• Категория: Культурология
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2020
  • Оригинальность: 85.65 %

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие семиотики. Теории Ф. де Соссюра и Ч.С. Пирса 5
1.2. Еда как компонент материальной культуры и знаковая система 14
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ЕДА» В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 24
2.1. Символика и функции изображения еды в русской художественной литературе 24
2.2. Макроидентификация и социально-историческая изменчивость пищевого кода (на примерах из литературных произведений) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ВВЕДЕНИЕ
Еда является не только естественной, врожденной потребностью человека и источником жизненной энергии. Вкус пищи доставляет удовольствие и радость, формируя социокультурные условия нашего существования и другие человеческие потребности: коммуникации с себе подобными, единения, приобщения к деятельности других людей. Культура еды представляет собой маркер границ между социокультурными группами, четко разделяющий «своё» и «чужое». Феномен пищи – это элемент гастрономической культуры, ценностными обозначениями которого являются коммуникативность, культурная идентификация и культурный диалог. Значимость пищи как средства коммуникации и способа определения социокультурной идентичности часто недооценивается как в науке, так и в повседневности; иногда еда воспринимается как нечто животное, недостойное быть культурной составляющей.
Тем не менее, концепт «еда» и связанные с ним проблемы все больше и чаще привлекают внимание исследователей. Ученых интересует то, какие вербальные и невербальные символы пищи используются людьми в качестве языка общения, какие смыслы вкладываются в те или иные символы в контексте определенной культуры. Представляет особый интерес дискурс еды, с помощью которого различные этносы, народы и народности видят себя особенными, различают «других» в национально-локальном контексте, а также во всем многообразии мира. Изучается пища как средство политического и экономического манипулирования и контролирования общества. В последние десятилетия исследователи обращают все больше внимания на то, что еда как средство коммуникации влияет на характер взаимодействия людей путем выработки их вкусовых пристрастий, которые в современном мире приобретают все большую значимость как фактор социальной дифференциации. Идентичность является составной частью «Я-концепции» индивида, которая ощущается им как принадлежность к определенной социальной группе. Каждая социальная общность обладает культурой и языком, как вербальным, так и невербальным. «Язык пищи» - это важнейший код культур. Коды преломляются в национальных, исторических, религиозных особенностях. Таким образом, актуальность настоящего исследования очевидна.
В качестве объекта настоящего исследования выступает семиотический подход в изучении культуры.
Предметом исследования является семиотика пищи как способ коммуникации и определения социокультурной идентичности.
В соответствии с предметом и объектом исследования была поставлена цель данной работы – изучение еды как языка культуры, анализ и обобщение точек зрения различных авторов, выявление роли пищевого кода в коммуникации и социокультурной идентификации.
Достижение цели осуществляется посредством решения ряда задач:
1. Проанализировать семиотические теории Ф. де Соссюра, Ч. Пирса и других ученых и раскрыть роль семиотического подхода в изучении культуры;
2. Раскрыть роль еды как средства социокультурной идентификации и коммуникации;
3. Определить символику и функции изображения пищи в литературных произведениях (Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Л.Н. Толстой «Анна Каренина», М.А. Шолохов «Судьба человека»);
4. Рассмотреть аспекты макроидентификации и социально-исторической изменчивости пищевого кода (на примере литературных произведений).
В процессе исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: пища – это своеобразный текст, отражающий культуру народа и неотделимый от нее; она обладает знаковым содержанием и является основным компонентом социальной, этнической и религиозной идентичности.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые подробно исследуется пища как семиотическая система в своей связи с социокультурной идентичностью.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в детальном изучении места и роли пищевого кода в культуре и повседневности.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материала исследования и полученных в нем результатов в дальнейших исследованиях, касающихся проблематики науки о еде.
В соответствии с основной целью и поставленными задачами курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и библиография.
В первой главе проведен анализ теоретической литературы по теме исследования, чтобы выявить место семиотики и еды в изучении культуры в целом. Во второй главе подробно рассмотрены аспекты концепта «еда», в том числе макроидентификация и социально-историческая изменчивость пищевого кода, а также символика пищи и функции ее изображения в художественной литературе.
В заключении обобщаются основные результаты исследования.
Библиографический список использованной литературы содержит научные труды, пособия и ссылки на интернет-ресурсы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является изучение еды как языка культуры, анализ и обобщение точек зрения различных авторов, выявление роли пищевого кода в коммуникации и социокультурной идентификации. Данная цель была достигнута, как и задачи, определенные нами во введении.
