• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2010
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Особенности дополнительного образования детей 9
1.2. Формы организации деятельности учреждений дополнительного
образования детей 16
1.3. Особенности организации образовательного процесса в учреждении
дополнительного образования 26
1.4. Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений
дополнительного образования 34
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДОД «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА» 46
2.1. Общая характеристика системы образования города Югорска 46
2.2. Общая характеристика МБУ ДОД «Детская школа искусств города
Югорска» 53
2.3. Анализ показателей деятельности МБУ ДОД «Детская школа
искусств» 61
2.4. Изучение удовлетворенности потребителей услуг МБУ ДОД
«Детская школа искусств» 77
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДОД «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА» 88
3.1. Анализ проблемной ситуации и причин ее возникновения 88
3.2. Разработка стратегического замысла и целевой структуры проекта 95
3.3. Мобилизация ресурсов 98
3.4. Реализация проекта 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 133

























РЕФЕРАТ

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском об-ществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и под-держки со стороны общества и государства как образование, органично соче-тающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концеп-ции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркну-та важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и мо-лодежи. В связи с этим вопросы совершенствования организации деятельности учреждений дополнительного образования детей приобретают актуальность.
Цель исследования: проанализировать особенности организации деятель-ности МБУ ДОД «Детская школа искусств города Югорска» и разработать ре-комендации по ее совершенствованию.
Объект исследования: деятельность МЮУ ДОД «Детская школа искусств города Югорска».
Предмет исследования: процесс организации деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Дипломная работа включает введение, три главы и заключение.
Дипломная работа содержит 134 страницы текста, 15 рисунков, 20 таб-лиц, 10 приложений.






ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в России социально-политические, социально - экономи-ческие перемены усложнили функционирование основных социальных инсти-тутов общества, в том числе, и системы дополнительного образования. Разви-тие общества в значительной степени определяется уровнем социальной актив-ности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания.
Вместе с тем, позитивные изменения, происходящие в социально - эко-номической и политической жизни, широкомасштабные реформы, проводимые в российском обществе в настоящее время, вызывают необходимость воспита-ния социально-активных личностей.
Воспитание, являясь механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и ста-новление его в качестве субъекта конкретного исторического процесса.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образователь-ного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое по-зволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколе-ния, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбо-ру в пользу гуманистических идеалов.
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспита-тельный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, яв-ляются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образователь-ной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
Особенности образовательного и воспитательного процессов в учрежде-нии дополнительного образования требуют научно-обоснованного подхода к определению педагогических средств, способствующих разрешению проблем воспитания социально активной личности. В связи с этим вопросы организации и совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей приобретают актуальность.
Анализ исследований по проблеме показывает, что в настоящее время рассмотрен комплекс вопросов, связанных с историей, теорией и практикой до-полнительного образования детей: становление дополнительного образования (И.А. Верба, О.Е.Лебедев, Т.И. Сущенко, А.С. Шипилова, и др.); воспитатель-ный потенциал учреждений дополнительного образования (В.В. Белова, О.И. Грекова, М.Б. Коваль и др.); временный детский коллектив и особенности его развития (Л.П. Иванова и др.); деятельность педагогического коллектива вне-школьного учреждения (Б.Б. Гусев, С.И. Панченко, А.И. Щетинская и др.); ме-тодический и управленческий аспекты (Л.К. Балясная, В.А. Березина, А.К. Бруднов); творческое развитие детей (В.А. Березина, В.Ю. Лешер); социализа-ция и самореализация личности в учреждении дополнительного образования (Н.Г. Крылова); социально-педагогические функции дополнительного образо-вания (Л.Н. Буйлова); взаимосвязь семьи и учреждения дополнительного обра-зования (М.Н.Болотова).
Исследование теории и практики организации деятельности учреждений дополнительного образования позволило выявить следующие основные проти-воречия:
- между объективной потребностью общества в оптимальной организации деятельности учреждений дополнительного образования и недостаточной раз-работанностью проблемы в управленческой науке;
- между имеющимся потенциалом деятельности учреждения дополни-тельного образования и недостаточным его использованием в процессе социа-лизации личности;
- между необходимостью в управленческих кадрах в системе дополни-тельного образования детей и недостаточной подготовленностью работников к данной деятельности.
