• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 63 %

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Сфера культуры: понятие, структура, экономические отношения 7
1.2 Особенности менеджмента в сфере культуры 12
1.3 Государственное, региональное и муниципальное регулирование сферы культуры 17
1.4 Нормативно-правовая база управления сферой культуры 21
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «КУШВИНСКИЙ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ» 30
2.1 Общая характеристика МУК «Кушвинский дворец культуры» 30
2.2 Изучение системы организации и управления деятельностью МУК «Кушвинский дворец культуры» 37
2.3 Анализ эффективности управления деятельностью МУК «Кушвинский дворец культуры» 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУК «КУШВИНСКИЙ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ» 60
3.1 Анализ проблемной ситуации и причин ее возникновения 60
3.2 Разработка стратегического замысла и структуры проекта 64
3.3 Планирование ресурсов 66
3.4 Управление реализацией проекта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Культура - одна из наиважнейших сфер жизни нашего общества. Растущее значение сфер культуры и досуга признается сего¬дня политиками всех направлений. Практически все понима¬ют роль ценно-стей свободного времени для развития городов и регионов. Поддержка учреж-дений культуры и досуга объясня¬ется тем, что с их помощью можно повысить ценности свобод¬ного времени того или иного города. Действительно, это спо-соб¬ствует привлечению в определенный город или регион квали¬фицированной рабочей силы, росту промышленности, торгов¬ли, улучшению баланса перемещений населения и повышению финансового положения ме-стности. Если развитие систем услуг, культуры и досуга будет зависеть только от рыночной конкуренции, то, прежде всего, будут ущемлены инте-ресы жителей финансово слабых регионов; во-вторых, будут удовле¬творяться интересы только той части населения, которая про¬живает в производственных районах.
Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой ад-министративно-командной пришла новая система, ориентированная на соз-дание условий для развития личности и регулирования культурных процес-сов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духов-ного совершенствования.
Анализ исследований научных работ пос¬ледних лет по данной темати-ке показывает, что наибольшее внима¬ние уделяется таким вопросам, как формирование новой региональ¬ной культурной политики, перестройка управле¬ния в сфере культуры, современные эко¬номические методы управле-ния в социально-культурной сфере.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тя-жести управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регио-ны. Вместе с тем, неразработанность проблем ре¬гиональных организационно - управленческих отношений существенно тормозит развитие управленче-ской практики, зачастую ведет к не¬верным оценкам ситуации, выбору неэф-фективных решений.
Новые модели регионального управления только начинают формиро-ваться, в связи с чем, важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей развития муниципальных учреж-дений культуры.
Управление сферой культуры представляет собой реализацию полу-чивших общественное одобрение целей культурной политики, осуществляе-мую государственными и иными управленческими структу¬рами с помощью распределения ресурсов. В ряде последних исследований (О.И.Карпухин, Э.А. Макаревич, В.Г.Чурбанов, О.И.Генисаретский) подчеркивается, что в процессе осуществления государственной культурной политики следует иметь в виду, что существуют объективные пределы допустимого посторон¬него вмешательства в художественную жизнь. Потому что культура - это сфера общественной жизни, имеющая собс¬твенные, присущие ей законы функционирования и развития. Так что внешнее вмешательство (управление, регулирование) будут продуктивными до тех пор, пока оно не искажает, не препятствует самореализации внутренних законов культурной жизни. Дру-гими сло¬вами, в этой сфере велика роль оптимального соотношения регули-ро¬вания и саморегулирования.
Цель дипломной работы заключается в изучении теоретических и правовых основ управления учреждениями культуры и в проведении анализа системы организации и управления деятельностью МУК «Кушвинский дво-рец культуры» города Кушва с целью дальнейшей разработки рекомендаций по совершенствованию его деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность сферы культуры, ее структуру и особенности экономических отношений;
- выявить особенности менеджмента и государственного регулирова-ния в сфере культуры;
- изучить нормативно-правовую базу управления сферой культуры;
- проанализировать состояние и особенности управления сферой куль-туры Свердловской области;
- провести анализ организации и управления МУК «Кушвинский дво-рец культуры»;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности уч-реждения.
Объектом исследования в дипломной работе является система орга-низации и управления деятельностью МУК «Кушвинский дворец культуры».
Предмет исследования в дипломной работе – управление сферой и учреждениями культуры.
Теоретическую основу работы составили:
- концепции, раскрывающие вопросы теории куль¬туры и проблемы формирования государственной культурной политики (П.С.Гуревич, О.И. Карпухин, О.И.Генисаретский);
- положения общей теории управления, социальной, психологи¬ческой и педагогической теории управления (Б.Г.Ананьев, В.А.Дубо¬вицкий, З.А. Ор-лова);
- концепции управления в сфере культуры (Л.В. Устюжанина, А.С. Ба-талов).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез социоло¬гической, экономической, управленческой литерату¬ры, изучение норматив-ных документов сферы культуры, системный и сравнительный анализ, анке-тирование, наблюдение.
Структура работы. Дипломная работа включает введение, три главы, заключение и библиографический список. Имеются приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ проблем, связанных с формированием культурной политики, реформированием систем управ¬ления культурой показывает, что они имеют статус комплексного социокультурного явления. Результаты проведенного исследования теоретических и правовых основ управления сферой культуры, а также процесса организации и управления деятельностью МУК «Кушвин-ский дворец культуры» города Кушва позволяют сформулиро¬вать следую-щие выводы.
