• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 9
1.1. Понятие и сущность социальной политики 9
1.2. Содержание процессов формирования и реализации социальной
политики 15
1.3. Проблемы социальной политики в РФ и пути их решения 23
1.4. Особенности реализации социальной политики в муниципальном
образовании 31
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ 37
2.1. Правовые основы социальной защиты 37
2.2. Нормативно-правовая база социального обслуживания пожилых
людей и инвалидов в Свердловской области 44
2.3. Правовые основы социальной поддержки населения Артинского
городского округа 53
3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АРТИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 62
3.1. Особенности реализации социальной политики в Артинском
городском округе 62
3.2. Характеристика ГБУ «КЦСОН Артинского района» 69
3.3. Анализ деятельности ГБУ «КЦСОН Артинского района» по
реализации социальной политики в муниципальном образовании 78
3.4. Разработка рекомендаций по совершенствованию обслуживания
граждан в ГБУ «КЦСОН Артинского района» 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 120



























РЕФЕРАТ

Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уров¬нях власти является сложной и комплексной системой. Наличие федеральной социальной политики указывает на необходимость развития региональных (территориальных) систем социальной защиты населения для реализации соци¬альной политики на региональных (областных, краевых, республиканских) и местных (городских и районных) уровнях в целях выявления специфических потребностей населения непосредственно в регионах и адресной социальной работой с клиентами социальной защиты населения.
Это позволяет говорить об актуальности вопросов реализации государст¬венной политики в области социальной защиты в муниципальном образовании.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы, изучив теоретические и правовые аспекты социальной защиты граждан, проанализировать особенно¬сти реализации социальной политики в Артинском городском округе и разра¬ботать рекомендации по ее совершенствованию.
Объект исследования: социальная политика в Артинском городском ок¬руге.
Предмет исследования: социальная политика.
Дипломная работа включает введение, три главы и заключение. Первая глава посвящена теоретическим основам социальной политики в РФ. Во второй главе рассмотрены нормативно-правовые аспекты социальной защиты населе¬ния в РФ. Третья глава содержит анализ реализации госполитики в сфере соц¬защиты населения и рекомендации по ее совершенствованию.
В дипломной работе содержится 150 страниц текста, 4 рисунка, 15 таб¬лиц, 20 приложений.