Выявленные противоречия обнаруживают наличие проблемы исследова-ния, которая состоит в необходимости изучения особенностей организации дея-тельности учреждения дополнительного образования.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработан-ность проблемы обусловили выбор темы дипломной работы: «Совершенство-вание организации работы муниципального учреждения дополнительного обра-зования детей (на примере Муниципального бюджетного учреждения дополни-тельного образования детей «Детская школа искусств города Югорска»).
Цель исследования: проанализировать особенности организации деятель-ности МБУ ДОД «Детская школа искусств города Югорска» и разработать ре-комендации по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- проанализировать особенности дополнительного образования детей, формы и особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- изучить нормативно-правовую базу регулирования деятельности учреж-дений дополнительного образования детей;
- проанализировать организацию и показатели деятельности МБУ ДОД «Детская школа искусств города Югорска»;
- провести исследование удовлетворенности потребителей услугами, пре-доставляемыми МБУ ДОД «Детская школа искусств города Югорска»;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности МБУ ДОД «Детская школа искусств города Югорска».
Объект исследования: деятельность МБУ ДОД «Детская школа искусств города Югорска».
Предмет исследования: процесс организации деятельности учреждения дополнительного образования детей.
База исследования - Муниципальное бюджетное учреждение дополни-тельного образования детей «Детская школа искусств города Югорска».
Методы исследования – изучение нормативно-правовой и теоретической литературы, анализ, сравнение, анкетирование, графические и табличные мето-ды представления материала.
Дипломная работа включает введение, три главы и заключение. Имеются приложения. Прилагается список использованных источников.
Материалы дипломной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в качестве рекомендательного материала руководителями и работниками учреждений дополнительного образования детей.





















1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Особенности дополнительного образования детей

С 1992 года в российском образовании начался посте¬пенный процесс преобразования сферы деятельности педагогов под названием «внешколь¬ная работа». Закон Российской Федерации «Об образова¬нии» утвердил новый пра-вовой статус в отношении вне¬школьных учреждений - дворцов и домов пионе-ров и школьников, станций юных техников, туристов, натурали¬стов, клубов по месту жительства и т.п. Теперь они назы¬ваются учреждениями дополнительно-го образования детей и являются специализированными заведениями, создан-ными для оказания дополнительных образователь¬ных услуг, организации со-держательного досуга детей. Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 ты¬сяч таких учреждений различной ведомственной принад¬лежности, в том числе 8,7 тыс. учреждений системы об¬разования, в которых занимаются более 8 млн. детей .
Кроме того, дополнительное образование осуществ¬ляется и в детских дошкольных учреждениях, общеоб¬разовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах.
Всего в сфере дополнительного образования детей занято более 270 ты-сяч педагогических работников - педагогов дополнительного образования, пе-дагогов-организаторов, тренеров-преподавателей, социальных педагогов, вос-питателей, методистов.
Обычно термином «дополнительное образование детей» харак¬теризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) об¬разования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в со¬ответствии с его желаниями и потреб-ностями. По своему «место¬положению» в системе образования эта область об-разовательной деятельности находится за пределами общеобразовательного го¬сударственного стандарта, включает изучение тех областей куль¬туры и науки, которые не представлены в школьных программах.
Структурно в своем современном виде допол¬нительное образование представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно - досу-говым, в которых осуществля¬ется все многообразие доступных детям видов деятельности.
Как и раньше, в бытность внешкольных учреждений, в системе совре-менного дополнительного образования детей весьма значимым звеном продол-жает оставаться культурно-досуговая деятельность детей, которая сегодня все чаще строится на основе специально раз¬работанных культурно-досуговых про-грамм, направленных на удовлет¬ворение потребностей детей в отдыхе, релак-сации, общении. Это могут быть разовые игровые программы, всевозможные конкурсные программы типа КВН, «брейн-ринга», разнообразные праздники, те¬атрализации, тематические дни и недели, смотры, творческие отче¬ты, кон-церты, длительные досуговые программы и др.
