• Категория: Инновационный менеджемент
  • Вид работы: Диссертация
  • Год защиты: 2021
  • Оригинальность: 76 %

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Изучение организационно-экономической структуры инновационных систем 5
1.1.Сущность понятия инноваций и не значение для развития экономики страны 5
1.2 Особенности инфраструктурного обеспечения инновационных систем 10
1.3 Правовые основы инноваций 13
Глава 2. Анализ инновационных систем, сравнительный анализ 17
2.1 Характеристика инновационных систем Республики Беларусь 17
2.2 Мировой опыт инфраструктурного обеспечения инноваций 23
2.3 Сравнительный анализ развития инноваций в Беларуси и зарубежных странах 30
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию организации и управления инновационных систем Республики Беларусь 46
3.1 Проблемы совершенствования организации и управления инновационных систем 46
3.2 Направления по совершенствованию инновационных систем 50
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Введение
Согласно мировому опыту на данный момент внедрение инноваций является первостепенным фактором экономического роста многих лидирующих государств, что и определяет основное направление развития экономической политике.
Однако, существенным фактором также является то, что данный показатель отражает лишь обобщенный размер экономики страны, но не дает оценки ее качественного содержания, ее конкурентоспособности .
Для успешного выполнения поставленных задач государства, необходимо создавать и/или совершенствовать имеющиеся региональные инновационные системы, за счет которых формируется национальная инновационная система. Следовательно, в связи с этим принципиально важным является развитие инновационной сферы в регионах, формирование региональной инновационной стратегии, совершенствование механизмов федеральной и региональной поддержки инновационной деятельности и наличие благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных предприятий.
Актуальность формирования инновационной инфраструктуры особенно высока на территориях субъектов Республики Беларусь с высокой концентрацией научно-технического и промышленного потенциала. Именно в тандеме науки и бизнеса можно обеспечить скорейшее прохождение всего инновационного цикла от зарождения идеи до создания нового продукта и выхода с ним на рынок, повышая при этом конкурентоспособность республики.
У каждого региона, да и страны в целом есть инновационный потенциал, который заключается в ресурсном обеспечении и степени готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели. Инновационный потенциал государства непосредственно отражает существующий уровень развития инфраструктуры, что предопределяет необходимость своевременной оценки потенциала для эффективного формирования и/или корректировки проводимой инновационной политики. Как в мировой, так и в практике Республики Беларусь в качестве наиболее эффективных объектов инновационной инфраструктуры зарекомендовали себя так называемые научно-технологические парки.
Формирование технопарков является важной составляющей в развитии инновационной структуры регионов. Они признаны активизировать инновационную деятельность в вузах, университетах и научно-исследовательских институтах, вокруг которых как раз и формируются технопарки, создавая благоприятные условия для развития малого инновационного бизнеса.
В задачи технопарка входят - обустройство материальной, сервисной, финансовой базы для коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау, эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий .
Для коммерциализации результатов научных исследований и разработок, полученных от различных научных организаций региона, создается центр трансфера технологий с целью оказания помощи разработчикам в осуществлении процессов передачи технологий между исследовательскими организациями и промышленностью.
Центр трансфера технологий формирует институционную среду, которая в свою очередь обеспечивает цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику. Создает новый вид бизнеса на основе технологических разработок, созданных в научно- исследовательских отраслевых и академических институтах и вузах.
Несмотря на приоритетность задач инновационной политики статистика нововведений в Беларуси в последнее десятилетие свидетельствует об ограниченности ресурсов инновационного развития.
Показатель наукоемкости ВВП остается на уровне, который существенно ниже критического ориентира для данного показателя в мировой статистике.
В связи с чем, исследование инфраструктурного обеспечения развития национальной инновационной системы Республики Беларусь, представляется актуальным.
Объект исследования: инновационная инфраструктура Республики Беларусь и зарубежных государств.
