• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ - СИРОТ 7
1.1. Положение детей-сирот в РФ 7
1.2. Формы устройства детей-сирот 14
1.3. Государственная политика в отношении детей-сирот 22
1.4. Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот 28
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 38
2.1. Характеристика работы с детьми-сиротами в Свердловской
области 38
2.2. Общая характеристика ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» 45
2.3. Анализ организации работы с детьми в ГКОУ СО «Кушвинский
детский дом» 57
2.4. Анализ организации работы ГКОУ СО «Кушвинский детский дом»
по обеспечению социальных гарантий детям-сиротам 68
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ В ГКОУ СО «КУШВИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» 77
3.1. Анализ проблемной ситуации и ее причин 77
3.2. Разработка целевой структуры проекта 82
3.3. Планирование ресурсов 88
3.4. Реализация проекта 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 109

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сиротства сегодня характерна для многих стран - как развитых, так и развивающихся. По данным международных экспертов ООН, заметный рост числа брошенных детей отмечается в странах Западной и Восточной Ев-ропы. Американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. За рубежом их называют «отказниками», «казенными младенцами», «рожден-ными, чтобы быть покинутыми» и др. В России в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения при живых родителях, возникло понятие «социаль-ные сироты».
Специалисты утверждают, что за последние сто лет наша страна пережи-вает третью волну сиротства. Первая пришлась на период после первой миро-вой и гражданской войн в начале XX в.; вторая захватила страну во время и по-сле Великой Отечественной войны. Третью волну мы наблюдаем сейчас. Если в 1945 г. в России было около 678 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, то сегодня их число в два раза превышает общее количест-во воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отече-ственной войн. По числу детей-сирот (в т.ч. социальных), приходящихся на ка-ждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире.
Данная ситуация обусловлена процессами, характеризующими развитие России два последних десятилетия XX века. Небывалый духовный, экономиче-ский, политический, социальный кризисы, потрясшие страну, привели к увели-чению числа семей, которые испытывают социально-экономические, психоло-гические проблемы, переживают структурную дезорганизацию. Так, в России выросло число детей, рожденных вне брака: в 1985 г. их удельный вес состав-лял 12 % от общего количества родившихся за год детей, в 1991 г. – 16 %, в 2007 г. – 28 %. В 2009 г. в округе Екатеринбурге, например, каждый сотый ре-бенок воспитывался в неполной семье, ежегодно растет число лиц, лишенных родительских прав.
Традиционный для России путь решения проблем воспитания, образова-ния и реабилитации детей, по тем или иным причинам лишившихся родителей, заключается в развитии системы учреждений государственного попечения раз-ного типа, т.е. интернатных учреждений. Их в нашей стране сегодня насчиты-вается около 2100. Это школы- и дома-интернаты, дома ребенка, детские дома (в т.ч. семейного типа), социальные приюты, семейные детские дома и детские деревни. Из этого общего числа учреждений государственного попечения, по данным Министерства образования РФ, 1315 являются детскими домами: до-школьными, смешанного типа, коррекционными. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в опекунских, па-тронатных и приемных семьях.
Именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о совершенствовании системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность указанных вопросов обусловила выбор темы диплом-ной работы: «Совершенствование методов социальной защиты детей-сирот в муниципальном образовании».
Разработкой теоретических и практических аспектов, связанных с про-блемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие ученые как Г.В. Семья, И.Ю. Дементьева, Е.И. Морозова.
Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как М.П. Аракелова, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, А.Н. Елизаров, Г.Г. Силласте, Г.И. Осадчая, Е.Р. Смирнова, В.В. Форсова, А.С. Барашкова, Е.М. Рыбинский, Л.В. Кузнецова, М.И. Несмеянова, С.Ю. Барсуко-ва, СВ. Кочеткова, О.Г. Исупова и др.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать ме-тоды социальной защиты детей-сирот в ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи исследования сформулированы в соответствии с поставленной це-лью:
- выявить особенности положения детей-сирот в РФ и формы их устрой-ства;
- изучить государственную политику в отношении детей-сирот и норма-тивно-правовые основы социальной защиты детей-сирот;
- провести оценку системы социальной защиты детей-сирот в ГКОУ СО «Кушвинский детский дом»;
- разработать рекомендации по совершенствованию работы с детьми - си-ротами в ГКОУ СО «Кушвинский детский дом».
Объектом исследования является система социальной защиты детей - си-рот в РФ.
В качестве предмета исследования выступают социальные аспекты функ-ционирования и развития системы социальной защиты детей – сирот.
