• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 8
1.1. Понятие и сущность социальной политики 8
1.2. Содержание процессов формирования и реализации социальной
политики 14
1.3. Проблемы социальной политики в РФ и пути их решения 22
1.4. Особенности реализации социальной политики в муниципальном
образовании 30
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 36
2.1. Нормативно-правовое регламентирование социальной политики на
федеральном уровне 36
2.2. Нормативно-правовое регулирование социальной политики на
региональном уровне 41
2.3. Правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления
по социальной защите населения 48
3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЧКАНАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 60
3.1. Общая характеристика Управления социальной политики по городу
Качканару 60
3.2. Анализ деятельности по реализации социальной политики в
Качканарском городском округе 65
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию социального
обслуживания населения Качканарского городского округа 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 100



























РЕФЕРАТ

В настоящее время в социальной сфере общества сохраняется сложное положение. Уровень жизни большинства населения России по-прежнему край-не низок. Существует и продолжает углубляться имущественное неравенство, усиливается расслоение общества на богатых и бедных. В этих условиях воз-растает роль социальной политики на всех уровнях управления, в том числе и в муниципальных образованиях. Это свидетельствует об актуальности вопросов совершенствования реализации государственной социальной политики в муни-ципальном образовании.
Целью дипломной работы являются анализ реализации социальной поли-тики в муниципальном образовании Качканарский городской округ и разработ-ка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объект исследования – Управление социальной политики по городу Кач-канару.
Предмет исследования – правовые и социальные отношения, возникаю-щие в связи с реализацией муниципальной социальной политики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио-графического списка и приложений.
В дипломной работе содержится 131 страница текста, 4 рисунка, 13 таб-лиц, 21 приложение.









ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в социальной сфе-ре общества сохраняется сложное положение. Уровень жизни большинства на-селения России по-прежнему крайне низок. Существует и продолжает углуб-ляться имущественное неравенство, усиливается расслоение общества на бога-тых и бедных. В этих условиях возрастает роль социальной политики на всех уровнях управления, в том числе и в муниципальных образованиях. Практиче-ская реализация социальной политики на муниципальном уровне осуществля-ется органами местного самоуправления.
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших инсти-тутов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой са-моорганизации граждан и, в этом качестве, составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы, в которой особое специфическое место занимает социальная сфера.
В Конституции Российской Федерации зафиксированы основные соци-альные права человека и гражданина, которые определяют функции и принци-пы социальной политики в стране. Важной задачей является обеспечение осу-ществления социальных прав и на этой основе - достижение высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России.
Роль местного самоуправления в формировании, правовом регулирова-нии и реализации социальной политики определена тем, что оно - наиболее приспособленный для решения конкретных социальных проблем социальный институт в силу близости его к конкретным запросам и проблемам граждан.
Работа по развитию местного самоуправления - одно из приоритетных задач государства: местное самоуправление должно открывать гражданам воз-можность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху. В связи с этим возникает необходимость совершенство-вания механизма реализации муниципальной социальной политики.
Вышеизложенное обусловливает целесообразность выбора темы диплом-ной работы и ее актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ теоретико-методологических и практических аспектов социальной по-литики внесли: А. Н. Аверин, A. M. Бабич, Е. В. Белкин, В. Н. Бобков, Л. И. Бе-рестова, Н. А. Волгин, В. И. Жуков, Г. А. Комиссарова, Е. Е. Мачульская, A. JI. Пиддэ, Б. В. Ракитский, Е. И. Холостова, Л. П. Храпылина, А. И. Щербаков и другие ученые.
Теоретические, методологические и правовые вопросы организации и функционирования местного самоуправления разработаны в трудах: О. В. Бу-довской, В. И. Васильевой, А. В. Вороновой, А. В. Трошихина, А. А. Замотаева, З. М. Зотовой, А. Н. Писарева, А. С. Прудникова, А. А. Уварова и других уче-ных и практиков.
Работы этих ученых и специалистов, безусловно, важны и полезны. Они оказывают определенное позитивное воздействие на социальное развитие об-щества. Вместе с тем они не исчерпывают всех проблем и аспектов муници-пальной социальной политики, рассматриваемой с точки зрения механизма ее реализации в Российской Федерации.
Целью дипломной работы являются анализ реализации социальной поли-тики в муниципальном образовании Качканарский городской округ и разработ-ка рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты реализации социальной поли-тики;
- изучить нормативно-правовое регулирование социальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- проанализировать особенности реализации социальной политики в Кач-канарском городском округе;
- разработать рекомендации по совершенствованию реализации социаль-ной политики в Качканарском городском округе.
Объект исследования – Управление социальной политики по городу Кач-канару.
Предмет исследования – правовые и социальные отношения, возникаю-щие в связи с реализацией муниципальной социальной политики.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отмеченных выше российских ученых и специалистов по вопросам соци-альной политики, местного самоуправления.
При написании работы применялись современные методы исследования, разработанные философской и социологической науками и используемые в юриспруденции, а также частные научные методы: структурного и сравнитель-ного анализа, системный, формально-юридический, статистический, историче-ский, социологический и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы иссле-дования могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и науч-но-практических проблем, связанных с улучшением реализации социальной политики на муниципальном уровне.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.












