• Категория: Искусство
  • Вид работы: Курсовая работа

Cодержание
Введение
1. История и обычаи удмуртского народа
1.1. Этнические особенности удмуртского народа
1.2. Искусство и духовная культура
1.3. Национальные удмуртские праздники

Список литературы
Приложение
Приложение 1. Красавица Береза. Удмуртская национальная сказка.

Введение

Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. В чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь»
К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.
В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия.
Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа.[1]
До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.
Объект изучения данной работы – удмуртские национальные праздники, обряды и обычаи удмуртского народа.
Методы, используемые в работе – это поиск и сбор материала по данной тематике и его систематизация.
Актуальность данной темы в том, что такая краеведческая работа, должна привести к систематизации наших знаний об этнографии народа Удмуртии, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине – Удмуртии. Знание праздников народов Удмуртии жителями самой Удмуртии приведет к сохранению и развитию народных традиций и обычаев, углубление знаний истории культуры своего села, укрепление дружбы между народностями, проживающих в районе.
Список литературы
1. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994
2. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Удмурты // Народы Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 2000.
3. Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999.
4. Гришкина М. В., Владыкин В. Е. К вопросу о письменных источниках по истории удмуртов IX—XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982.
5. Трефилов Г. Н. Бесермяне по письменным источникам // ВФУЯ. Ижевск, 1967.


Приложение
Приложение 1.Красавица берёза. Удмуртская народная сказка
В одной деревне старик со старухой жили. Сильно они бедствовали, хлеб ели не досыта. Собрала как-то старуха последние дровишки — печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет. Говорит старуха старику:
— Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби берёзу — лучины запасём. Старик взял топор и поплёлся в лес. Стал для рубки березу высматривать. Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую берёзу.
Подошёл поближе к берёзе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на берёзе зашелестели, ветки зашевелились. Нагнулась берёза к старику и заговорила человечьим голосом:
— Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо — всё у тебя будет.
Старик испугался, даже топор из рук выронил.
«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!»- подумал старик. Не тронул он берёзу. Вернулся домой и говорит старухе:
— Принёс бы я тебе хороших полешек на лучину, да берёза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо — всё у тебя будет». Ну, я и послушался.
— А! Не хочет берёза, чтобы её рубили, — закричала старуха,- так поди наломай её веток — нашим ягнятам корм будет!
И прогнала старика обратно в лес.
Старик сразу увидел красивую берёзу. Подошёл к ней, поклонился и сказал:
— Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!
— Не руби меня,- говорит берёза, — и ветки мои не ломай. А что просит старуха — всё у неё будет! Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться. Пришёл домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!
— Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!
А старуха как накинется на него:
— Почему только лучину у берёзы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров! С бранью да с криками выгнала старика из дому. Старик взял топор и опять в лес пошёл. Доплёлся до берёзы, поклонился ей и стал просить:
— Дай мне, красавица берёза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!
— Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- говорит ему берёза.
Старик обратно домой отправился. Подошёл к дому, глянул — диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:
— Почему только дров у берёзы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай, муки проси!
— Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.
Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.
— Делай,- кричит,- что тебе приказано!
Взял старик топор и опять в лес пошёл. Пришёл, поклонился красавице берёзе и стал причитать:
— Красавица ты моя, белая берёза! Старуха опять прислала меня к тебе — муки просить. Коли можешь, помоги, дай сколько-нибудь!
— Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- ласково сказала берёза.
Старик обрадовался, скорее домой зашагал. Вернулся он, пошёл в амбар. Не верится ему, что у него будет мука. Вошёл в амбар, глядь — амбар полон мукой доверху! Стало старику так радостно, так весело, что забыл он всё прежнее горе да нужду.
«Ну, — думает,- теперь всегда сыты будем!»
А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:
— Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота! Ударила его коромыслом и выгнала вон.
Бедный старик повесил голову и опять поплёлся в лес. Подошёл к берёзе, поклонился ей и стал причитать:
— Красавица берёза! Меня моя старуха опять к тебе послала — требует два сундука золота…
— Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет,- сказала берёза.
Пошёл старик. Подошёл он к избе, заглянул в окно и видит — сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблёскивают! Зашёл он в избу, смотрит — возле стола два сундука стоят, золотом полны.
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.
— Надо спрятать золото понадёжнее, чтобы никто не увидал!- говорит старуха.
— Надо, надо!- отвечает старик.- Не то узнают, что у нас столько золота,- просить будут пли отнимут!
Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе. Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не даёт им покоя ни днём, ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки. Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала. Говорит она старику:
— Иди, старик, к своей берёзе, попроси у неё, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!
Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел он красивую берёзу, поклонился ей и стал просить:
— Сделай ты нас, красавица берёза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!
Зашумела берёза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:
— Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!
Вернулся старик домой, открыл двери.
— Ну,- говорит,- обещала берёза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!
И только сказал, как покрылись и сам он и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли — только зарычали громко. Так-то вот и стали они оба медведями.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.