• Категория: Медицина
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1 Общее описание 5
1.2 Конечный мозг 6
Глава II. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА 17
2.1 Функции левого полушария мозга 17
2.2. Функции правого полушария головного мозга 19
2.3 Межполушарные взаимодействия головного мозга 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Вся жизнь человека представляет собой непрерывную деятельность мозга. Именно мозг позволяет людям общаться, производить математические операции, фантазировать, сочинять музыку, заглядывать в прошлое и планировать будущее, мечтать и т.д. Он ответственен за наше настроение, эмоции, чувства. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Строение и функции головного мозга — предмет изучения медиков до сих пор. Знать о работе головного мозга очень важно
для жизнедеятельности человека.
Актуальность этой проблемы определяется и тем, что раскрытие роли правого и левого полушарий мозга в возможности управления психоэмоциональными состояниями у человека весьма полезно для понимания процессов обучения, снятия и предупреждения состояний, отрицательно влияющих на здоровье и т.д.
Строение головного мозга является достаточно сложным. Этот орган состоит из множества систем и способен выполнять немало функций. Повреждение любого из участков головного мозга может приводить к самым серьезным последствиям для здоровья человека. Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений, но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определенную функцию, в процессе исследований ещё не была найдена область мозга, которая бы ничего не делала.
Объект исследования: головной мозг человека.
Предмет исследования: функции больших полушарий головного мозга.
Цель исследования: изучить структуру и функции больших полушарий головного мозга.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) исследовать литературу, затрагивающую вопросы изучения ЦНС, научных открытий в этой области;
2) рассмотреть строение головного мозга человека;
3) изучить функции левого и правого полушария мозга;
4) проанализировать межполушарные взаимодействия головного мозга.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, синтез, обобщение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Головной мозг – это сложный механизм, который руководит работой всех внутренних систем организма. Состоит он из пяти отделов, каждый из которых выполняет определённые функции. Без работы данного отдела центральной нервной системы сложно представить жизнедеятельность всего организма. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.
Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем, многие люди не проявляют своих возможным способностей.
Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами.
Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработки информации (поэтапная обработка).
Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах. Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять, учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.
Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.
Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на материалах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.
Принято считать, что, если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в расчетливые, без эмоций, машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.
Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие – правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности, но это не совсем точно.
Это свидетельствует о том, что основные функции контролируют сразу оба полушария мозга, а в случае повреждения одного из полушарий мозга, другое способно выполнять и его функции.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрианов, О.С. Структурные предпосылки функциональной межполушарной асимметрии мозга // Физиология человека. 1999. - Т. 5. - С. 510-516.
2. Бабенко, В.В. Центральная нервная система: анатомия и физиология / В.В. Бабенко; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. – Таганрог : Южный федеральный университет, 2016. – 214 с.
3. Бианки, В.Л. Механизмы парного мозга // Л. 2009. - 264 с.
4. Деглин В.Л., Николаенко H.H. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний человека // Физиол. человека. 2005. - Т. 1, -N3, -С. 418
5. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов /Т.Г. Визель.- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
6. Гайворонский, И.В. Функционально-клиническая анатомия головного мозга: атлас анатомических препаратов и прижизненные магнитно-резонансные томограммы головного мозга / И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, С.Е. Байбаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2016. – 257 с.
7. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: учебник для медицинских вузов / И.В. Гайворонский. – 8-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2013. – Т. 2. – 453 с.
8. Гамова, Л.Г. Физиология головного мозга : учебно-методическое пособие / Л.Г. Гамова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 49 с.
9. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
10. Жаворонкова, Л.А. Особенности динамики межполушарных соотношений ЭЭГ в процессе восстановления нервно-психической деятельности человека. //Журн. высш. нерв, деятельности им. Павлова. 2010. - Т. 40, вып. 2. -С. 238-246.
11. Каменская, В.М. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами средних структур у правшей. // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М. - 2016. - С. 26-27.
12. Костандов, Э.А. Асимметричный мозг // Наука в России 1992. - N 5/6. - С. 53-56.
13. Костандов, Э.А. Роль когнитивных факторов в эмоциональной асимметрии полушарий головного мозга человека // Журн. высш. нерв, деятельности им. Павлова. 1999. - Т. 40, вып. 4. - С. 611-619.
14. Костандов, Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука. - 2003. - 172 с.
15. Коган, А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности / А.Б. Коган.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 368 с.
16. Лысова, Н. Ф. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н. Ф. Лысова, Г. А. Корощенко, С. Р. Савина. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 272 с.
17. Меерсон, Я.А. О роли левого и правого полушарий головного мозга в процессе вероятностного прогнозирования // Физиология человека. 2016. - Т. 12, N5.-С. 723-731.
18. Привес, М.Г. Анатомия человека/ М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович - СПб: СПбМАПО, 2016.-724 с.
19. Прищепа, И.М. Анатомия человека: учебное пособие/ И.М. Прищепа /-М.: Новое знание, 2017.- 459 с.
20. Прищепа, И.М. Нейрофизиология : учебное пособие / И.М. Прищепа, И.И. Ефременко. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 288 с.
21. Русалова, М.Н. Влияние эмоций на активацию левого и правого полушарий головного мозга // Физиология человека. 2018. - Т. 14. - N 5. - С. 754-769.
22. Самусев, Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие для СПО, 2-е изд., пер. /Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрёв - М.: Мир и образование, 2015. –768 с.
23. Самусев, Р.П. Справочный атлас анатомии человека. – М.: Мир и образование, 2016. – 800 с.
24. Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека. – Учебное пособие для СПО, 7-е издание. – М.: АСТ, 2016. – 544 с.
25. Самусев, Р.П. Анатомия человека. – Учебник для СПО, 4-е издание. – М.: АСТ, 2016. – 576 с.
26. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека. В 4 т. Т. 3. Учение о сосудах и лимфоидных органах: учебное пособие / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, А. Я. Синельников. - 7-е изд., перераб. изд. - М. : Новая волна, 2019. - 216 с.
27. Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. М. Смирнов, А. В. Смирнов. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
28. Степанова, С.В. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: учебное пособие/ С.В. Степанова , С.Ю. Гармонов /-М.: ИНФРА-М, 2019.-205 с.
29. Шардакова, Я.А. Изучение особенностей внимания, работоспособности и структурно-функциональной организации полушарий головного мозга/ Я.А. Шардакова, И.А. Карпова, Е.В. Кадырова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3
30. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 464 с.
31. Щелчкова, Н.Н. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н.Н. Щелчкова/-М.:ИНФРА-М, 2019.-343 с.
32. Этинген, Л.Е. Тело человека: знакомое и незнакомое: курс лекций по нормальной анатомии / Л.Е. Этинген/ -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.- 407 с.










Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.