• Категория: Государственное и муниципальное управление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 69.16 %

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 7
1.1. Бюджет: понятие, сущность, нормативно-правовая база 7
1.2. Отечественный и зарубежный опыт казначейства 12
1.3. Роль федерального казначейства в оперативном управлении бюджетными средствами
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА УВИНСКОГО РАЙОНА
26
2.1. Анализ структуры доходов и расходов бюджета Увинского района.
26
2.2. Особенности взаимодействия Отдела казначейского исполнения бюджета Управления финансов Увинского района с Управлением федерального казначейства

37
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА УВИНСКОГО РАЙОНА
45
3.1. Предложения по изменению порядка кассового обслуживания бюджета
45
3.2. Оценка влияния предложенных мер на эффективность исполнения бюджета Увинского района
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что казначейская система способствует бесперебойному и в соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы РФ. Кроме этого, применение передовых технологий в казначейском исполнении бюджета обеспечивает оптимизацию процесса управления как общественными, так и финансовыми. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов, что, в свою очередь, способствует повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Бюджеты местных органов власти являются их финансовой базой. Предоставленные им бюджетные и имущественные права, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты в широком смысле представляют собой совокупность экономических отношений, складывающихся на всех стадиях общественного воспроизводства и опосредованные необходимостью финансового обеспечения социально-экономических программ местных органов власти. В узком смысле они характеризуются как реальная финансовая база местных органов самоуправления, формируемая за счет изъятия части национального дохода в целях его использования на развитие социально-бытовых и производственных инфраструктур, а также на выполнение других местных программ.
Местные бюджеты имеют большое значение в осуществлении общегосударственных социально-экономических задач. Основной задачей, которого является содержание и развитие социальной инфраструктуры общества путем распределения государственных средств.
Главный каналом доведения конечных результатов производства до населения считается местный бюджет. Из местных бюджетов в известной мере финансируется и разви¬тие отраслей производственной сферы. В первую очередь местной промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе-чения жизнедеятельности населения.
Несмотря на то, что в настоящее время наиболее значительную часть доходов местных бюджетов составляют безвозмездные перечисления, налоговая часть доходов, формируемая за счет местных налогов, весьма значима для бюджета. При этом органы муниципальной власти напрямую заинтересованы в увеличении их базы. Таким образом, доходная часть местной казны формируется за счет источников, изысканных непосредственно местными органами власти, а также различного рода дотаций центральных органов.
Казначейская система позволяет организовать бесперебойное и полное исполнение бюджетов разных уровней в условиях современной российской бюджетной системы. Также использование инновационных казначейских технологий дает возможность оптимизировать процесс управления региональными финансовыми ресурсами, организовать эффективный контроль бюджетных расходов. В результате появляется возможность для повышения качества жизни населения территории.
В соответствии с представленными положениями система казначейского исполнения бюджета постоянно улучшается, ее функции совершенствуются, принимаются меры по унификации используемых информационных технологий, повышается прозрачность ее функционирования.
На современном этапе развития общественного управления совершенствование казначейской системы исполнения бюджета является ключевым элементом бюджетной политики государства и одной из основ проводимой бюджетной реформы.
Совершенствование казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы не может осуществляться без повышения эффективности взаимодействия региональных органов казначейства и финансовых органов муниципалитетов. Речь в данном случае идет о ликвидации дублирования функций и достижении максимальных показателей эффективности в процессе исполнения бюджетов муниципальных образований.
Всё это делает выбор темы выпускной квалификационной работы (ВКР) весьма актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследования ВКР являются общественные отношения, связанные с организацией казначейским исполнением бюджета муниципального образования «Увинский район».
Предметом исследования ВКР являются формы, методы и принципы казначейского исполнения бюджета муниципального образования «Увинский район».
Целью исследования ВКР является оценка проблем и перспектив совершенствования казначейского исполнения бюджета муниципального образования «Увинский район».
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать особенности казначейского исполнения бюджета;
– выполнить анализ казначейского исполнения бюджета Увинского района;
– предложить меры, направленные на повышение эффективности казначейского исполнения бюджета Увинского района.
В работе использованы общенаучные методы, к которым относятся диалектический, анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование; специально-научные методы – системный, сравнительный, функциональный, статистический, математический и т.д.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследуется бюджет: понятие, сущность, нормативно-правовая база, отечественный и зарубежный опыт казначейства, роль федерального казначейства в оперативном управлении бюджетными средствами.
Вторая глава включает общую характеристику органов, осуществляющих управление бюджетом и нормативно-правовой базы, анализ структуры доходов и расходов бюджета Увинского района, особенности взаимодействия казначейского отдела Управления финансов Увинского района с управлением федерального казначейства.
В третьей главе представлены меры по совершенствованию управления исполнением бюджета Увинского район, внедрению системы единого казначейского счета, выполнена оценка влияния предложенных мероприятий на эффективность использования бюджетных средств Увинского района.
В заключении на основе выводов работы даются предложения с рассчитанной эффективностью их внедрения. Список использованных источников и литературы состоит из нормативно-правовых актов, учебников и статей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута ее цель и решены поставленные задачи.
