно крепкого общества.
Служба крови России представлена сетью специальных учреждений (ин-ституты, центры, станции переливания крови) и подразделений (отделения, ка-бинеты трансфузионной терапии лечебных учреждений), которые являются со-ставной частью здравоохранения и предназначены для заготовки, переработки, хранения транспортировки и применения крови, ее компонентов и препаратов. Учреждения службы крови совместно с Красным Крестом планируют, ком-плектуют и учитывают донорские кадры, осуществляют их медицинское обсле-дование, ведут заготовку консервированной крови и переработку ее на компо-ненты и препараты.
В последнее время вопросы донорства в России стали носить проблемный характер: активность населения по сдаче донорской крови в разы снизилась, в связи с чем донорской крови систематически не хватает. В последние десятиле-тия донорство переживает значительный спад, что в основном связано с прак-тически прекращением пропаганды донорства в средствах массовой информа-ции, невыполнением обязательств по льготам, предоставляемым донорам, крайне неудовлетворительным финансированием учреждений службы крови. Снижена активность Российского общества Красного Креста, органов управле-ния здравоохранением по привлечению населения к донорству. Администрация учреждений и предприятий, на которые ранее производились выезды с целью заготовки крови, занимает в проведении этой акции пассивную позицию, а весьма часто и прямо противодействуют участию трудового коллектива в до-норстве. Сотрудники этих предприятий в свою очередь, вследствие возможных нареканий руководителей неохотно покидают рабочие места.
Общее количество доноров в России за пятнадцать лет уменьшилось бо-лее чем вдвое. Так, в 1985 году общее количество доноров составляло 5,6 мил-лиона человек, через 10 лет в 1995 году - 2,9 миллиона, а к 2002 году достигло 2,2 миллионов.
Количество доноров на 1 тыс. населения в 2011 году составляло всего 15,4, в то время как по мировым данным для самообеспечения страны кровью и ее компонентами необходимо иметь 40 - 60 доноров на 1 тыс. населения. В странах Европейского Союза это количество в среднем составляет 40,2. Теоре-тически донорами могут быть 10 - 15 % населения, а в России ими являются только 1,6 %. За последние годы на 23 % сократилось количество первичных доноров, на 40,3 % - иммунных доноров, на 44 % - доноров клеток крови.
В сфере здравоохранения многое изменилось: повысилось качество меди-цинского обслуживания, медицинские услуги стали доступнее, но вопросы до-норства продолжают оставаться неразрешенными. Актуальностью обозначен-ной проблемы обусловлен выбор темы дипломной работы.
Вопросы донорства как одной из форм реализации конституционного права человека на жизнь посвящены работы следующих ученых в области пра-ва М.В. Баглая, А.А. Белкина, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, И.И. Горелика, В.Д. Карповича, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Н.С. Малеина, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, Ф.М. Рудинского, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чир-кина, В.Н. Хропанюка, Л.С. Явича и других.
Общие вопросы государственной политики донорства освещены в рабо-тах В.И. Акопова, Е.Г. Афанасьевой, Н.И. Беседкиной, А.Н. Головистиковой, И.И. Голубова, Е.В. Григоровича, Ю.А. Дмитриева, Э.А. Иваевой, М.И. Ковале-ва, Л.О. Красавчиковой, Г.Н. Красновского, М.Н. Малеиной, Е.Н. Маслова, В.С. Овчинского, Г.Б. Романовского, В.П. Сальникова, Ю.Д. Сергеева, С.Г. Стецен-ко, С.С. Тихоновой, С.С. Шевчука, Е.В. Шленевой, Б.Г. Юдина и других.
Тем не менее вопросы реализации политики в сфере донорства продол-жают оставаться актуальными.
Цель дипломной работы заключается в проведении анализа реализации государственной политики в сфере донорства в Городском округе «Красно-турьинск» и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с целью работы были сформулированы ее задачи:
- изучить теоретические аспекты донорства крови в РФ (историю разви-тия донорств, особенности государственной политики в сфере донорства, орга-низацию рекрутинга доноров крови, организацию донорства крови в Свердлов-ской области);
- рассмотреть нормативно-правовую базу государственной политики в сфере донорства;
- проанализировать особенности реализации политики донорства в Го-родском округе «Краснотурьинск»;
- разработать рекомендации по совершенствованию реализации политики донорства в Городском округе «Краснотурьинск».
