• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 70 %

Введение
Актуальность выбранной темы объясняется ограниченностью финансовых ресурсов, что усиливает роль эффективного выбора приоритетов экономической политики отдельно взятого муниципального предприятия. В связи с этим, на первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых откроет путь к активному наращиванию потенциала российского бизнеса. Управление предприятием стало невозможно без эффективного планирования его деятельности и контроля реализации планов. В сложившихся условиях отмечается возрастающий интерес к бюджетированию, представленному в экономической науке и практике в качестве прогрессивного метода планирования. По мнению ученых, метод бюджетирования следует рассматривать в двух аспектах: управления эффективностью производства и управления финансовыми потоками.
Несмотря на положительные результаты применения бюджетирования в западной практике, внедривших этот метод компаний в России немного и в основном это частные. Муниципальный предприятия на современном этапе заняты выживанием, а не планированием конкретный действий по повышению реальной стоимости предприятия. Анализ этих причин и с ними связанных проблем, а также попытка их разрешения являются главной целью настоящего дипломного проекта.
В связи с этим, объектом в данном дипломном проекте является ресурсы муниципального предприятия.
Предметом выступает система бюджетирования как механизм управления ресурсами.
Выбранная тематика исследования обусловила достижения основной цели - разработка методов решения комплекса экономических задач, связанных с внедрением бюджетирования в деятельность муниципального предприятия, адаптированного к условиям современной экономики. Поставленной цели можно достичь, зешая ряд взаимосвязанных задач, раскрывающих суть исследования:
 изучить роль бюджета при разработке экономической политики муниципального предприятия;
 провести всесторонний анализ хозяйственной деятельности МУП «Горзеленстрой»;
 изучить принципы планирования и бюджетирования исполняемые на муниципальном унитарном предприятии «Горзеленстрой»;
 выявить принципы государственного и муниципального управления деятельностью муниципальных предприятий;
 сформировать финансовую политику МУП «Горзеленстрой» на основе системы бюджетирования;
 предложить оптимальную систему бюджетирования в целях повышения эффективности управления ресурсами МУП «Горзеленстрой»;
 оценить эффективность внедрения и развития системы бюджетирования МУП «Горзеленстрой»
Теоретические и методологические проблемы организации процесса бюджетирования достаточно широко рассматриваются в работах западных специалистов, в частности Р. Рачлина, Ж. Ришара, М.И. Саарепера, Д. Стояновича, Ван Хорна, Д. Шима, Д. Сигела, Д. Волша, Т. Дикки, Н. Бирмана, С. Шмидта, что определяется фактом широкого распространения бюджетирования в деятельности западных фирм и соответственно практическими потребностями в наличии специализированной литературы. Однако в связи с наличием ряда особенностей управления муниципальными предприятиями, а также системы учета и отчетности, применение западных концепций путем простого их переложения без адаптации к российским условиям невозможно.
В отечественной экономической литературе достаточно хорошо разработаны вопросы методики финансового планирования отдельных показателей, нормирование прямых затрат, а также теория анализа отклонений фактических показателей от плановых. В последнее время широко обсуждается проблема разработки и использования в практике планирования, учета, контроля и анализа новых подходов к эффективному управлению финансами организаций, в частности, здесь можно назвать работы Л.Е. Басовского, М.М. Глазова, В.Г. Белолипецкого, И.Т. Балабанова, Л.Д. Шеремета, Е.С. Стояновой, А.И. Ларионова, И.М. Сыроежина, М.М. Алексеевой.
В качестве эмпирической базы дипломного проекта использовались отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерский баланс за период 2006-2008 г.г. МУП „Горзеленстрой“.
Проблемы изучения деятельности муниципальных предприятий и выявление факторов их роста, способствующих повышению результативности их деятельности, являются весьма актуальными, требующими дальнейшего исследования и разработки методов практического решения на основе прцесса бюджетирования. Для обеспечения связи между оценками результативности работы организации и результативности финансовой деятельности муниципальных предприятий необходимо, чтобы задачи бюджета организации соответствовали его стратегическим целям.