Предмет исследования: функции инфраструктуры в инновационной деятельности.
Цель исследования: изучить роль инновационной инфраструктуры в обеспечении развития инновационной системы Республики Беларусь и зарубежных государств с последующей разработкой рекомендаций по оптимизацииинновационной инфраструктуры
Задачи исследования:
- изучить элементы и механизмы функционирования инновационной инфраструктуры Республики Беларусь и технологически передовых зарубежных государств;
- провести комплексный анализ состояния инновационной инфраструктуры Беларуси и Китая;
- разработать базу рекомендаций по повышению эффективности инновационной инфраструктуры и улучшения качества инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности;
В ходе исследования применялись общенаучные методы: сбор данных, их категоризация и классификация; индукция, анализ, сравнение, проведение аналогии и выявление различий.

Заключение
Инновации не просто открытия или изобретения, это новшество обязательно прикладного характера. Она всегда направлена на повышение производительности, и как правило, на получение добавочного дохода В результате внедрения новинок и создание лучших по своим свойствам идей и технологий.
Инновации подчеркивают важность темы технологического развития страны, а значит и государственной политики стимулирующий такой сценарий развития. Чтобы активно развиваться в социально- экономической сфере, Республика Беларусь должна понимать и осознавать всю значимость внедрение и использование инновационных технологий и процессов. Формирование инновационной политики положит начало для развития нашего государства, так как инновации используются в не только в технологических или научных исследованиях, а также и в управлении страной.
Как и любой другой процесс управления государством строится на нормативно правовых актах, однако не существует единой формы, закона, устава который бы охватывал весь спектр инновационных процессов, способный всецело контролировать права и возможности в инновационной сфере. Формирование нормативно-правовых актов для Республики Беларусь является приоритетным направлением при развитии инновационной политики в стране.
Главная сложность перехода к инновационной экономике заключается в высокой доле самостоятельности хозяйствующих субъектов, которые не готовы инвестировать средства в высокорискованные проекты длительных сроков окупаемости и адаптации производств к динамике рыночной конъюнктуры потребления. Необходимо свертывание старых технологий, перевод и высвобождение имеющихся ресурсов на воспроизводство новых технологических укладов, перепрофилирование производства в новые сферы экономики.
Для этого должны обеспечиваться механизмы создания и диффузии инноваций, концентрации ресурсов на приоритетные направления научно- технического прогресса, формирования эффективных научно-производственных структур.
Мировое сообщество не стоит на месте. Ежедневно в каждом уголке мира появляются новые инновации, за счёт которых страны поднимаются на лидирующие позиции. Развитие инноваций в Республике Беларусь позволит не только сделать большой прорыв в управлении государством, а также в научно-технической сфере, но и при этом он способствует формированию мнение в мировом сообществе о Беларуси в целом.

Список использованной литературы
1. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
2. Кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] /Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
3. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
4. Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
5. Инновационная инфраструктура // Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/ innovation/inn3/. — Дата доступа: 18.03.2020.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий». // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] /Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
7. Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» // Информационно- поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
8. Анализ функционирования инновационной инфраструктуры Республики Беларусь, разработка предложений по развитию и формированию условий для повышения эффективности инновационной инфраструктуры с учетом мирового опыта [Текст]: отчет о НИР (заключ.) / ГУ «БелИСА»; рук. А. Ю. Денисов; исполн.: А. А. Белов [и др.]. —Минск, 2016. —125 с.
9. Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
10. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
11. Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 202 «Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности» // Информационно- поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
12. Об изменении указов Президента Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь, 12.03.2018 г., №105 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-105-ot-12-marta-2018-g-18306 – Дата доступа: 20.02.2020.
13. О дополнении и изменении Указа Президента Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь, 13.06.2018 г., №236 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-236-ot-13-ijunja-2018-g-18933 – Дата доступа: 20.03.2020.
14. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие. - М.: Гардарики, 2008, с.28
15. Волконицкая К. Г., Ляпина С. Ю. Развитие региональных инновационных систем// Науковедение. - 2014. - вып. 5 (24). с. 28-34.
16. Государственная программа инновационного развития в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mshp.gov.by/programms/ fdbac4b499a1dde8.html
17. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-komiteta/3232-malyj-biznes-i-chastnoepredprinimatelstvo-v-respub like-uzbekistan.
18. Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент : учеб.пособие для вузов / Издательство: Эксмо , 2014. -208 с.
19. Задорожняя Е.В., Развадовская Ю.В. Информационные технологии в реализации инновационных проектов развития молодёжи // Вестник ЮРГТУ (ИЛИ). - 2015.№5-С. 79-83.
20. Индекс глобальной конкурентоспособности (TheGlobalCompetitivenessIndex) [Электронный ресурс] : Аналитический портал. Гуманитарные технологии. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global- competitiveness-index/info
21. Исследование «Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info
22. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ifpma.org/wp-content/uploads/2019/07/wipo_pub_gii2019.pdf – Дата доступа: 20.03.2020.
23. Казарян А.С. Роль инновационного потенциала в конкурентоспособности предприятия // «Управление социально-экономическими системами» : материалы международной научно-практической конференции : в 2-х т. / М-во образ, и науки РФ; Вологод. гос. ун-т. - Вологда : ВоГУ, 2017.Т.1. - с. 196-198.
24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ред. от 28.09.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
25. Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. — №3, с.22
26. Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. — №3, с.22
27. Ленчук Е.Б. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. - 2008. — №12, с.9
28. Маскайкин Е. П., Понятие, содержание и модель региональной инновационной системы // Креативная экономика. - 2009. - № 8 (32). - с. 66-74.
29. Менеджмент - размышления без повода / Никулин Л.Ф., Синько И.В. - М.: Век кни¬ги, 2004 (Акад. бюджета и казначейства). - 486 с
30. Нестеров А.К. Стимулирование инновационной деятельности // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - [Электронный ресурс] :  Режим доступа : http://odiplom.ru/lab/stimulirovanie-innovacionnoi- deyatelnosti.html
31. Нехорошева, Л. Н. Развитие экосистемы венчурной деятельности и формирование новых бизнес-моделей в Республике Беларусь в контексте диджитализации и коммуникаций четвер¬той промышленной революции / JI. Н. Нехорошева // Науч. тр. / Белорус, гос. экон. ун-т. — Минск, 2018. — Вып. 11. — С. 306-316
32. Нехорошева, Л. Н. Экосистема творческой, венчурной и инновационной деятельности: проблемы, модели развития, формирование новых элементов в Беларуси / JI. Н. Нехорошева // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы : сб. науч. ст. : в 4 ч. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики НАН Беларуси ; редкол.: В. И. Вельский [и др.]. — Минск, 2018. — Ч. 1. — С. 19-25.
33. Подобед Н.А. Экономический потенциал инфраструктуры придорожного сервиса Республики Беларусь // Экономика и управление. 2014. №1. С. 96-100.
34. Правовое регулирование инновационной деятельности [Электронный документ] http://innosfera.by/node/673
35. Пронин Н.Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник. - 2011. - №2 с 19-24
36. Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» [Электронный ресурс] // Национальная ака¬демия наук Беларуси. — Режим доступа: http://nasb.gov.by/congTess2/strategy_2018-2040.pdf.
37. Тормозим с инновациями? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.belmarket.by/tormozim-s-innovaciyami – Дата доступа: 20.11.2019
38. Шабельникова Е.А. Национальная система: сущеность и структура // Вестник института экономических исследований.-2017. С 78-85.
39. Шумпетер Й. Теории экономического развития / Й. Шумпетер. - М. : Экономика, 1995. - 540 с
40. Шумпетер Й. Теории экономического развития / Й. Шумпетер. - М. Экономика, 1995. - 540 с


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.