• Категория: История
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2015
  • Оригинальность: 95% %

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава I. Особенности формирования ассоциации «Братьев-мусульман» в Египте.
Глава II. «Идеология Братства».
Глава III Практическая деятельность и роль в политической сфере.
Заключение
Список использованных источников и литературы.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
В странах традиционного распространения ислама по сей день действуют мусульманские формы идеологии, религиозные стереотипы массового сознания, исламские правовые и социальные институты. Они сосуществуют со светской идеологией и общественными институтами, обнаружив при этом способность прекрасно уживаться с ними и приспосабливаться к ним.
Борьба двух тенденций – секуляризации общественной жизни и мысли сохранения влияния ислама, тенденций, истоки которых лежат в историческом прошлом народов, на современном этапе общего кризиса капитализма и структурного кризиса Азии и Африки значительно обострилась.
Как, хорошо известно, в период становления ислама религия не была отделена от политики, права, философии. В ходе исторического развития такое разделение фактически произошло. Даже в тех случаях, когда правитель выступал в качестве высшего духовного авторитета, власть была светской, а богословы выделялись в особое духовное сословие; шариат перестал быть единственным правовым регулятором общественной, семейной и хозяйственной жизни, богословы утратили монополию в области судопроизводства и образования.
В эпоху обострения ситуации в международных отношениях, всплеска этноконфессиональных конфликтов и усиления социальных противоречий на разных уровнях, ислам оказался востребован в качестве особой религиозно-политической идеологии.
Одной из характерных черт международной обстановки в последней четверти XX века стала активизация различных политических движений под исламскими лозунгами.
Важность изучения движения «Братьев-мусульман» сегодня определяется значимостью того политического и идеологического явления в мусульманском мире, которое именуется исламизмом. Это общественно-политическое течение, которое пронизывают все слои общества – от беднейших кварталов – до университетов, которое угрожает стабильности существующих правящих режимов в ряде арабских стран, а также является угрозой и мировому сообществу. Основу современному исламизму составила египетская ассоциация «Братья-мусульмане», включающая в себя целый спектр объединений – от чисто религиозных организаций до самых радикальных религиозно-политических группировок, использующих в своей деятельности террор.
Терминологическая путаница, царящая в средствах массовой информации, а также иногда в популярной и даже научной литературе, ставит необходимым определение и соотнесение таких понятий, как фундаментализм, исламизм, традиционализм и, наконец, так полюбившийся журналистам «ваххабизм». Все эти понятия, как правило, связаны с ассоциацией «Братья – мусульмане».
Данная работа посвящена исследованию ассоциации «Братья-мусульмане», возникшей в Египте в 1928 году, ее идейному наследию, которое породило сегодня множество различных организаций, иногда так непохожих на ассоциацию и только кропотливый анализ может помочь.
Литература «Братьев-мусульман» разнообразна, в ней освещались различные аспекты деятельности данной организации, и в том числе анализировались причины динамики их популярности в разные исторические периоды, но мы остановимся лишь на проблемах, которые связаны с темой дипломной работы.
В исследовательской литературе одним из научных трудов, который описывает исторические предпосылки, также идеологию и политическую практику в период организации «Братьев-мусульман», является работа автора Абу Вандихатема. В данной работе исследователь рассмотрел период с 1906 по 1990гг. К перечисленным статьям отечественных журналистов и исследователей рассматривающих идеологические проблемы можно отнести Мухаметова А. Р.; Полонскую Л. Р ; Царегородцеву И. А.
Среди российских исследователей также можно выделить монографии и статьи российских и зарубежных востоковедов Р.Г.Ланда; Амина аль-Махди; Берга И. С.; Добаева И. П.; Долгова Б.; Иванова А.; Микульского В. Д.; Милославского Г.В. ; Наумкина В. В, которые посвящены анализу процесса политизации ислама в современном мире. Авторы рассматривают историю исламского фундаментализма, его деления на различные течения. Показана роль исламистов в общественно-политической жизни государств, в региональных и международных отношениях.