ВВЕДЕНИЕ

Конституционное положение о социальном характере Российского госу¬дарства - «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод¬ное развитие человека» - предполагает проведение выверенной эффективной политики в социальной сфере. Социальная сфера является актуальной и жиз¬ненно важной для личности, общества и государства. Её состояние свидетель¬ствует о том, в каком государстве живут люди, насколько высок коэффициент их безопасности, насколько устойчиво само государство и имеет ли оно буду¬щее. Состояние социальной сферы является одним из главных индикаторов ци¬вилизованного общества. Отсутствие социальных гарантий ставит под угрозу общественную стабильность и существенно ослабляет национальную безопас¬ность страны.
Россия сегодня вовлечена в глобализационные процессы, и эта тенденция будет продолжаться. Изменение внешних обстоятельств сделало невозможным не только простую постановку вопроса о необходимости социальных реформ, но и о необходимости их практической разработки и реализации. Это вылилось в такие события начала 2000-х гг., как пенсионная реформа, монетизация льгот, старт программы ипотечного кредитования, введение Единого государствен¬ного экзамена в образовании, попытки изменить положение дел в здравоохра¬нении, обеспечении жильем.
В качестве главных стратегических задач Российского государства и при¬оритетов развития общества сегодня называют планомерное и качественное по¬вышение уровня жизни человека, поэтапное развитие социальной сферы. При этом реализация основных направлений государственной политики в социаль¬ной сфере, должна осуществляться на основе научно аргументированной кон¬ституционно-правовой концепции со¬циальной государственности.
Основу социальной политики составляет государственная политика. Кон¬ституция РФ закрепляет положение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Условием ус¬пешного продвижения Российской Федерации на пути к социальному государ¬ству следует считать заинтересованность в реформировании социальной сферы не только государственной власти, но и активное вовлечение в эту деятельность гражданского общества и каждого человека.
Сегодня в социальной политике произошло изменение отношения к роли личности в механизме её реализации от фокусированного внимания к социаль¬ным правам к наделению обязанностям. Модернизация и реформирование го¬сударства, его структур, усиление социальной ориентации - основные условия соблюдения достоинства человека, его уверенности в завтрашнем дне и самого государства в целом. Как отметил Президент Российской Федерации в одном из ежегодных посланий Федеральному Собранию Российской Федерации, «силь¬ное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека, и только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами».
Сегодня изменяется парадигма социальной политики, современные усло¬вия развития российского общества требуют от государства поиска новых эф¬фективных путей решения сложнейших задач в социальной сфере, сосредото¬чения правовых, административных, финансовых ресурсов для достижения краткосрочных и долгосрочных целей.
Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уров¬нях власти является сложной и комплексной системой. Наличие федеральной социальной политики указывает на необходимость развития региональных (территориальных) систем социальной защиты населения для реализации соци¬альной политики на региональных (областных, краевых, республиканских) и местных (городских и районных) уровнях в целях выявления специфических потребностей населения непосредственно в регионах и адресной социальной работой с клиентами социальной защиты населения.
Все изложенное позволяет говорить об актуальности вопросов реализа¬ции государственной политики в области социальной защиты в муниципальном образовании. Именно им посвящена данная дипломная работа.
Вопросы деятельности органов социальной защиты в муниципальном об¬разовании были изучены рядом исследователей, таких как Смирнов С.Н., Ива¬нов В.Н., Цветкова Г., Якушев Л.П., и были определены показатели, которые предлагались для углубленного анализа устройства организации социальной защиты граждан, выявления недостатков и принятия управленческих решений.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы, изучив теоретические и правовые аспекты социальной защиты граждан, проанализировать особенно¬сти реализации социальной политики в Артинском городском округе и разра¬ботать рекомендации по ее совершенствованию.
Цель дипломной работы определила ее задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты реализации социальной политики в РФ;
- проанализировать нормативно-правовую основу реализации социальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- провести анализ особенностей реализации социальной политики в Ар¬тинском городском округе и разработать рекомендации по ее совершенствова¬нию.
Объект исследования: социальная политика в Артинском городском ок¬руге.
Предмет исследования: социальная политика.
При написании работы применялись современные методы исследования, разработанные философской и социологической науками и используемые в юриспруденции, а также частные научные методы: структурного и сравнитель¬ного анализа, системный, формально-юридический, статистический, историче¬ский, социологический и др.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что содер¬жащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы в процессе со¬вершенствования системы социальной защиты граждан на уровне муниципаль¬ного образования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио¬графического списка и приложений.



























1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

1.1. Понятие и сущность социальной политики

Российская Федерация, согласно Конституции РФ, - социальное государ¬ство . Это означает, что социальная сфера и социальная политика рассматрива¬ются в числе важнейших компонентов в государственном управлении.
Социальноориентированная рыночная экономика предполагает значи¬тельную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики .
Социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, что она суть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной по¬мощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика собственной политики оформлялась в течение ХIХ - ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные про¬цессы способствовала выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охва¬тывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появ¬ление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во вто¬рой половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешиваю¬щегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика".
А.А. Кочетков считает, что социальная политика – это система экономи¬ческих отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии опре¬деленного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использо¬вания его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обес¬печивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети) .
С точки зрения И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и от¬дельными социальными группами и индивидами – с другой, по поводу обеспе¬чения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Однако чаще всего можно видеть следующее определение социальной политики и ее сущности: социальная политика государства - политика, направленная на изменение уров-ня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участ¬никами рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов. Су¬ществует множество терминов, определяющих это явление, но одно остается неизмен-ным – социальная политика является важной частью политики государ¬ства, без проведения которой многие люди просто не могли бы выжить .
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей .
Суть социальной политики государства заключается в поддержании от¬ношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, соз¬дании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для уча¬стия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, прово¬димых государством в целях регулирования условий общественного производ¬ства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключи¬тельно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на эко¬номических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к та¬ковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддер¬жание занятости населения .
Можно выделить узкое и широкое понятие социальной политики. В уз¬ком смысле слова социальная политика - это, прежде всего действия прави¬тель¬ства, направленные на распределение и перераспределение доходов раз¬личных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это воз¬можно, одина¬ковые “стартовые условия” для граждан страны.
При разработке социальной политики в качестве одного из важнейших возникает вопрос о целях и социальных приоритетах, т.е. таких социальных за¬дачах, которые в данный конкретный момент являются для общества более на¬стоятельными и неотложными, требуют первоочередного решения. Данная цель и приоритеты определены в Декларации социального прогресса