Мы осуществили анализ научно-исследовательских работ различных авторов, в ходе которого были обнаружены сходства и различия их точек зрения, выявлены место семиотики в изучении культуры и роль еды как средства социокультурной идентификации и коммуникации. С опорой на представленный теоретический материал были рассмотрены некоторые литературные произведения под призмой семиотики кулинарии и социокультурной идентификации личности.
Была подтверждена гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, а именно то, что пища – это своеобразный текст, отражающий культуру народа и неотделимый от нее; она обладает знаковым содержанием и является основным компонентом социальной, этнической и религиозной идентичности. Пища, как своеобразный текст, способна рассказать об истории, традициях, религиозных обычаях, обрядах народа, его менталитете. Помимо этого, пища всегда была мощным стимулом развития искусства. Говоря хотя бы только о литературе, гастрономическая тема раскрывается в ней исчерпывающе. Со времен Гомера представители самых разнообразных литературных течений делали еду персонажем своих произведений, в той или иной мере. Вкус пищи доставляет удовольствие и радость, формируя социокультурные условия нашего существования и другие человеческие потребности: коммуникации с себе подобными, единения, приобщения к деятельности других людей.
Конечно, данная курсовая работа не охватила всей информации по данной теме, и была использована лишь малая часть посвященных ей научно-исследовательских трудов. Наука о еде – это важнейшая область материальной культуры человечества, играющая огромную роль в ряде взаимосвязанных дисциплин, таких как этнография, антропология, регионоведение и т.д., поэтому для полного изучения кулинарной семиотики как способа коммуникации и определения социокультурной идентичности недостаточно только проведенного нами исследования, она требует дальнейшего обсуждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Н. М. Тема итальянской кулинарии в русском художественном тексте [Текст] // Диалог культур: «Итальянский текст» в русской литературе и «русский текст» в итальянской литературе: Материалы международной научной конференции. - М.: ООО «Инфотека», 2013. — С. 361-373.
2. Аксенов В.П. Редкие земли. – М.: ЭКСМО, 2007.
3. Барт Р. Дневник [Текст] // Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте / сост., пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. - М.: Ad Marginem; Сталкер, 2002. — С. 246-261.
4. Барт Р. К психосоциологии современного питания / Барт Р. // Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с франц. С.Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — С. 366–377.
5. Барт Р. Мифологии [Текст] / пер. с фр. и вступит. статья и комм. С. Н. Зенкина. - М.: ИД «Академический проект», 2008. —351 с.
6. Брилья-Саварен, А. Физиология вкуса [Текст] // Соч. Брилья- Саварена; пер. на нем. яз. и доп. Карлом Фогтом. — Москва: тип. А. И. Мамонтова, 1867.
7. Бурлачук В.Ф. Трапеза как предмет социологического исследования // Социология: теория, методы, маркетинг, 2010.
8. Гачев Г. Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М., 1993.
9. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. М.: "Русская книга", 1994.
10. Еда и культура [сборник статей]. — М.: Центр по изучению взаимодействия культур. — 362 с., 2015.
11. Загидуллина М.В. Международная конференция «Пищевой код в славянских культурах» . – М.: НЛО, 2009.
12. Ильф И., Петров Е. 12 стульев. – М.: АСТ, 2015.
13. Леви-Стросс К. Мифологики: Происхождение застольных обычаев / К. Леви-Стросс; Пер. с фр. Е. О. Пучковой. М.: FreeFly, 2007. — 461 с.
14. Лотман Ю. М. Люди и знаки// Семиосфера. — СПб: Искусство-СПБ, 2010. — С. 8.
15. Лотман Ю. М.. История и типология русской культуры. — СПб: «Искусство—СПБ». — 768 с., 2002.
16. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности//Монографии СПб.: Алетейя. – 232 с., 2009.
17. Махортова О.В. Семиотика культуры в работах Б.Успенского//Аналитика культурологии, 2010.
18. Молчанова Г.Г. Традиции гастики как отражение национальной и региональной идентичности// Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2013.
19. Музыкант В. Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М.: Армада-пресс, 2001.
20. Нёт В. Чарлз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. 2001. Вып. 3/4, С. 5-32.
21. Павловская А.В. Нужна ли нам наука о еде? (Do We Need Food Studies?) / Еда и культура [сборник статей]. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015.
22. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. — 1978. — С. 5—184.
23. Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. – Минск: «МЕТ», 2002 г. – С. 131-133.
24. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики //Труды по языкознанию. — М., 1977. — С. 54 .
25. Толстой Л. Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях. — М.: Наука, 1970.
26. Ульяновский А. В. Социально-философские основы мифо-дизайна. Психология и психоанализ рекламы// URL: http://evartist.narod.ru/text14/101.htm#_ftn1
27. Успенский Б. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.
28. Федотова М. Г. Понятие «означивание» в семиотических теориях Ф. де Соссюра и Ч.С.Пирса//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012.
29. Чехов А.П. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука 1976. — Т.4. [Рассказы, Юморески], 1885-1886, — С.364.
30. Шолохов М. А. Собрание сочинений, Т.8. М., 1960.

Электронные ресурсы
31. Википедия – свободная энциклопедия // URL: https://ru.wikipedia.org/
32. Научная электронная библиотека «Киберленинка» // URL: https://cyberleninka.ru
33. Словари и энциклопедии на Академике //URL: https://dic.academic.ru/


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.