• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Образование как объект социологического исследования 8
1.2. Современное состояние сферы образования РФ 14
1.3. Проблемы образования в современном российском обществе 23
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 31
2.1. Нормативно-правовое регулирование системы дошкольного
образования в РФ 31
2.2. Нормативно-правовое регулирование системы общего образования 39
2.3. Нормативно-правовое регулирование системы профессионального
образования 44
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «КРАСНОТУРЬИНСК» 56
3.1. Характеристика системы образования Городского округа
«Краснотурьинск» 56
3.2. Анализ социальных проблем сферы образования Городского
округа «Краснотурьинск» 67
3.3. Пути решения социальных проблем сферы образования Городского
округа «Краснотурьинск» 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 113


РЕФЕРАТ

На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продук-тивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают ин-вестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложе-ний и один из главных источников умножения национального богатства. Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономи-ческого роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики.
В связи с этим исследования проблем сферы образования являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом.
Предметом исследования в дипломной работе являются социальные про-блемы образования среднего индустриального города.
Объектом исследования выступает сфера образования Городского округа «Краснотурьинск».
Цель дипломной работы заключается в выявлении социальных проблем сферы образования Городского округа «Краснотурьинск» и разработке реко-мендаций по их решению.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио-графического списка и приложений.
В дипломной работе содержится 117 страниц текста, 4 рисунка, 31 табли-ца, 5 приложений.





