• Категория: История
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 78 %

Содержание
Введение 3
1. Западноевропейская культура эпохи Просвещения 6
1.1. Историческое значение эпохи Просвещения 6
1.2. Особенности Просвещения в странах Европы 8
1.3. Представители французского Просвещения 13
2. Вольтер как представитель французского Просвещения 24
2.1 Биография Вольтера Франсуа Мари 24
2.2 Политико-правовые взгляды Вольтера 28
2.3. Политическая программа Вольтера 33
3. Основные положения философии Вольтера 38
3.1 Социально-философские взгляды Вольтера 38
3.2 Отношение Вольтера к религии и Богу 43
3.3 Просвещенный монарх как политический идеал Вольтера 47
3.4 Роль Вольтера в философии культуры и философии истории 53
Заключение 58
Список использованных источников 60

Введение
Эпоха Просвещения представляет собой влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодального строя общества к капитализму. В период этой исторической эпохи наблюдалась борьба, которую молодая в то время буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания эпохи Просвещения в большей мере отличает два существенных признака. Первое - это его социальный и нравственный идеал. Второе - план реализации данного конкретного идеала. Основной целью деятельности ярких представителей эпохи было желание утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, благодаря чему восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.
В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.
Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.
Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во. Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами».
Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер — в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с1751 по 1772 г.
Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694—1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»).
Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера политическим антагонистом Карла XII выступает Петр III — монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднялся над ним.
Объект исследования – политическая теория Вольтера.
Предмет исследования – образ просвещенного монарха как политического идеала Вольтера.
Цель данной работы – охарактеризовать политические идеи Вольтера.
Задачи исследования:
- дать краткую биографию Вольтера Франсуа Мари;
- охарактеризовать основные положения политико-правовых взглядов Вольтера;
- рассмотреть политическую программу Вольтера;
- проанализировать социально-философские взгляды Вольтера;
- пояснить отношение Вольтера к религии и Богу;
- дать характеристику просвещенного монарха как политического идеала Вольтера;
- определить роль и значение Вольтера в философии культуры и философии истории.
Гипотеза: система взглядов Вольтера обусловлена социально – политическим развитием Франции XVIII века и повлияла на дальнейшее развитие философской мысли всего мира.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные работы Баскина Ю.Я., Гаджиева К. С., Волгина В., Соколова В.В. и др., а также труды самого Вольтера.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы философами, политологами, педагогами и студентами.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Заключение
Вольтер - французский просветитель, писатель и мыслитель. Властвовал над умами почти весь 18 век. Раньше всех почувствовал надвигающуюся революцию во Франции и содействовал ее идеологический подготовке. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, слова. Свое политические кредо выразил – «Лучшее правительство то, в котором подчиняются только законам». Ему импонировало общественно-политическое устройство в Англии – ограничение власти короля, парламентаризм. Стремясь воздействовать на принципы королей, написал труд о Петре Великом. Состоял в переписке с Екатериной II.
Из всех форм государственного правления Вольтеру в наибольшей степени импонировал «просвещенный абсолютизм». В темноте и невежестве он видел главный источник пороков и преступлений. Просвещенный монарх с просвещенным народом могли бы вместе с успехом решать все стоящие перед государством задачи, эффективно противодействовать всем формам социального зла.
Наделенный и философским, и литературным дарованиями, обладая глубоким и ироничным умом, Вольтер стал славой французского Просвещения. Жизненный путь его был нелегок, но замечателен: не один раз за свою борьбу против старого мира он подвергался преследованиям, сидел в Бастилии, вынужден был бежать из Франции. Но уже при жизни он пользовался огромной популярностью: его приезд в Париж незадолго до смерти стал настоящим триумфом.
«Прибытие Вольтера в Париж произвело в 1 народе здешнем действие как бы сошествия какого-нибудь божества на землю... Почтение, ему оказываемое, ничем не отличается от обожания», — писал один из очевидцев. Перенесение праха Вольтера в парижский Пантеон в 1791 г. явилось закономерным признанием его огромного вклада во французскую культуру.
Однако речь идет не только о французской культуре: влияние Вольтера на крупнейших духовных лидеров Европы и Америки и XVIII, и последующих веков было бесспорным; ведь обсуждая любые философские вопросы, он всегда пропускал их сквозь призму вечных нравственных человеческих проблем, своим «орудием насмешки» тушил, говоря словами И. Белинского, «в Европе костры фанатизма и невежества». Составив славу французской культуры, Вольтер одновременно стал гордостью мировой культуры.
Как видим из анализа изложенного материала, Вольтер отдавал предпочтение абсолютной монархии как форме государственного устройство и его политическим идеалам является образ абсолютного монарха.