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями куль-туры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ га-рантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и по-служил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспиты-вать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Деятельность в культурной сфере осуществляется организациями, уч-реждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (го-сударственными, муниципальными, частными, общественными организа-циями) и формы собственности, а также частными лицами.
Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельно-сти. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммер-ции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различ-ных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в созда-нии организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни.
Управление сферой культуры основывается на нормативно-правовой базе, которая включает ряд федеральных законов (основным документом здесь является ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о куль-туре») и законов субъектов РФ. Условия создания, деятельности и реоргани-зации частных учреждений культуры предусматриваются ФЗ «О некоммер-ческих организациях».
Муниципальное учреждение культуры «Кушвинский Дворец культу-ры» создано в соответствии с Постановлением Главы муниципального обра-зования город Кушва Свердловской области от 28 декабря 2004 г. № 1298. Учредителем учреждения, собственником имущества является администра-ция Кушвинского городского округа Свердловской области.
Дворец культуры является некоммерческой организацией. Он создан в целях организации досуга и приобщения жителей город¬ского округа к твор-честву, культурному развитию и самообразованию, любительскому ис¬кусству и ремеслам. В структуру анализируемого учреждения также входят Дома досуга деревень Мостовая, Верхняя Баранча и Азиатская.
В учреждении работает 41 человек. Коллектив по преимуществу явля-ется женским. Большая часть работников учреждения (36,5 %) находится в возрасте 35 – 45 лет.
Численность населения Кушвинского городского округа в 2010 году составила 35 192 человека. При этом общее количество посетителей меро-приятий, проведенных ДК в 2010 году, составляет 46 500.
Показатели посещаемости мероприятий, проводимых ДК, с 2008 по 2010 год возросли. Темп роста 2009 г. к 2008 г. составил 119,4 %, 2010 г. к 2009 г. составил 120,1 %. В 2010 году приоритеты деятельности коллектива были направлены на работу в рамках муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений в Кушвинском ГО в 2008 - 2010 г. г.» и цикла программ «Всей семьей во Дворец», направленной на усиление работы с кушвинскими семьями. Был разработан цикл лекций и бесед по профилак-тике правонарушений среди подростков и молодежи города, проведен цикл мероприятий для семей города.
Систематически проводится работа в сельской местности Кушвинского городского округа структурными подразделениями ДК, организуется не только стационарное, но и внестационарное (выездное) культурное обслужи-вание населения.
Во Дворце культуры работают творческие коллективы. Общее количе-ство клубных формирований в период 2008 – 2010 годов не отличается ус-тойчивостью: 42 – 46 – 42. В учреждении работает 42 группы творческих коллективов, в которых занимается 664 человека. Объединения характеризу-ются разной направленностью.
Организована работа национальных коллективов любительского худо-жественного творчества. Творческие объединения Дворца культуры получи-ли много дипломов и других наград в 2010 году.
В 2010 году ДК продолжил работу по выполнению социальных зака-зов, которые поступали от 11 учреждений города.
В 2010 году была продолжена работа ДК по укреплению материально-технической базы учреждения. За счет внебюджетных средств было приоб-ретено необходимое оборудование.
Проведенный анализ деятельности Дворца культуры позволил выявить высокий уровень активности обучающихся и их больших творческих воз-можностях.
Достижение высоких показателей деятельности учреждения стало воз-можно благодаря эффективной системе организации и управления деятель-ностью учреждения, которая включает организацию работы творческих объ-единений и подготовки массовых мероприятий, использование администра-тивных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом, использование нормативно-правовой базы в целях управления учреждением.
В ходе проведения анализа деятельности МУК «Кушвинский дворец культуры» был выявлен недостаток – отсутствие организационной работы по проведению профессиональных праздников для населения города. Для со-вершенствования деятельности учреждения в дипломной работе предложены рекомендации по организации и проведения городского праздника ко Дню учителя.
Дворец имеет практически все необходимые ресурсы, чтобы реализо-вать проект по проведению праздника ко Дню учителя для педагогических работников Кушвинского городского округа.
На реализацию проекта по проведению праздника ко Дню учителя по-требуется 14250 рублей.
Проект предполагается реализовать в сентябре – октябре 2012 года.
Реализация проекта будет иметь социальный эффект. Организация и проведение праздника к Дню учителя позволит:
- Кушвинскому дворцу культуры разнообразить свою деятельность;
- педагогам города – почувствовать социальную значимость их дея-тельности и получить возможность провести досуг в свой профессиональный праздник;
- в торжественной обстановке поздравить педагогов и вручить им все грамоты и благодарности.
Кушвинский дворец культуры является основным учреждением куль-туры Кушвинского городского округа. Для повышения эффективности куль-турно-досугового обслуживания населения необходимо в дальнейшем со-вершенствовать деятельность данного учреждения.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативно-правовые акты