ВВЕДЕНИЕ

Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Про-цесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование дает человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Цель образования - приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться.
Личностная образовательная потребность связана с созданием образа ок-ружающего мира. Это та система ценностей, моделей поведения, которая по-зволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Общество является той образовательной средой, из которой индивид получает информацию, необхо-димую для ориентации в окружающем мире. В этом смысле, личность имеет потребности, выходящие за рамки государственной системы образования. В структуру личностной потребности включается такая интеллектуальная социа-лизация, как формирование «Я-концепции», ее формирование не может осуще-ствляться вне образовательной среды. Капиталом, который человек может вы-годно реализовать, в обмен на некие социальные и материальные блага. Факто-рами, определяющими личностную потребность в образовании являются: место жительства (географический фактор); семейные традиции (социальный фак-тор); материальное положение (экономический фактор). Масштаб образова-тельной потребности определяется количеством учащихся, желающих попасть или остаться в системе образования. В социологии он измеряется размерами контингента учащихся. На масштаб образовательной потребности влияют: де-мографический фактор; географический фактор; интернационализация образо-вания.
Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в по-стиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.
На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продук-тивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают ин-вестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложе-ний и один из главных источников умножения национального богатства.
Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эф-фективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутрен-ней и внешней среды, достижения науки и передовой практики. Становится очевидным, что России для скорейшего возвращения в первый эшелон истори-чески лидирующих государств следует в полной мере использовать свой по-тенциал в сфере образовательных услуг и науки.
Вот почему научные исследования проблем сферы образования являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структу-ре социально-экономических исследований в целом.
Современный этап исследования социальных проблем сферы образования характеризуется комплексным и углубленным их изучением в условиях рыноч-ной системы. К числу таких исследований относятся работы А.И.Добрынина, С.А.Дядлова, В.И.Ерошина, И.В.Ильинского, М.М.Критского, Д.С.Львова, Л.Ф. Колесникова, Е.Б.Куркина, С.А.Курканского, М.М.Критского, А.Н.Тихонова, В.Н. Турченко, В.А.Садовничего, В.М.Филиппова, В.В.Чекмарева, В.П. Щети-нина других ученых.
Из зарубежных исследователей огромный вклад в разработку вопросов управления сферой образования внесли: Д.Белл, Г.Беккер, Й.Бен-Порэт, М. Бо-уман, М.Блауг, И.Бертран, Б.Вейсборд, Э.Денисон, Дж.М.Кейнс, Я.Корная, Э. Лэзер, И.Масуда, Я.Минсер, Ш.Розен, Э.Тоффлер, Д.Уилер, У.Шарп, Т.Шульц, Й. Шумпетер и др.
Тем не менее, несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных сфере образования, вопросы решения социальных проблем обра-зования продолжают оставаться актуальными.
Предметом исследования в дипломной работе являются социальные про-блемы образования среднего индустриального города.
Объектом исследования выступает сфера образования Городского округа «Краснотурьинск».
Цель дипломной работы заключается в выявлении социальных проблем сферы образования Городского округа «Краснотурьинск» и разработке реко-мендаций по их решению.
Цель дипломной работы определила ее задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические основы социологии об-разования;
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование системы образования РФ;
- охарактеризовать сферу образования Городского округа «Краснотурь-инск»;
- провести социологическое исследование, направленное на выявление проблем в сфере образования Городского округа «Краснотурьинск»;
- определить пути решения выявленных проблем и разработать рекомен-дации по совершенствованию функционирования системы образования Город-ского округа «Краснотурьинск».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам в сфере образова-тельных услуг, а также теоретические положения, изложенные в работах по го-сударственному и муниципальному управлению, теории государственного ре-гулирования, экономике образования.
В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза, обобщения, сопоставления, анкетирования, наблюдения, а также ситуационный подход к решению проблем сферы образования, позволяющий рассматривать сферу об-разовательных услуг в единстве и взаимосвязи образующих ее элементов, и системный подход, реализованный при помощи методов статистического и сравнительного анализа.
Эмпирическую базу исследования составили, нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, материалы Управления обра-зования и образовательных учреждений Городского округа «Краснотурьинск».
Дипломная работа включает введение, три главы, заключение, библио-графический список. Имеются приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эф-фективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутрен-ней и внешней среды, достижения науки и передовой практики. В связи с этим исследования проблем сферы образования являются актуальными и выдвига-ются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследо-ваний в целом.
Анализ теоретических и правовых аспектов функционирования сферы образования позволил сделать следующие выводы.
Социализация подрастающих поколений – это не только обучение прави-лам, профессиональным навыкам, но и формирование в определенной социо-культурной среде. Образование способствует передаче ценностей сложившейся в обществе культуры, помогает поддерживать существующий социальный по-рядок.
Система образования – своего рода фильтр для молодых людей, опреде-ляющих, что они будут делать, когда станут взрослыми. Уровень образования уже предполагает определенный социальный статус, возможности профессио-нального и социального продвижения.
Существует ряд социологических проблем в сфере образования. Такие как: низкая востребованность знаний, профессиональной квалификации; дефи-цит профессионализма; качество подготовки в школе и вузе; уход научно-педагогических работников в коммерческие структуры; старение преподава-тельских кадров вузов; формирование культуры, гуманитарная подготовка сту-дентов; сохранение здоровья учащихся и студентов.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что образование – соци-альный институт общества, который выполняет важнейшие функции.
Нормативно-правовые основы управления образовательными учрежде-ниями представляют собой упорядоченную шестиуровневую систему законода-тельства об образовании: 1 уровень - международно-правовой, 2 уровень - фе-деральные законы, 3 уровень - законы субъектов РФ, 4 уровень - подзаконный, к которому относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, 5 уровень - ведомственный, 6 уровень - локальный.
Анализ состояния сферы образования города Краснотурьинска позволил сделать следующие выводы.
Система дошкольного образования на территории городского округа Краснотурьинск представлена 34 дошкольными образовательными учрежде-ниями, посещают которые 3250 детей.
Система общего образования представлена 19 общеобразовательными учреждениями: 2 начальные школы; 4 основных общеобразовательных школ; 9 средних общеобразовательных школ, 3 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов физико-математического профиля, 1 вечер-няя (сменная) общеобразовательная школа, в которых обучается 6737 человек.
Система дополнительного образования: 4 учреждения дополнительного образования - это центр детского творчества, станция юных натуралистов, спе-циализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, детско-юношеская спортивная школа по хоккею с мячом «Маяк», которые по-сещают 3854 человека, и межшкольный учебный комбинат, в котором обуча-ются 482 подростка.
В системе образования городского округа работает 1907 педагогов. Сред-ний возраст педагогических работников составляет 45 лет, средний возраст ру-ководителя общеобразовательного учреждения 52 года, руководителя дошко-льного учреждения - 47 лет.
В ходе проведенного социологического исследования в сфере образова-ния города Краснотурьинска были выявлены следующие социальные пробле-мы:
- проблема низкого качества образовательных услуг, распространения их платности;
- несоответствие стремлений к получению знаний объёму информации, получаемой учащимися в школах города;
- слабая профессиональная подготовка учащихся школ;
- проблема скудного библиотечного фонда, нехватки учебной литературы в общеобразовательных учреждениях города;
- низкий уровень информированности учащихся школ о дальнейшем обу-чении.
анализ выявленных проблем в сфере образования города Краснотурьин-ска и путей их решения показал, что:
- часть проблем являются общероссийскими и характерны для РФ, Свердловской области и Городского округа «Краснотурьинск», решение этих проблем должно осуществляться на федеральном и региональном уровнях;
- часть проблем имеют место только в городе Краснотурьинске и могут быть решены силами сотрудников образовательных учреждений города и Уп-равления образования;
- проблемы сферы образования во многом являются взаимосвязанными: так, проблема недостаточного финансирования деятельности образовательных учреждений приводит к возникновению сопутствующих проблем.
В дипломной работе рассмотрены пути решения общих для сферы обра-зования РФ проблем и разработаны рекомендации для решения проблем сферы образования города Краснотурьинска. В частности, для решения проблемы низ-кого качества образовательных услуг предложено:
- организовать работу по повышению профессионального уровня педаго-гических работников путем проведения городских педагогических чтений, се-минаров, совещаний;
- организовать работу по укреплению материально-технической базы об-разовательных учреждений.
Для решения проблемы несоответствия стремлений к получению знаний объёму информации, получаемой учащимися в школах города в дипломной ра-боте разработан алгоритм действий по организации и проведению элективных курсов в образовательных учреждениях города.
Для решения проблемы слабой профессиональной подготовки учащихся школ предложен план работы по профориентации учащихся старших классов школ.
Для решения проблемы низкого уровня информированности учащихся школ о дальнейшем обучении в дипломной работе предложено размещать со-ответствующую информацию на сайте Управления образования города.
Предложенные рекомендации будут способствовать разрешению соци-альных проблем в сфере образования Городского округа «Краснотурьинск».


















