• Категория: Государство и право

Оглавление С Введение. ……………………………………………………………………….3 1. Грани законности. 1.1.Законность: содержание и признаки………………………………..…….7 1.2.Принципы законности………………………………………………..…...13 1.3.Понятие и виды гарантий законности …………………………………..19 2. Проблемы реализации законности в Российской Федерации. 2.1.Причины нарушения законности в Российской Федерации……...……26 2.2.Трудности реализации российского законодательства……………..….33 3. Проблемы формирования единого правового пространства Российской Федерации. 3.1.Исключение коллизий – важнейшая задача современности………..….38 3.2.Юридическая экспертиза, как средство обеспечения законности. ...….46 3.3.Укрепление законности в сфере государственного управления……....51 Заключение………………………………………………………………...…..58 Библиографический список…………………………………………………..61 Введение В настоящее время учёными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства. Но в условиях системного кризиса переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности и правопорядка. Их укрепление – один из путей преодоления правового беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности. Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества (в том числе его важнейшего элемента – рынка), осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан. Проблемы обеспечения и укрепления законности всегда были в центре внимания государства и общества. Данная проблематика глубоко исследовалась советскими и исследуется сейчас российскими учёными- юристами (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин и другие). Многие выводы, сформулированные советскими учёными-юристами, такими как Н.Г. Александров, В.В. Борисов, М.С. Строгович, не утратили значения и в настоящее время (о понятии и сущности законности, о структуре законности, о её требованиях, о месте законности в системе правовых категорий и др.). В советский период государство вмешивалось почти во все сферы человеческой жизни гражданина, личности, причём оно обеспечивало себе эту возможность изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности; защищали органы государства, должностных лиц от угроз поставить их под контроль общества, граждан; и, наконец, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу. По существу всё это охватывалось понятием “социалистическая законность” [37, С. 158]. В период становления демократического правового государства, требуется иной подход к проблемам законности: законность не делится на буржуазную или социалистическую – законность либо есть, либо её нет. В Российском государстве утверждаются идеалы, принципы, концепции правового государства – соблюдение общепризнанных демократических прав и свобод граждан и реальность их судебной защиты, господства права в обществе, разделение властей и тд. В настоящее время, проблемы законности приобретают особую актуальность, поскольку для реально складывающейся ситуации в стране характерны такие негативные явления как девальвация роли закона, бездействие общеправовых принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между различными нормативными актами, наличие множества нормативно установленных федеральными, региональными и местными властями особых прав – привилегий, специальных правовых режимов, разного рода правовых исключений и льгот в пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных слоёв, территорий и тд. Российская Конституция указывает на законность в ряде статей. Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государство (ст. 1). Согласно ст. 4 Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15). Обеспечение законности и правопорядка согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Концепция права и правовой законности, содержащаяся в Конституции, является её несомненным достоинством. Вместе с тем многие положения Конституции носят пока декларативный характер. Существует большой разрыв между соответствующими конституционными нормами и фактически складывающейся действительностью. Постсоветское государство и право пока ещё не справляются со своими основными функциями, с утверждением в стране режима законности и правопорядка. Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чём заключаются трудности реализации российских законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули автора к выбору указанной темы. Объектом исследования в данной работе является “законность” как режим общественно-политической жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и обеспечения неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Предмет исследования – теоретические подходы к определению понятия “законность”, осмысление еë содержания, принципы, а также практические аспекты реализации законности в Российской Федерации. Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:  рассмотреть теоретические аспекты понимания законности;  охарактеризовать современное состояние законности в Российской Федерации и наиболее типичные причины еë нарушения;  проанализировать меры направленные на предотвращение и устранение нарушений законности, а также еë укрепление в сфере государственного управления. Для написания работы автором использовались как общенаучные методы исследования (логический, метод синтеза) так и частные методы (статистический, метод анализа, специально-юридический метод), что помогло раскрыть суть выбранной темы. Теоретическую основу исследования составляет разнообразный круг источников, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные Законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ. Также была использована монографическая литература и научные публикации в периодической печати таких авторов как Абдулаев М.И., Гуменюк А.Р., Ефремов А.Ф., Корельский В.М., Нерсесянц В.С., Тихомиров Ю.А., Чердынцев А.Ф. и др. Научная новизна заключается в постановке темы исследования трудности реализации российского законодательства и проблемам законности в нашей стране, а также в анализе научной литературы обобщающей теоретические наработки по данному вопросу. Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает понятие законности, еë содержание и признаки. Далее перечисляются основные принципы законности, а также раскрывается их сущность. Говорится о гарантиях законности, и производится их классификация на виды. Во второй главе автор раскрывает проблемы законности в Российской Федерации – называет причины еë нарушения, отмечает трудности реализации российского законодательства. И в третьей главе говорится о средствах обеспечения законности и задачах, которые необходимо решить для формирования единого правового пространства Российской Федерации. Заключение На основании проведенного исследования посвященного проблемам законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества можно сделать выводы. Законность – это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Законность является политико-юридическим принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов – таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы всей системы правоохранительных органов являются непременным условием деятельности государства. Государство по своей сути и характеру является организацией, действующей в рамках прочной правовой законности. Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений. Формирование правового государства и установление режима законности – задача необычайно трудная и её решение возможно лишь в результате многих десятилетий целенаправленных усилий всего общества, связанных с преодолением наследия прошлого и устранением серьёзных ошибок и просчётов, которые были допущены в те годы. Создание сильного государства, основанного на праве – необходимое условие установления режима законности в стране. Устойчивая экономика – это главная гарантия демократического и основа основ сильного государства, а для того чтобы государство было сильным ему нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное экономическое развитие. Между тем строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов – не менее значимый ресурс национального подъёма, чем экономическая стратегия. Это – важнейший инструмент социально-политических и экономических преобразований, единственно возможный для новой России путь улучшения жизни людей. Демократическое государство становится “сильным”, при существовании необходимого единства: сильная власть – сильные законы – сильная судебная система – гражданское общество. Россия в ХХI веке – это, прежде всего сильная Федерация с прочно состыкованными, стабильно и плодотворно работающими федеральными и региональными законами. Для укрепления законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества необходимо: 1. Укрепить российскую государственность; 2. Разрешить проблему разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 3. Создать условия для экономического развития государства; 4. Обеспечить реальную защиту прав и свобод граждан; 5. Совершенствование всех сторон законотворчества, речь идет, прежде всего, о четко выверенном, научно-обоснованном механизме законодательной деятельности, 6. Повысить качество принимаемых законов; 7. Исключить коллизии, пробелы в праве; 8. Формирование правосознания и правовой культуры граждан с использованием различных форм правового воспитания. Хочется надеяться, что формирующиеся в России институты гражданского общества скажут свое слово в упрочнении законности. Гражданское общество должно стать полноценным партнёром государства. Кроме того, правовая политика государства должна быть направлена на координацию всех структурных элементов механизма правового регулирования. Мало принять тот или иной закон, нужно создать “механизм”, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм. Упор должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Всё вышеизложенное диктует жёсткие требования к науке и практике по разработке и реализации целостной концепции укрепления законности в стране, поскольку без утверждения законности невозможно, обеспечение устойчивости общества. Хочется верить, что в ближайшем будущем российское общество станет гражданским, а государство правовым. Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445. 2. «О Конституционном суде Российской Федерации» Федеральный Конституционный Закон от 12.07.1994г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007, №7, ст. 829. 