Как установлено в ходе теоретического исследования – казначейское исполнение бюджета трактуется с процессной точки зрения как определенный способ исполнения бюджета, подчеркивается уникальность указанного процесса, специфика которого, очевидно, наиболее точно может быть выражена через формулировку исчерпывающего перечня базовых принципов казначейского исполнения бюджета.
В соответствии с БК РФ оперативное управление бюджетными средствами осуществляется по следующим принципам:
– единства кассы: финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете) – предварительный и текущий контроль;
– учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителями и получателями бюджетных средств;
– принцип прозрачности бюджета: планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации РФ.
Администрацией муниципального образования «Увинский район» в настоящее время выбран порядок кассового обслуживания исполнения местного бюджета с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу. В этом случае взаимодействие с Управлением федерального казначейства РФ по УР осуществляет Отдел по казначейскому исполнению бюджета муниципального образования «Увинский район».
Отдел по казначейскому исполнению бюджета муниципального образования «Увинский район» является структурным подразделением Управления финансов Администрации муниципального образования «Увинский район». Осуществляет организацию работ по повышению эффективности использования бюджетных средств (целевая направленность, своевременность и рациональность). Осуществлению финансового контроля за целевым использованием средств главными распорядителями бюджетных средств. Операционно-кассовое обслуживание бюджетных и автономных учреждений.
Как показали результаты исследования – несмотря на общее снижение уровня безвозмездных поступлений, они играют основную роль в структуре доходов бюджета муниципального образования «Увинский район». При этом их доля в структуре доходов бюджета в 2013-2015 гг. снизилась с 87,34% до 71,09%.
В 2013-2015 гг. на фоне снижения уровня безвозмездных поступлений большую роль в структуре доходов бюджета стали играть налоги на доходы. Их доля в структуре доходов бюджета МО «Увинский район» за эти годы выросла с 8,10% до 20,89%. На третьем месте – доходы от оказания платных услуг (выполнения работ). В 2013-2015 гг. отмечается прирост их доли с 2,26% до 2,69%.
В структуре расходов бюджета МО «Увинский район» первое место занимают расходы на образование, доля которых выросла с 61,01% до 71,62%. Второе место в структуре расходов бюджета занимают расходы на культуру и кинематографию, доля которых в 2013-2015 гг. выросла с 5,25% до 6,32%. На третьем месте находятся расходы на решение общегосударственных вопросов. Доля этих расходов выросла в 2013-2015 гг. с 4,44% до 4,65%.
Дефицит бюджета МО «Увинский район» в 2014-2015 гг. снизился с 98104 тыс. руб. до 38459 тыс. руб. Но, к сожалению, в первую очередь это обусловлено снижением расходов бюджета, что оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования «Увинский район». При этом дефицит бюджета сохраняется на весьма значительном уровне, такая ситуация считается крайне негативной. Так как низовым звеном финансовой системы страны являются местные бюджеты. Они должны обеспечивать ее прочность и надежность. Быть финансовой базой для реализации функций органов местного самоуправления, решения стратегических задач, долгосрочного планирования, инвестирования в развитие приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
Основной проблемой казначейского исполнения бюджета муниципального образования «Увинский район» является некачественная работа сотрудников учреждений обслуживаемых Отделом по казначейскому исполнению бюджета Управления финансов МО «Увинский район». Связано с тем, что уже более 3-5 лет не проводилось повышение квалификации сотрудников Отдела. В существующих условиях порядок кассового обслуживания исполнения местного бюджета с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу является неэффективным. Доля платежных документов, поступивших в УФК от финансового органа МО «Увинский район», содержащих ошибки, выросла за анализируемый период с 1,5% до 2,4%. Объем бюджетного финансирования, осуществленного с задержкой по причине некачественной работы сотрудников учреждений обслуживаемых финансовым органом МО «Увинский район» вырос в 2014 году на 91,60%, а в 2015 году на 42,43%.
С точки зрения органов муниципальной власти, оптимальным вариантом кассового обслуживания местного бюджета, является вариант с открытием лицевых счетов главным администраторам и (или) администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям (распорядителям) и получателям средств местного бюджета. Осуществлением им отдельных функций по исполнению местного бюджета в соответствии с заключенным соглашением. Преимущества кассового обслуживания исполнения бюджета муниципального образования «Увинский район» органами Федерального казначейства и передачи им отдельных функций по исполнению соответствующих бюджетов, основные из которых состоят в экономии муниципальных средств и предоставлении более качественных услуг.
Экономия муниципальных средств и качество кассового обслуживания – один из самых очевидных преимуществ подхода к исполнению бюджета муниципального образования «Увинский район» с использованием модели кассового обслуживания органами Федерального казначейства. В результате применения предложенного порядка кассового обслуживания исполнения местного бюджета, удастся устранить качественные недостатки исполнения бюджета.
Кроме этого, высвобожденная сумма 3306 тыс. рублей сократит бюджетные расходы по статье «Общегосударственные вопросы», но при этом сократится и финансирование по этой статье, так как Увинский район является дотационным. Но в целом, для бюджетной системы бюджета Удмуртской Республики, будет экономия.
В результате проведенных мероприятий, происходит:
1. Совершенствование технической оснащенности казначейского исполнения бюджета.
2. Повышение оперативности исполнения бюджета.
3. Повышается контроль за исполнением бюджета, в том числе и независимый контроль (Управление федерального казначейства независимо от Администрации МО «Увинский район», а Отдел казначейского исполнения бюджета да).
4. Экономия ресурсов местного бюджета, за счет передачи полномочий Управлению федерального казначейства, в соответствии с заключенным соглашением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
4. Приказ Казначейства России от 10.10.2008 N 8н
(ред. от 14.10.2016) «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 51, 22.12.2008.

