• Категория: Медицина
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2021

ВКР для медколледжа. Работа прошла защиту на "отлично".

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПИЕЛОНЕФРИТА 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности строения почек у детей, определение, эпидемиология 5
1.2. Этиология и патогенез 11
1.3. Факторы риска развития пиелонефрита у детей 13
1.4. Классификация, диагностика 16
1.5. Клиническая картина 17
1.6. Лечение и профилактика 21
ГЛАВА II. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ПИЕЛОНЕФРИТЕ У РЕБЕНКА. 26
2.1. Сестринский процесс при пиелонефрите у ребенка 26
2.2. Алгоритм действия медицинской сестры при вербальном общении с пациентом (ребенком) и его представителем 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40












ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Пиелонефрит является самым распространенным заболеванием почек и занимает второе место среди всех болезней, уступая лишь острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ). Заболевание широко распространено среди взрослого населения и детей, протекает длительно, в ряде случаев приводит к потере трудоспособности. Очень важно знать, что пиелонефрит является наиболее частыми причинами развития хронической почечной недостаточности.
В последние десятилетия все большее внимание обращается на заболевания органов мочевой системы у детей раннего возраста. В 80-90-х годах все очевиднее становилось, что ряд заболеваний почек, ярко проявляющихся в дошкольном или школьном возрасте, имеет свои истоки в антенатальном и перинатальном периодах. К основным причинам, которые уже существуют к моменту рождения ребенка и определяют патологию органов мочевыделительной системы, относятся наследственные и тератогенные факторы (неблагоприятные факторы внешней среды, способные вызвать нарушение развития плода на разных сроках беременности), гипоксически-ишемические повреждения почечной ткани, внутриутробные и интранатальные инфекции. Согласно эпидемиологическим данным, врожденные пороки развития органов мочевыделительной системы составляют 30% от всех врожденных аномалий, которые проявляются развитием вторичного пиелонефрита [2].
Пиелонефрит – это воспалительный процесс в почке, в который вовлекаются все ее структуры. Пиелонефрит занимает 3-е место среди причин, ведущих к хронической почечной недостаточности (состояние, при котором почка не способна выполнять свои основные функции). Девочки заболевают пиелонефритом в 5 раз чаще мальчиков, что связано с особенностями анатомического строения мочеполовой системы [3].
Актуальность данного заболевания обосновывается тем, что пиелонефрит является распространенной патологией среди детского населения, имеет высокий удельный вес среди всех заболеваний и занимает второе место после заболеваний органов дыхания. Распространенность – 18 - 22 больных на 1000 детского населения [16]. Поэтому главной задачей медицинского работника, имеющего дело с пиелонефритом, является своевременная диагностика и лечение основного заболевания, которое осложнилось пиелонефритом. Лечение и профилактика самого осложнения без диагностики и лечения основного заболевания абсолютно бесперспективно.
Объект исследования: сестринская деятельность.
Предмет исследования: сестринская деятельность при пиелонефрите.
Цель исследования: изучить особенности сестринской деятельности при пиелонефрите у детей.
Задачи исследования: изучить:
1) Этиологию и предрасполагающие факторы пиелонефрита;
2) Клиническую картину и особенности диагностики пиелонефрита;
3) Принципы оказания первичной медицинской помощи при пиелонефрите;
4) Методы исследований и подготовку к ним;
5) Принципы лечения и профилактики пиелонефрита;
6) Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой;
7) Особенности сестринского процесса при пиелонефрите.
Методы исследования: научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме; наблюдение, субъективный метод клинического обследования пациента; объективные методы обследования; анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Лечение пиелонефрита проходит преимущественно в условиях стационара. Это продиктовано необходимостью в постоянном наблюдении за пациентом, контроле его состояния, многократной сдаче анализов и отслеживании динамики развития заболевания. Эту непростую работу выполняют медицинские сестры. В связи с тем, что пиелонефрит имеет бактериальную природу, универсального медикаментозного лечения от него не существует. Препараты подбираются индивидуально, в зависимости от характера бактерий, их чувствительности к разного рода антибиотикам, симптоматической картины, особенностей состояния пациента и др.
В связи с этим пациент некоторое время проводит в стационаре, поэтому очень важную роль играет в данном случае правильный сестринский процесс при пиелонефрите. Он включает в себя исполнение следующих действий: исполнение назначений врача; своевременный сбор анализов пациента; контроль соблюдения постельного режима; контроль соблюдения пациентом назначенной диеты; поддержание теплового режима в помещении (палате); эмоциональная поддержка пациента; наблюдение за состоянием больного, в случае необходимости оказание доврачебной помощи; своевременное уведомление врача об изменениях состояния пациента.
