• Категория: Искусство
  • Вид работы: Диссертация

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Народы Дальнего Востока: расселение, численность, быт и культура  6

Глава 2. История становления народных музыкальных культур Дальнего Востока  9

Глава 3. Характерные жанры дальневосточного песенного фольклора. 12

Глава 4. Особенности русских песен села Марково и русских старожилов в устье Колымы.. 31

Глава 5. Музыкальный фольклор народов Дальнего Востока в культурной жизни России. 39

Глава 6. Перспективы использования творчества народов Чукотки, Камчатки, побережья Тихого Океана, Приамурья, Сахалина, а так же песен местных русских старожилов в современной концертной жизни и учебной практике. 52

Заключение. 52

Список использованных источников. 53

Введение

Настоящее исследование посвящается изучению народной песенной культуры этносов Дальнего Востока (включая Приамурье), раскрытию художественных достоинств этого музыкального материала, истории культурных взаимоотношений коренных жителей дальневосточной окраины Российского государства с русскими жителями этой территории, участию народных певцов Дальнего Востока в культурной жизни России на протяжении её истории начиная со времён Императрицы Анны Иоановны до наших дней и поискам путей концертного воплощения изучаемого песенного пласта в современной музыкальной жизни.

Проблемы, связанные с изучением музыкального фольклора этносов Дальнего Востока, раскрываются в ряде наблюдений дореволюционных этнографов - С.Крашенинникова, В. Богораза, В.Иохельсона А.Штейма, Л. Штернберга, а также в работах ряда современных фольклористов- музыковедов: И.Богданова- Бродского, Ю Шейкина, А.Айзенштадта, Н.Соломоновой. Однако в этих трудах характеризуется своеобразие изучаемого материала, но не акцентируется его эстетическая ценность и значение для общечеловеческой и русской музыкальной культуры.

Новизна исследования состоит в его музыкально - эстетической направленности, в его связи с задачами современной концертной жизни.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования его результатов в учебном процессе на отделениях народного сольного пения и в лекционно - преподавательской работе.

Цель диссертации - в выявлении музыкально - выразительных возможностей дальневосточного музыкального фольклора.

Объект исследования - вокальная народная музыка этносов Дальнего Востока и русские песни, возникшие во взаимодействии с музыкальными аутентичными культурами коренных местных жителей. Поскольку пение может сопровождаться звучанием музыкальных инструментов попутно рассматриваем и дальневосточную народную инструментальную музыку. Среди национальностей, которые привлекают внимание автора работы, основное внимание привлекают чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, нивхи, орочи, ороки, удэгейцы, нанайцы, эвены, юкагиры.

Основные задачи работы:

  1. Нахождение характерных песенных жанров на исследуемой территории в связи с нравами и обычаями коренных народов Дальнего Востока.
  2. Выявление особенностей вокальной техники коренных народов Дальнего Востока, своеобразия их вокальных приёмов.
  3. Определение эстетической ценности изучаемого материала.
  4. Изучение особенностей пения русского населения на побережье восточных морей.
  5. Выяснение истории культурных взаимосвязей народов Дальнего Востока и метрополии Российского государства на протяжении истории.
  6. Рекомендации наиболее ярких примеров пения народов Дальнего Востока для педагогической и концертной практики.

Положения, выносимые на защиту.

История сложения музыкальных народных традиций этносов Дальнего Востока и Амура.

Черты своеобразия дальневосточных песенных культур. Эстетические достоинства рассматриваемого репертуара.

Влияние культур народов Дальневосточного побережья на русские традиции местных русских старожилов. Художественная ценность песен старейших русских поселений на данной территории.

История взаимоотношений аборигенов Дальневосточного побережья с культурой крупнейших русских городов на протяжении истории.

Место дальневосточных песенных форм в современной музыкальной жизни России.

Перспективы применения вокальной музыки этносов Дальнего Востока в ближайшем будущем - в вокальной педагогике и концертной практике.

Структура работы состоит из введения, 6 глав, заключения и списка литературы и приложений.

Исходя из целей и задач исследования, предлагается следующий план разделов диссертации.

Список использованных источников

  1. Асеев А.А. МЕСТО КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РСФСР В ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА (1922 - 1941 ГГ.) // Власть и управление на Востоке России. 2007. № 1. С. 80-86.
  2. Б.А. Жеребцов. Краткие сведения относительно размещения и численности сахалинских айнов 344-350
  3. Богораз В. Г. Игры малых народностей Севера. //Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. II. М. - Л., 1949
  4. Брук С.И.. «Население мира. Этнодемографический справочник» М., 1981.С.245-253.
  5. В. Г. Тан-Богораз. Областной словарь колымско-русского наречия. Спб., 1901.
  6. В.Богораз – «Чукчи» 1934г.
  7. В.Н.Стешенко-Куфтаной, Н.А.Шахназаровой Дж К Михайлова, В Н.Юнусовой
  8. Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII -начало XX в.). Л., 1969
  9. Вдовин И.С. - Очерки истории и этнографии чукчей. [1965
  10. Гонтмахер П.Я., Соломонова Н.А. Этнические контакты коренных народов Приамурья // Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. Владивосток, 1989. С.5.
  11. Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М., 1970
  12. Жорницкая М. Я. Народное хореографическое искусство ненцев. //Всероссийская сессия по итогам полевых этнографических и археологических исследований 1980 1985 гг. - Йошкар-Ола, 1986
  13. Золотарев A.M. Тотемизм в мифологии народов Восточной Сибири. Диссертация. 2004 г.
  14. Каменецкая Р.В. Д.К. Зеленин и некоторые вопросы этнографии русских старожилов полярной зоны. Вопросы славянской этнографии. — Л. 1979
  15. Каплин Н. С. Современное состояние хореографического искусства эвенкийского народа. //Тезисы научно-практической конференции. 25 -26 февраля 1999 г. М.: МГУК, 1999
  16. Кириллов, А. В.  Русский Север. 1985
  17. Л.Я.Штернберг. Культ орла у сибирских народов 1925.
  18. Новик Е. С. Фольклор обряд - верования: Опыт структурно-семиотического изучения текстов устной культуры. Диссертация в форме научного доклада на соиск. уч. степ. д. филол. н. - М., 1996. - 56 с.
  19. Попов Е. Некоторые данные по изучению быта русских на Колыме. Этнограф. обозрение. 1907. № 1–2
  20. Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
  21. Сивцева JI. В. Песенно-танцевальное искусство эвенков. //Культурное наследие народов Сибири и Севера. Материалы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17 19 октября 2001 г. - СПб.: МАЭ РАН, 2004. - Часть 2. - 252 с.
  22. Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. Эгногенетический аспект. М., 1984. С.25.
  23. Соломонова Н.А.  МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ XIX-XX вв. (Этномузыкологические очерки) – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения - Москва- 2000
  24. Чжурчжэни - народ, создавший государство Цзинь, существовавшее 119 лет (1115-1234 гг.) на обширных территориях Приморья, Маньчжурии, Восточной Монголии, Северного и Центрального Китая.
  25. http://www.ruschudo.ru/miracles/2689/descr/
 


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.