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова¬нием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
7. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797.
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802.
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор¬ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Соб¬рание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
10. Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ "О внесении измене¬ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // Собрание законода¬тельства Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 43 ст. 5084.
11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных га¬рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без по¬печения родителей» // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. 1996. № 52. Ст. 5880; 1998. № 7. Ст. 788; 2000. № 33. Ст. 3348; 2002. № 15. Ст. 1375; 2003. № 2. Ст. 160; 2004. № 35. Ст. 3607.
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Соб¬рание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
13. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 30.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положе¬ния государственных (муниципальных) учреждений" // Собрание законо¬дательства РФ, 10.05.2010, N 19, ст. 2291.
14. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 "О нацио-наль¬ной доктрине образования в Российской Федерации" // Собра¬ние за-конодательства Российской Федерации от 9 октября 2000 г., N 41, ст. 4089.
15. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 300 "О призна¬нии утратившим силу постановления Правительства Российской Федера¬ции от 12 сентября 2008 г. N 666" // Собрании законодательства Россий¬ской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 17 ст. 1974.
16. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об ут-вер¬ждении Типового положения об образовательном учреждении для де-тей дошкольного и младшего школьного возраста" // Собрание законо¬дательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4542.
17. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 846 “О по¬рядке и условиях предоставления в 2007 году финансовой помощи из фе¬дерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содер¬жание ребенка в государственных и муниципальных образовательных уч¬реждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования” // Текст постановления официально опубли¬кован не был.
18. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 849 "О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержа¬ние ребенка в государственных и муниципальных образовательных учре¬ждениях, реализующих основную общеобразовательную программу до¬школьного образования" // Собрание законодательства Российской Феде¬рации от 1 января 2007 г. N 1 (часть II) ст. 300.
19. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утвер¬ждении Типового положения о дошкольном образовательном учрежде¬нии" (утратило силу) // Собрание законодательства Российской Федера¬ции от 29 сентября 2008 г. N 39 ст. 4432.
20. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профес-сионального образования (среднем специальном учебном заведении)» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N 30 (ч. 2), ст. 3631.
21. Постановление Правительства РФ от 23 мая 1995 г. N 498 «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Россий-ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 мая 1995 г. N 22 ст. 2070.
22. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р "О Концепции Фе¬деральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ, 28.02.2011, N 9, ст. 1255.
23. Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 N 56 «Об утверждении Обяза-тельного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // «Вестник образования», N 9, 1999.
24. Агранович M.Л. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов. М.: Логос, 2010. 214 с.
25. Артюхов М.В. Муниципальное образование: сущность, структура, управление развитием. Кемерово: ИУУ, 2011. 185 с.
26. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и про-фессиональной школе. Санкт-Петербург, 2006. 354 с.
27. Бокатюк Н.А. К вопросу об административно-правовом регулировании и модернизации современного среднего профессионального образования // Право и жизнь. 2007. № 115. с. 21 – 29.
28. Бочкарев В.И. Демократизация управления общим образованием в России. Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. М.: ИОО МОН РФ, 2011. 286 с.
29. Братановский С.Н. Системный анализ образовательной деятельности в России. Саратов, 2010. 222 с.
30. Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград: Альянс Югполиграфиздат, 2011. 273 с.
31. Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Певная М.В. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий // Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 167 с.
32. Вырцыпаева Е.Н. Профессиональное образование в России: история и со-временность. М.: Юнити, 2012. 203 с.
33. Ермоленко В.А.Основные тенденции развития базового профессиональ-ного образования. М.: Педагогика, 2010. 254 с.
34. Жуманов К.Е. Система профессионального образования. Современный подход. М.: Ритм, 2011. 271 с.
35. Ибрагимов Г.И. Качество образования: вопросы теории и технологии. Казань: Школа, 2010. 231 с.
36. Коробецкий И.А. Управление муниципальной системой образования. М.: Аспект-Пресс, 2004. 265 с.
37. Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования. Волгоград, 2004. 152 с.
38. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования. М.: Аспект-Пресс, 2002. 321 с.
39. Огородникова Е.И. Критерии перехода образовательных учреждений на новые формы обучения. М.: Педагогика, 2007. 344 с.
40. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Просвещение, 2011. 293 с.
41. Пуденко Т.И. Программно-целевой подход в управлении муниципальными системами образования. М.: АРЕС, 2011. 124 с.
42. Пуденко Т.И. Управление устойчивым развитием муниципальной системы образования в условиях социально-экономических трансформаций: монография. М.: Граф-дизайн. 2010. 144 с.
43. Путило Н.В. Теоретико-правовые вопросы систематизации законодательства об образовании. // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2007. - С. 25.
44. Тихонов А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита пресс, 2011. 216 с.
45. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2006. 223 с.
46. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2005. 384 с.
47. Юшина В.А. Муниципальное управление: учебник для вузов. М.: РНЦ ГМУ, 2010. 327 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.