Были использованы труды исследователей Баглиева М. Л. Зайцева В. А.В Коровикова., М. Крэйн, Особое место они уделяют анализу взглядов идеологов исламского экстремизма, рассмотрению социального состава, структуры, системы власти «Братьев-мусульман», их роли в политическом развитии страны в период приблизительно с 1967 по 1985 гг.
С середины 1970-х гг. «Братья-мусульмане» стали восстанавливать свои позиции, утраченные в годы правления Г. А. Насера, что стало одним из мотивов новой волны интереса исследователей к этой исламской организации. В отечественной арабистике того периода можно проследить две основные тенденции. С одной стороны, взгляд советской науки во многом совпадал с западным восприятием организации «Братьев-мусульман» как реакционной силы, хотя эта реакционность связывалась уже не с ответом на вестернизацию Египта в условиях колониальной зависимости, а особенностями внутреннего развития Арабской Республики Египет (АРЕ). Примером такой позиции служат работы А.Т. Князева и Адес Г.
Обращаясь к исламистской истории, мы видим, что проблемы соотношения традиций и новаций, иначе говоря, проблема правоверия и отхода от правоверия стали предметом споров уже в первые века ислама. Особо жесткие формы эта полемика приобрела при халифе аль - Мамуне (IX в.), который принял учение мутализитов в качестве государственного вероисповедания, провозгласив его самым правоверным и охраняемым государством.
Важное место отводилось идее джихада, экономической структуры большинства стран Востока, зарождение в них капиталистических отношений обусловили необходимость пересмотра религиозной догматики в соответствии с новыми принципами и установками.
Хасан аль-Банна, один из главных исламских теоретиков современности
и основатель ассоциации «Братьев-мусульман» в Египте, сформулировал
взаимосвязь политики и ислама в краткой формуле: «Ислам – религия и
государство». В этой формуле он показывает, что ислам – не просто религия,
но и определенная модель общественного устройства, государство.
Еще одна группа исследователей вообще ставила под вопрос совместимость исламских движений с принципами современности и демократии и, следовательно, их способность вписаться в текущий политический процесс. Характерными в этой связи является работа французского исследователя Ж. Кепеля. Так, по мнению Ж. Кепеля, не исламские умеренные движения являются участниками демократических процессов, но напротив, демократизация их внутренней жизни и смягчение идеологии являются для них непременными условиями выживания. При этом французский исследователь связывал идеологию движения «Братьев-мусульман», которое стало, по его словам, «матрицей современного исламизма», преимущественно со взглядами С. Кутба, несмотря на то, что его наследие было во многом переосмыслено последующими поколениями идеологов ассоциации.
При всей ценности работы, проделанной, российскими, арабскими и
другими зарубежными исследователями при изучении исламского
политического движения в целом и ассоциации «Братьев-мусульман»
в частности, необходимо отметить, что процесс трансформации
международных аспектов политической идеологии ассоциации, ее
представлений о соотношении Исламского мира и Запада, недостаточно
исследован. Работы, в которых эти аспекты затрагиваются, не носят
целостного характера, в основном являются описательно-аналитическими и
не содержат концептуальных выводов. Данная работа призвана внести вклад
в развитие этой области научных исследований, рассматривая исламское
политическое движение в контексте развития системы международных
отношений и в качестве одного из субъектов этих отношений
Целью данной работы является описание деятельности религиозно-политической организации «Братьев - мусульман», также определение факторов, которые способствовали приходу к власти в Египте и были обусловлены ее историческим развитием в предыдущий период. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности формирования ассоциации «Братьев-мусульман».
2.Охарактеризовать деятельность ассоциации «Братьев мусульман».
3. Изучить идеи, выдвинутые мусульманскими реформаторами.
4. Проанализировать политический аспект деятельности АБМ на современном этапе и роль Ассоциации в политическом процессе.
5.Выделить основные модели вариантов развития «ассоциации братьев-мусульман».
6. Определить основные факторы и исторические события, повлиявшие на характер их деятельности.
Главная сложность изучения истории «Братьев-мусульман» - проблема доступных источников.
Важное место занимают источники переведенные с арабского языка. Мемуары такого видного деятеля и теоретика, как Хасана аль-Банна. Также Речи и выступления политических лидеров А. Садата и Ас-Сиси а также, законодательные документы, публикации в периодических изданиях и интервью.
