• Категория: Государство и право
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 45 %

Оглавление
С
Введение………………………………………………………………………...3
1. Возникновение и основные концепции гражданского общества
1.1. История развития гражданского общества…….…………………...……8
1.2. Понятие и сущность гражданского общества…………...……………..19
1.3. Цели и функции гражданского сообщества…………………………….25
1.4. Структура и основные элементы гражданского общества…………….28
2. Соотношение государства и гражданского общества
2.1. Гражданское общество и правовое государство….………………...….36
2.2. Взаимодействие государственной власти и гражданского общества в России………………………………………………………………………….45
2.3. Проблемы становления и перспективы развития гражданского общества в России……………........…………………………....…………….53
Заключение…………………………………………………………………….68
Библиографический список .............………..………………….…………….72

Введение

Гражданское общество формируется на протяжении не одного столетия под воздействием различных факторов, давлений и систем. Такая огромная страна как Россия, имеет свои неповторимые особенности, общие закономерности развития и функционирования гражданского общества.
История России с течением времени претерпевала ряд изменений в различных областях, в том числе в области строительства гражданского общества.
Становление гражданского общества в России – это процесс весьма сложный и затянувшийся. Однако дальнейшее развитие гражданского общества будет напрямую зависеть от выявления и решения проблем его формирования и развития в условиях нынешнего времени.
Важным вопросом является, в свою очередь, формирование и развитие любого демократического государства, которое невозможно без одной из базовых его составляющих, то есть гражданского общества. Именно оно становится реальным гарантом демократичности происходящих изменений и развития государства в целом. Гражданское общество нельзя рассматривать отдельно от государства, так как они составляющие одного целого: гражданское общество необходимо государству для его развития и наоборот. Данные отношения обуславливаются взаимными правами и обязанностями. Поэтому, политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности, являющиеся приоритетными в гражданском обществе.
Сегодня страны, идущие по пути демократических преобразований, стремятся решить свои социально-экономические вопросы за счет выработки оптимальной модели общественного устройства. И, прежде всего, общественный прогресс во многом определяется уровнем сформированности институтов гражданского общества, которые призваны регулировать социальные процессы, тем самым, стабилизируя ситуацию в обществе и повышая эффективность труда во всех сферах деятельности граждан.
Так, среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует в первую очередь указывать на наличие в стране гражданского общества.
Процессы социальной модернизации, главным образом, основываются на гражданском обществе и деятельности его структур, поэтому необходимость его существования и развития является существенным условием развития, как самих этих процессов, так и всего государства в целом.
Россия находится на начальном этапе формирования гражданского общества. Реализация идеи гражданского общества в России осуществляется в условиях сложной и противоречивой ситуации. Это конечно можно объяснить тем, что Российская Федерация является многонациональным, многоконфессиональным и поликультурным государством, где общественные отношения имеют разносторонний и многоуровневый характер, однако это не оправдывает деятельность государства в отношении еще неразвитого гражданского общества.
Процесс формирования отношений и институтов гражданского общества детерминируется количеством и влиянием в обществе граждан - сознательных, свободных и ответственных, законопослушных, инициативных, стремящихся к личному и общественному благосостоянию.
Гражданское общество отражает качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании государственно-общественных и частных интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Оно отражает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, политические отношения между индивидами власти, партиями, группами интересов и т.д. Гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия.
Важными вопросами, на сегодняшний день, являются вопросы формирования и развития гражданского общества, а так же вопросы исследования проблем, негативно влияющих на данные процессы.
При всем многообразии концепций и теоретических взглядов о гражданском обществе на сегодняшний день в исследовании данной темы остаются актуальными такие ее аспекты, как вопросы его становления; общие тенденции и перспективы его развития; возможные пути решения проблем, возникающих в процессе его формирования и развития. Таким образом, исследование данной темы имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере формирования и развития гражданского общества.
В таком случае, предметом дипломной работы является гражданское общество как субъект общественных отношений в государстве.
Целью данной работы является исследование и определение роли гражданского общества в государстве, а так же выявление проблем его формирования и развития.