3. «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный Конституционный Закон от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 3. 4. «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный Конституционный Закон от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1274. 5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 29. 6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 17. 7. «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральный Закон от 17.01.1992г. № 2202-1 (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч.1), ст. 6235. 8. «О федеральной службе безопасности» Федеральный Закон от 03.04.1995г. № 40-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч.1), ст. 6235. 9. «О налоговых органах Российской Федерации» Закон Российской Федерации от 21.03.1991г. № 943-1 (ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3436. 10. «О статусе судей в Российской Федерации» Закон Российской Федерации от 26.06.1992г. № 3132-1 (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч.1), ст. 6229. 11. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Закон Российской Федерации от 27.04.1993г. № 4866-1 (ред. от 14.12.1995) // Собрание законодательства РФ, 18.12.1995, № 51, ст. 4970. 12. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000г. № 1486 (с изм. от 19.06.2003) // Собрание законодательства РФ 14.08.2000, № 33, ст. 3356. 13. «Об утверждении положения об управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан» Указ Президента Российской Федерации от 22.05.2004г. № 662 (ред. от 21.10.2008) // Собрание законодательства РФ, 27.10.2008, № 43, ст. 4919. 14. «О дополнительных функциях министерства юстиции Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.1995г. № 550 (ред. от 29.11.2000) // Собрание законодательства РФ, 04.12.2000, № 49, ст. 4826. 15. «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2000г. № 904 // Собрание законодательства РФ, 04.12.2000, № 49, ст. 4826. 16. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: 2004. 410 с. 17. Бабаев В.К. Теория государства и права. Курс лекций. Нижний Новгород: 2005. 523 с. 18. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение. 2005. № 2. 29 с. 19. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка // Государство и право. 2003. № 7. 32 с. 20. Высоцкий П.А. О причинах недостаточной эффективности деятельности существующих механизмов по обеспечению конституционной законности // Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 2006. № 7. 45 с. 21. Гуменюк А.Р. О едином правовом пространстве как условии формирования правового государства // Правоведение. 2005. № 7. 38 с. 22. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 2001. № 3. 47 с. 23. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы законности в Российском государстве // Правоведение. 2004. № 8. 36 с. 24. Зиновьева М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. 2005. № 1. 96 с. 25. Исаков В. Н. Законотворчество не любит спешки // РФ сегодня. 2007. № 10. 36 с. 26. Катаев Н.А., Лазарев В.В. Теория государства и права: Курс лекций. Уфа: 2001. 389 с. 27. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: 2004. 485 с. 28. Лаврентьев А.Р. Коллизии института юридической ответственности Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юридических наук. Н.Новгород: 2003. 82 с. 29. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: 2005. 340 с. 30. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Московского университета. Сер.11. Право. 2004. № 4. 126 с. 31. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 2003. № 5. 32 с. 32. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 2005. № 5. 41 с. 33. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. 2006. № 4. 38 с. 34. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: 2000. 325 с. 35. Пиголкин А.С. Язык закона: черты, особенности // Язык закона. М.: 2003. 32 с. 36. Пыхтин С. К. Сколько законов нужно России? // РФ сегодня. 2000. № 16. 42 с. 37. Рассолов М.М., Лучин В.О., Эбзеев Б.С. Теория государства и права. М.: 2000. 220 с. 38. Рудников Т.И. Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград: 2001. 245 с. 39. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.: 2003. 214 с. 40. Строев Е. В. Вызовы времени и наш ответ // РФ сегодня. 2001. № 11. 32 с. 41. Стучка П.И. Учение о государстве и его Конституции. М.: 2002. 221 с. 42. Суворов Г.А. Становление государственности и местного самоуправления в регионах России. Саратов: 2000. 324 с. 43. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М.: 2000. 276 с. 44. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М.: 2002. 124 с. 45. Турманов Д.Н. Укрепление законности в сфере государственного управления. М.: 2005. 153 с. 46. Хабриева Т.А. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М.: 2005. 124 с. 47. Хлопонин А.Г. Стыдно жить бедно в богатой стране // РФ сегодня. 2001. № 19. 35 с. 48. Чердынцев А.Ф. Теория государства и права. М.: 2003. 480 с. 49. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 2001. № 8. 47 с. 50. Щинд В.И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник науч. трудов. М.: 2002. 270 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.