Пациентам при пиелонефрите категорически запрещено переохлаждаться, им предписан постельный режим и соответствующая диета. Поэтому медсестра обязана следить за тем, чтобы больные сдерживали свою активность, не находились на сквозняке во время проветривания помещения, а также не употребляли в пищу продукты, исключенные из перечня допустимых. Особенно это актуально при пиелонефрите у детей, уровень самоконтроля которых, в силу объективных причин, недостаточно высок.
Сестринский уход подразумевает также обеспечение регулярной сдачи пациентом необходимых анализов. Данное заболевание требует лечения с помощью антибиотиков, однако определить оптимальное лекарство сразу не всегда возможно. Бактерии, вызывающие данный воспалительный процесс в почке, могут иметь невосприимчивость к ряду антибактериальных препаратов. Необходимо установить их устойчивость к одним, и чувствительность к другим антибиотикам.
Общим для всех заболеваний и обязательным для исполнения условием является соблюдение чистоты в помещении, где содержатся больные. Влажная уборка в палате должна производиться ежедневно не менее двух раз, задача медсестры контролировать соблюдение этого правила. Кроме того, дважды в день необходимо проветривать палату. Однако при пиелонефрите пациентам надо особенно остерегаться переохлаждения и сквозняков. Поэтому медсестра должна следить за тем, чтобы выполнение одного условия не исключало соблюдение второго.
Пациент при пиелонефрите должен как можно больше времени проводить в горизонтальном положении, в тепле. Постельный режим – непременное в данном случае условие проведения успешного лечения. Сестринский уход включает в себя контроль его исполнения, обеспечение условий для полноценного отдыха и ночного сна, а также соблюдение тишины в палате.
Пациентам при пиелонефрите предписано соблюдение специальной диеты. Продукты, способствующие удержанию воды в организме, такие как колбаса, соленая рыба, копчености и др., из употребления исключаются. Рекомендуется пить как можно больше жидкостей, преимущественно плодово-ягодных морсов, отваров, травяных чаев. Сестринский процесс при пиелонефрите заключается, в том числе, в контроле соблюдения пациентом диеты.
При необходимости медсестра беседует с родственниками пациента или родителями, если речь идет о ребенке, объясняет им необходимость следования рекомендациям врача, в частности, соблюдения диеты. Следит за тем, чтобы близкие, стремясь порадовать больного, не приносили ему продукты, наносящие здоровью вред. Кроме того, медицинская сестра может беседовать с родственниками и на другие, касающиеся лечебного процесса, темы, сообщать об изменениях состояния пациента и т.д.
Для эффективного выполнения назначений врача, медсестра не только осуществляет правильный и своевременный сбор анализов, но и обеспечивает введение пациенту назначенных препаратов, согласно установленному графику. Кроме того, она контролирует явку больного на осуществление процедур и различных манипуляций, предварительно инструктирует его о порядке их проведения, помогает подготовиться к ним. Также она фиксирует результаты процедур, изменения в динамике развития болезни и состоянии пациента, сообщает обо всех наблюдениях лечащему врачу.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрусев, А. М. Нефрология. Национальное руководство. Краткое издание / А. М. Андрусев, С. О. Андросова -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.- 608 с.
2. Вялкова А.А., Гриценко В.А. Инфекция мочевой системы у детей: современные аспекты этиологической диагностики и лечения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017. Т. 62. № 1ю С. 99–108.
3. Горбань, Е. Г. Факторы риска рецидивирования пиелонефрита у девушек-подростков / Е. Г. Горбань, Г. М. Летифов, Ю. Ю. Чеботарева // Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2016. -Т. 61.- № 4. -С. 209–212.
4. Григорьев, К. И. Особенности оказания сестринской помощи детям : учеб. пособие / К. И. Григорьев.– Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 260 с.
5. Гусева, Н. Б. Медицинская реабилитация и повышение качества жизни детей с рецидивирующим пиелонефритом и респираторными заболеваниями в условиях многопрофильного стационара / Н. Б. Гусева [и др.] // Детская и подростковая реабилитация. – 2017. – № 4 (32). – С. 5-9.
6. Демидова, Т. В. Сестринский уход при заболеваниях почек и мочевыводящих путей : учебно-методическое пособие / Т. В. Демидова ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России Институт сестринского образования. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 84 с.
7. Длин, В. В. Инфекция мочевой системы у детей: Руководство для врачей / Длин В. В. [и др.]. -М.: Оверлей, 2017.