Все культурно-досуговые программы нацелены не только на на¬полнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержатель¬ного проведения своего собственного свободного времени и досу¬га своих сверстников.
Однако основу современного дополнительного образования де¬тей состав-ляет масштабный образовательный блок. Его назначение - удовлетворение мно-гообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не все-гда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Образовательные программы (программы дополнительного образования детей) разрабатываются, как правило, самими педагогами. Спектр таких про-грамм чрезвычайно разнообразен. При¬мерный перечень возможных направле-ний (по официальной тер¬минологии - направленностей) можно найти, напри-мер, в «Требо¬ваниях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства об¬разования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16). Здесь указано, что программы могут иметь сле-дующие направленности: научно-техническую, военно-патриотическую, спор-тивно-техническую, социально-педагогическую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественно-эстетическую, культурологическую, ту-ристско-краеведческую, социально-экономическую, эколого-биологическую.
Важно подчеркнуть, что приведенный перечень направлений до¬полнительного образования является открытым и может быть про¬должен в со-ответствии с запросами детей и их родителей, а также возможностями того уч-реждения, где оно осуществляется.
Особенность дополнительного образования состоит в том, что все его программы не транслируются детям по типу еди¬ного государственного стан-дарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Следование принципу природосообразности - важнейшая ха¬рактеристика организации дополнительного образования. На важ¬ность этого принципа неод-нократно указывали классики педагоги¬ки. Сегодня в дополнительном образо-вании детей практически нет таких программ, которые не отвечали бы тем или иным потребнос¬тям и интересам детей. Здесь все программы как бы «идут за ре¬бенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует зап¬росам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто уходит со сцены .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях как социально-образовательной сфе-ры, включающей взаимодействие разных сфер социальной политики государст-ва, участников образовательного процесса и социума, обусловлена требования-ми социальной и образовательной политики России.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, активными субъектами образовательной политики долж-ны стать все граждане России, семьи и родительская общественность, государ-ство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправ-ления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, спортивные, коммерческие, общественные институты – все, кто заинтересован в совершенствовании системы педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время, то есть системы дополнительного образования детей.
В дипломной работе представлен анализ теоретических и правовых основ деятельности учреждения дополнительного образования детей, а также резуль-таты исследования организации деятельности МБУ ДОД «Детская школа ис-кусств города Югорска».
Проведенный анализ теоретических и правовых основ деятельности уч-реждения дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы.
Термином «дополнительное образование детей» харак¬теризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) об¬разования, связанную с инди-видуальным развитием ребенка в со¬ответствии с его желаниями и потребно-стями. Структурно в своем современном виде допол¬нительное образование представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым, в которых осуществля¬ется все многообразие доступных детям ви-дов деятельности.
Образовательные программы (программы дополнительного образования детей), согласно «Требо¬ваниям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», могут иметь следующие на-правленности: научно-техническую, военно-патриотическую, спортивно - тех-ническую, социально-педагогическую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественно-эстетическую, культурологическую, туристско - крае-ведческую, социально-экономическую, эколого-биологическую;
Дополнительное образование, обеспечивая со¬циальную адаптацию, соци-ально-педагогическую поддержку, про¬дуктивную организацию свободного времени детей, становится одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессиональ¬ного самоопределения. Все это ставит развитие системы до¬полнительного образова-ния в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной поли-тики.
Образовательная деятельность в системе дополни¬тельного образования осуществляется в различных творческих объединениях детей. Это кружки, клу-бы, сту¬дии, секции, театры, школьные научные общества и др. При этом основ-ным способом организации деятель¬ности детей в любом объединении является их включе¬ние в учебные группы и совместное обучение по еди¬ной образова-тельной программе в течение определен¬ного времени (учебного года, полуго-дия, четверти).