В дипломной работе были проанализированы выступления третьего президента Египта Анвара Садата (1970-1981), который был убит "Братьями Мусульманами". Садат отмечал, что является современником Аль-Банны, что когда – то они работали вместе, боролись с английской колонизацией, но никогда не работали против Египта….
В ходе исследования приходилось обращаться к разнообразным типам источников и литературы, разнообразным как по тематике, жанру, так и по степени достоверности.
При изучении данной темы появляются ссылки на статьи из электронных газет и журналов, разнообразная информация, полученная из интернет-сайтов организаций и персональных электронных страниц.
В ходе решения поставленных задач были использованы, как общенаучные, так и специальные методы исследования (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Хронологические рамки охватывают период двадцатых годов XX века (времени создания Ассоциации Братьев-мусульман) до XXI века двухтысячных годов.
Это время бурных политических событий. Последствия всех событий стали свидетельством активизации политического ислама, который наглядно проявился в динамике движения «Братьев-мусульман».
Структура дипломной работы определяется научными задачами и границами исследования. Она состоит из введения, 3 глав, заключения и списка источников и литературы. Приложениями являются различные справочные данные, а также содержание идеологических концепций исследуемого движения, и краткие биографии их лидеров.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы: Основатель движения «Братья-мусульмане» преподаватель одной из египетских народных академий Хасан аль-Банна, мечтал об обществе, основанном на исламском праве, достаточно сильном, чтобы противостоять западному влиянию. В 1928 году, Египет был королевством — заправляли в нем формально отказавшиеся от власти, а на деле сохранившие значительное влияние англичане. Аль - Банна сделал ставку на миссионерство и социальную помощь — насилие он расценивал
в лучшем случае как последний выход. Последователи его быстро отыскались во всех слоях египетского общества — прежде всего в среде представителей городского среднего класса, а также крестьян и молодежи.
«Братья-мусульмане» пробивали себе дорогу к власти следующим путем:
Для одних «Братья-мусульмане» были дьяволами в демократическом обличье, желающие упаковать новорожденную египетскую демократию в хиджаб исламистского режима. Для других — единственная достойная доверия партия в стране, которая не заботилась о своих бедняках и стариках, в которой многие полицейские были не более чем бандиты в форме, а военные сначала помогали ниспровергнуть диктатора, а потом обращали оружие против собственного народа.
Понятно также, что в ее политике исламу отведена центральная роль.. Слишком многое в наиболее влиятельной и старейшей исламистской организации Ближнего Востока меняется и обновляется прямо на глазах.
В 40-х годах часть «Братства» резко радикализировалась. Началась борьба организации с египетским государством. У «Братьев-мусульман» появилась вооруженная «рука» — организация под названием «Секретный аппарат», виновная, во множестве терактов против живших в Египте евреев (напомним, что тогда, в начале 40-х, Израиля еще не существовало, а антиеврейские выступления массивно провоцировались агентами нацистской Германии). Уже после войны, в 1948 году, один из членов этой организации убил премьер-министра Египта Махмуда эль Нукраши-пашу, который добивался роспуска «Братства». Основатель организации Аль-Банна дистанцировался от этого преступления, однако сам пал его жертвой — его в отместку застрелил агент правительственной охраны. Деятельность «Братьев-мусульман» оказалась под запретом.
В 1954 году Египет стал республикой, а «Братство» совершило покушение на первого президента страны Гамаля Абдель Насера... После чего вопрос о легализации его деятельности отпал сам собой. С тех пор «Братья-мусульмане» оставались, формально, в подполье.
Один из теоретиков организации Саид Кутб в 1964 году в своей книге «Указатель пути», являющейся по сей день настольной книгой любого исламского радикала, призвал членов организации к джихаду. В 1966 году он был казнен египетскими властями.