Таким образом, улучшение финансовых показателей муниципальных предприятий возможно только при наличии определенных критериев эффективности в различных направлениях деятельности, определенных бюджетом организации.
Заключение
В дипломном проекте предпринята попытка разработки эффективного механизма управления ресурсами муниципального предприятия посредством внедрения метода бюджетирования, а также разработка оптимального механизма его формирования и исполнения. В результате проведенного исследования, можно констатировать, что современный подход к формированию бюджета и его выполнения характеризуется тем, что отправной точкой бюджетирования является предвидение будущего, на основе предшествующей деятельности, позволяющее создать картину на перспективу, а также тем, что бюджетирование позволяет оценивать результативность функционирования муниципального предприятия посредством наращивания его стоимости. Так как более точная оценка потенциальной перспективы дает возможность управлять эффективностью деятельности предприятия, метод бюджетирования должен обязательно применяться на муниципальных предприятиях. Кроме того, на основе тщательно составленного бюджета мжно эффективно использовать кадровый потенциал, имеющийся в распоряжении предприятия.
Таким образом, резюмируя проведенные исследования можно сделать вывод, что бюджетирование представляет собой процесс формирования оперативного финансового плана краткосрочного периода. Можно выделить три основные группы принципов бюджетирования: классические, общеэкономические и принципы, используемые при составлении бюджетов (полнота, систематичность, обозримость, периодизация, эластичность).
Основываясь на основных принципах, можно осуществлять управление деятельностью муниципальных предприятияй, используя метод бюджетирования. Метод бюджетирования имеет значительные преимущества в основных сферах деятельности предприятия: в области управления коммерческой деятельностью, организации общего управления, управления затратами, общей стратегии развития предприятия, эффективного использования кадрового состава. Но наряду с преимуществами, использование данного метода влечет за собой ряд проблем. Типичные ошибки бюджетирования делятся на: концептуальные, методические и управленческие.
Конкретные приемы и принципы бюджетирования рассматривались на примере МУП «Горзеленстрой». Во втором разделе проанализированы основные направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проведя анализ деятельности и финансовой активности, статус предприятия определен как финансово неустойчивый в течение последних трех лет, также в целом, происходит снижение темпов развития предприятия. Для наиболее эффективного планирования, необходимо исследовать методы и принципы применяемые при планировании на предприятии.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет сформулировать основные недостатки в работе МУП «Горзеленстрой»: нерациональная структура кадров; узкий спектр дополнительных услуг населению г. Новороссийска; зависимость от муниципального заказа; отсутствие средств для развития предприятия; слабая система планирования.
В результате анализа были выявлены основные пути развития предприятия, но без правового обеспечения деятельность предприятия, а тем более его динамичное развитие невозможно. В дипломном проекте сформирован основной регламент осуществления процесса бюджетирования и программа и механизм разработки и выполнения бюджета. В существующих условиях выявлена необходимость формирования новой финансовой политики, задачами которой для МУП «Горзеленстрой» являются: максимизация стоимости (капитализации); оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово-экономического состояния; обеспечение инвестиционной привлекательности; создание эффективного механизма управления ресурсами. Важным моментом планово-аналитической функции процесса бюджетирования на этапе формирования финансовой политики является нахождение компромисса между стратегическими и тактическими целями управления бюджетированием, что вызвано следующей проблемой: временной шаг в установлении рыночного равновесия – увязка стратегических и тактических (краткосрочных) целей управления бюджетированием. По результатам проведенного анализа финансового состояния МУП «Горзеленстрой» выявлен ряд внутренних финансовых проблем: снижение капитализации компании; тенденция роста кредиторской задолженности;- тенденция снижения платежеспособности; торможение оборачиваемости оборотных средств; тенденция роста срока погашения дебиторской задолженности.