Образовательный процесс в системе дополнительного образо¬вания детей представляет собой специально организованную дея¬тельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности с позиций разви¬вающего обучения. Он должен отвечать следующим требо¬ваниям: иметь развивающий характер, быть разнообразным по форме и по содержанию, основываться на многообразии дополнительных образова¬тельных программ, базироваться на развивающих методах обучения детей, использовать диагностику интересов и мотивации детей.
Деятельность учреждений дополнительного образования регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципально-го значения, основными из которых являются ФЗ «Об образовании» и Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования де-тей.
В ходе изучение организации деятельности МБУ ДОД «ДШИ» города Югорска были сделаны следующие выводы.
Детская школа искусств является муниципальным учреждением дополни-тельного образования детей и предоставляет населению услуги по обучению игре на музыкальных инструментах, а также услуги разных видов (хорового, театрального и др.) отделений.
Обучение и воспитание в школе ведется на русском языке. Правом по-ступления в школу пользуются все граждане РФ. Управление образовательным процессом и текущей деятельностью МБУ ДОД «Детская школа искусств» осуществляется директором школы. Учреждение имеет свою организационную структуру, которая построена на принципе единоначалия.
Численность обучающихся школы с 2006 года к 2009 году снижается. Также увеличился % отсева учащихся – с 5,6 % до 9 %. На всех отделениях в целом стабильная и хорошая успеваемость. За 2006 – 2009 годы наблюдается повышение качества успеваемости учащихся, виден в целом хороший уровень обученности школьников.
В школе проводится методическая работа, направленная на успешную организацию учебного процесса. Ее координирует методический совет школы, в который входят заведующие отделов школы и представитель городского ме-тодического центра. В 2008 – 2009 учебном году было проведено 6 заседаний методического совета. Основное направление методической работы – систе-матическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кад-ров, направленная на повышение профессионального мастерства.

В МБУ ДОД «Детская школа искусств» в 2009 – 2010 учебном году рабо-тает 39 педагогов. В 2008 – 2010 годах наибольшая часть педагогических ра-ботников учреждения находится в возрастной категории 36 – 45 лет. Квалифи-кационный уровень педагогических работников школы искусств достаточно высокий: из 39 человек только 11 человек имеют вторую категорию, остальные 28 – высшую и первую. В период с 2007 по 2010 год в учреждении наблюдается тенденция повышения квалификационного уровня работников.
Педагоги школы с целью повышения профессионального уровня прохо-дят аттестацию и обучаются на курсах повышения квалификации.
Большое внимание в учреждении уделяется внутришкольному контролю, осуществляемому администрацией.
Для анализа эффективности деятельности школы искусств было изучено мнение потребителей услуг, которые предоставляет населению МБУ ДОД «Детская школа искусств». Проведенное исследование позволило сделать сле-дующие выводы об удовлетворенностями потребителей получаемыми услугами в МБУ ДОД «Детская школа искусств»:
- 66 % детей сделали осознанный выбор и стали посещать школу по соб-ственному желанию, в то же время значительная часть опрошенных (26 %) на-чали посещать школу по решению родителей;
- 75 % опрошенных посещают школу искусств с желанием и удовольст-вием, 16 % опрошенных - без особого желания, 9 % - через силу;
- 9 % опрошенных на занятиях в школе чувствуют себя неуютно, не в своей тарелке, 73 % опрошенных - себя комфортно и удобно;
- 91 % опрошенных видит положительные стороны в своем обучении в школе искусств, только 9 % учащихся не видят ничего положительного в своем обучении;
- для 73 % опрошенных посещение школы искусств помогает в повсе-дневной жизни;
- 75 % опрошенных отметили, что педагоги школы искусств дают своим ученикам знания высокого уровня, 89 % опрошенных считает педагогов школы искусств доброжелательными и внимательными к ученикам;
- 86 % опрошенных полностью удовлетворены тем, как их обучают в школе искусств;
- 78 % опрошенных планируют в дальнейшем продолжить обучение в школе искусств.
Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенно-сти обучающимися услугами МБУ ДОД «Детская школа искусств», что говорит об эффективности деятельности учреждения.