2. Литература
5. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов [Текст]/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2015. – 688 с
6. Бюджетная система России: учеб. [Текст] / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 212 с.
7. Бурханова И. В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций [Текст]/И. В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2011. - 160 с.
9. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие [Текст] / М.П. Владимирова, А.И. Коз¬лов. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 288 с.
10. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие [Текст] / Под ред. О. И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 2010. - 563 с.
11. Ермакова Т. А. Казначейская система: кому исполнять бюджет региона // Финансы. 2002. № 4. - С. 23-24.
12. Жарковская Е.П. Финансы: учеб. пособие [Текст] / Е.П. Жарковская, И.О. Арендс.-М.: Омега-Л, 2011. – 400 с.
13. Лебедев В.А. Финансовое право [Текст] / В.А. лебедев. - М.: Финансы и статистика, 2014. – 367 с.
14. Леонтьев В.E. Финансы, деньги, кредит и банки: учеб. пособие [Текст] / В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2015. – 384 с.
15. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие [Текст] / И.Н. Мысляева.- М.: ИНФРА-М, 2009. – 264 с.
16. Назарова И. В. Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета органами Федерального казначейства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 10. – С.38.
17. Общая теория денег и кредита [Текст] / Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Юнити, 2015. – 520 с.
18. Разживина Д.О. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса [Текст] / Д.О. Разживина, А.А. Бовин // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 2. - С. 8-12.
19. Резинкин М. А. Развитие казначейской системы исполнения бюджетов в России : автореф. дис. кандидата эконом. наук: 08.00.10 [Место защиты: Саратовский государственный социально-экономический университет]. Саратов, 2013. – С.44.
20. Свиридов О.Ю. Финансы: учеб. пособие [Текст] / О.Ю. Свиридов. - М.: ИКЦ «МарТ», 2015. - 480 с.
21. Сергиенко Н. С. Повышение эффективности казначейского исполнения территориальных бюджетов в Российской Федерации: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10. М., 2010. – С.72.
22. Финансы, деньги и кредит [Текст] / Под ред. Соколовой О.В. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 324 с.
23. Тренев Н.Н. Управление финансами [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2014. – 523 с.
24. Финансовый менеджмент: учеб. [Текст] / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: КноРус, 2008. – 408 с.
25. Финансы денежное обращение и кредит: учеб. пособие [Текст]/ Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2009.-650с.
26. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов [Текст] / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - M.: Юрайт-М, 2014. – 450 с.
27. Финансы: учеб. [Текст] / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - M.: Финансы и статистика, 2011. - 504 с.
28. Финансы: учеб. [Текст] / Под ред. В. В. Ковалева. - M.: TK Велби, Проспект, 2009. - 640 с.
29. Финансы: учеб. [Текст] / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 516 с.
30. Финансы: учеб. [Текст] / Под ред. В. В. Ковалева. - M.: TK Велби, Проспект, 2013. - 640 с.

3. Интернет источники
31. Официальный сайт Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru
32. Официальный сайт Министерства финансов Удмуртской Республики http://www.mfur.ru
33. Официальный сайт Казначейства Российской Федерации http://www.roskazna.ru
34 Официальный сайт Увинского района http://uva.udmurt.ru
35. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст.3823. http://www.consultant.ru/online/


Не нашли подходящую работу? Новая работа может быть дешевле готовой

Отправьте заявку на выполнение работы и наши авторы предложат вам свою цену. Общение с авторами напрямую. По вопросам заказа позвоните на номер: 8(800) 775–28-83.