Объектом исследования в дипломной работе выступает Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Станция пе-реливания крови № 5».
Предметом исследования в работе являются особенности реализации по-литики донорства в муниципальном образовании.
Методологическую основу дипломной работы составили общенаучный диалектический метод познания социальных явлений в их историческом разви-тии и взаимосвязи, с точки зрения теории и практики, и частно-научные мето-ды, в том числе: логический, историко-правовой, системно-структурный, фор-мально-юридический, статистический, сравнительного анализа и другие мето-ды познания. Их применение позволило автору исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, за-ключение, библиографический список, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование специализированной медицинской помощи в первую очередь в онкологии, гематологии, кардиохирургии, травматологии, акушерст-ве и других специальностях обусловливает возрастающую потребность лечеб-ных учреждений в компонентах и препаратах крови, единственным источником которых являются доноры. В связи с этим непрерывно возрастает значение проблемы донорства.
Анализ теоретических аспектов реализации государственной политики донорства в РФ позволил сделать основные выводы.
1) Донорство - свободно выраженный добровольный акт дачи крови и ее компонентов для применения их с лечебной целью. Лиц, добровольно дающих свою кровь и ее составные части, называют донорами. Донорство крови имеет продолжительную историю своего развития и берет начало в мировой истории - с ХV века, в России – с 1832 года.
2) Государственная политика в сфере поддержки и развития донорского движения предусматривает следующие основные направления: санитарное просвещение населения по вопросам донорства и лечебного применения крови и ее компонентов; агитация населения к участию в донорстве крови; совершен-ствование нормативно-правовой базы донорства крови; совершенствование системы морального стимулирования безвозмездного донорства и поощрения организаторов донорского движения; развитие медицинских технологий кон-троля и поддержания состояния здоровья доноров; повышение качества органи-зационно-методического руководства донорским движением в регионах; разра-ботка и внедрение программного обеспечения работы с донорами на базе авто-матизированных рабочих мест, включенных в региональные и федеральную информационные сети; профессиональная подготовка специалистов для работы с донорскими кадрами и развития донорства крови; совершенствование систе-мы медицинского и социального страхования доноров крови и ее компонентов.
3) В Свердловской области донорство носит в основном безвозмездный характер, причем данный показатель с каждым годом увеличивается. Служба крови является одной из важнейших составных частей здравоохранения Сверд-ловской области и обеспечивает оказание трансфузиологической помощи как в мирное время, так и при чрезвычайных ситуациях.
Анализ нормативно-правовой базы донорства позволил сделать следую-щие выводы.
1) Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила за каждым че-ловеком право на жизнь (ст. 20). В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Современные достижения медицины, ко-торые направлены на сохранение и появление жизни, такие как транспланта-ция, применение вспомогательных репродуктивных технологий, позволяют вы-делить такую форму реализации этого права как донорство.
2) Систему правовых норм, регулирующих отношения донорства состав-ляют нормативно-правовые документы международного уровня (Всеобщая дек-ларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с при-менением биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине ETS №164), федерального уровня (Конституция РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей чело-века», Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов», ФЗ «О предупрежде-нии распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого виру-сом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»), постановления Правитель-ства РФ, Приказы Минздрава РФ.
3) Правовой статус субъекта права на донорство включает в себя права, свободы, обязанности и их гарантии, соответствующие общему конституцион-но-правовому статусу человека и гражданина Российской Федерации, обреме-ненные особым их правовым состоянием, заключающимся в наличии объек-тивной и неустраняемой опасности для жизни и здоровья.
4) В Свердловской области действует региональное законодательство в сфере донорства и ряд муниципальных целевых программ в муниципальных образованиях.
