• Категория: Криминалистика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2019
  • Оригинальность: 71 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 5
1.1. Массовые беспорядки, понятие и их классификация 5
1.2. Правовой анализ массовых беспорядков. Особенности квалификации 14
1.3. Международно-правовые нормы и зарубежное законодательство о массовых беспорядках 21
2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 27
2.1. Состояние, динамика и формы проявления массовых беспорядков 27
2.2. Причины и условия, способствующие возникновению массовых беспорядков 29
2.3. Криминологическая характеристика организаторов и активных участников массовых беспорядок 33
3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 40
3.1. Меры профилактики и предупреждения массовых беспорядков 40
3.2. Способы нейтрализации и локализации массовых беспорядков, особенности задержания виновных 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 56



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что рассматриваемой проблематике в настоящее время уделяется не достаточное количество внимания. Это связано и с тем, что проблемам массовых беспорядков в дореформенный период уделялось не достаточное внимание.
Массовые беспорядки существенно влияют на жизнедеятельность общества и государства и требуют оперативного принятия специальных мер по защите жизни, здоровья, собственности, восстановления нормальной работы объектов жизнеобеспечения. Необходимо правильно оценить складывающуюся ситуацию и правильно выбрать тактические методы и приёмы борьбы с участниками массовых беспорядков.
По причине того, что в мире сформировалась проблемная социально- экономическая и политическая ситуация, в обществе на почве различий экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов очагов напряженности и конфликтов а так же в период демократических преобразований, которые происходят в российском обществе, становятся популярными явления массового характера, включая проведение различных митингов, шествий, демонстраций и иных мероприятий, которые зачастую приобретают характер массовых беспорядков, которые причиняют ущерб общественному порядку, общественной безопасности и стране в целом.
Массовые беспорядки - это согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории.
Порядок поведения может быть установлен как федеральным или местным законом, так и соответствующим образом утвержденными правилами поведения в местах массового скопления людей (рынки, стадионы, парки культуры и т.п.) и законодательством о проведении массовых мероприятий.
Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. Количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.
На сегодняшний день проблемам массовых беспорядков уделяется определенное внимание исследователей, но некоторые аспекты остаются нерассмотренными.
Хорошо известен "эффект толпы", когда законопослушные, уравновешенные люди под влиянием массового психоза начинают совершать преступные действия. Именно невозможность прогнозировать, сдерживать действия участников массовых беспорядков, от которых можно ожидать любых, даже самых тяжких деяний, и вызывает особую опасность этого преступления. Если в обычной обстановке призывы к неподчинению законным требованиям представителей власти не образуют состава преступления, то здесь они влекут ответственность по ч. 3 ст. 212 УК.
Несмотря на обновление и усовершенствование конструкции состава преступления, массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ), действия, рассматриваемые в теории уголовного права как «массовые беспорядки», на практике нередко оцениваются как групповое хулиганство, групповое нарушение общественного порядка, групповой захват оружия и иные составы преступления.
В учебной литературе внимание данному преступлению уделялось только ввиду того, что в уголовном кодексе существовала соответствующая норма.
Отсюда можно сделать вывод о том, что при расследовании дел, которые возбуждены по фактам массовых беспорядков, практические работники и в настоящее время сталкиваются с трудностями в квалификации действий их участников.
Объект исследования: Массовые беспорядки;
Предмет исследования: Правовые и криминологические проблемы массовых беспорядков.
Цель исследования: Раскрыть правовые и криминологические проблемы массовых беспорядков.
Исходя из цели работы, перед нами стояли следующие задачи:
1. Охарактеризовать и правовую оценку массовых беспорядков.
2. Изучить международные нормы регулирующие область массовых беспорядков.
3. Раскрыть причины и условия возникновения массовых беспорядков.
4. Привести криминологическую характеристику организаторов и активных участников массовых беспорядков.
5. Исследовать меры предупреждения массовых беспорядков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по результатам работы можно сделать следующие выводы:
Массовые беспорядки являются формой проявления социально запущенных конфликтов, коренящихся в социально-структурных недостатках.