Теоретической и методологической основой исследования явились рабо-ты классиков социологии, исследования современных ученых, посвященные проблемам социального порядка и вопросам социальной политики.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные акты, ре-гулирующие предоставление социальных гарантий детям-сиротам и детям, ос-тавшимся без попечения родителей, а также регламентирующие работу госу-дарственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите этой категории граждан; материалы государственной статистики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Исходя из результатов проведенного исследования теоретических и пра-вовых основ социальной защиты детей – сирот, можно сделать основные выво-ды.
Социальная политика – это деятельность органов государственной власти и государственных учреждений в области социальных отношений. Объектом социальной политики становится население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои и группы, семьи.
Одним из направлений реализации социальной политики государства яв-ляется забота о семье. Семейная политика - это относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями.
С принятием указа Президента РФ «Об основных направлениях государ-ственной семейной политики» впервые в нашей стране семейная политика по-лучила государственный статус и официальное определение. В ряде регионов разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики, рас-ширяется сеть учреждений социальной помощи семье и детям.
Существенным шагом в сфере регулирования брачно-семейных отноше-ний явилось принятие в марте 1996 года Семейного кодекса РФ, который в большей степени отражает новые социально-экономические реалии.
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специа¬лизированные уч-реждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Основным видом образовательных учреждений является детский дом - специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения роди¬телей.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмот-рены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной под-держке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответ-ствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти гарантии при получении образования, в области труда и занятости, при медицинском обслуживании, в жилищной сфере.
Анализ системы работы с детьми-сиротами в государственном учреждении показал следующее.
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Куш-винский детский дом» находится в ведомственном подчинении Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» реализует образовательные про-граммы дошкольного образования, в том числе компенсирующего вида; про-граммы государственного воспитания; образовательные программы дополни-тельного образования.
В ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» в течение календарного года принимаются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспо-собными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.
Организационная структура учреждения является линейно - функцио-нальной. Директор осуществляет общее руководство деятельностью учрежде-ния. Большая часть работников детского дома имеет необходимое образование, стаж работы и квалификационную категорию для работы с данной категорией детей.
В 2011 году в ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» была организована работа пяти групп, в которых проживало 39 воспитанников.
В ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» организована воспитательная работа с воспитанниками. С детьми проводятся мероприятия в форме бесед, викторин, диспутов, соревнований, экскурсий и др. (в течение 2010 – 2011 учебного года силами педагогических работников было поведено 853 меро-приятия разных форм, темп роста к предыдущему периоду составил 130 %). Поводится работа с так называемыми «трудными» детьми и подростками. С це-лью профилактики совершения правонарушений осуществляется организация деятельности воспитанников в каникулы и во внеурочное время.
В учреждении проводится работа по обеспечению социальных гарантий детям-сиротам. Все воспитанники учреждения посещают общеобразовательные школы города, среди воспитанников детского дома неуспевающих нет.
Воспитанники получают необходимое лечение по итогам диспансериза-ции. Иммунизация детей в детском доме проводится согласно национального календаря прививок. Всем воспитанникам детского дома проводится профилак-тика туберкулеза в виде постановки реакции Манту. Дети с 15 лет проходят флюорографическое обследование легких. Организовано 5-разовое питание, проводятся мероприятия по оздоровлению детей и подростков.
Воспитанникам ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» гарантируется личная безопасность. В детском доме установлена ПС и система оповещения при пожаре, оборудованы пути эвакуации; пропитаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачных помещений; осуществляется в соответст-вии с планом работы перезарядка первичных средств пожаротушения; установ-лены и обслуживаются по договору системы видеонаблюдения и тревожной кнопки; помещения содержатся в соответствии санитарными нормами и требо-ваниями; проводится в соответствии с планом работы аттестация рабочих мест; своевременно проводятся инструктажи по техники безопасности с сотрудника-ми и воспитанниками детского дома.
Воспитанникам ГКОУ СО «Кушвинский детский дом» гарантируется по-лучение жилья по достижению ими 18 лет. В администрации Кушвинского го-родского округа ежегодно корректируется список воспитанников учреждения, претендующих на получение жилья. Так как новое жилье в городе Кушва не строится, то воспитанники детского дома получают жилье старой постройки, но не ветхое.
Во время проживания в детском доме воспитанники учреждения с 14 лет имеют возможность трудоустроиться через молодежную биржу труда на пери-од летних каникул.
Для совершенствования социальной защиты детей-сирот в Кушвинском детском доме в дипломной работе представлены рекомендации по организации работы с воспитанниками с целью их социальной адаптации.