Реализацией политики донорства в Северном управленческом округе Свердловской области занимается ГБУЗ СО «СПК № 5», расположенное в го-роде Краснотурьинске. В состав учреждения входят 5 структурных подразделе-ний, укомплектованные всеми необходимыми кадрами.
ГБУЗ СО «СПК № 5» обеспечивает 10 учреждений здравоохранения Се-верного управленческого округа Свердловской области донорской кровью и ее компонентами. В 2011 году учреждение обслуживало 306 863 жителя Северно-го управленческого округа и 2569 коек учреждений здравоохранения.
Общее количество доноров в 2011 году сократилось по сравнению с 2010 годом, что привело к снижению показателей кровосдач и количеству заготов-ленной крови.
В 2011 году ГБУЗ СО «СПК № 5» было изготовлено 12 видов продукции из крови и ее компонентов. Из 12 видов продукции 3 вида были выданы учреж-дениям здравоохранения в полном объеме. По остальным 9 видам продукции имелся остаток на конец года.
ГБУЗ СО «СПК № 5» осуществляет сотрудничество по заготовлению до-норской крови с предприятиями и учреждениями города Краснотурьинска. Ра-ботниками учреждения ежегодно разрабатывается план-задание по донорству по предприятиям и учреждениям городского округа Краснотурьинск в соответ-ствии с полученным государственным заданием на заготовление донорской крови.
ГБУЗ СО «СПК № 5» систематически поводит дни донора с целью реали-зации государственной политики в сфере донорства. В 2011 году было прове-дено 3 таких акции, участниками которых стали 332 человека.
ГБУЗ СО «СПК № 5» осуществляет тесное взаимодействие с местными СМИ, в частности – с печатными изданиями. В газетах города размещается ин-формация о работе учреждения, о проводимых акциях.
Проведенный анализ позволил выявить проблемную ситуацию в деятель-ности ГБУЗ СО «СПК № 5» - систематическую нехватку крови в г. Красно-турьинске и Северном управленческом округа.
В дипломной работе представлен проект по проведению рекламно - про-пагандистской кампании донорства в Северном управленческом округе.
Сроки реализации проекта – август – сентябрь 2012 года.
Стоимость проекта – 781 750 руб.
Организация и проведение рекламно-пропагандистской кампании донор-ства ГБУЗ СО «СПК № 5» позволит:
- устранить на определенное время дефицит в донорской крови;
- выявить новых доноров на территории Северного управленческого ок-руга Свердловской области;
- сделать донорство привлекательным для граждан;
- повысить активность граждан в сдаче донорской крови;
- предоставить населению Северного управленческого округа Свердлов-ской области информацию о донорстве.
Все перечисленное говорит о том, что реализация проекта.
Основная ценность проекта будет заключаться в том, что при удачной его реализации население всего Северного управленческого округа Свердловской области на 1 месяц будет обеспечено донорской кровью.









БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Ге-неральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Консультант-плюс.
2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Консультант-плюс.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра-вах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 де-кабря 1966 года // Консультант-плюс.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
8. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Ведомости Съезда народных депутатов Россий-ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 янва-ря 1993 г., N 2, ст. 62.
9. Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонен-тов" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1993 г., N 28, ст. 1064.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О пер-сональных данных" // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоро-вья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
12. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении рас-пространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого виру-сом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // Собрание законода-тельства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212.
13. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похо-ронном деле" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 146.
14. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужа-щих" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.
15. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Соб-рание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
17. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об ос-новах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
18. Проект Федерального закона N 632282-5 "О внесении изменений в неко-торые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" (внесен Пра-вительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 10.04.2012 N 258-6 ГД) // Консультант-плюс.
19. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 N 717 (ред. от 22.06.2006, с изм. от 20.10.2006) "О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" // Собрание за-конодательства РФ", 22.10.2001, N 43, ст. 4100.
20. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1017 "Об ут-верждении Правил проведения обязательного медицинского освидетель-ствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 43, ст. 4070.
21. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" // Собрание законодатель-ства Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 48 ст. 4793.
