• Категория: Государство и право
  • Вид работы: Курсовая работа

Содержание

 Введение. 3

1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 5

1.1 Специфика статуса государства как субъекта гражданского права. 5

1.2 Соотношение особого статуса государственных образований и принципа равенства субъектов гражданского права. 9

1.3 Правосубъектность государства в зарубежном законодательстве. 11

2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. 13

2.1 Органы государства. 13

2.2 Сфера участия государства. 16

2.3 Внешнеэкономическая деятельность государства. 21

3. Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам. 23

3.1 Общие положения об ответственности государственных образований как субъектов гражданского права. 23

3.2 Пределы ответственности. 24

3.3 Особенности ответственности. 25

Заключение. 27

Список литературы.. 31

Введение

 Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государство в целях реализации своих функций активно вовлечено в гражданский оборот, при этом статус государства как субъекта гражданского права имеет свою специфику, для подтверждения особого положения государства, законодатель выделил нормы о нём в особый раздел. В перечне субъектов гражданских правоотношений наряду с гражданами и юридическими лицами закон называет также Российскую Федерацию, субъектов Федерации и муниципальные образования (ст. ст. 2, 124 ГК).

Выделяется особая категория субъектов гражданского права: государство - Российская Федерация; субъекты Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселений, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")[1].

Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

Организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и других нормативных актах публичного права.

Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности у Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также права муниципальной собственности у городских, сельских и иных муниципальных образований (ст. ст. 214, 215 ГК).

 Законодательно закреплен и признак ответственности по своим обязательствам (ст. 126 ГК). Предусмотрена также возможность выступления Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК).

Цель работы – дать правовую характеристику государства как субъекта гражданского права.

Задачи:

- раскрыть особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- изучить участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

- рассмотреть ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам.



[1] СЗ РФ. 12003. N 40. Ст. 3822

Заключение

 Государство является особым субъектом гражданского права:

· государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;

· государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

· государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т. е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.

Особенности правоспособности государства:

· правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

· некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

· некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

· государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

· государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.

От имени государства в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица.

Опосредованное участие государства в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.

Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:

· государственные и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Минимуществом РФ, которые передают имущество унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т. п. ;

· государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом имущества основном получают доходы от сделок с имуществом.

Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

· приватизация госимущества;

· финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;

· краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;

· выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;

· сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;

· эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности.

Следует различать договорную и внедоговорную гражданско-правовую ответственность государства.

Согласно ст. 126 ГК в отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует следующий принцип имущественной ответственности: федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила:

· субсидиарная ответственность федерации по долгам федерального казенного предприятия;

· субсидиарная ответственность публичных субъектов по долгам созданных ими учреждений;

· ответственность публичных субъектов по выданным им гарантиям.

Внедоговорная ответственность государства выражается в следующем: согласно ст. 53 Конституции РФ, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении такого вреда являются Министерство финансов РФ и соответствующие финансовые органы на местах.

Участие государства во внешнеторговом обороте заключается в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.

Такие сделки от имени Российской Федерации заключает Правительство РФ в лице его профильных министерств:

по денежным обязательствам — Минфин;

по инвестиционным соглашениям — Минэкономики;

по распоряжению имуществом — Минимущество.

Особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:

Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;

За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности в общем случае согласно ст. 127 ГК признается иммунитет. Различают несколько видов иммунитета:

· судебный, когда без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства;

· от предварительного обеспечения иска, когда без согласия государства нельзя арестовать его имущество;

· от принудительного исполнения решения, когда без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против него: обратить взыскание на его имущество и т. п.

Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.

Так наложить арест на имущество России пытались французские власти по скандальному иску швейцарской фирмы «Нога», вынося решение об аресте барка «Крузенштерн» и коллекции Эрмитажа во время нахождения этого имущества на территории Франции.

 Список литературы

 Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 15 октября1999 г. N 1370 // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5011

  1. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. – 428 с.
  2. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Т.1. М., 2007. – 482 с.
  3. Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. – 687 с.
  4. Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 2003.
  5. Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. N 10. С. 78 – 80
  6. Бараненков В. В. Понятие юридического лица в гражданском праве современной России // Государство и право. - 2003. - N 11. - С. 53-59
  7. Кантор Н. Цели и принципы создания юридических лиц публично-правовыми образованиями // Хозяйство и право. - 2004. - N 5. - С. 36-43
  8. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // ВВАС РФ. 2001. N 3. С. 124
  9. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 1.
  10. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // ВВАС. 2001. N 3.
  11. Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // "Юрист". – 2006. - N 9. – С. 31


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.