Российский законодатель предусмотрел уголовную ответственность за организацию и участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а также за призывы к массовым беспорядкам (ст. 212 УК).
Разрешение конфликтов, вызывающих беспорядки, не может быть задачей государственных органов, которые вмешиваются в события, когда они уже наступают, т. е. слишком поздно.
Неотъемлемым элементом массовых беспорядков является толпа, которая представляет собой неопределенную массу людей, в целом стихийного характера сбора, не исключающего наличия организационных моментов, связанная какой – либо общей идеей.
Состав массовых беспорядков сконструирован по типу сложного (составного), поскольку включает в себя ряд действий, образующих составы иных самостоятельных преступлений: против личности, собственности, общественного порядка и порядка управления.
Объектом всех вышеназванных составов массовых беспорядков является защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением общественного порядка. Дополнительным объектом этих деяний являются или здоровье людей, или чужая собственность, или другие ценности.
С объективной стороны состав организации массовых беспорядков выражается в собирании большого количества людей (толпы) и подстрекательстве их к совершению акций бесчинства и вандализма в качестве средства протеста по поводу каких-либо действий или решений органов государственной власти либо местного самоуправления.
Состав массовых беспорядков сконструирован по типу сложного (составного), поскольку включает в себя ряд действий, образующих составы иных самостоятельных преступлений: против личности, собственности, общественного порядка и порядка управления.
Субъект массовых беспорядков общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Участники массовых беспорядков, совершившие конкретные акты насилия, погромы, поджоги и т.д., могут привлекаться к ответственности и по достижении 14 лет, если в соответствии с законом ответственность за конкретные преступления установлена с этого возраста.
Кроме того, в массовых беспорядках, сопровождающихся бесчинствами, участвуют индивидуумы, не случайно вовлеченные в толпу, а психологически готовые к совершению общественно опасных деяний, тем самым полностью подлежащие уголовной ответственности за их совершение.
На сегодняшний день укрепление и развитие объективных предпосылок успешной борьбы с преступностью неразрывно связано с повышением роли субъективного фактора в этом процессе - сознательной, организационно-управленческой и воспитательной деятельности государства и его институтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. URL:http:// www.un.org/ru. (дата обращения: 10.04.2016).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года: URL:http://www.un.org/ru (дата обращения: 10.10.2018).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL:http//www.garant.ru./ (дата обращения: 10.04.2016).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с посл. изм. от 22.11.2016 // СЗ РФ. — 2016. — № 48. — Ст. 6732.
5. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
6. Уголовный кодекс Голландии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
7. Уголовный кодекс Франции. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
8. Уголовный кодекс Швейцарии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
9. Уголовный кодекс Швеции. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
10. Уголовный кодекс Китайской Народной Респу¬блики. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
11. Уголовный кодекс Республики Корея. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
12. Уголовный кодекс Японии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
13. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) .
14. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№ 23. - С. 4489.
15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 6 марта 2013 г. № 313-р // СЗ РФ. — 2013. — № 11. — Ст. 1145.
16. Проект Федерального закона № 1037356-6 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». URL:http://www.garant.ru (дата обращения: 06.04.2017).
17. Андриенко О.В., Арлычев А.Н., Гревнев В.М. и др. Мораль свободы воли // Современный моральный дискурс. Сер. «Библиотека актуальной философии». - Красноярск, 2015. - С. 14-24.
18. Безруков, А. В. Органы внутренних дел в механизме обеспечения правопорядка в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2015. - №2 (20) - С.11-17.
19. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд., стер. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
20. Бриллиантов А.В. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. М.: «Проспект»,2010.
21. Васильев Ф. П. Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» М., 2014. С. 59.
22. Вдовиченко К.Г. Актуальные вопросы квалификации массовых беспорядков. Общество и право 2014 г. [Электронный документ] https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-kvalifikatsii-massovyh-besporyadkov (Дата обращения 01.10.2018г.)
23. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) : указ Президента Рос. Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 // СЗ РФ. —2011. — № 10. — Ст. 1334.
24. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. - М.: Дрофа, 2017.
25. Демидов Ю.Н. Массовые беспорядки: уголовно- правовой и криминологические аспекты. М., Норма.2004.с.68.
26. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Высшая школа, 1996
27. Зильберштейн С. Особенности поведения в экстремальных ситуациях, связанных с массовыми беспорядками// Военные знания. – 2014. - № 1. – С. 32-33
28. Ильясов А.З. Уголовно-правовые и крими¬нологические проблемы массовых беспоряд¬ков: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 1999.
29. Каримов А. А. О готовности сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия. / А. А. Каримов // Вестн. КЮИ МВД России. — 2017. — № 1. — С. 137-144.
30. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 - начало 1980 гг.). - М., 2010. - С. 22.
31. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел [Текст]: учеб. пособ. / Федер. гос. казен. образоват. учреждение высш. проф. образования «Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел Рос. Федерации»; сост. А. А. Каримов, А. К. Иванов. — Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2014. — 95 с.
32. Официальный сайт Livejournal // URL: http://shadow-ru.livejournal.com/86717.html (дата обращения: 25.09.2018).
33. Официальный сайт кампании «Право не молчать». URL:http://stop212prim.org (дата обращения: 04.11.2018).
34. России необходима система профилактики массовых беспорядков - эксперты. URL:http://regnum.ru (дата обращения: 10.03.2016).
35. Сафарянов И. Ф. Штраф как вид административного наказания // Евразийская адвокатура. 2016. № 4 (23). С. 99.
36. Сильченко Е.В. К вопросу о понятии наркобизнеса. Экономика и право. 2006. № 1-3. С. 31.
37. Сильченко Е.В. К вопросу об определении объекта преступных посягательств, образующих систему нелегального наркобизнеса. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 122-129.
38. Сильченко Е.В. Уголовно-правовые средства борьбы с наркобизнесом. Пятигорск, 2009.
39. Старостин С.Н. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях. М.,БЕК.2004.
40. Статья 212. Массовые беспорядки [Электронный ресурс]. - Режим до¬ступа: http://stykrf.ru/212
41. Сысоев А. А. Проблемы организации первоначальной подготовки сотрудников ОВД в системе профессионального образования МВД России / А. А. Сысоев // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: мат-лы XVII междунар. науч.-практ. конф., 10—11 июня 2015 г., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечеств. войне 1941—1945 гг. и празднования 20-летия образования каф. физ. подготовки / Федер. гос. казен. образоват. учреждение высш. проф. образования «Вост.- Сиб. ин-т М-ва внутр. дел Рос. Федерации». — Иркутск, 2015. — С. 293-295.
42. Тактико-специальная подготовка: учеб. В 2 ч. Ч. I. — М.: ДКСК МВД России, Авторский коллектив: Вострокнутов А. Л., Кавецкий Д. Б., Патрак А. М., Печунов А. Ю., Поспеев К. Ю., Рудник В. М., Супрун В. Н., Шевченко Г. М., Чичин С. В., Чунтонов Е. А., 2011. — 368 с.
43. Трашкова С.М. К вопросу о неприкосновенности личности: социально-философский анализ ряда концептуальных подходов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Познание. - 2017. - № 11-12. - С. 88-92.
44. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А.В. Бриллиантова. Учебник. Проспект. - 2015. - 842 с.
45. Формы и методы обеспечения органами внутренних дел правопорядка при проведении массовых мероприятий: учебно-метод. пособие / Н. Ф. Бондаренко и др. — Калиниград: Калининградский юрид. ин-т МВД России, 2005. — 84 с.
46. Шелег О.А. Особенности профилактики участковыми уполномоченными полиции преступлений и административных правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2013. №1 (31). С. 40-42.
47. Шумилина О.С. Оценочные понятия в Уголовном кодексе Российской Федерации и их использование в правоприменительной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 7.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.