• Категория: Гражданское право и процесс
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 71 %

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Понятие и основы правового положения иностранных физических лиц в Российской Федерации. 6
1.1 Правосубъектность инстранного физического лица в Российском законодательстве. 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации. 13
Глава 2. Особенности определения гражданскоправого статуса иностранных физических лиц в Российской Федерации. 23
2.1 Проблемы определения правового статуса иностранных лиц. 23
2.2 Право, подлежащее применению при определении правового положения иностранных физических лиц. 33
Глава 3. Проблемы гражданско-правового статуса иностранных физических лиц при защите их прав. 41
3.1 Определение статуса при  защите интересов иностранцев на территории России. 41
3.2 Защита имущественных прав иностранных физических лиц. 48
Заключение. 59
Список источников и литературы.. 63

Введение
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что определения правового статуса иностранных граждан в настоящее время активно обсуждается как учеными, так и практиками. Споры ведутся, прежде всего, о конкретном содержании правового статуса той или иной категории иностранных граждан. К сожалению, отсутствует до сих пор единое мнение о том, каковы особенности правового статуса иностранных граждан по отношению к иным категориям населения, позволяющие говорить о необходимости выделения специального правового статуса.
Правовой статус личности — это базовая категория, на основе которой происходит конкретизация прав и обязанностей по отношению к определенным группам населения.
Исходя из деления правового статуса личности на общий, родовой и видовой, по отношению к мигрантам должно использоваться понятие родового правового статуса. «Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан… Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством».
Конституция (ст. 62) и Гражданский кодекс (п. 1 ст. 2) Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и международных организаций закрепляют национальный правовой режим, приравнивающий их к российским участникам правоотношений в юридической возможности и необходимости действовать законным образом. Указанные лица пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Вместе с тем надо признать, что предусмотренное национальным режимом приравнивание правового положения иностранных и российских граждан в России не является безоговорочным, как, впрочем, и в любом другом государстве. В основном изъятия и ограничения касаются публичных прав, в случае предоставления которых иностранные лица могли бы повлиять на политические решения власти или создать угрозу безопасности и благополучию отечественных граждан. Однако немало ограничений существует и в сфере так называемых частных прав, регламентируемых нормами гражданского, земельного, водного лесного и других отраслей природоресурсового законодательства.
Вопрос о дифференциации содержания правового статуса между гражданами России, с одной стороны, и иностранными гражданами и лицами без гражданства, с другой, имеет немаловажное правоприменительное значение, прежде всего ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений. Это свидетельствует о распространении закрепленных правил на отношения с участием иностранных лиц. Юридическое значение конституционного закрепления этой оговорки выражается в возможности введения дополнительных ограничений в зависимости от гражданской принадлежности лица и характера межгосударственных отношений.
Принцип взаимности является основополагающим элементом гражданской правосубъектности иностранных лиц в России и на территории большинства современных государств, причем речь не идет о применении реторсий или репрессалий, хотя такие разновидности международных санкций тоже допустимы. Имеются в виду изменения в правовом положении отдельных категорий граждан отдельных государств. Конституцией, отраслевым законодательством Российской Федерации допускается введение адекватных ограничительных мер, обусловленных необходимостью восстановления прав и законных интересов российских граждан. Изменение правового положения иностранных лиц в таких случаях возможно до уровня правового положения российских граждан и организаций в стране нахождения.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить проблемы гражданско-правового статуса иностранных физических лиц в Российской Федерации и предложить пути по их разрешению.
Задачи:
1. Изучить правосубъектность инстранного физического лица в Российском законодательстве;
2. Выявить проблемы определения правового статуса иностранных лиц;
3. Определить статус иностранцев при  защите интересов России;
4. Выявить проблемы защиты имущественных прав иностранных физических лиц;
Объект исследования: гражданско-правовой статус иностранных физических лиц.
Предмет исследования: Нормативные акты, регулирующие гражданско-правовой статус иностранных физических лиц в Российской Федерации.