8. Иванова, О. П. Пиелонефрит в практике медсестры / О. П. Иванова, В. Н. Петров, И. М. Журавская // Медицинская сестра. – 2009. – № 1. – С. 6-9.
9. Какаулина, О. В. Опыт организации сестринской деятельности в ГБУЗ "Иркутская государственная областная детская клиническая больница"/ О. В. Какаулина // Медсестра. – 2017. – № 9. – С. 83-88
10. Капустин, С. В. Ультразвуковое исследование в урологии и нефрологии. Монография / С. В. Капустин.- М.:Умный доктор, 2018.- 176 с.
11. Качаровская, Е. В. Сестринское дело в педиатрии : практ. руководство для мед. училищ и колледжей / Е. В. Качаровская, О. К. Лютикова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 127 с.
12. Кириллов, В. И. Неантибактериальные альтернативные мероприятия при инфекции мочевой системы у детей. Ч. 2. / В. И. Кириллов, Н. А. Богданова, С. Л. Морозов // Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2018. -Т. 63. -№ 4.- С. 113–118.
13. Коровина, Н. А. Протокол диагностики и лечения пиелонефрита у детей : уч. пособие / Н. А. Коровина [и др.].-Москва : АО «Принт-Партнер», 2000. -49 с.
14. Летифов, Г. М. Место Канефрона Н в комплексной терапии инфекции мочевой системы и дисметаболических нефропатий у детей / Г. М. Летифов, Е. П. Кривоносова // Практика педиатра.- 2017. -№ 2.- С. 36–40.
15. Маковецкая, Г. А. Диагностические ошибки в детской нефрологии / Г.А. Маковецкая. - М.: Медицина, 2015. - 182 c.
16. Майданник, В. Г. Современные аспекты пиелонефрита у детей / В. Г. Майданник, И. В. Ковальчук // НМУ имени А. А. Богомольца. Международн. журнал педиатрии, акушерства и гинекологии, 2016.- Том 9.- №3.
17. Милованова, А. М. Роль медицинской сестры в проведении перитонеального диализа при хронической почечной недостаточности у детей / А. М. Милованова // Педиатрическая фармакология. – 2017. – Т. 14, № 5. – С. 411-414.
18. Морозов, С. Л. Инфекции мочевой системы: тактика ведения пациентов / С. Л. Морозов // Consilium Medicum. Педиатрия.- 2018. -№ 2.- С. 62–67.
19. Морозов, С. Л. Пиелонефрит у детей. Современный взгляд на проблему / С.Л. Морозов, В.В. Длин // Практика педиатра. – 2020. – № 1. – С. 32-39.
20. Никитюк, Д. Б. Анатомия человека. Атлас для педиатров / Д. Б. Никитюк, С. В. Клочкова.- М.: 2019.- 896 с.
21. Один, В. И. Клинический анализ гемограммы / В. И. Один.- СПб.: Элби, 2020.- 152 с.
22. Савченков, Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие / Ю. И. Савченков, С. Н. Шилов О. Г. Солдатова.- М.: Владос, 2018.-143 с.
23. Скворцов, В. В. Клиническая нефрология. Краткий курс / В. В. Скворцов, А. В. Тумаренко.- СПб.: СпецЛит, 2017.- 201 с.
24. Соколова, Н. Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум : учеб. пособие для студентов СПО / Н. Г. Соколова.–Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 382 с.
25. Тихонов, В. В. Педиатрия : учебник для среднего мед. образования / В. В. Тихонов, Е. И. Хубулава. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2019. – 580 с.
26. Тульчинская, В. Д. Сестринская помощь детям : учебное пособие / В. Д. Тульчинская. – Рстов-на-Дону : Феникс, 2015. – 367 с.
27. Усанова, А. А. Клинические нормы. Нефрология / А. А. Усанова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.- 224 с.
28. Шейман Джеймс А. Патофизиология почки / Джеймс А. Шейман.- М.: БИНОМ, 2021.-192 с.
29. Шилов, Е. М. Нефрология. Клинические рекомендации / Е. М. Шилов, А. В. Смирнов, Н. Л. Козловская.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.- 856 с.
30. Эдвард Люттвак. Ультразвуковая диагностика. Практическое решение клинических проблем, т. 4. УЗИ в педиатрии / Эдвард Люттвак.- М.: Медицинская литература, 2016.- 160 с.
31. Эрман, М. В. Симптом-синдром-диагноз. Болезни почек и моче-выделительной системы у детей / М. В. Эрман.- СПб.: СпецЛит, 2020.- 229 с.
32. Якушин С.С. Актуальные вопросы нефрологии : учебное пособие / С.С. Якушин.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.- 176 с.



Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.