С целью совершенствования деятельности учреждения в дипломной ра-боте разработаны рекомендации по проведению городского конкурса юных ис-полнителей.
Для реализации проекта понадобится 17 650 рублей.
Возможные риски при проведении конкурса предусмотрены.
Организация городского конкурса юных исполнителей позволит:
- разнообразить культурную жизнь города Югорска;
- способствовать формированию музыкально вкуса у жителей города;
- способствовать развитию творческих способностей юных исполнителей;
- предоставить возможность юным исполнителям до 9 лет участвовать в конкурсной программе;
- усовершенствовать деятельность школы искусств.
В этом будет заключаться социальный эффект от реализации проекта.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ. 12 февраля 1993г. изд. Москва
2. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г., № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 мар-та, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ от 15 января 1996 г., № 3, ст. 145.
3. Федеральный Закон от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» (с изм. от 19 июня, 12 авгу-ста, 28, 29, 30 декабря 2004г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005г., 15 февраля. 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября 2006г.).
4. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития. Ростов–на-Дону, 2007. 121 с.
5. Антонова Н.А. Дополнительное образование как социологическая про-блема. Екатеринбург, 2008. 119 с.
6. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего разви-тия образования в России: от традиционной педагогики к педагогике раз-вития. М., 2007. 189 с.
7. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их твор-ческого развития. М., 2008. 147 с.
8. Болотова М.И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО. Оренбург, 2009. 166 с.
9. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня. М., 2006. 211 с.
10. Бруднов А.К. Внешкольное дополнительное образование - насущное яв-ление времени (проблемы, поиски, решения). М., 2004. 154 с.
11. Бруднов А.К., Березина В.А., Пахомова Е.В. Дополнительное образова-ние детей. М., 2006. 265 с.
12. Буйлова Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей. М., 2008. 157 с.
13. Воронова М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся. М., 2008. 157 с.
14. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительно-го образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образо-вания. М.: ВЛАДОС, 2007. 239 с.
15. Голованов В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений до-полнительного образования детей. М., 2002. 159 с.
16. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополни-тельного образования детей в современных социокультурных условиях. М., 2008. 203 с.
17. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития систе-мы дополнительного образования детей. М., 2009. 247 с.
18. Горский В.А., Журкина А.Я. и др. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО. М., 2009. 158 с.
19. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / под ред. О.Е. Ле-бедева. М.: ВЛАДОС, 2007. 256 с.
20. Дополнительное образование как система современных технологий со-хранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / под ред. Н.В. Сократова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. 260 с.
21. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития / Под науч. ред. С.В. Сальцевой. М., 2007. 135 с.
22. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой лично-сти: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Про-блемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». СПб., 2008. 265 с.
23. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образо-вание детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образова-ния. М.: ВЛАДОС, 2007. 352 с.
24. Засова В.В. Научно-методического обеспечение воспитания духовности в учреждении дополнительного образования. Оренбург, 2006. 123 с.
25. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей. М., 2007. 154 с.
26. Калимуллин Р.Х. Дополнительное образование как фактор совершенст-вования подготовки будущих учителей к педагогической деятельности. Челябинск, 2009. 121 с.
27. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квали-фикации педагога дополнительного образования. М., 2006. 122 с.
28. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополни-тельного образования детей. М.: Владос, 2008. 267 с.
29. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы. М.: ТЦ Сфера, 2006. 187 с.
30. Кузнецова Н.М. Научно-организованные основы совершенствования управления дополнительным образованием детей. Йошкар-Ола, 2007. 190 с.
31. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. М., 2005. 263 с.
32. Леднев В.С. Содержание дополнительного образования. М., 2009. 214 с.
33. Лейнова И.А. Педагогические основы формирования мотивации обуче-ния у школьников в учреждении дополнительного образования детей. М., 2000. 89 с.
34. Лобейко Ю.А. Научные основы творческого развития и саморазвития пе-дагога в системе дополнительного образования. Ставрополь, 2007. 386 с.
35. Логинова Л.Г. Об одном из подходов к классификации программ учреж-дений дополнительного образования. Спб., 2005. 132 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.