Следовательно, для достижения поставленной цели необходимо определить задачи, которые позволят наиболее точно исследовать данную тему:
- исследовать основные концепции о гражданском обществе;
- раскрыть понятие, структуру и функциональное назначение гражданского общества;
- проследить взаимосвязь между государством и гражданским обществом;
- определить проблемы и перспективы развития гражданского общества;
При написании данной темы, был использован комплекс научных приемов и методов, а так же некоторые методы, позволяющие наиболее глубоко и всесторонне подойти к поиску и систематизации подобранного материала по теме научной работы. Основными используемыми методами исследования данной темы были такие методы как историко-философский, используемый при рассмотрении концептуальных подходов к пониманию гражданского общества; метод анализа – используемый при определении функционального назначения гражданского общества; концептуальный подход – применяемый при исследовании структуры гражданского общества; системный анализ - при изучении процессов взаимодействия самосознания личности и общественной среды; сравнительный – при исследовании соотношения государства и гражданского общества, и некоторые другие.
Процесс формирования гражданского общества рассматривается многосторонне в различных учениях и концепциях. Несмотря на то, что данная тема в значительной степени разработана, существует множество своеобразных взглядов относительно проблем и перспектив его развития.
Так, теоретической базой исследования послужили фундаментальные идеи о сущности гражданского общества в истории социально-философской мысли, а также современные подходы и концепции отечественных и зарубежных философов и социологов по данной проблематике.
Широко освещается данная тема в трудах философов. Яркими представителями концепций о гражданском обществе являются такие, как Аристотель, Гегель, Платон, Маркс, Локк, Руссо и многие другие.
Среди современных исследователей гражданского общества и его особенностей построения можно назвать И.Б. Левина, Г. Вайнштейна, А.В. Гайда, И.И. Кравченко, Л.Е. Козлова, Г.Ф. Слесареву, В.С. Несерсянца, Н.И. Матузова и так далее.
Для раскрытия темы был использован широкий круг разнообразных источников и литературы, в том числе и справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант- плюс».
Кроме того, анализировались статьи ведущих юридических журналов таких, как «Правоведение», «Государство и право» и некоторые другие.
В основу структуры дипломной работы положен принцип актуализации, то есть выделения существенно значимых вопросов, позволяющих всесторонне раскрыть вопросы формирования гражданского общества. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Заключение

Итак, как было выяснено в ходе дипломного исследования, важным направлением развития российского правового государства является развитие гражданского общества и его структур.
Гражданское общество - это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых.
Развитое гражданское общество предполагает наличие у его членов прав, свобод и обязанностей, гарантирующих их автономную от системы государственной власти жизнедеятельность, при условии, что гражданское общество способно само адекватно оценивать ситуацию и предлагать меры воздействия на нее. Однако, в России оно еще не достигло такого совершенства, а потому имеет проблемы в его организации.
Как показывает практика в России до сих пор гражданское общество не до конца сформировано. Это говорит о том, что оно будет уязвимо и не стабильно до тех пор, пока его структуры не будут реализовывать своего функционального назначения. А именно: наиболее полно удовлетворять материальные, социальные и духовные потребности его членов посредством защиты частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной регламентации государства и других политических структур; создания и развития механизмов общественного самоуправления; защиты граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти. Так, разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.
Неразвитое гражданское общество ведет к торможению процессов глобализации, поэтому повышение правовых регуляторов наравне с общественными так же необходимо. Это лишь подкрепит формирование гражданского общества на уровне закона, следовательно, необходимо расширять диапазон законодательной базы, регулирующей не только общественные отношения в различных сферах, но и в области взаимодействия государственной власти и гражданских структур.
К числу факторов, влияющих на формирование гражданского общества можно отнести общественной сознание масс, характеризующимся в настоящий период низким уровнем правосознания, что в значительной степени негативно отражается на общем функционировании гражданских структур. Слабая информированность о законах, неправильное толкованием закона, несовершенное законодательство, неправильное правовое воспитание и некоторые другие факторы - все это не способствуют соблюдению и защите прав и законных интересов граждан в условиях еще несформированного правового государства. Поэтому, необходимо, должным образом, обратить внимание на эту проблему и постараться изменить данную ситуацию посредством организации со стороны государства программ, направленных на качественное правовое воспитание, повышения уровня правовой культуры, выработки правовой идеологии, совершенствования законодательства, психологического воздействия посредством СМИ, Интернета и т.д.
На данный момент, наблюдается высокая необходимость в правовой ориентации общества, распространения положительного отношения к политической власти в силу закрепления в сознании людей опыта удовлетворения их требований. В свою очередь, соблюдение прав и свобод, предписанных законом позволят достичь желаемых результатов развития гражданского общества в целом.