Однако уже в конце 70-х сразу несколько ультрарадикальных группировок откололись от «Братства», мотивируя свой уход тем, что организация «потеряла зубы» и отказалась от продолжения священной войны. Основная масса «братьев» в самом деле, приняла решение о возврате к политическим методам борьбы за свои цели — к методам, указанным им основателем организации Хасаном эль Банной. Так что в 70-х годах, во время правления президента Анвара Садата, преследования пусть неофициально, но все же почти прекратились. Многие «братья», долгие годы, сидевшие в тюрьмах, были выпущены на свободу: Садат надеялся, что организация окажет ему политическую поддержку против «насеристов», сторонников прежнего президента. Этот необъявленный альянс просуществовал до тех пор, пока Садат не начал все более и более «дрейфовать» в сторону Запада. Поводом для окончательного разрыва послужил подписанный им в 1977 году мирный договор с Израилем.
В 1984 году, уже во время правления Хосни Мубарака, «Братья-мусульмане» впервые приняли участие в выборах. «Братство» образца 80-х далеко не полностью признавало демократические принципы и политический плюрализм. Тем не менее, демократия была для него вполне приемлема. В списке требований «Братства» уже тогда имелись пункты о свободе прессы и волеизъявления.
Мубарак постоянно изменял избирательное законодательство, чтобы исключить для «Братьев» возможность выдвигать свои кандидатуры.
В 2005 году кандидаты, фактически являвшиеся членами «Братства», собрали 20% голосов избирателей. Это говорит о том, что поддержкой египтян организация пользовалась всегда и, даже находясь под запретом, имела возможность формировать собственный политический базис.
Своей чрезвычайной популярности среди населения «Братья-мусульмане» обязаны трем факторам. Во-первых, проводимой с самого начала, с 1928 года, социальной работе — «Братья» трудились в больницах и школах, в университетах и благотворительных организациях. По сути, десятки лет они присутствовали по всей стране и обеспечивали для многих египетских бедняков единственную организованную помощь.
Во-вторых, «Братья» эти же десятки лет находились в оппозиции к коррумпированному и ненавидимому государственному аппарату, многие отсидели за свою принадлежность к запрещенной организации в тюрьмах, что лишь повысило доверие к ним.
В-третьих, в данный момент ислам как таковой получил в Египте мощный «толчок»: многие видели в нем ответ на западное влияние и западное высокомерие, а также на провал концепций социализма и панарабизма, не говоря об экономических проблемам, «Братья-мусульмане» смогли использовать это: критику в свой адрес со стороны оппонентов они автоматически представляли как критику ислама со стороны «неверных».




Список использованных источников и литературы.

Источники:

Аль-Банна Х. Воспоминания пропагандистской деятельности (перевод)//Доступно из URL: http://www.daawa-info.net/books1.php?id=5128&bn=195&page=6 Дата обращения: 26.08.2014
Аль-Банна Х. Послание пятому съезду (перевод)//Доступно из URL: http://www.daawa-info.net/books1.php?id=5128&bn=195&page=6 Дата обращения: 26.08.2014
Анвар Садат о секте «Братьев-мусульман» // Доступно из URL: http://sunnapress.com/obzor-i-mnenie/3678-anvar-sadat-o-sekte-bratev-musulman.html Дата обращения:27.08.2014
В Египте судом запрещена деятельность «Братьев-мусульман»//Доступно из URL: http://www.fssb.su/islam-terror-gangs/832-v-egipte-sudom-zapreschena-deyatelnost-bratev-musulman.html Дата обращения: 25.07.2014
Русские первыми поняли, кто такие «Братья-мусульмане». [Интервью с бывшим функционером «Братьев-мусульман»] // Доступно из URL: http://islamio.ru/news/policy/russkie_pervymi_ponyali_kto_takie_bratya_musulmane/ Дата обращения: 27.08.2014
Кризис группа. Работа по предотвращению конфликтов во всем мире// «Братья - мусульмане» в Египте: противостояние или интеграция? Ближний Восток/ Северная Африка. Доклад №76-18 июня 2008 (перевод)//Доступно из URL:crisisgroup.org›…egypts…confrontation…integration Дата обращения: 27. 08.2014
Обращение к нации президента Ас-Сиси// Доступно из URL: http://ria.ru/world/20140609/1011246853.html (Дата обращения 9.06.14)
Решение ВС РФ о признании террористическими ряда иностранных организаций// Доступно из URL: http://www.religare.ru/2_5347.html Дата обращения: 10.07.2014

Литература:
Абу Ванди Хатем. К истории становления движения «Братьев-мусульман» (история, идеология, деятельность и политическая практика)//[рукопись]. Москва 2003, 125 стр.