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика является одним из направлений государственной политики. В последнее время социальной политике уделяется большое внима¬ние в РФ. В ходе проведенного анализа теоретических основ государственной социальной политики были сделаны следующие выводы.
1) Главная роль в регулировании социальной политики принадлежит го-су¬дарству в лице его представительных и исполнительных органов, дейст¬вующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Государство опре¬деляет ос¬новные направления, концепцию, стратегию, тактику социальной по¬литики. Помимо государства активную роль в формировании социальной поли¬тики страны играют общественные организации, социальные движения, проф¬союзы и политические партии.
2) Субъекты социальной политики осуществляют свою деятельность с по¬мощью определенных элементов, к которым можно отнести методы, ресурсы средства. К методам политики можно отнести финансирование, прогнозирова¬ние, налогообложение, планирование и т.д. Ресурсы социальной политики включают экономические, административные, информационные, социальные, материальные и культурно-духовные возможности и ценности.
3) Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и ме¬ха¬низмов их реализации, направленных на обеспечения населения социаль¬ными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального обра¬зования. Муниципальная социальная политика строится в русле социаль¬ной поли¬тики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципаль¬ную соци¬альную политику реализуются как собственные полномочия местного само¬управления, так и переданные на муниципальный уровень государствен¬ные полномочия в социальной сфере.
В ходе анализа правового обеспечения социальной политики населения были сделаны следующие выводы.
1) Механизм социальной защиты граждан реализуется на государствен¬ном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. Государственный уро¬вень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление зако¬нода¬тельно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установлен¬ными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повы¬шения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению мест¬ных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.
2) Основными правовыми документами, гарантирующими социальную за¬щиту населения и регламентирующими деятельность государственных и иных органов в этой области, являются Декларация ООН о правах человека, Конвен¬ция ООН о правах человека, Конституция РФ, Декларация прав и свобод чело¬века и гражданина, Федеральные законы «О ветеранах», «О социальном обслу¬живании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной за¬щите ин¬валидов в Российской федерации», «Об основах социального обслужи¬вания на¬селения в Российской Федерации», а также Указы Президента РФ, По¬становле¬ния Правительства и другие документы Министерств и Комитетов РФ.
Нормативно-правовая база социального обслуживания пожилых граждан Свердловской области находится в соответствии с федеральным законодатель¬ством, не нарушает его и не противоречит ему. Основными нормативно-право¬выми актами в сфере социального обслуживания населения в Свердловской об¬ласти является Закон Свердловской области "О социальном обслуживании на¬селения в Свердловской области", Постановление Правительства Свердловской области "О территориальном перечне гарантированных государством социаль¬ных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам госу¬дарственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания Свердловской области", Постановлении Правительства Свердловской области "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в государ¬ственной системе социальных служб Свердловской области социального об¬служивания на дому, полустационарного социального обслуживания в дневное время, реабилитационных услуг, консультативной помощи и срочного соци¬ального обслуживания бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты".
Анализ реализации социальной политики в Артинском городском округе позволил сделать следующие выводы.
В Артинском городском округе реализация социальной политики осуще¬ствляется под непосредственным руководством Управления социальной за¬щиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Артинскому району.
Основным учреждением, осуществляющим деятельность по социальной защите населения, является ГБУ «КЦСОН Артинского района». Основными целями деятельности ГБУ «КЦСОН Артинского района» яв¬ляется: комплексное социальное обслуживание семей и отдельных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание гражданам помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социаль¬ного и материального положения, а также психологического статуса. В учреждении работает 94 чело¬века.
В ГБУ «КЦСОН Артинского района» действует три отделения социаль¬ного обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. В штат отделения социального обслуживания на дому входят 17 участко¬вых специали¬стов по социальной работе (по одному в каждой сельской адми¬нистрации).
Состав групп каждого участка индивидуален, что учитывается специали¬стами учреждения при организации работы с жителями города. В 2011 году от¬делениями обслуживалось 240 человек (в 2010 году - 275 человек). Государст¬венное задание, установленное учреждению на 2011 год, вы¬полнено в полном объеме.
В учреждении внедрены и успешно функционируют следующие новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: бригадная форма социального обслуживания, участковая форма социального обслуживания, организация клубов по интересам для граждан пожилого воз¬раста и инвалидов.
Центр предоставляет клиентам весь спектр необходимых услуг, объем услуг в большинстве случаев отвечает потребностям и ожиданиям клиентов.
Для совершенствования реализации социальной политики в Артинском городском округе в дипломной работе разработаны рекомендации по организа¬ции для пенсионеров курсов компьютерной грамотности.
Реализация проекта запланирована на август – сентябрь 2012 года.
Для реализации проекта потребуется 32 812,5 рублей.
Прохождение пенсионерами курсов будет способствовать:
- организации свободного времени пенсионеров;
- развитию навыков работы на компьютере;
- активизации активности пожилых людей;
- устранению чувства «выброшенности» из современной жизни и полного несоответствия ей;
- расширению круга общения пенсионеров путем использования сети Ин¬тернет. В этом будет заключаться социальный эффект от проекта.













БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ // Российская Газета от 25 декабря 1993 г., № 237.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите граждан».
3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании гра¬ждан пожилого возраста и инвалидов».
4. Федеральный закон «О ветеранах» в редакции от 2 января 2000 г.
5. Авджян Г.Д. и др. Социальная политика региона: теория и практика. Учеб¬ное пособие для вузов / Под ред. И.П. Скворцова. М.: КНОРУС, 2010. 448 с.
6. Асжина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М.: Норма, 1996. 608 с.
7. Барбаков О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999. 317 с.
8. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие. Минск: БГЭУ, 2007. 415 с.
9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в об¬служивании инвалидов и пожилых людей. М., 2005. 231 с.
10. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо¬логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах - интер¬натах. М., 2002. 218 с.
11. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга¬низационно - мето-диче¬ские аспекты деятельности социально¬го работника. М., 2002. 215 с.
12. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М., 2009. 278 с.
13. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, поли¬тика. 1985-2001 годы. М.: МГСУ, 2002. 672 с.
14. Здравомыслова О., Качалова Ю., Севортян А., Шурыгина И. Старшее по-ко¬ление в современной России. Статистика, исследования, обществен¬ные организации. М.: АСИ, 2009. 280 с.
15. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). М.: МарТ, 2004. 528 с.
16. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты по-жи¬лых людей в Российской Федерации. Самара, 2006. 215 с.
17. Кочетков А.А. Основы экономической теории. М.: Дашков и Ко, 2005. 492 с.
18. Нелидкин А.М. Социальная политика. Конспект лекций. Рязань: РГРТУ, 2007. 195 с.
19. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 224 с.
20. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор соци¬альной сферы. М., 2006. 264 с.
21. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономиче¬ской теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2001. 832 с.
22. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. 431с.
23. Соколинский В.М. Государство и экономика: учебное пособие. М.: Фи¬нансы и статистика, 2006. 133 с.
24. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. / Под ред В.И. Жукова. М.: МГСУ Союз, 2000. 312 с.
25. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ЦСПГИ, 2008. 465 с.
26. Социальная работа / под ред. Курбатова В.И. М., 2000. 261 с.
27. Социальная работа: Вопросы и ответы / Под ред. A.M. Па¬нова и Е.И. Хо-ло¬стовой. М., 2007. 347 с.
28. Стребков А.И. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2002. №12. С. 396 – 401.
29. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: учебное пособие / под ред. Е.В. Тишина. М.: Муниципальная власть, 2001. 295 с.
30. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. М., 2006. 296 с.
31. Хижный Н.Б. Государственная система социальной защиты граждан. М.: ИНИОН РАН, 2006. 263 с.
32. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Cоциально - техноло-гиче¬ский институт, 2009. 320с.
33. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное посо¬бие. М.: Дашков и К, 2002. 296 с.
34. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие М., 2008. 258 с.
35. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное по-со¬бие. М., 2009. 279 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.