Эти проблемы могут быть решены посредством целевых установок финансовой политики МУП «Горзеленстрой», реализуемых в следующих направлениях через четкую постановку бюджетирования: эффективное управление кредиторской задолженностью; внедрение системы контроля за использованием прибыли; определение резервов снижения затрат; лимитирование неэффективных расходов; эффективное управления дебиторской задолженностью; рационализация системы планирования, прогнозирования и контроля денежных потоков.
Таким образом, в рамках финансовой политики МУП «Горзеленстрой» основными направлениями должны стать: снижение неэффективных затрат (издержек); расширение сферы деятельности (создание новых услуг); рационализация численности персонала предприятия; применение различных форм оплаты труда; активизация работы по взаимодействию с населением г. Новороссийска. Основными этапами формирования общего бюджета системы бюджетирования МУП «Горзеленстрой» предлагаются следующие: 1. Составление бюджета реализации. 2. Определение расчетного уровня объема производства. 3. Расчет производственной себестоимости и операционных расходов. 4. Расчет потока денежных средств и других финансовых показателей. 5. Составление прогнозных форм отчетности.
В качестве основного недостатка деятельности МУП «Горзеленстрой» следует отметить отсутствие плана и прогноза по оказанию услуг населению г. Новороссийска, и в бюджет реализации возможно включение только дохода от муниципальных контрактов, что говорит об упущенных возможностях развития предприятия и увеличения прибыли. В бюджете производства и запасов готовой продукции предполагается произвести продукцию исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Таким образом, в рамках бюджетирования возможно поддержание оптимальной доходности активов. Поэтому важна децентрализация, где возможно выделение ответственности и подключение инициативы снизу. В связи с этим, возникает объективная необходимость в сокращении численности персонала МУП «Горзеленстрой» занятых на сезонных видах работ и разработке механизма материального стимулирования.
Важным вопросом при внедрении системы бюджетирования остается процесс стимулирования роботы персонала. Организация систем поощрения и оценки результатов деятельности, основанная на анализе вклада подразделений может быть представлена как совокупность следующих элементов: деловая репутация (ранжирование сотрудников); денежное поощрение в форме денежной премии за достижение определенной цели, которая предоставляется либо в абсолютном размере, либо в процентах от достигнутого результата. В проекте предложен алгоритм формирования премиального фонда МУП «Горзеленстрой», основными моментами которого являются: определение процента дополнительной чистой прибыли, распределяемой на формирование премиального фонда перед началом нового бюджетного периода. Величина этого процента будет основой расчета стандартного коэффициента премирования по подразделениям; величина стандартного коэффициента премирования определяется путем умножения «доли» премиального фонда в дополнительной чистой прибыли на «дисконт», обеспечивающий определенную «маржу безопасности» по невыполнению плана. При отсутствии дополнительной чистой прибыли премиальный фонд не начисляется вне зависимости от перевыполнения плана. При возникновении резерва премиального фонда руководство МУП «Горзеленстрой» может распорядиться им по своему усмотрению, если в Положении о премировании зафиксирован порядок его использования.
Для оценки эффективности системы бюджетирования МУП «Горзеленстрой» целесообразно использовать регулярный финансовый мониторинг, в основу которого положен индикатор оценки финансовой ситуации. Этот индикатор дает возможность получить возможность вырабатывать своевременные адекватные меры, направленные на повышение эффективности управления предприятием. Согласно полученным в пятом разделе результатам, свидетельствующих о том, что с позиции финансовой устойчивости на протяжении анализируемого периода МУП «Горзеленстрой» находилось в удовлетворительном финансовом состоянии сопряженным с нарушением платежеспособности, но при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за сокращения численности персонала (переход на сдельную систему оплаты труда в связи с сезонным характером выполняемых работ), сокращения дебиторской задолженности, расширении спектра оказываемых услуг на территории муниципального образования г. Новороссийск, и совершенствования системы планирования (краткосрочного и долгосрочного), что может быть решено посредством внедрения и развития системы бюджетирования в МУП «Горзеленстрой».
Таким образом, внедрение и развитие системы бюджетирования является эффективным механизмом повышения эффективности управления ресурсами МУП «Горзеленстрой».











Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.