Серьезной проблемой формирования гражданского общества является проблема регулирования механизмов гражданского, общественного контроля при взаимодействии с государственными властными структурами. Общественный контроль, основывающийся на конституционных принципах непосредственного осуществления народом своей власти и свободы деятельности общественных объединений, призван обеспечить прозрачность всех уровней и институтов публичной власти, повысить эффективность деятельности государственных и муниципальных органов, противостоять злоупотреблениям, коррупции и произволу и тем самым служить гармонизации общественно-государственных отношений. Здесь, главным образом, необходимо мобилизировать действие законов и обеспечить реализацию прав структур гражданского общества.
Социальную основу правового государства составляет само-регулирующееся гражданское общество, которое объединяет сво¬бодных граждан. В центре внимания такого государства находится человек и его разнообразные интересы. В то же время, прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Но социальная разобщенность – одно из основных препятствий целостности и эффективности развития российского гражданского общества и государства в частности. Поэтому, решение проблемы распада общества главным образом ложиться на плечи государства посредством правового регулирования, предоставления, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Создав прочные правовые предпосылки для активизации гражданского общества, укрепления его прав и свобод, а также его целостности, можно достичь развития подлинного правового государства. Заметим, что не только правовые регуляторы воздействуют на эффективность формирования гражданского общества, но и мощным регулятором может послужить созданная система ценностей. Тогда для успешного и положительного действия этой системы необходимо базировать ее на значимых для граждан и всего общества институтах, таких как например семья. Ценностная ориентация обеспечивает добровольное подчинение и самим политическим порядкам.
Существенной проблемой формирования гражданского общества, в частности в нашей стране, является экономическая нестабильность. Лишь в благоприятных социально-экономических условиях общество может развиваться как таковое. Так, основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Кроме того, имеется острая нужда в социальной материальной поддержки со стороны государства. Решение этой проблемы значительно повлияет на общее благосостояние граждан и целостность всего общества.
Итак, гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами: свободы, права, долга, морали, собственности и так далее.
Гражданское общество будет действенным если будет обладать такими признаками как: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью; широкие связи между членами общества; наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти; передача части власти органам самоуправления; согласование позиций вместо конфликтов; развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; где высшей ценностью признается человек, его права и свободы.
Нам остается только надеяться, что перечисленные проблемы в скором будущем будут решены и Россия обретет по-настоящему действенное и эффективное гражданское общество, способствующее формированию правового государства.
Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64с.
2. Всеобщая декларация прав человека, декларация прав и свобод человека и гражданина 1993 // Справочная система «Консультант-плюс»2008.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 // Собрание законодательства РФ. 2003. - N 40.- 3822с.
4. О местном самоуправлении в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.1991 / в ред. от 26.06.2007 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.-1991.- N 29. – 1010с.
5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 15.01.1996/ в ред. от 01.12.2007// Российская газета.-1996.- N 14. -97с.
6. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995/ в ред. от 02.02.2006 // Справочная система «Консультант-плюс»2008.
7. Аристотель. Сочинения в 4 Т.- Т 4. - М., 1983. - 788с.
8. Гегель, Г.В. Сочинения в 14 Т. - Т 7. - М., 1929-1956. - 911с.
9. Гоббс, Т. Основ философии часть третья. О гражданине. / Антология мировой философии Т 2.- М.: Мысль, 1969-1970.- 732с.
10. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. Т 1- М., 1994. – 536с.
11. Локк, Дж. Два трактата о правлении. Сочинения в 3 т. – Т 3.- М., 1988. 412с.
12. Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Т.27.-М., 1981.-702с.
13. Платон. Государство. Законы. Политика.- М.,: Мысль, 1998.- 461с.
14. Андрусенко, Л. Государство испытывает кризис интеллекта // Независимая газета.- М., 2001.- 92с.
15. Алексеев, С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М., 2000.- 654с.
16. Арато, А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание // Полис.- 1999.- № 3.- 154с.
17. Боуз, Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Пер. с англ. Челябинск, 2004. – 188с.
18. Вартанова, Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние.- М., 2000.- №4.- 279с.
19. Вайнштейн, Г. И. Гражданское общество и власть. Проблемы концептуализации // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы научного семинара.- М., 2003.- 362с.