Заключение
Иностранным гражданам и лица без гражданства в России гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов Российского законодательства.
Права иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране не могут быть ограничены по мотивам расовой принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного и социального положения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других подобных обстоятельствам.
Находящиеся в  РФ  иностранные   граждане и лица без гражданства обязаны   уважать    Конституцию   РФ   и   соблюдать  российские  законы.
Постепенная интеграция РФ в мировую экономику непременно влечет за собой то обстоятельство, что возрастает значение международно-правовых актов, как многосторонних, так и двусторонних, имеющих целью регулирование инвестиционных отношений государств.
Правовой статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав, обязанностей и ответственности. В новом Федеральном законе о гражданстве последнее определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией.
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает  правоспособность, определяет права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.
Гражданская правосубъектность иностранных лиц лежит в основе их правового положения в сфере имущественных и личных неимущественных прав. Их участие в гражданском обороте регламентируется не во всех государствах одинаково, а нередко определяется на взаимовыгодных или взаимных обязательствах государств их гражданства или национальной принадлежности. Таким образом, для решения вопроса о праве, подлежащем применению при определении правового положения иностранных лиц, используются схожие, но не тождественные положения. Обязательными из них необходимо признать личный закон и национальность.
Исходя из законоположений ст. 1195, 1202 Гражданского кодекса РФ, личным законом иностранных лиц в России может быть право нескольких государств.
Для физического лица:
право государства его гражданства;
право России;
право страны места жительства.
Недостаточность правового регулирования национальным законодательством института иностранных инвестиций в то время, когда государствам объективно необходимо наличие полноценной защиты и благоприятных условий для межгосударственных капиталовложений, компенсируется заключением ими двусторонних инвестиционных соглашений. Нельзя переоценить важность этих соглашений, являющихся достаточно оперативным, относительно того, как развивается внутригосударственное законодательство об инвестициях, и действенным решением существующих проблем для благополучного развития международных экономических отношений, а также для всей экономики государства в целом.
В настоящее время наблюдается чрезвычайная активность государств в области заключения двухсторонних инвестиционных договоров. Развивающиеся страны, стремясь привлечь в свою национальную экономику прямые капиталовложения, путем заключения подобных соглашений предоставляют правовые гарантии безопасности иностранным инвесторам и их инвестициям. Развитые страны — экспортеры капитала в отсутствие разработанных международно-правовых механизмов защиты инвестиций стремятся закрепить в двустороннем соглашении максимальную защиту своих граждан и компаний, осуществляющих инвестиции за рубежом.
Анализ действующих положений Российского законодательства, что правоспособность иностранных лиц в сфере имущественных отношений определяется нормами материального и процессуального, а в отдельных случаях — иностранного права. В части процессуальных норм допускается получение в иностранном государстве в качестве доказательств документов, признаваемых письменным доказательством в суде, если не опровергается их подлинность и они легализованы в России. Кроме того, в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации. Однако в связи с этим возникают некоторые вопросы, требующие разрешения.
В большей части проблемы регулирования отношений, обремененных иностранным элементом, состоят в том, что содержание их правосубъектности определяется законодательствами различных государств: а) гражданства, б) места жительства, в) предоставления убежища. Сложности затрагивают правомочия и долженствования как самих иностранцев, так и российских граждан, а также граждан других государств. Объективно иностранное лицо вступает в отношения, регулируемые законодательством другого государства, как «чужеродный» элемент — творение иной культуры и другой природы права. Происходит «столкновение» правовых систем, нормы которых определяют правовое положение конкретного лица.
В такой ситуации следует говорить о коллизионном положении дел, состоящем в необходимости решения вопроса о том, какие из коллидирующих норм должны быть применены при разрешении возникшего спора: государства гражданства или государства непосредственного нахождения иностранца. Уместно сослаться на мнение Л.А. Лунца, считавшего, что здесь речь идет о процессе, «происходящем «в сознании судьи», который должен, руководствуясь правом своей страны и собственным правосознанием (если потребуется) подобрать норму, подлежащую применению. Перед ним стоит задача в своем отечественном праве найти указание на то, право какой страны необходимо применить для данного фактического состава: отечественное или иностранное?

Список источников и литературы
Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации М:. 1993г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ. — М.: Юрайт — Издат, 2003. — С. 144.
  4. Федеральный Закон О порядке выезда из РФ и въезда в РФ от 15.08.1996 г.
  5. Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан от 25.07.2002г. № 115 ФЗ.
  6. Федеральный закон О гражданстве.31 мая 2002г
  7. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 349
  8. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №374ФЗ от 27.12.2009 / СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032.
  9. Конвенция Международной организации труда № 108 о национальных удостоверениях личности моряков. Женева, 13 мая, 1958 г.
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана» // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4829.
  11. Научная литература
  12. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С.А.). — 2-е изд., перераб. и доп. — «Проспект; Екатеринбург: Институт частного права», 2010 г.
  13. Анисимова Н.Н. Правовой статус беженцев: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 28.
  14. Баранов В. М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. ст. / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2004. С. 49.
  15. Бюллетень международных договоров Российской Федерации. — 1999. — №2. — С. 18
  16. Галиахметова К.Д. Конституционно-правовое регулирование положения иностранных лиц в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 51.
  17. Искандеров Р.Р. Правовой статус беженцев в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 40-41.
  18. Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 43
  19. Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 37.
  20. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №17. — Ст. 1042.
  21. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №30. — Ст. 3032.
  22. Учебная и иная литература
  23. Административное право: Учебник под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристь, 2011.- стр.137-144.
  24. Административное право: Учебник под ред.В.С. Четвериков.- Московский государственно социальный университет., издательство Феникс 2010 г.,стр. 107-110.
  25. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). — 3-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2011 г.
  26. В. В. Горовенко. Правосубъектность как универсальное юридическое свойство
  27. И.В. Плюгина, Теоретические основы правового статуса мигрантов. «Журнал российского права», N 3, март 2009 г.
  28. Кирьян Т., Ван дер Линден. М.Н. Дж. Торговля людьми и трудящиеся-мигранты из Украины: вопросы труда и сексуальной эксплуатации. Женева, 2006. С. 24.
  29. Ковалев А.А. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Московский журнал международного права. 2001. N 3. С. 264.
  30. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 95
  31. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. — М.: Российское право, 1992. — С. 320.
  32. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3. — М.: «Юрид. лит.», 1976. — С. 37
  33. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3. — М.: «Юрид. лит.», 1976. — С. 37.
  34. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004. С. 347.
  35. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 186.
  36. Милан Бартошек. Римское право: Понятия, термины, определения. М., 1989. С. 113
  37. Нешатаева Т.Н. Иностранные инвестиции в РФ: правовое регулирование и судебная практика // Защита иностранных инвестиций в РФ. Документы и комментарии. Приложение к журналу Вестник Высшего арбитражного суда РФ. 2001. N 7. С.33.
  38. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. — М.: Дело, 2011. — С. 71.
  39. Похлебаева А. Понятие миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. 2005. N 3.
  40. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып. 5: стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. С. 26.
  41. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №22. Ст. 2031.
  42. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2006. С. 475.
  43. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 15.
  44. Чекунова С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в России // Законодательство и Экономика. 2003. N 5. С. 37
  45. Юдина Т.Н. Социология миграции. М., 2006. С. 137


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.