• Категория: Культурология
  • Вид работы: Другое
  • Год защиты: 2013

Рецензия на книгу П. Бурдье «Фотография: среднее искусство»

Может ли искусство без художественного мастерства быть искусством? С точки зрения популярного натурализма прекрасная картина является только картиной прекрасной вещи или, что бывает реже, прекрасной картиной прекрасной вещи. В этот объем часто и зачисляют фотографию, особенно цветную, она полностью отвечает таким ожиданиям.
Но что лежит в основе определения круга предметов, подлежащих фотографированию? Ответ на данный вопрос нам дает П. Бурдье в своей книге «Фотография: среднее искусство».
В 1965 году книга Бурдьё появилась на французком языке “Un art moyen: essay sur les usages sociaux de la photographie”, в 1998 году она была переведена на английский как “Photography: a middle-brow art”, а в 1990 году переведена ученым в области социальной антропологии и философии Круткиным В.Л. на русский азык, как «Фотография: среднее искусство». Французское прилагательное “moyen” и его английский эквивалент “middle-brow” применительно к сфере искусства следует переводить скорее как «промежуточный». Целью его исследований было нахождение места фотографии среди других культурных практик и важность фотографического опыта для визуальных исследований в социальной антропологии.
Несколько глав в этой книге написаны его коллегами: Chamboredon J.-C., Castel R. and Schnapper D., Boltanski L., но введение и центральные главы написаны самим Пьером Бурдье.
Став массовой практикой, а не просто досугом состоятельных людей,
фотография в ХХ в. нашла себе широкое применение, именно оно во многом изменило облик культуры. Но то, что легко входит в массовую повседневную практику, непросто становится предметом научной рефлексии – повседневность любит скрываться. «О фотографии можно сказать, как Гегель сказал о философии: никакое другое искусство или наука не подвергались такой степени пренебрежения, включая предположение, что можно быть специалистами в этом деле без особых хлопот», писал П.Бурдье. Фотография в целом не попадает в перечень устоявшихся художественных практик, таких как живопись или музыка. Занятие фотографией не предполагает академической коммуникативной среды, не является «профессией» в том смысле, когда человеку, прошедшему ученичество, даруется право на культурное потребление и практику, обычно принадлежащие наиболее возвышенным людям, и в которых отказывают человеку с улицы.
Но что такое фотография? П. Бурдье показывает, что чисто механическое понимание фотографии не выдерживает критики. Ошибочно думать, что фотографическое изображение только записывает мир таким, каков он есть. П. Бурдье в данной книге замечает, что из всех качеств объекта в фотографии удерживается только одно - визуальное, которое появляется на мгновение, оно схватывается с одной точки зрения, обычно записывается в черно-белом цвете, как правило, уменьшается в размере и всегда проецируется на плоскость. «Фотография является конвенциональной системой, которая выражает пространство в терминах законов перспектив (скорее одной перспективы) и объемов». И то, что фотография часто рассматривается как реалистическая и объективная запись визуального мира, имеет причину, заключенную совсем не в фотографии. Фотографии было назначено социальное использование, вот оно то и бывает «реалистическим»
и «объективным». И если о ней говорят «символическая коммуникация без синтаксиса», или короче – Позиция фотографии в иерархии культур оказывается посредине. С одной стороны, мы находим «вульгарные» практики, предоставленные произволу вкуса, с другой стороны, благородные культурные практики, подчиненные строгим правилам. Этим объясняется двойственность подходов, которые фотография вызывает. Усилия энтузиастов определить фотографию как полностью легитимную художественную практику, по словам П. Бурдье, почти всегда оказываются безрассудными и безнадежными, потому что они практически ничего не могут противопоставить социальному подходу к фотографии, который никогда не напоминаето себе столь решительно, чем тогда, когд акто-то пробует ему противоречить.
Таким образом, Бурдье определял фотографию больше как социальный инструмент. В книге Пьера Бурдье анализируется понимание фотографии в социальной теории, ее функций в системе социальных институтов, место фотографии в иерархии культурных практик и значение фотографического опыта для визуальных исследований в социальной антропологии. Бурдье считал, что “фотографическая практика существует и поддерживается в большую часть времени благодаря её семейной функции или скорее функциям, дарованным ей семейной группой – празднованию и увековечиванию высших точек семейной жизни, укреплению семейной группы”. Чтобы лучше понять, в чём заключается социальная важность фотографии, достаточно обратиться к идеям Пьера Бурдье.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.