Актуальность разработки и реализации проекта обусловлена проблемной ситуацией, сложившейся в учреждении. Выпускники детского дома сталкива-ются со множественными проблемами социального характера, основная при-чина которых – неподготовленность к самостоятельной жизни.
Для подготовки и реализации проекта требуется 2 000 рублей.
Реализация проекта запланирована на июль – август 2012 года.
Проект будет иметь социальный эффект.
Работа по реализации мероприятий по социальной адаптации выпускни-ков детского дома сможет:
- подготовить выпускников учреждения к самостоятельной жизни;
- научить выпускников учреждения распоряжаться собственными дохо-дами, рационально расходовать денежные средства;
- предоставить выпускникам детского дома основную необходимую ин-формацию для самостоятельной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514; № 20. Ст. 2143.
2. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
3. Конституция РФ. // Российская Газета от 25 декабря 1993 г., № 237.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1-ФЗ от 10 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797.
5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной под-держке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) // Российская газета от 27 декабря 1996 г.
6. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечи-тельстве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ап-реля 2008 г. N 17 ст. 1755.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19.
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802.
9. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Собрании законодательства Российской Федера-ции от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880.
10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Соб-рание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.
11. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных дан-ных" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451.
12. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Консультант-плюс.
13. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 27 ст. 3256.
14. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики" // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации от 20 мая 1996 г. N 21 ст. 2460.
15. Постановление правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612 "Об утвер-ждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате" // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2671.
16. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа" // Собрании законодательства Российской Федера-ции от 26 марта 2001 г., N 13, ст. 1251.
17. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утвер-ждении Типового положения о специальном (коррекционном) образова-тельном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" // Собрание законодательства Российской Фе-дерации от 17 марта 1997 г. N 11, ст. 1326.
18. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об ут-верждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 г., N 47, ст. 5411.
19. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об ут-верждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 г., N 47, ст. 5411.
20. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046 "Об ут-верждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой" // Собрании законода-тельства Российской Федерации от 14 сентября 1998 г., N 37, ст. 4623.
21. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124 "Об ут-верждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Рос-сийской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспе-чении их необходимыми видами довольствия" // Собрание законодатель-ства Российской Федерации от 21 февраля 2000 г., N 8, ст. 962.
22. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 745 "Об ут-верждении Положения о статусе воспитанников воинских частей" // Соб-рание законодательства Российской Федерации от 9 октября 2000 г., N 41, ст. 4074.
23. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. "О положении детей в Российской Фе-дерации" // Консультант-плюс.
24. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России. // Социс. 2005. № 7. С. 108 – 110.
25. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровож¬дения в условиях детского дома: теоретико-практический ас-пект. М., 2004. 261 с.
26. Воронцов А.А. Семейная политика. М., 2008. 156 с.
27. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 2009. 254 с.
28. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2011. 148 с.
29. Дармодехин С.В. К вопросу о разработке законодательства о семейной политике // Семья в России. 2003. № 3 - 4. С. 18 - 22.
30. Жабин Г.Е. Семейная политика РФ на современном этапе. М., 2011. 263 с.
31. Игонин Е.А. Семейная политика в России. М.: Зерцало, 2009. 198 с.
32. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальный менеджмент. Учебное пособие. М., 2007. 269 с.
33. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. Учебное пособие для студентов. М., 2008. 287 с.
34. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России // Справоч¬ник НИИ семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2004. 187 с.
35. Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Го-сударство и право. 2009. № 12. С. 99 - 107.
36. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2010. 244 с.
37. Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под ред. A.M. Шипицыной и И.Г. Аб¬рамовой. СПб., 2011. 311 с.
38. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных уч-режде¬ний для несовершеннолетних / Под ред. Г.М. Иващенко. М., 2011. 359 с.
39. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А.М. Панова. М., 2009. 289 с.
40. Семейная воспитательная группа / Под ред. Г.М. Иващенко. М., 2009. 299 с.
41. Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические про-граммы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей. М., 2009. 388 с.
42. Социальная работа с семьей / Отв. ред. Т.В. Шеляг. М., 2010. 176 с.
43. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Г.В. Семья. М., 2012. 522 с.
44. Усольцева К.Е. Семейная политика государства. М.: Юнити, 2009. 251 с.
45. Харитонова Н.Р. Семейная политика. М., 2009. 201 с.
46. Ярушин Е.Е. Семейная политика государства в рыночной экономике. М., 2009. 245 с.
47. Яширов К.Г. Семейная политика. М., 2011. 132 с.







Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.