Адес Г. Египет. История страны. – М.; Эксмо, CПб.: Мидгард, 2008, 544 стр.
Амин аль-Махди. Братья-мусульмане и египетское государство в балансе с демократией (перевод)// Доступно из URL: http://www.metransparent.com/old/texts/amin_el_mahdi_the_muslim_brotherhood_and_the_egyptian_state.htm. Дата обращения: 25.08.2014
Баглиев М. Л. Ассоциация «Братья-мусульмане» в арабской республике Египет// Доступно из URL: http://www.superinfo.ru/view_helpstud.php?id=2219 Дата обращения: 26.08.2014
Берг И. С.. Немецкие эксперты о вероятности прихода к власти в Египте «Братьев-мусульман» и их последствиях// Доступно из URL: http://wwwiimes.ru›?p=12184 Дата обращения: 25.08.2014
Добаев И. П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. – Ростов – на-Дону.; СКНЦ ВШ., 2001, 72 стр.
Долгов Б. Между демократизацией и исламизмом: политическое развитие арабского мира// Доступно из URL: imperiya.by›theory.html?id=5009 Дата обращения: 26.08.2014
Зайцев В. Тайны и загадки революции в странах Магриба// Доступно из URL: http://www.unian.net›…462371taynyi…revolyutsiy…magriba.html. Дата обращения: 20.09.2014
Иванов А. «Братья-мусульмане»: рывок к власти (часть 1) // Доступно из URL: oko-planet.su›Политика›…-ot-vlasti.html (Дата обращения 26.03.2014)
Иванов А. «Братья-мусульмане»: рывок к власти (часть 2) // Доступно из URL: odnako.org›…bratya-musulmane-rivok…vlasti-chast-2/ Дата обращения 20.08.14
Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма/Пер. с фр. В.Ф. Денисова. – М.; Ладомир, 2004. -468с.
Князев А.Т. Египет после Насера 1970-1981. – М.; Наука. Главная
Кобзев А. «Братьев-мусульман» вернули в подполье//
Доступно из URL: mgimo.ru›news/experts…Дата обращения: 26. 12. 13
Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах.
– М.; Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 170 с.
Крэйн М. Связаны ли «Братья-мусульмане» с терроризмом? (перевод) cfr.org›egypt…muslim-brotherhood…ties-terrorism…
Дата обращения: 27.08.2014
Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. – М.; Институт Ближнего Востока, 2005. – 286 стр.
Микульский В. Д. Ассоциация Братьев - мусульман и ее социально-политическая доктрина.//Под.ред. Ю.П. Зуева. В. В.Шмидта. Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1. Ч.2. – М.; ИД «МедиаПром», 2009 г. стр. 241-253
Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (К эволюции возрожденческого течения в исламе) // Доступно из URL: lib.unidubna.ru›…files…rip…rip_miloslavskii.pdf Дата обращения: 26.08.2014
Мухаметов А. Р. Школьный учитель, который изменил мир// Доступно из URL: http://www. wordyou.ru›…shkolnyj-uchitel-kotoryj-izmenil…(Дата обращения 6.08.14)
Наумкин В. В. Ислам и мусульмане: культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет)//Модели и варианты: встраивание исламских политических организаций в современное государство. - М., 2009 г. стр.586-595
Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения// Доступно из URL: scribd.com›doc…мусульманские-идейные…Polonskaya… Дата обращения: 27.08.2014
Хохлов И. И. Досье/ Общество Хасана аль-Банны// Доступно из URL: www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016muslimbrothers.html Дата обращения: 27.08.2014
Царегородцева И.А Деятельность «Братьев-мусульман» в парламенте Египта: Путь к системной оппозиции// Вестник РГТУ №19/09.- Москва, 2009., 178-195 стр.
Царегородцева И. А. Историческое развитие движения «Братья-мусульмане»// [Рукопись]. Москва, 2013., 26 стр.






















Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.