1. Конституция РФ. — М., 1993.
2. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 23.07.2008) // Российская газета, N 92, 15.05.1993.
3. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 // Российская газета, N 147, 03.08.1993.
4. Об общих принципах организации законодательных (представитель-ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // Российская газета от 19 октября 1999 г. N 206.
5. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2965.
6. О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Вто-рой мировой войны и находящихся на территории Российской Федера-ции: Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ (с изм. от 20.07.1999) // Собрание законодательства РФ, 20.04.1998, N 16, ст. 1799.
7. О государственной поддержке кинематографии Российской Федера-ции: Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, N 35, ст. 4136.
8. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Феде-ральный Закон от 09.10.92 г. № 3612-1 (с изм. и доп.) // Консультант-Плюс.
9. О некоммерческих организациях: Федеральный Закон от 12.01.96г. № 7-ФЗ (с изм. и доп.). // Консультант-Плюс.
10. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ // Российская газета, N 237, 27.10.2004.
11. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Фе-дерации: Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, N 22, ст. 2591.
12. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 2.
13. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 18.12.2006) // Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, N 1, ст. 1.
14. О культурной деятельности на территории Свердловской области: 3акон Свердловской области от 22.07.97 г. № 43-ОЗ (с изм. и доп.) // Ведомости Свердловской областной думы. 1997. № 15.
15. О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и ис-кусства РФ: Указ Президента РФ // Собрание актов Президента и Пра-вительства РФ. М., 1993. № 46. Ст. 4449.
16. О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искус-ства РФ: Указ Президента РФ // Собрание законодательства РФ. М., 1996. № 28. Ст. 3358.
17. О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и ис-кусства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.11.1993 №1904. http: // www.stroi.ru/nrmdocs/d3125dr27426m429.html


Литература


18. Белановский В.Е. Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества. М., 2005. 254 с.
19. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и ис-кусства // Вопросы экономики. 2006. № 10. С.76.
20. Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 2008. 159 с.
21. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 2000. 258 с.
22. Драгичевич-Шешич, М., Стойкович, Б. Культура: менеджмент, анима-ция, маркетинг. Новосибирск, 2000. 311 с.
23. Дубовицкий В.А. Государство и развитие культуры. Минск: Наука и техника, 2001. 165 с.
24. Ерасов Б.С. Социальная культурология: уч. пособие для студ. вузов. М.: Аспект-пресс, 2000. 357 с.
25. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. М.: Академи-ческий проект, 2001. 162 с.
26. Каменец А.В. Культурная политика и современная социокультурная ситуация. Методологические основы системы управления на федераль-ном и региональном уровнях в сфере культуры. М., 2004. 289 с.
27. Карпухин О.И. Концептуальные основы новой куль¬турной политики государства. М., 2005. 203 с.
28. Карпухин О.И. Культурная политика. М., 2006. 163 с.
29. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функциони¬рования и совершенствования. М., 2008. 267 с.
30. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия. Саратов: СГТУ, 2001. 203 с.
31. Мельников А.П., Селиванчик П.П. Научное управление культу¬рой. Минск: Университетское, 2008. 211 с.
32. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб.: Михайлов, 2002. 263 с.
33. Николаенко Д.В., Николаенко Т.В. Эволюция российской социокуль-турной системы. М.: Претория, 2007. 344 с.
34. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск: Омич, 2000. 281 с.
35. Обручаев К.Е. Обновление культуры: проблемы и перспективы. М.: РАУ, 2003. 255 с.
36. Онуфриенко Г.В. Модели культурной политики в условиях рынка. М., 2007. 263 с.
37. Орлова З.А. Социальная политика в сфере культуры. М., 2007. 154 с.
38. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономиче-ских условиях. М., 2006. 147 с.
39. Столяров И.А. Управление культурой: организационно-эко¬номический механизм. М.: Экономика, 2005. 201 с.
40. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 258 с.
41. Фельдман А.З. Правовое регулирование культуры. С-Пб., 2001. 262 с.
42. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности. М., 2005. 309 с.
43. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: по¬иск но-вых моделей. М.: НИИК, 2006. 241 с.
44. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социаль¬но - куль-турной сфере. М.: Экономика, 2001. 265 с.





Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.