20. Вайнштейн, Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. - Дубна, 2001.- 421с.
21. Витюк, В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. - М.: Институт социологии РАН, 1998. – 751с.
22. Воротилин, Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Курс лекций.- М., 2001.- 341с.
23. Ворожейкина, Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития // Полис.- 2002. - №4. – 316с.
24. Волков, В. Общественность: забытая практика гражданского общества -М., 1997. – 361с.
25. Гайда, А.В. Гражданское общество. Екатеринбург // Уральское отделение РАН, 1994.- 312с.
26. Гаджиев, К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 9.- 371с.
27. Гельман, В. Я. Постсоветские политические трансформации // Полис. -2001. - № 1.- 216с.
28. Гражданское общество: истоки и современность / под. ред. И.И. Кальной. - СПб., 2003.-561с.
29. Гражданское общество: теория, история, современность / под. ред. З.Т.Голенкова. - М., 2001.- 461с.
30. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юрид. лит., 2004.- 584 с.
31. Голенкова, З.Т. Гражданское общество в России // Социс.- 1997.- № 3.-314с.
32. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1990. – 381с.
33. Гончарова, А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: моногр. - Краснояр., 2001.- 160 с.
34. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2000.- 721с.
35. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / под.ред.В. С. Некрсесянца. - М.: ИНФРА М-Норма, 2001. – 736с.
36. Кашанина, Т.В. Кашанин, А.В. Основы российского права: Учебник. - М.: Инфарм-норма, 1999.- 624с.
37. Кравченко, И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис.- 1998.- №5. -231с.
38. Красин, Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар: Материалы. Выпуск №25.- М., 2002.-514с.
39. Козлов, Л.Е. Гражданское общество и власть в России: взаимодействие по вопросам внешней политики // Социально – экономическая реальность и политическая власть. Сборник статей. – М., 2005. - 350 с.
40. Конституционное право России / Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. - М., 2001.- 645с.
41. Кустарев, А. Конкуренция и конфликт в журналистике // Pro et Contra.- М., 2000.- №4.- 351с.
42. Левин, И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. -1999. - № 5.- 217с.
43. Матузов, Н.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Правоведение.- 1999. -№ 3.-351с.
44. Международное право / Под ред. Колосова Ю.М. и Кузнецова В.И. -М., 1999.-481с.
45. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М.:Юрист, 2003. - 360 с.
46. Политология: Учебное пособие для вузов / под. ред. Полунина Г. В., Анисимов Е. В., Завьеялов В. Т. и др.-– М.: Акалис, 1998. - 277 с.
47. Петрухин, И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право.- 1999. -№ 10. – 412с.
48. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод: Круглый стол // Государство и право. - 1998.- № 7.-125с.
49. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис.- 2006.- №2. -152с.
50. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - М., 2001.- 371с.
51. Резник, Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч.2. Теоретико-методические аспекты исследования.- М.: МГСУ Союз, 1998. – 411с.
52. Слесарева, Г.Ф. Гражданские и политические права человека в системе социальных ценностей и приоритетов. // Проблема человека: мультидисциплинарный подход. Материалы научной конференции. – М., 1998.- 316с.
53. Слесарева, Г.Ф. Право собственности в структуре государственной власти // Второй российский философский конгресс. XXI век: будущее России в философском измерении. Т. 2. Ч. 2. Социальная философия и философия политики. - Екатеринбург: Уральский ун-т, 1999. – 317с.
54. Соловьев, А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. -1998. - №6.-312с.
55. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. - М.: Фирма Гардарика, 1998. - 304 с.
56. Сморгунов, Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. -2001.- №3. -261с.
57. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 2000.-564с.
58. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Норма, 2003.- 561с.
59. Теоретические проблемы современного российского конституционализма // Государство и право. -1999. -№ 4.- 357с.
60. Красин, Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар. - М., 2002. – 367с.
61. Черниловский, З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право.- 1997. -№ 6.- 315с.
62. Четвернин, В.А. Демократическое конституционное государство. - М., 1995. -368с.
63. Чичерин, Б.Н. Собственность и государство: избранные труды. - СПб.,1998.- 549с.
64. Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт // Государство и право. -1999.- № 11.- 425с.
65. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М., 1998.-361с.
66. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений.- М.: ИПП Отечество, 2001.- 344 с.
67. Шестопал, Е. Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Общественные науки и современность.- 1996.- № 2.- 261с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.