• Категория: История
  • Вид работы: Реферат

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Влияние Византии на Русь………………………………………………...3

2. Влияние Византии на развитие русской культуры………………………4

Заключение……………………………………………………………………6

Список литературы…………………………………………………………...7

Введение

Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX-X вв. Византийское искусство, как и культура других стран средневековых государств, представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.

В раннем средневековье Византийская империя, будучи наследницей и преемницей греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурна, наиболее сильна и наиболее экономически развита, как европейское государство.

Вполне естественно, что её влияние было определяющим на достаточно большом отрезке русской истории.

Политически и культурно Византийская империя была главной силой средневекового мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов.

Даже после первого крестового похода империя все еще занимала чрезвычайно важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода обозначился упадок ее могущества.

Во времена всего киевского периода Византия являлась высшим уровнем цивилизации не только для Руси, но также и по отношению к Западной Европе.

Достаточно в Византии считали, что рыцари — участники четвертого крестового похода — были не более чем грубыми варварами, которые и вправду вели себя именно так.

  1. Влияние Византии на Русь

Русско-византийское взаимодействие началось с крещения Руси. Начальной ситуацией ознаменовался страстный порыв к другому культурному миру, накопленные которым культурные сокровища казались светом, исходящим из сверкающего центра[1].

Влияние Византии на Русь можно представить в 2 этапа: X – XII , XIV – XV . Сотрудничество Руси и Византии начинается с IX в. Знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», проходивший по Руси, способствовал сближению 2-х стран, вызывая интерес у славянских народов[2]. Первые князья совершали походы в Византию, вели торговлю[3].

Ольга приняла христианство. Владимир по Византийскому образцу крестился сам и «крестил» Русь, женился на византийской принцессе. Вместе с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое самосознание[4]. Эпоха крещения Руси совпала с периодом становления ее государственности. Войдя в состав христианской цивилизации Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией. Русь приняла христианство в форме православия и отстранилась от Западной Европы.

Русь усваивала плоды Византийской цивилизации посредственно . Византийское влияния расширялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. По византийскому образцу велись богослужение в русских церквях, иконы создавались по византийским образцам (влияние Византии продолжалось и после падения Константинополя), строились церкви, соборы, храмы. Через византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями культуры античной.

После свержения монголо-татарского ига вновь усиливается интерес к культуре Византии. XVII в. – реформа Никона. Приведение канонов русской церкви с образцом Византийской. Запрет икон невизантийского письма…

С давних времен славяне торговали с Византией, при помощи использования великого водного пути волхвов - Днепра - «из варяг в греки». Вывозился мёд, мех, воск, рабы, а из Византии привозились предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а при появлении письменности - и книги. На этом пути возникали многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русскими князьями совершались военные походы на Царьград (Константинополь), которые оканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь, сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи. Сын Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против Дунайской Болгарии.

Также тесной связью Руси и Византии было – купечество. Русские купцы в больших количествах приезжали в Константинополь начиная с десятого века, и для них выделяли постоянную штаб квартиру в одном из пригородов Царьграда. О русской торговле с Византией в одиннадцатом и двенадцатом веках прямых свидетельств меньше, но в летописях этого периода по разным поводам упоминаются русские купцы, «торгующие с Грецией» (гречники).

  1. Влияние Византии на развитие русской культуры

 Огромное влияние Византия оказала так же на русскую культуру.  Эстетика Византии не смогла не затронуть музыку Киевской Руси, что на многие лета определило путь развития русской музыки. Церковное пение, которое услышали русские послы в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой. Если народная песнь сопровождала жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых, от колыбельных до похоронных плачей, то церковная музыка выполняла иную задачу. «Всякое ныне житейское отложим попечение» - эти слова Херувимской песни из Летургии говорят о том, что музыка направлена на абстрагирование. Необходимо забыть все заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах[5].

Музыкальное искусство непосредственно Византии уходит корнями в  Персию, местами является родичем коптской, еврейской, армянской песенности, а также относится к позднегреческому и римскому мелосу. Развивая контакты с другими народами музыка Византии обрела элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры[6]. Литературные источники упоминают о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, которая звучала при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм».

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи[7].

Большой толчок в развитии получили приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Они часто сопровождались органом и трубами. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей[8].

Заключение

 Главное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения славянских племён в единое русское государство.

Влияние пришедшего из Византии христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Известно, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX века и что первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в867 г. в Тьмуторокани.

В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (около955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру.

На мой взгляд,  влияние византийской цивилизации для Руси значило  больше, чем для любой другой европейской страны. Существовавшую на тот момент Русь можно, по моему мнению, назвать византийской. Русская Церковь была ветвью византийской Церкви; русское искусство было пронизано византийским влиянием.

Литература

  1.  Белогрудов О.А. Культурология. – М.: Юнити, 2009
  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 частях. – М.: Владос, 2008
  3. Зезина М.Ф., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История российской культуры. – М.: МГУ, 2010
  4. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2008
  5. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. – М.: Просвещение, 2010
  6. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М.: Новое литературное обозрение, 2008

[1] Белогрудов О.А. Культурология. – М.: Юнити, 2009
[2] Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. – М.: Просвещение, 2010
[3] Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2008
[4] Зезина М.Ф., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История российской культуры. – М.: МГУ, 2010
[5] Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 частях. – М.: Владос, 2008
[6] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М.: Новое литературное обозрение, 2008
[7] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М.: Новое литературное обозрение, 2008
[8] Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 частях. – М.: Владос, 2008


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.