22. Приказ Минздрава РФ от 25 ноября 2002 г. N 363 "Об утверждении Инст-рукции по применению компонентов крови" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 10 февраля 2003 г. N 6.
23. Приказ Минздрава РФ от 14 сентября 2001 г. N 364 "Об утверждении по-рядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 12 ноября 2001 г., N 46.
24. Приказ Минздрава РФ от 20 декабря 2001 г. N 460 "Об утверждении Ин-струкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни-тельной власти от 4 февраля 2002 г., N 5.
25. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук от 25 мая 2007 г. N 357/40 "Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека - объектов транс-плантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека" // Российская газета от 26 июня 2007 г. N 134.
26. Приказ Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. №73 «Об утверждении Инст-рукции по определению критериев и порядка определения момента смер-ти человека, прекращения реанимационных мероприятий» // Консуль-тант-плюс.
27. Областной Закон от 12 октября 2004 года № 141-ОЗ «О защите населения Свердловской области от инфекционных заболеваний, передаваемых при донорстве крови и ее компонентов, заготовке, переработке, хранении, ис-пользовании донорской крови и ее компонентов, в Свердловской облас-ти» // Консультант-плюс.
28. Постановление Правительства Свердловской области от 06 февраля 2008 года № 87-ПП «О внесении изменений в Положение о порядке питания доноров в день сдачи крови в государственных учреждениях здравоохра-нения Свердловской области, утвержденное Постановлением Правитель-ства Свердловской области от 23.04.2007 N 338-ПП» // Консультант-плюс.
29. Приказ Минздрава Свердловской области от 28.10.2010 N 1038-п "О соз-дании Донорского совета Свердловской области по реализации меро-приятий программы "Развитие массового донорства крови и ее компонен-тов в России" // Консультант-плюс.
30. Баданов К.Н. Политика РФ в сфере донорства. М., 2011. 136 с.
31. Борзунова Е.Н. Вопросы донорства крови в РФ. М., 2010. 261 с.
32. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гар-дарики, 2006. 264 с.
33. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. М., 2003. 388 с.
34. Вахрушева К.Н. Проблемы донорства в РФ. М., 2011. 158 с.
35. Вениаминов Г.Н. Донорство в РФ. М., 2011. 147 с.
36. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управле-ния. М.: Проспект, 2006. 298 с.
37. Голиков А.А. История развития донорства крови в РФ. М., 2009. 165 с.
38. Грушилина Е.Г. Донорство крови: история и современность. М., 2009. 163 с.
39. Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление: Учебное пособие. Хабаровск: ВВАГС. 2008. 359 с.
40. Диаконов К.И. Проблемы донорства в России. М., 2008. 159 с.
41. Дремина Н.Н. Рекрутинг доноров крови. М., 2011. 112 с.
42. Емельянова У.К. Рекрутинг в сфере донорства крови: зарубежный опыт. М., 2009. 211 с.
43. Жомова Н.Н. Правовое положение донора крови в РФ. М., 2009. 211 с.
44. Зайкова Н.Б. Правовая основа донорства в РФ. М., 2011. 165 с.
45. Калашникова О.В. Государственная политика в сфере донорства. М., 2010. 132 с.
46. Королев С.В. Теория муниципального управления. М.: ВИНИТИ, 2009. 144 с.
47. Мальцева К.К. Государственная поддержка донорства. М., 2012. 169 с.
48. Маршалова А. Система государственного и муниципального управления: Курс лек¬ций. М.: Омега-Л, 2006. 287 с.
49. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. М.: ЮНИТИ, 2007. 269 с.
50. Носова Н.Н. Пропаганда донорства: формы и методы. М., 2011. 167 с.
51. Оплетаев Д.Д. Социальные проблемы донорства в РФ. М., 2010. 185 с.
52. Ореховский П. А. Муниципальный менеджмент. М.: Московский обще-ственный научный фонд, 2009. 117 с.
53. Петухова Е.Н. Социальная поддержка доноров крови в РФ. М., 2009. 105 с.









Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.