Список использованных источников
1. Баскин Ю.Я. Очерки философии права. - Сыктывкар, 1996. – 700c.
2. Белов Г. А. Политология: Учеб. пособие. - М., 1994. – 490с.
3. Гаджиев К. С. Политическая наука: Учеб. пособие. - М., 2001. – 380с.
4. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. - Симферополь, 2003 –с. 40
5. Богуславский В. М. Ламетри – М., 1977
6. Бородинов В.Д. Политология. Д.: КИТИС, 2000. - 392с.
7. Волгин В. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. - М., 1958. – 540с.
8. Вольтер М.-Ф. Кандид. — Пантеон. 1908
9. Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. – М.: Всемирная литература. 1919.
10. Вольтер М.-Ф. Орлеанская девственница, в 2 тт., с примечаниями и статьями, 1927.
11. Гольбах Поль Анри Избранные произведения в двух томах: Т. 1 – М., 1963
12. Графский В.Г. История политических и правовых учений. - М., 2005. - 472с.
13. Гуревич, П.С. Культурология: Учебник / П.С. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Проект», 2009
14. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии: Учеб. пособие. - М., 2002. – 387с.
15. Дидро Дени. Сборник книг Дени Дидро – М. 2000-2010
16. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. (Гольбах, Гельвеций, Руссо)- М., 1995 – с. 127
17. История политических и правовых учений: Хрестоматия / под ред. О.Э. Лейста. - М., 2000. - 381с.
18. История политических учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2006. – 388с.
19. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - 736с.
20. Келле, В.Ж. Цивилизация и культура - М.: Знание, 2005 –с. 116
21. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002 –с. 77
22. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений. - М., 2002. - 385с.
23. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред.А. А. Радугин. - М.: Центр, 2006 – с. 120
24. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / под. ред. проф.А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2007 –с. 44
25. Ламетри Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье – СПб., 2010
26. Мальцев В.А. Основы политологии. - Г., ИТРК РСПП, 2004. – 630с.
27. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. – 544с.
28. Мельник В.А. Политология. - Мин., Вышейшая школа, 2005. – 388с.
29. Митрошенков, О.А. Культура и цивилизация (лекции) / О.А. Митрошенков. - М. Гардарики, 2009 –с. 80
30. Мухаев Р. Т. Политология. - М., 2004. – 530с.
31. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1993. - 213 с
32. Основы политической науки: Учеб. пособие / Под ред. В. П. Пугачева. Ч. I. - М., 2001. – 377с.
33. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. - 592с.
34. Политология. Учебник. / Под ред. М.Н. Марченко, - М.: Изд-во МУ, 2005. – 548с.
35. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. - М., 2002 – с. 120
36. Сиволап И. И. Социальные идеи Вольтера – м., 1978
37. Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для вузов. - М.: 2004. – 488с.
38. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций: Учебное пособие / А.И. Уткин. - М.: Гардарики, 2007 –с. 20
39. Философия. Серия: Золотой фонд российских учебников. - М.: Юнити-Дана, 2005. – 653с.
40. Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов -Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320
41. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2008 –с. 272
42. Шюке А. М. Ж.-Ж. Руссо – М., 2008


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.