1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

1.1. Понятие и сущность социальной политики

Российская Федерация, согласно Конституции РФ, - социальное государ¬ство . Это означает, что социальная сфера и социальная политика рассматрива¬ются в числе важнейших компонентов в государственном управлении.
Социальноориентированная рыночная экономика предполагает значи¬тельную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики .
Социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, что она суть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной по¬мощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика собственной политики оформлялась в течение ХIХ - ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные про¬цессы способствовала выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охва¬тывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появ¬ление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во вто¬рой половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешиваю¬щегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика".
А.А. Кочетков считает, что социальная политика – это система экономи¬ческих отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии опре¬деленного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использо¬вания его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обес¬печивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети) .
С точки зрения И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и от¬дельными социальными группами и индивидами – с другой, по поводу обеспе¬чения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Однако чаще всего можно видеть следующее определение социальной политики и ее сущности: социальная политика государства - политика, направленная на изменение уров-ня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участ¬никами рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов. Су¬ществует множество терминов, определяющих это явление, но одно остается неизмен-ным – социальная политика является важной частью политики государ¬ства, без проведения которой многие люди просто не могли бы выжить .
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей .
Суть социальной политики государства заключается в поддержании от¬ношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, соз¬дании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для уча¬стия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, прово¬димых государством в целях регулирования условий общественного производ¬ства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключи¬тельно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на эко¬номических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к та¬ковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддер¬жание занятости населения .
Можно выделить узкое и широкое понятие социальной политики. В уз¬ком смысле слова социальная политика - это, прежде всего действия прави¬тель¬ства, направленные на распределение и перераспределение доходов раз¬личных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это воз¬можно, одина¬ковые “стартовые условия” для граждан страны.
При разработке социальной политики в качестве одного из важнейших возникает вопрос о целях и социальных приоритетах, т.е. таких социальных за¬дачах, которые в данный конкретный момент являются для общества более на¬стоятельными и неотложными, требуют первоочередного решения. Данная цель и приоритеты определены в Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Асамблеей ООН в 1969 г. В Декларации сказано, что це¬лью социального прогресса и развития является постоянное повышение мате¬риального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод. В Декларации четко провоз¬глашается главная цель социальной политики - человек. «Социальный прогресс и развитие основываются на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливо¬сти» .
Чтобы достичь этой цели, необходимо создать гибкую, эластичную, бы¬стро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему, способную обеспечить экономический рост.
На базе экономического роста сформулированы, определены приоритет¬ные решения социальных проблем. Свое конкретное определение они нашли в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе¬дерации до 2020 г. .
К таким приоритетам отнесены: распространение стандартов здорового образа жизни; улучшение состояния окружающей среды, повышение экологи¬ческих стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов произ¬водства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой; переход в образовании к индивидуализированному непрерыв¬ному образованию, доступному всем гражданам; внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения; выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья; распространение механизмов социаль¬ного партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы с произ¬водительностью труда; создание эффективной пенсионной системы на принци¬пах страхования и накопления.
Социальная политика как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления: принцип целенаправленно¬сти, принцип эффективности, принципы многовариантности и оптимальности, принципы системности и комплексности, принцип иерархической соподчинен¬ности и сбалансированности, принцип непрерывности, принцип равноправных партнерских отношений между субъектом социальной политики и населением. Краткая характеристика указанных принципов представлена в Приложении 1.
Отмеченные выше принципы реализуются через направления социальной политики. К таким направлениям можно отнести: политику в сфере обеспече¬ния граждан доступным жильем, повышение доступности и качества медицин¬ской помощи для широких слоев населения, развитие отечественного образова¬ния, дальнейшее увеличение занятости населения, эффективное использование мер адресной социальной поддержки. Краткая характеристика направлений со¬циальной политики представлена в приложении 2.
Таковы основные компоненты социальной политики. Знание их представляется весьма важным для субъектов управленческой деятельности, особенно при организации и планировании развития социальной сферы .
Социальная политика выполняет ряд функций, которые, в конечном сче-те, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через по-литически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индиви¬дов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие:
- обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, пре¬жде всего, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы;
- обеспечение политической устойчивости власти;
- обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое призна¬валось бы большинством справедливым;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика является одним из направлений государственной политики. В последнее время социальной политике уделяется большое внима¬ние в РФ. В ходе проведенного анализа теоретических основ государственной социальной политики были сделаны следующие выводы.
1) Главная роль в регулировании социальной политики принадлежит го-су¬дарству в лице его представительных и исполнительных органов, дейст¬вующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Государство опре¬деляет ос¬новные направления, концепцию, стратегию, тактику социальной по¬литики. Помимо государства активную роль в формировании социальной поли¬тики страны играют общественные организации, социальные движения, проф¬союзы и политические партии.
2) Субъекты социальной политики осуществляют свою деятельность с по¬мощью определенных элементов, к которым можно отнести методы, ресурсы средства. К методам политики можно отнести финансирование, прогнозирова¬ние, налогообложение, планирование и т.д. Ресурсы социальной политики включают экономические, административные, информационные, социальные, материальные и культурно-духовные возможности и ценности.
3) Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и ме¬ха¬низмов их реализации, направленных на обеспечения населения социаль¬ными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального обра¬зования. Муниципальная социальная политика строится в русле социаль¬ной поли¬тики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципаль¬ную соци¬альную политику реализуются как собственные полномочия местного само¬управления, так и переданные на муниципальный уровень государствен¬ные полномочия в социальной сфере.
В ходе анализа правового механизма реализации социальной политики были сделаны следующие выводы.
1) Реализация социальной политики в РФ регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней. На федеральном уровне задается стратегия и разрабатываются основные на-правления социальной политики, создаются условия для ее осуществления на всех остальных уровнях: формируется нормативная база, регулирующая вопро-сы функционирования и развития социальной сферы, разрабатываются и ут-верждаются социальные минимумы и стандарты, вырабатывается стратегия финансирования социальной сферы.
2) Региональный уровень определяет направления и механизмы реализа-ции социальной политики в каждом конкретном субъекте РФ путем разработки и принятия актов законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Местный уровень составляют муниципальные акты.
Анализ реализации социальной политики в Качканарском городском ок-руге позволил сделать следующие выводы.
В Качканарском городском округе реализация социальной политики осуще¬ствляется под непосредственным руководством Управления социальной политики по городу Качканару. Предметом деятельности Управления является оказание государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
В подведомственности Управления социальной политики по г. Качканару нахо¬дятся два учреждения, расположенные на территории города: ГАУ СОН СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» горо-да Качканара» и ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Качканара». В них гражданам оказываются социальные услуги.
Общая численность населения Качканарского городского округа на 01 января 2014 года составила 42 858 человек. Численность льготных категорий граждан, состоящих на учете в Управлении социальной политики по г. Качка-нару составляет в 2014 году 25 003 человек.
Финансирование реализации федеральных и областных социальных про-грамм в Качканарском городском округе производится из областного бюджета. В 2013 году на реализацию федеральных и областных социальных программ в Качканарском городском округе из областного бюджета было выделено 42703,97 тыс.руб. Все средства были израсходованы по назначению.
Отделениями ГАУ СОН СО «Комплексный центр социального обслужи-вания населения «Забота» города Качканара» в 2013 году было обслужено 4047 человек. При этом населению оказывались социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, соци-ально - экономические и социально-правовые услуги (всего за год 104 265 еди-ниц).
В ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качка-нара» в 2013 году было обслужено 24 478 граждан. Общее количество оказан-ных социальных услуг на бесплатной основе – 24 478 единиц.
Управление социальной политики по городу Качканару реализует соци-альную политику в муниципальном образовании в разных направлениях: соци-альное обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, социальная работа с инвалидами, профилактика безнадзорности детей и подростков, организация работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, организация досуга пожилых людей, организация социального обслуживания как процесса социальной реабилитации, организация добровольческих акций, организация работы с недееспособными гражданами.
Управление социальной политики по городу Качканару проводит разно-плановую работу по реализации социальной политики в муниципальном обра-зовании, оказывает социальную поддержку разным категориям граждан (пен-сионерам и инвалидам, неполным и асоциальным семьям, детям-сиротам и де-тям, оставшимся без попечения родителей и др.). Деятельность Управление со-циальной политики по городу Качканару и подведомственных ему учреждений востребована населением городского округа.
Для совершенствования реализации социальной политики в Качканар-ском городском округе в дипломной работе разработаны рекомендации по пре-доставлению населению дополнительных социальных услуг – услуг парик-махера, массажиста и медицинского обслуживания на дому.
Реализация проекта запланирована на август 2014 года.
Для реализации проекта потребуется 15 500 рублей.
Внедрение новых услуг в деятельность учреждений социальной защиты населения позволит:
- устранить дефицит массажных услуг в городе;
- повысить уровень оказываемых населению массажных услуг;
- получать указанные услуги пенсионерам и инвалидам города;
- повысить уровень качества обслуживания населения.
- «разгрузить» медицинские учреждения города.
Кроме этого все новые услуги будут предоставляться жителям города бесплатно или на льготной основе, что позволит повысить качество жизни пен-сионеров, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения горо-да Качканара.
Также введение новых услуг позволит повысить эффективность деятель-ности Управления социальной политики по г. Качканару и подведомственных ему учреждений.
В этом будет заключаться социальный эффект от реализации проекта.













БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ. // Российская Газета от 25 декабря 1993 г., № 237.
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Фе-дерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563.
3. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
4. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года / /Собрание законодательства Российской Федера-ции. 1999. №29. Ст.3699; 2004. №35. Ст. 3607; 2006. №48. Ст4945.
5. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года // Собрание законодательства Российской Федера-ции. 1998. № 19. Ст.2071; 2003. № 2. Ст.166; 2006.№ 43. Ст. 4412.
6. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхова-ния» № 165-ФЗ от 16 июля 1999 года // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686; 2003. № 1. Ст. 5. № 52. Ст. 5037; 2004. №10. Ст. 836.
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (ред. от 27.05.2014) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
8. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17.12.2001 // Российская газета, N 247, 20.12.2001.
9. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Рос-сийской Федерации» N 166-ФЗ от 15.12.2001 // Российская газета, N 247, 20.12.2001.
10. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» N 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. // Российская газета от 4 августа 1995 г. N 150.
11. Федеральный закон «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995 // Российская га-зета, N 1 - 3, 05.01.2000.
12. Авджян Г.Д. и др. Социальная политика региона: теория и практика. Учеб¬ное пособие для вузов / Под ред. И.П. Скворцова. М.: КНОРУС, 2010. 448 с.
13. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. М.: РАГС, 2007. 369 с.
14. Аверин А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муници-пальных служащих: Учебное пособие. М.: РАГС, 2004. 264 с.
15. Аверин А.Н. Социальная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании. М., 2004. 374 с.
16. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Феде-рации и правовой механизм ее реализации. М.: ВЛАДОС, 2008. 358 с.
17. Асжина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М.: Норма, 1996. 608 с.
18. Барбаков О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999. 317 с.
19. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие. Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.
20. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в об¬служивании инвалидов и пожилых людей. М., 2005. 231 с.
21. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо¬логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах - интер¬натах. М., 2002. 218 с.
22. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга¬низационно - мето-диче¬ские аспекты деятельности социально¬го работника. М., 2002. 215 с.
23. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М., 2009. 278 с.
24. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, поли¬тика. 1985-2001 годы. М.: МГСУ, 2002. 672 с.
25. Здравомыслова О., Качалова Ю., Севортян А., Шурыгина И. Старшее по-ко¬ление в современной России. Статистика, исследования, обществен¬ные организации. М.: АСИ, 2009. 280 с.
26. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). М.: МарТ, 2004. 528 с.
27. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты по-жи¬лых людей в Российской Федерации. Самара, 2006. 215 с.
28. Кочетков А.А. Основы экономической теории. М.: Дашков и Ко, 2005. 492 с.
29. Нелидкин А.М. Социальная политика. Конспект лекций. Рязань: РГРТУ, 2007. 195 с.
30. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 224 с.
31. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор соци¬альной сферы. М., 2006. 264 с.
32. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономиче¬ской теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2001. 832 с.
33. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. 431с.
34. Соколинский В.М. Государство и экономика: учебное пособие. М.: Фи¬нансы и статистика, 2006. 133 с.
35. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. / Под ред В.И. Жукова. М.: МГСУ Союз, 2000. 312 с.
36. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ЦСПГИ, 2008. 465 с.
37. Социальная работа / под ред. Курбатова В.И. М., 2000. 261 с.
38. Социальная работа: Вопросы и ответы / Под ред. A.M. Па¬нова и Е.И. Хо-ло¬стовой. М., 2007. 347 с.
39. Стребков А.И. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2002. №12. С. 396 – 401.
40. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: учебное пособие / под ред. Е.В. Тишина. М.: Муниципальная власть, 2001. 295 с.
41. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. М., 2006. 296 с.
42. Хижный Н.Б. Государственная система социальной защиты граждан. М.: ИНИОН РАН, 2006. 263 с.
43. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Cоциально - техноло-гиче¬ский институт, 2009. 320с.
44. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное посо¬бие. М.: Дашков и К, 2002. 296 с.
45. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие М., 2008. 258 с.
46. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное по-со¬бие. М., 2009. 279 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.